ТОП 10:

Тема IV. Проблема исторической эволюции российского государства и общества в XVIII в.: сущность, особенности и основные итоги. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.



1. Петр I. Основные направления "европеизации" страны. Преобразования Петра I, складывание основ российского бюрократизма. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

2. Особенности российского абсолютизма. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. "Просвещенный абсолютизм".

3. Политический режим конца XVIII в.

Основные понятия:модернизация, абсолютизм, протекционизм, меркантилизм, мануфактура, рекрутская повинность, Сенат, Синод, коллегии, губернии, Табель о рангах, подушная подать, посессионные крестьяне, эпоха «дворцовых переворотов», бироновщина, «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам.

 

Рекомендуемая литература

1. Административно-территориальное устройство России: История и современность [Текст] / под ред. А. В. Пыжикова. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 320 с.

2. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I [Текст] / Е.В. Алексеева // Вопросы истории. – 2006. – № 2.

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ [Текст] / Е.В. Анисимов. - Л.: Лениздат, 1989. – 496 с.

4. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века [Текст] / Е.В. Анисимов. – СПб.: Дм. Буланин, 1998. – 331 с.

5. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра [Текст] / Е.В. Анисимов. – М.: Мысль, 1986. – 237 с.

6. Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е-1760-е гг.) [Текст] / сост., подгот. текста Е. Анисимова. – Л.: Худож. лит., 1991.- 365 с.

7. Белов А.В. Реформы Екатерины II и русский город: население и городские обыватели [Текст] / А.В. Белов // Преподавание истории в школе. – 2011. - № 4.

8. Буганов В.И. Петр Великий и его время [Текст] / В.И. Буганов; отв. ред. А.П. Новосельцев. – М.: Наука, 1989. – 187 с.

9. Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И. Пугачева [Текст] / Л.В. Волков // Вопросы истории. – 2006. - № 12.

10. Данилов А.А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы [Текст] / А.А. Данилов. – М.: Владос, 1997. – 432 с.

11. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II [Текст] / Заичкин И.А., Почкаев И.Н. – М.: Мысль, 1994. – 765 с.

12. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX- середина XVIII в. [Текст] / Заичкин И.А., Почкаев И.Н. – М.: Мысль, 1992. – 797 с.

13. Захаров В.Ю. Дискуссионные аспекты политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II [Текст] / В.Ю. Захаров // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - № 4.

14. Захаров В.Ю. Феномен Павла I [Текст] / В.Ю. Захаров // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 2.

15. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – 560 с.

16. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2000. – 544 с.

17. История России. С древнейших времен до конца XVIII века [Текст]. В 2 т. Т.2 / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ: Астрель: Ермак, 2005.– 862 с.

18. Комиссаренко А.И. Российская государственность и административное управление в конце XVII и XVIII в. [Текст] / А.И. Комиссаренко // Вопросы истории. – 2007. – № 9.

19. Курукин И.В. Из истории складывания режима «бироновщины» [Текст] / И.В. Курукин // Отечественная история. – 2003. - № 2.

20. Лурье Ф.И. Российская история и культура в таблицах [Текст] / Ф.И. Лурье. – СПб.: Геликон Плюс, 1998. – 239 с.

21. Озерский В.В. Правители России от Рюрика до Путина: История в портретах [Текст] / В.В. Озерский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 347 с.

22. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст]: учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. – 4-е изд. – М.: Высшая школа, 2006. – 536 с.

23. Павленко Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.

24. Павленко Н.И. Петр Первый и его время [Текст]: кн. для учащихся сред. и ст. кл. / Н.И. Павленко – 2-е изд., доп. – М.: Проосвещение, 1989. – 173 с.

25. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова [Текст] / Н.И. Павленко. – 3-е изд. – М.: Мысль, 1989. – 342 с.

26. Песков А.М. Павел I [Текст] / А.М. Песков. - 2-е изд., испр. – М.: Мол. Гвардии, 2000. – 422 с.

27. Петр Великий: PRO ET CONTRA: Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология [Текст] / Д.К. Бурлака, А.А. Кара-Мурза, К.Е. Нетужилов и др. – СПб.: РХГИ, 2001. – 758 с.

28. Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I [Текст] / Л.Ф. Писарькова // Отечественная история. – 2004. - № 1.

29. Рэгсдейл Х. Просвещенный абсолютизм и внешняя политика России в 1762-1815 гг. [Текст] / Х. Рэгсдейл // Отечественная история. – 2001. - № 3.

30. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России, 1725-1825: Сб. документов и материалов [Текст] / сост., вступ. ст. М.А. Бойцова. – М.: Современник, 1991. – 588 с.

31. Труайя А. Екатерина Великая [Текст] / А. Труайя. – М.: Эксмо, 2003. – 480 с.

