Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема IX. Формирование основ Советского государства и общества в 1917-начале 1930-е гг. : основные проблемы, направления, особенности и результаты развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Основные тенденции мирового развития между двумя мировыми войнами и Борьба за выбор пути развития страны в 1917-1920 гг. 2. От гражданской войны к гражданскому миру: - кризис большевистской системы власти в конце 1920-начале 1921 г., новая экономическая политика; - образование СССР. 3. СССР в 1930-е гг. Политика форсированного перехода к социализму. Формирование тоталитарного режима. Основные понятия: коммунизм, социализм, диктатура пролетариата, однопартийная политическая система, декрет о земле, декрет о мире, Декларация прав и свобод трудящихся, Учредительное собрание, Гражданская война, военный коммунизм, продразверстка, «антоновщина», Кронштадтский мятеж, новая экономическая политика, кооперация, продналог, «ножницы цен», концессия, трест, внутрипартийные дискуссии (внутрипартийная борьба), индустриализация, коллективизация, административно-командная система, тоталитаризм, культ личности. Рекомендуемая литература 1. Алексеев В.В. Гибель царской семьи: мифы и реальность: Новые документы о трагедии на Урале [Текст] / В.В. Алексеев. – Екатеринбург, 1993. – 282 с. 2. Барсенков А.С. История России. 1917-2004 [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «История» / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 815 с. 3. Батюшенко Ю.В. Нэп: государство, частник, кооперация [Текст] / Ю.В. Батющенко // Вопросы истории. – 2007. 4. Белые генералы [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с. 5. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991[Текст] / Н. Верт; пер. с фр. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, Весь мир, 1998. – 543 с. 6. Елизаров М.А. Еще раз о причинах Кронтштадтского восстания в марте 1921 г. [Текст] / М.А. Елизаров // Отечественная история. – 2004. - № 1. 7. Искендеров А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия [Текст] / А.А. Искендеров // Вопросы истории. – 2003. - № 10. 8. Искендеров А.А. Первые шаги Советской власти [Текст] / А.А. Искендеров // Вопросы истории. – 2003. - № 2. 9. История России с древнейших времен до конца ХХ века[Текст]: учеб. пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 656 с. 10. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2000. – 544 с. 11. История России ХХ- начала ХХI века [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.В. Милова, А.С. Барсенкова и др. – М: Эксмо, 2009. – 960 с. 12. История России. ХХ век [Текст]: учеб. пособие для вузов / отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М: АСТ, 1997. – 607 с. 13. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929 [Текст] / Э.Х. Карр; пер. с англ. – М.: Интер-Версо, 1990. – 207 с. 14. Лельчук В.С. Индустриализация СССР: исторический опыт, проблемы [Текст] / В.С. Лельчук. – М.: Политиздат, 1984. – 304 с. 15. Макаренко П.В. Большевики и Брестский мир [Текст] / П.В. Макаренко // Вопросы истории. – 2010. - № 3. 16. Макаренко П.В. Большевики и Брестский мир [Текст] / П.В. Макаренко // Вопросы истории. – 2010. - № 3. 17. Осокина Е.Б. Иерархия потребления в советском обществе в конце 1920-1930-е гг. [Текст] / Е.Б. Осокина. – М.: Наука, 1999. – 345 с. 18. Отечественная история. ХХ век [Текст]: учеб. пособие для вузов. – М: Агар, Рандеву-АМ, 1999. – 495 с. 19. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы [Текст] / И.В. Павлова // Вопросы истории. – 2001. - № 10. 20. Политическая история России [Текст]: хрестоматия для вузов / сост.: В.И. Коваленко и др. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 623 с. 21. Поляков Ю.А. Новая экономическая политика: Разработка и осуществление [Текст] / Ю.А. Поляков, П. Дмитренков, Н.В. Щербань. – М.: Политиздат, 1982. – 240 с. 22. Рогалина Н.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути [Текст] / Н.Л. Рогалина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 224 с. 23. Россия ХХ век. Документы и материалы [Текст]: учеб. пособ. В 2 кн. Кн. 1. / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Высшая школа, 2004. – 400 с. 24. Саблин В.А. Белое движение и крестьянство в 1917-1920 гг. [Текст] / В.А. Саблин // Преподавание истории в школе. – 2003. - № 8. 25. Сазонов В.В. У истоков крестьянского восстания на Тамбовщине [Текст] / В.