Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема VI. Основные направления и особенности развития российской империи во второй половине XIX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Предпосылки реформ 1860-1870-х гг. 2. Сущность крестьянской реформы 1861 г. и поземельных отношений во второй половине ХIХ в., их основные противоречия. 3. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. и их системные последствия. Основные понятия: промышленный переворот, индустриальное общество, крепостное право, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, земства, городские думы, курии, всеобщая воинская повинность, общий суд, мировой суд. Рекомендуемая литература 1. Административно-территориальное устройство России: История и современность [Текст] / под ред. А. В. Пыжикова. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 320 с. 2. Безгин В.Б. Сельская община в пореформенной России [Текст] / В.Б. Безгин // Преподавание истории в школе. – 2005. - № 3. 3. Бесов А.Г. Социокультурные нормы российской государственности XIX века [Текст] / А.Г. Бесов // Вопросы истории. – 2005. - № 6. 4. Богатырева О.Н. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX- начало ХХ века [Текст] / О.Н. Богатырева // Вопросы истории. – 2004. - № 8. 5. Волков Е.В. Русские императоры ХIХ века в свидетельствах современников и оценках потомков [Текст] / Е.В. Волков, А.И. Конюченко. – Челябинск: Аркаим, 2002. – 335 с. 6. Воронкова С.В. История России. 1801-1917 г. [Текст]: учеб пособие для вузов / С.В. Воронкова, Н.И. Цимбаев. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 559 с. 7. Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917 [Текст]. В 4 т. Т. 1. Высшие государственные учреждения / отв. сост.: Д.И. Раскин. – СПб.: Наука, 2000. – 302 с. 8. Данилов А.А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы [Текст] / А.А. Данилов. – М.: Владос, 1997. – 432 с. 9. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II [Текст] / Заичкин И.А., Почкаев И.Н. – М.: Мысль, 1994. – 765 с. 10. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России [Текст] / П.А. Зайончковский. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с. 11. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. [Текст] / П.А. Зайончковский. – М.: Мысль, 1978. – 288 с. 12. История России: С начала XVIII до конца XIX века [Текст]: учеб. пособие для вузов / отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М: АСТ, 1997. – 543с. 13. Ковальченко И.Д. Аграрный строй России второй половины XIX- начала ХХ в. [Текст] / И.Д. Ковальченко. – М.: РОССПЭН, 2004. – 504 с. 14. Лурье Ф.И. Российская история и культура в таблицах [Текст] / Ф.И. Лурье. – СПб.: Геликон Плюс, 1998. – 239 с. 15. Реформы Александра II [Текст] / сост.: О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. – М.: Юрид. лит., 1998. – 460 с. 16. Соловьев Я.В. Реформы 1860-1870-х годов и император Александр II в оценках историков [Текст] / Я.В. Соловьев // Преподавание истории в школе. – 2011. - № 1. 17. Федоров В.А. История России. 1861-1917 г. [Текст]: учеб. для вузов / В.А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2004. – 384 с. 18. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. [Текст] / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2008. - № 11. Методические рекомендации 1. Реформы для России - явление достаточно привычное и в определенной степени все они имели общие характерные черты: 1) реформы всегда проводились сверху; 2) они встречали сопротивление (следствие этого - контрреформы); 3) судьба реформ зависела от соотношения сил их сторонников и противников. Влияние реформ на последующее развитие страны было двойственным: успех преобразований отдалял или смягчал радикальные потрясения, а непродуманность и незавершенность реформ их приближала. Покажите на фактах процесс разложения феодально-крепостнического строя. Почему в России 1861 г. отменили крепостное право? Какие причины, на ваш взгляд, являются главными, основными, а какие сопутствующими процессу освобождения крестьян? Подробно остановитесь на том, что заставило Александра II предпринять серию преобразований в 1860-1870-е гг. в области экономики, политики, образования и культуры. Начать следует с анализа объективных и субъективных условий, сделавших реформы неизбежными и возможными, а затем прояснить роль Крымской войны как катализатора