32. Харитонов И.А. Все войны российской армии 1695-1918 [Текст]: справочник-хрестоматия. В 2 т. Т. 1. / И.А. Харитонов. – Краснодар: Традиция, 2009. – 416 с.

Методические рекомендации

1. В отечественной исторической науке издавна сложились диаметрально противоположные точки зрения на характер, сущность и результаты государственной деятельности Петра I. Еще при жизни Петра одни его безудержно восхваляли, другие считали царем антихристом. Наиболее крупными специалистами по данной проблеме в современной исторической литературе являются Н.И. Павленко и Е.В. Анисимов. Сформулируйте их точки зрения.

Изучение преобразований Петра I нужно начать с причин и предпосылок. Следует показать положение России к концу XVII в. (экономическое, политическое, внешнеполитическое), охарактеризовать задачи, объективно стоявшие перед государством. Выбор пути решения этих задач зависел от субъективного фактора истории - личности императора Петра I. Ознакомьтесь с биографией царя-реформатора, составьте представление о тех обстоятельствах и событиях, которые наибольшим образом повлияли на формирование личности молодого царя. Дайте общую характеристику основных этапов царствования Петра I:

- 1682-1689 гг. - номинальное царствование при фактическом правлении царевны Софьи;

- 1689-1895 гг. - юношеский период;

- 1695-1700 гг. - начало государственной деятельности;

- 1700-1725 гг. - активная реформаторская деятельность, активность во внешней политике.

Говоря о периоде реформ, можно принять во внимание точку зрения тех историков, которые выделяют в деятельности Петра два этапа, определяя границей между ними 1715 г. Преобразовательная деятельность первого этапа была обусловлена прежде всего нуждами Северной войны. Реформы велись в основном насильственными методами при активном вмешательстве государства в экономику страны. Их отличала непродуманность и поспешность. На втором этапе преобразования стали более планомерными при некотором ослаблении государственного регулирования экономики.

Изучать реформы можно по такому образцу:

1. Реформы в сфере экономики (создание национальной промышленности, покровительство торговле).

Характеризуя первое направление, необходимо учитывать, что основой ускоренного развития промышленности и торговли в этот период оставалась феодально-крепостническая система. Важное отметить, что все усилия Петра I сделать мануфактуру ведущей формой производства не удались именно в силу ее крепостнического характера, поэтому господствующей формой производства оставалось ремесло, и только развитие в деревне кустарного промысла и мануфактур открывало дорогу наемному труду.

Важное место в экономической политике Петра I занимали методы протекционизма и меркантилизма, поэтому следует знать их определение:

Протекционизм - политика покровительства отечественной промышленности. Меркантилизм - это политика активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны с целью увеличения экономической и военно-политической мощи путем привлечения в страну возможно большего количества денег (благородных металлов).

2. Военная реформа (реорганизация армии и создание военно-морского флота).

О значении военной реформы Петра I в контексте всей его преобразовательной деятельности говорил еще В.О. Ключевский, подчеркивая, что "война была главным движущим рычагом преобразования, а военная реформа - ее начальным моментом". Основным результатом было создание регулярной армии и военного флота.

Характеризуя основные меры в области военной реформы, следует подчеркнуть, что система обучения русской регулярной армии определялась национально однородным составом, сложившимися боевыми традициями. В ходе Северной войны русская армия и флот доказали, что стали лучшими в Европе.

Однако следует помнить, что военная реформа Петра I продиктована не только военной необходимостью, но и политическими соображениями. Организация кадровой армии, весь командный состав которой (как и на флоте) был представлен дворянством, делала армию одним из элементов аппарата власти абсолютной монархии.

3. Преобразования центрального и местного аппаратов управления.

Рассматривая государственный аппарат, нужно прежде всего указать, что данный период был важнейшим этапом упрочения абсолютизма. Основными признаками абсолютной монархии являются: неограниченная власть монарха, создание относительно самостоятельного бюрократического аппарата власти, подчинение церкви государству, создание регулярной армии.

Абсолютизм в России имел свои особенности, т.к. сложился на феодально-крепостнической основе, социальной опорой абсолютизма стало дворянство, которое поддерживало самодержавие в борьбе с феодальной аристократией. Абсолютизм в России сложился в форме "чиновничье-дворянской монархии".

Охарактеризуйте систему органов, которые являлись опорой абсолютной власти монарха и органами центрального государственного управления (Сенат, коллегии).

4. В социальной сфере (регулирование положения отдельных социальных слоев).

Рассмотрите положение дворянства. При этом обратите внимание на изменения, которые касались феодального землевладения - прав дворян в распоряжении поместьями и крепостными. Видя в дворянстве основную опору государства, Петр I Табелью о рангах (1722 г.) открывал возможность пополнения дворянства выходцами из других сословий. Заботясь об экономическом укреплении дворянства, государь издал "Указ о единонаследии" (1714 г.), запретив дробить имения при наследовании. От дворян царь требовал верной службы, для чего ввел постоянную бессрочную служебную повинность.