В. Сазонов // Вопросы истории. – 2001. - № 4. 26. Сенявский А.С. Советская мобилизационная модель индустриальной модернизации: историко-теоретические проблемы [Текст] / А.С. Сенявский // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. - № 2. 27. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал [Текст]. В 2 т. Т.1. От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира / под общ. Ред. Ю.Н. Афанасьева – М.: РГГУ, 1998. – 509 с. 28. Сташкевич Н.С. К вопросу о формировании однопартийной системы [Текст] / Н.С. Сташкевич // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 9. 29. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город [Текст] / Ш. Фицпатрик. – М.: РОССПЭН, 2001. – 336 с. 30. Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008 [Текст] / В.В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2009. – 288 с. 31. Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917-1922 годы [Текст] / В.Ж. Цветков // Вопросы истории. – 2000. - № 7. 32. Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция [Текст] / В.Л. Шейнис // Российская история. – 2010. - № 1. 33. Шмелев Г.И. Национализация земли в теоретических схемах большевиков и в реальности [Текст] / Г.И. Шмелев // Вопросы истории. – 2003. - № 2.
Методические рекомендации 4. Следует рассмотреть процесс укрепления большевиков у власти: установление Советской власти в Москве и других городах, на фронтах, преодоление первого натиска сил контрреволюции, причины быстрого и преимущественно безболезненного установления советской власти на местах. Важнейшим вопросом для новой власти стал вопрос об отношении к Учредительному собранию, требование о созыве которого было программным для большинства демократических партий России. Необходимо изучить обстоятельства созыва Учредительного собрания и его состав, а также шаги большевистского руководства в отношении него. Анализируя первые декларации и мероприятия Советской власти, целесообразно рассматривать действия советского руководства в основных сферах: политической, социально-экономической, духовной. При этом следует обратить внимание, что первые шаги новой власти были продиктованы, прежде всего, назревшими общественными потребностями и в основном имели общедемократическую направленность. Лишь к весне 1918 г. завершился поворот в политике большевиков. Главным их врагом на данном этапе стала мелкобуржуазная стихия, ставка была сделана на государственный капитализм, на привлечение буржуазных специалистов. Одновременно была изменена аграрная политика. В чем это выражалось? В вопросе о выходе России из империалистической войны, необходимо отметить, что вопрос о войне был самым болезненным в политической жизни страны. Большевики пришли к власти под лозунгом скорейшего окончания войны, что соответствовало настроениям масс. В то же время нужно отметить, что проблема выхода из войны была связана в мировоззрении большевиков с планами мировой революции. Но реальное положение страны заставило менять установки: революционная война была не по силам России. Внутри большевистской партии не было единства по вопросу о войне и мире, и, анализируя проблему, нужно сопоставить позиции В.И. Ленина. Л.Д. Троцкого, "левых коммунистов" во главе с Н.И. Бухариным. Рассмотрение конкретных вопросов следует завершить выводом о значении и последствиях Брестского мира для России. Рассматривая историю России в период Гражданской войны и иностранной интервенции, нужно остановиться на следующих вопросах: - причины Гражданской войны и интервенции; - этапы Гражданской войны; - основные фронты Гражданской войны; - характеристика белого движения; - внутренняя политика Советской власти в период войны. Единой точки зрения на начало Гражданской войны нет. Однако собственно периодом Гражданской войны принято считать лето 1918 - конец 1920 г. - время, когда военное противостояние определяло содержание и характер всей жизни страны. Изучение данной темы предполагает знание содержания и хронологии конкретно-исторических событий, прежде всего военных действий, заставляет обратить значительное внимание на работу с картой. В результате Первой мировой и гражданской войн в России в Европе складывается принципиально новая геополитическая ситуация. Окончательно ломается традиционная для предыдущего периода система европейского равновесия "2+1": два враждующих континентальных центра сил и Великобритания