преобразований. Поражение России в Крымской войне выявило полную несостоятельность политической и экономической системы государства, стало ясно, что военное могущество России оказалось мнимым, война привела Россию к международной изоляции. Осознание правящими кругами и обществом степени глубины кризиса привели к пониманию неизбежности реформ. Говоря об объективных предпосылках реформ, укажите требования экономического развития, рост социальной напряженности, проявившийся в крестьянских выступлениях и подъеме оппозиционного общественного движения. Субъективные факторы выразились, во-первых, в том, что сам царь Александр II осознал необходимость преобразований; во-вторых, в том, что он смог опереться на сформировавшийся круг реформаторов, тех, кто стал непосредственно разрабатывать и проводить в жизнь новую политику. Среди них были представители царской фамилии (брат царя Великий князь Константин Николаевич, тетка царя Великая княгиня Елена Павловна), высшие сановники государства (председатель Государственного Совета Д.Н. Блудов, министр внутренних дел С.С. Ланской) и государственные чиновники (С.И. Зарудный, братья Н.А. и Д.А. Милютины, П.А. Валуев и др.). 2. Крепостное право в России формируется в XVI-ХVII вв. и сохраняется до 1861 г. Крепостное право - совокупность юридических норм, закреплявших личную зависимость человека от его господина. Зависимость была внеэкономического характера. В России крепостное право существовало в тяжелой форме, что означало лишение человека большей части личных прав, а также права владеть собственностью. Основные признаки крепостной зависимости применительно к российским условиям первой половины ХIХ в. можно сформулировать так: 1) внеэкономическая, личная зависимость от господина (отдельного лица, корпорации или государства); 2) прикрепление к месту жительства; 3) прикрепление к сословию; 4) ограничение в правах на владение частной собственностью и на совершение гражданских сделок; 5) ограничение в выборе занятия и профессии; 6) социальная незащищенность: возможность лишиться достоинства, чести, имущества без суда, по воле господина. Особенностью российского крепостного права было то, что признаками крепостного состояния обладали не только крестьяне, но и городское население, и духовенство, и дворянство, т.е. крепостное право было всеобщим. Всеобщность крепостнических отношений, приоритет общества над личностью, подавление индивидуализма порождались совокупностью многих факторов. Какими? Подтвердите фактами. Общественные отношения регулировались правовыми нормами, которые допускали насилие. Крепостничество, как государственное, так и частновладельческое основывалось на официальном праве, отсюда и его название - крепостное право. Как шел процесс закрепощения крестьянства? Докажите, что дворянское и городское сословия зависели от государства. На примере Жалованной грамоты дворянству и городам покажите процесс освобождения этих сословий от государственной зависимости. Но особенно полным было закрепощение крестьянства. В чем причины всеобщности крепостничества в России? Первый фактор - традиционный характер русской государственности, т.е. крестьянство считало царя верховным собственником земли, отцом отечества и признавало за ним право распоряжаться свободой, жизнью, здоровьем и имуществом подданных. Второй фактор заключался в том, что русскому государству постоянно требовались огромные средства для укрепления вооруженных сил и ведения активной внешней политики. В условиях отсталой экономики только всеобщее закрепощение могло удержать население на месте, изъять финансовые средства, сохранить общественный порядок. Для утверждения крепостничества имелись и культурно-психологические предпосылки: неразвитость индивидуализма, склонность к подчинению. Покажите особенности экономического и социального положения крестьян к ХIХ в. Процессы разложения крепостнической системы начались во второй половине XVIII в. Уже тогда стали ослабевать такие устои барщинной системы, как господство натурального хозяйства, обязательное наделение крестьян землей, а с начала XIX в. - и личная зависимость крестьян от феодалов. В то же время, несмотря на интенсивный рост внутреннего рынка и товарно-денежных отношений, Россия продолжала оставаться традиционным обществом с абсолютным преобладанием аграрного сектора в экономике. Повышение товарности сельского хозяйства при сохранении крепостного права достигалось наращиванием привычных форм феодальной эксплуатации (барщина дошла до месячины, а денежный оброк вырос в несколько раз), что усиливало крестьянское движение и ослабляло основы общества изнутри. Первоочередное внимание к крестьянской реформе вытекало из понимания того, что крепостной труд был малопроизводительным, модернизация страны и преодоление технико-экономической отсталости были невозможны в рамках крепостничества. В характеристике реформы 1861 г. следует выделить: - условия личного освобождения крестьян; - порядок и условия наделения крестьян землей, в т.