В отношении податных сословий политика самодержца была жестокой и беспощадной: повысились прежние государственные повинности (постойные, подворные, строительные и др.) и появились новые. Так, в 1718 г. вместо подворной была введена подушная подать - с каждого мужчины крестьянина, посадского человека и холопа. Она выплачивалась от рождения и до смерти.

На положение податного сословия было в этот период переведено и большинство духовенства.

5. Реформы в области культуры и быта.

Характеризуя реформы первой четверти XVIII в. в области культуры, следует отметить, что элементы европейской культуры ограниченно проникали только в среду дворянства и богатого купечества. Именно с XVIII в. в России отчетливо проявилось наличие двух субкультур: дворянской и народной, при этом русская деревня стала хранителем традиций древней Руси.

Важными чертами культуры петровской эпохи были: взаимосвязь, переплетение тенденций дальнейшего обмирщения культуры, развития в ней личностного начала, сближения с европейской культурой; сплав новаций и традиций старины; нововведения, как правило, внедрялись в русскую среду насильственным путем.

Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Как вы определите последствия реформ? Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед государством задач, но они не могли обеспечить долговременный прогресс страны. В чем причины неэффективности реформ Петра I.

2. Проблема абсолютизма была одним из главных предметов спора у историков. Вызывают дискуссии вопросы о времени возникновения, сущности, периодах развития. Какие точки зрения вы знаете?

Какая форма правления называется абсолютной монархией? При ответе на этот вопрос недостаточно сказать, что для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности. Это не единственный признак. Для абсолютной монархии характерны наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных учреждений. У российского абсолютизма были существенные особенности. В чем они заключались?

Какой период в истории России называется "просвещенным абсолютизмом"? Что такое просвещенный абсолютизм? Часть историков считают, что просвещенный абсолютизм - это определенная стадия в развитии абсолютной монархии, в период которой осуществлялась модернизация в государствах, опираясь на идеи философов-просветителей. Другие исследователи считают, что в этот период изменяются только внешние формы общественной жизни, сохраняя основные устои феодализма. На основе материала учебника докажите правомерность той или другой точки зрения.

Идеи "просвещенного абсолютизма" были развиты французскими просветителями XVIII в. (Вольтер, Дидро, Монтескье), их смысл сводился к выводу о благотворности для общества союза между абсолютной властью и рационалистским просвещением. Политика "просвещенного абсолютизма" преследовала определенные преобразовательные цели.

Историки справедливо усматривали в деятельности императрицы Екатерины II мотивы этой политики, тем более что авторы данной теории (Ш. Монтескье) вполне допускали монархию, особенно для таких обширных стран, как Россия. При этом именно на монарха возлагалась задача заботиться о благе подданных и вводить начала законности в согласии с разумом и правдой.

Но на реализацию этих начал в России повлияли жизненные обстоятельства, которые оказались сильнее даже намерений императрицы. К таким обстоятельствам историки относят характер и специфику тех государственных задач, которые приходилось решать государыне, а также то, что в силу обстоятельств своего вступления на престол Екатерина II должна была выражать чаяния и интересы дворянства и соответствовать идеалу русского монарха. В противном случае мог состояться очередной дворцовый переворот.

Таким образом, Екатерина II была поставлена перед противоречивой задачей: олицетворяя идеал подданных, реализовать на практике идеи просветителей.

Рассматривая практическую деятельность императрицы, следует выделить в ней такие направления, как:

- имперские мероприятия во внутренней и внешней политике;

- укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства;

- дальнейшая европеизация страны и окончательное оформление и усиление дворянства;

- либерально-просветительские начинания, попечение об образовании и искусствах.

Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II. В чем значение созыва Уложенной комиссии? Каковы итоги губернской реформы? Каково содержание и значение жалованных грамот дворянству и городам?

3. Личность и деятельность императора Павла I в исторической литературе оценивалась преимущественно негативно. Режим, установившийся в России при Павле I, исследователи обычно трактуют как "военно-полицейскую диктатуру" (Н.П. Ерошкин, М.М. Сафонов и др.), Н.Я. Эйдельман характеризует его как "непросвещенный абсолютизм". Другой точки зрения придерживается Ю.А. Сорокин. С точки зрения интересов абсолютизма, по мнению Сорокина, Павел I "проводил единственно возможную политику соответствующими методами". Как вы оцениваете личность Павла I?

Стратегия Павла I укладывалась в то русло, которое сформировалось при его предшественниках. Главной целью его было укрепление абсолютизма, дворянство он рассматривал как "подпору государства и государя". Однако методы, используемые Павлом, оказывались специфическими, понимание сущности абсолютизма также было своеобразным. В чем выражалась эта специфика и своеобразие? Что изменилось в управлении государством? Какую задачу ставил в свое царствование Павел I и как он пытался ее решать?







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.012 с.)