в роли арбитра, препятствующего чрезмерному усилению одного из них. Мировое равновесие дестабилизировала и победа в России большевизма, ориентировавшегося на мировую пролетарскую революцию. Таким образом вместо схемы "2+1" возникает другая: "2 (Франция против Германии + 1 (Великобритания) + 1 (СССР)". Это повлияло на внешнеполитические доктрины ведущих держав. Как изменились их внешнеполитические программы? Каковы были задачи внешней политики Советской России в начале 1920-х гг.? В чем суть концепции построения социализма в отдельно взятой стране? Как изменились задачи внешней политики СССР к началу 1930-х гг.? 2. При изучении этого вопроса следует дать характеристику политических, экономических, социальных, демографических, духовных, а также геополитических и внешнеполитических последствий гражданской войны и тем самым обосновать вывод о том, что политика предыдущего этапа оказалась бесперспективна и была необходима смена политического курса. Покажите значение Х съезда партии большевиков в переходе к нэпу. Охарактеризуйте меры, входящие в комплекс новой экономической политики, покажите их двойственность. Обратите внимание на то, что политика нэпа рассматривалась большевиками не как отступление под давлением обстоятельств, а как маневр в социально-экономической области, компромисс с мелкобуржуазными массами трудящегося населения России. При этом новая экономическая политика предполагала сохранение "командных высот" в политике, экономике, идеологии в руках большевиков посредством советского государства. Рассмотрите процесс восстановления промышленности, транспорта, сельского хозяйства на основе нэпа. Обратите внимание на социальные последствия развернувшихся экономических процессов. Рассмотрев социально-экономические проблемы развития страны в условиях новой экономической политики, необходимо в качестве итога отметить, что попытка организовать хозяйственную жизнь на основах сочетания административных рычагов управления и элементов рынка дала определенные положительные результаты. Вместе с тем очевидно, что к 1926-1927 гг. были исчерпаны "восстановительные" факторы роста экономики и возможности экономического развития на началах нэповского дуализма. Анализируя политическую жизнь страны в условиях нэпа, выделите следующие проблемы: 1) укрепление однопартийной политической системы (состояние партии большевиков в начале 1920-х гг., внутрипартийная оппозиция и меры борьбы с ней, борьба партии большевиков против своих возможных оппонентов в лице других социалистических партий, дальнейшее повышение роли партии в решении государственных проблем, укрепление органов защиты государства); 2) политическая борьба в советском руководстве (авторитарный характер установившегося в стране политического режима, борьба в руководстве партии после смерти Ленина, этапы борьбы Сталина за упрочение лидерства в партии). Нужно отметить, что политическая жизнь 1920-х гг. показывала общий спад политической активности граждан. В деятельности демократических институтов советского государства и общественных организаций усиливались бюрократизация и формализм. Все в большей степени происходило отчуждение основных масс народа от власти и политической жизни; 3) создание СССР (политика партии большевиков в национальном вопросе, отношения между советскими республиками в период Гражданской войны, объективные и субъективные предпосылки возникновения союзного государства, споры в руководстве РКП (б) о принципах объединения, процесс возникновения СССР). Подводя итог, следует указать, что закрепленные в основных документах СССР принципы федерализма не были в полной мере реализованы на практике в связи с установившейся жесткой политической монополией партии. Со временем становилось все более очевидно, что СССР функционирует как сверхцентрализованная, унитарная, идеократическая система. Подводя итоги изучения вопроса темы, необходимо отметить, что в период нэпа в результате проведения гибкой, компромиссной политики в экономике, социальной сфере, в культуре (во всем, что непосредственно не касалось политики и идеологии) советскому руководству удалось решить многие острые проблемы, стоявшие перед страной, прежде всего, жизненно важные для государства проблемы восстановления экономики и преодоления международной изоляции. Вместе с тем власть решала актуальные для себя задачи упрочения завоеванной политической монополии. Двойственный и компромиссный характер нэпа неизбежно порождал противоречия и новые проблемы. 