ч. выкупа земельных наделов. Оценивая крестьянскую реформу, необходимо подчеркнуть следующее: 1. По мнению большинства современных историков, реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством при максимальном учете интересов помещиков. 2. Условия освобождения крестьян содержали в себе источник будущих противоречий и конфликтов между помещиками и крестьянами. 3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян. 4. Уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостничестве и сословном преобладании дворянства. Это вызвало к жизни целый комплекс преобразований для создания новой системы государственного управления. 3. Охарактеризуйте реформы 1860-1870-х гг., последовавшие за отменой крепостного права: земская, городская, судебная, военная, реформа в сфере образования. Раскройте на примерах социально-экономические и социокультурные последствия реформ. Крестьянская, и последовавшие за ней реформы, не изменили политического режима в России, но стали первым шагом на пути превращения монархии феодальной в монархию буржуазную. В деревне после отмены крепостного права складывались мощные экономические и социальные силы, ломавшие ее вековые устои, "власть земли уступала место власти денег". Как вы понимаете это выражение А. Вишневского? Что значит "власть земли"? Какие отношения господствовали в деревне? Значение земледельческого труда как единственного источника средств существования для большей части крестьян стала падать, стал разрушаться вековой уклад жизни. Страна крестьянская по составу населения, по социально-политической организации, по экономике и культуре была обречена на догоняющее развитие. Вся тяжесть догоняющего развития ложилась на плечи крестьянства как основной массы населения. Процесс социально-имущественного расслоения крестьянства приводил не столько к формированию сельской буржуазии и пролетариата, сколько вел к обнищанию. Приведите примеры, покажите процесс пауперизации крестьянства. Российское общество становится более самокритичным. Объект критики - все устройство российского общества. Задача преодоления отсталости слилась с задачей полного пересмотра экономического и социального строя, смены типа общества. Тема VII. Альтернативы российским реформам "сверху" в ХIХ в.: основные общественно-политические движения. 1. Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений. Основные этапы организации общественных сил России. 2. Охранительная альтернатива (Н.М. Карамзин, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Д.И. Ило-вайский, С.С. Уваров). Теория "официальной народности". 3. Либеральная альтернатива: идейное наследие П.Н. Чаадаева; западники и славянофилы. К.Д. Кавелин, Б.И. Чичерин, А.И. Кошелев, К.А. Аксаков. 4.Революционная альтернатива: начало освободительного движения (декабристы); "Русский социализм" А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского; С.Г. Нечаев и "нечаевщина"; народничество (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев); оформление марксистского течения (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов). Основные понятия: общественно-политические движения, консерватизм, либерализм, теория «официальной народности», декабристы, западники, славянофилы, земский либерализм, кружки 1830-х-1840-х гг., социализм, народничество, марксизм. Рекомендуемая литература 1. Бесов А.Г. Социокультурные нормы российской государственности XIX века [Текст] / А.Г. Бесов // Вопросы истории. – 2005. - № 6. 2. Волков Е.В. Русские императоры ХIХ века в свидетельствах современников и оценках потомков [Текст] / Е.В. Волков, А.И. Конюченко. – Челябинск: Аркаим, 2002. – 335 с. 3. Воронкова С.В. История России. 1801-1917 г. [Текст]: учеб пособие для вузов / С.В. Воронкова, Н.И. Цимбаев. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 559 с. 4. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 г. [Текст] / Я.А. Гордин. – Л.: Лениздат, 1989. – 398 с. 5. Григорьева Е.А. У истоков теории и практики российских «марксистов» [Текст] / Е.А. Григорьева // Вопросы истории. – 2004. - № 7. 6. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II [Текст] / Заичкин И.А., Почкаев И.Н. – М.: Мысль, 1994. – 765 с. 7. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли [Текст]: в 3 т. – М.: Терра, Республика, 1998. – Т. 1. – 415 с. Т. 2. – 399 с. Т 3. – 367 с. 8. Исаков В.А. Радикальные социалисты России (1860-первая половина 1880-х гг.) о будущей власти [Текст] / В.А. Исаков // Вопросы истории. – 2004. - № 10. 9. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – 560 с. 10. История России: С начала XVIII до конца XIX века [Текст]: учеб. пособие для вузов / отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М: АСТ, 1997. – 543с. 11. Лурье Ф.И. Российская история и культура в таблицах [Текст] / Ф.И. Лурье. – СПб.: Геликон Плюс, 1998. – 239 с. 12. Мир русской истории: Энциклопедический справочник [Текст] / науч. ред. А.Н. Мячин. – М.: Вече, 2004. – 608 с. 13. Мунчаев Ш.М. История России [Текст]: учеб. для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. – 591 с. 14. Нечкина М.В. Декабристы [Текст] / М.В. Нечкина. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Наука, 1982. – 181 с. 15. Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года [Текст]: энциклопедия: В 5 т. Т. 1. А – Д. / редкол.: В.Л. Янин, М.Я. Волков, В.В. Журавлев и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 688 с. 16. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст]: учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. – 4-е изд. – М.: Высшая школа, 2006. – 536 с. 17. Рудницкая Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России [Текст] / Е.Л. Рудницкая // Вопросы истории. – 2003. - № 8. 18. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. [Текст] / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2008. - № 11. Методические рекомендации 1. Многие исследователи считают, что осознание тенденций развития в начале ХIХ в. и послужило в значительной степени основанием для проведения Александром I некоторых либеральных реформ в России. 1801-1814гг. - период подготовки реформ и стремление провести масштабные преобразования либеральной направленности. В целом характерной чертой была борьба двух течений: либерального и консервативно-охранительного, лавирование императора между ними. Следует иметь в виду, что главной заботой императора стали преобразования в системе государственных учреждений, и первые пять лет царствования его опорой был Негласный комитет, а позже, с 1807 г. новый виток активности был связан с именем М.М. Сперанского, автора "Введения к уложению государственных законов" (1809 г). Изложение программы М.М. Сперанского (иногда ее называют конституцией) требует некоторых замечаний: 1. Основные идеи были, несомненно, сформулированы и одобрены императором, т.к. сам Сперанский никогда бы не решился на столь смелый проект. 2. Проект ограничивал самодержавие и значительно продвигал Россию к монархии буржуазной. 3. Приоритет был отдан политической сфере - реформам государственного устройства. 4. Сперанский использовал английский и французский конституционный опыт. Необходимо подчеркнуть, что в основе проекта Сперанского лежал принцип разделения властей, таким образом, процесс европеизации России приобретал иное качественное содержание. Однако непоследовательность и компромиссность деятельности императора вызывали негативную реакцию как справа, так и слева, одобренный проект не был реализован, а Сперанский удален от двора. Характеризуя второй этап царствования Александра I, нужно учитывать преобладание консервативных тенденций, которые связывают с именем Аракчеева. Но не следует забывать и о том, что именно в это время проходит ряд либеральных преобразований (в отношении Польши и Прибалтики). Какие? Можно предположить, что император не оставлял попыток реализовать свои либеральные идеи. Завершить рассмотрение данной части вопроса следует упоминанием тех причин, которые помешали более успешной и цельной реформаторской деятельности государя. На этот счет в современной отечественной науке преобладают три точки зрения:1) в подавляющем большинстве дворянство противостояло либеральным преобразованиям, поэтому проекты реформ оказались изначально нежизнеспособными; 2) имея в качестве опоры очень узкий круг высших сановников, Александр не пошел против большинства дворянства, опасаясь переворота; 3) император понимал, что неопытность реформаторов и отсутствие социальной базы реформ могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам. Об организованном общественном движении в России можно говорить, начиная с первой четверти ХIХ в., именно в этот период закладываются основы монархической (консервативной), либеральной и революционной мысли. Последняя переходит к организационному оформлению своих сторонников и открытому выступлению против существующей власти. Идейное обоснование, фундамент различных течений русской общественной мысли был один и тот же - идеи французских просветителей, но выводы из этих идей отечественные мыслители сделали совершенно разные. 2. При характеристике консервативного направления следует иметь в виду, что консерваторы в ХIХ в. не создали в России ни законченной политической доктрины, ни своих организаций, так как в основу своей деятельности ставили устойчивость русского государства и не стремились повернуть ход истории вспять, отличаясь тем самым от реакционеров. Консерваторы считали незыблемым самодержавное правление, признавали несовершенство природы человека, принимали как всеобщую данность социальное, умственное и физическое неравенство людей и как следствие покровительство власти, участие в управлении государством привилегированных сословий. Чем различаются консервативные взгляды Н.М. Карамзина и М.П. Погодина? Каковы особенности взглядов М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева? В чем суть теории "официальной народности"? Что изменилось в ней к концу ХIХ в., почему она стала называться теорией "народного самодержавия"? В 1880-е гг., с воцарением Александра III, стала актуальна задача укрепления самодержавия, повышения его престижа и авторитета путем подавления и искоренения "крамолы". С учетом этой задачи были пересмотрены законы и полномочия учреждений, появившихся в "эпоху реформ". В основе новой, консервативно-охранительной, идеологии правительства лежал вывод о том, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Считалось, что реформы Александра II ослабили государственные устои, активизировали революционное движение и, следовательно, реформирование и европеизация России были для нее губительными. 3. В первой четверти ХIХ в. либеральное направление общественного движения смыкалось с революционным, основывалась на философии Просвещения и дворянском свободолюбии. Дворяне ощущали личную ответственность за судьбу страны, связывали ее с личной свободой и независимостью, считали, что представители общества должны получить возможность участвовать в местном самоуправлении и решении государственных вопросов. Главная проблема либерализма - обеспечение индивидуальной свободы в рамках общественного порядка на основе законов. Политическим выражением либеральной идеи является конституционализм - система правовых условий, необходимых в государстве для свободы личности. Либерализм - это и этика компромисса, проповедь терпимости, уважения к традициям и готовность к обновлению. Какие стороны либерализма преобладали во взглядах либералов первой половины ХIХ в.? Какова сущность и в чем значение идейного наследия П.Я. Чаадаева? В чем смысл славянофильства? По каким проблемам шел спор между западниками и славянофилами? В чем было историческое значение этого спора? Как изменилось либеральное движение во второй половине ХIХ в.? Опорой либерализма стали земства. Особенностью либерализма в России было стремление сделать императора своим союзником и влиять на него подачей просьб, петиций и проектов, склоняя к либеральной политике. Либеральные деятели выдвинули лозунг "позитивной работы на местах" и пытались создать общероссийский земский центр. Основная их цель - установление конституционной монархии. Приведите конкретные примеры либеральной деятельности земств. 4. Движение декабристов ознаменовало начало освободительного движения в России. Особую сложность в рассмотрении этого вопроса представляет выявление исторических корней движения и анализ программ, поэтому остановимся на этих моментах. Прежде всего, отметим, что движение декабристов качественно отличалось от дворцовых переворотов, т.