3. При рассмотрении процесса форсированного социалистического строительства, которое осуществлялось в СССР в условиях укрепления тоталитарного политического режима и административно-командной системы управления, необходимо остановиться на следующих проблемах. Охарактеризуйте дискуссии и борьбу в руководстве РКП (б) в середине - второй половине 1920-х гг. (прежде всего по вопросу о путях, методах, темпах социалистической модернизации). Обратите внимание на хозяйственные трудности 1927-1928 гг., которые заставили прибегнуть к чрезвычайным мерам и укрепили уверенность руководства страны в необходимости изменить социально-экономический курс. Обстоятельно остановитесь на проблеме индустриализации. Говоря об источниках ее финансирования, обратите внимание на то, что они являлись внутренними: широко использовались возможности государственного бюджета "перекачивать" средства из одного сектора экономики в другой (из аграрного в индустриальный), накопления населения (займы), социальные резервы (социалистическое соревнование, ударничество). Кроме того, большое значение имел несвободный труд заключенных ГУЛАГа. Рассмотрите ход индустриализации, укажите, какие отрасли промышленности занимали приоритетное положение, назовите и покажите на карте основные стройки первых пятилеток. Подводя итог, отметьте, что в годы первых пятилеток в результате модернизации промышленности был сделан качественный скачок в уровне индустриального развития страны и этим была обеспечена технико-экономическая независимость СССР, создана основа для укрепления обороноспособности. Социальными последствиями индустриализации были: ликвидация безработицы, дальнейший рост численности промышленных рабочих и в связи с этим изменение структуры населения страны (урбанизация). В то же время уровень жизни населения оставался скудным, показательно, что в 1929-1935 гг. снабжение населения продовольственными продуктами и потребительскими товарами осуществлялось по карточкам. Составной частью политики социалистической реконструкции была коллективизация деревни. Прежде всего нужно выделить основные этапы формирования этого курса: выдвижение XV съездом ВКП (б) общей установки на социалистическое преобразование деревни; переход в 1929 г. к сплошной коллективизации, когда аграрная политика стала иметь характер чрезвычайных мер. Составной частью курса сплошной коллективизации было "раскулачивание". Рассматривая осуществление коллективизации, нужно составить представление о методах вовлечения крестьян в колхозы, остановиться на роли в организации колхозов прибывших из городов рабочих, формах коллективных хозяйств, организации труда в колхозах. Следует показать, что в результате насильственной коллективизации произошло падение сельскохозяйственного производства. Социальным последствием аграрной политики этого этапа было "раскрестьянивание" - утрата сельским населением статуса самостоятельных хозяев. Необходимо отметить, что в результате политики социалистической реконструкции была ликвидирована многоукладность экономики, сложился экономический механизм, для которого были характерны: сверхцентрализм, директивное планирование, административно-командные методы управления, практический отказ от использования рыночных механизмов. Для новой советской экономики были типичны огромные масштабы и очень невысокий уровень эффективности производства. Политическая жизнь страны в данный период может быть рассмотрена по следующему плану: 1. Борьба против реального или мнимого инакомыслия, которая велась под лозунгом об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму: политические процессы и агитационно-пропагандистские кампании, политика массовых репрессий. Политика террора была составной частью внеэкономического принуждения населения, необходимым составным элементом политической системы тоталитарного типа. Методы политического террора были использованы Сталиным для укрепления его личной власти. 2.Советская общественно-политическая система, включавшая ВКП(б), государство, общественные организации. Необходимо отметить, что на данном этапе произошло фактическое полное слияние функций партийных и государственных органов, бюрократизация всех звеньев политической системы. Демократические нормы Конституции 1936 г. были декларативны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.105 (0.008 с.) |