к. было организованным, имело программу и четкие цели буржуазных по сути преобразований. Его особенностью было то, что инициатива принадлежала не буржуазии (как в ряде стран Западной Европы), а дворянам. Но здесь нет ничего странного именно для России, так как буржуазии как класса, осознающего свои интересы, в России еще не сформировалось. Формирование революционного мировоззрения у части российского дворянства историки связывают с экономическими, политическими и идеологическими факторами: разложение феодального строя и обострение классовой борьбы; влияние идей А.Н. Радищева; влияние идей французских просветителей и Великой французской буржуазной революции конца XVIII в.; Отечественная война 1812 г. и вызванный ею патриотический подъем; участие в войне и заграничных походах русской армии почти всех основателей и многих активных членов будущего движения позволили сравнить все увиденное с порядками в России. Фоном для процесса формирования революционного мировоззрения декабристов была политика Александра I во второй половине его царствования с преобладанием консервативных тенденций. Главным побудительным мотивом движения было чувство патриотизма - искренней любви к Родине и народу. Анализ программ "Северного" и "Южного" обществ логичнее провести, выделив для их сравнения 4 проблемы: 1) отношение к самодержавию; 2) аграрный вопрос; 3) будущее государственное устройство России; 4) методы борьбы. Родоначальниками социализма в России считаются Александр Герцен и Николай Огарев - видные деятели революционного движения середины ХIХ в. В окончательном виде концепция "русского социализма" появилась в начале 1850-х гг. Толчком к ее созданию стало разочарование в результатах европейских революций. Каковы основные положения концепции А.И. Герцена и Н.Г Чернышевского? Общественной силой, которая попыталась действовать в духе идей "русского социализма", явилось народничество. Народничество - сложная, разветвленная идеология, комплекс философских, социологических, экономических теорий, это вместе с тем широкое общественное движение, прошедшее путь от отдельных кружков до массовых политических партий. Непосредственно народническое движение охватывало лишь часть образованных слоев, но оно стремилось вовлечь в борьбу с царским режимом трудящиеся массы, прежде всего крестьянство. Деятельность народничества не ограничивалась политическими целями. Оно отстаивало определенную программу и стратегию национального развития, хотя реализовать свои планы ему не удалось. Обращаясь к характеристике революционно-демократического течения в общественном движении России в 1870-1880-е гг., следует проследить идейные истоки народничества, проанализировать его общую концепцию. Задача - борьба с самодержавием и пережитками крепостничества; идейная основа - утопический социализм в его русском варианте. Главное отличие русского утопического социализма состояло в его революционном, наступательном характере, а также в том, что капитализм признавался для России случайностью и регрессом. Обратите внимание на то, что в рабочих народники видели лишь наиболее разорившуюся и обездоленную часть крестьянства. Каковы основные идеи народничества? Чем объясняется наличие различных течений в революционном лагере в 1860 - 1880-е гг.? Характеризуя переход народников к террору, следует понять, что это была не просто тактическая ошибка, а реакция на народное бесправие, на репрессии со стороны царской власти. Террор народовольцев был своеобразной мерой самозащиты и возмездия за погибших соратников. В чем причины жестокого противостояния революционеров и власти в 1870 -1880 гг.? Буржуазная модернизация России привела к оформлению самостоятельного течения русского марксизма, воспринимавшего теорию К. Маркса как руководство к действию, к ниспровержению существующего строя. В обстановке острого кризиса народничества переход к марксизму был попыткой спасти революционные и социалистические идеалы, опереться на быстрорастущую социальную силу - рабочих. Рабочее движение и распространение марксизма в России достаточно полно рассмотрены в учебной литературе, и эти течения общественного движения в России можно изучить на ее основе. В чем были причины широкого распространения марксизма в России в 1890 -е гг.? Каковы принципиальные отличия политических программ социалистов-революционеров и социал-демократов?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.0.127 (0.012 с.) |