Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Латинская америка: геополитические отношения и современностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сразу же можно отметить, что исторически — по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США — Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. «Прибирать к рукам» латиноамериканцев они начали еще в первой четверти XIX в. В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента. В параграфе 7 доктрины выдвигался и развивался «принцип, закрепляющий колонизацию»: «Американские континенты ввиду свободного и независимого положения, которого они добились и которое они сохранили, не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой»[325]. А в параграфах 48 и 49 обосновывался принцип разделения мира на европейскую и американскую системы. В доктрине подчеркивалось, что любая попытка со стороны Священного союза «распространить их систему на любую часть нашего полушария является опасной для нашего спокойствия и безопасности»[326]. В данном документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов — рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на Американском континенте. «Преимущественные права» северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества и благосостояния страны связывался с расширением территории американских штатов. «Эта экспансия нашего населения и присоединение новых штатов оказали счастливейшее влияние на все высшие интересы Союза. Это в огромной мере увеличило наши ресурсы и прибавило нам силу и достоинство державы, признанной всеми. Совершенно очевидно, что, расширяя базис нашей системы и увеличивая число штатов, сама эта система сильно укреплялась в обеих своих частях» — зафиксировано в документе[327]. «Преимущественные права» США, провозглашенные в доктрине Монро, реализовались в 1924—1926 гг. против Кубы и Пуэрто-Рико, когда силами Колумбии и Мексики американцы подчинили себе кубинцев и пуэрториканцев, а в 40-х годах XIX в. у Мексики в знак «признательности» за ее усилия по закабалению Кубы американцы отторгли Техас, Орегон и Калифорнию. По этому поводу президент Д. Полк в декабре 1845 г., обращаясь к Конгрессу, лицемерно утверждал, что только сам народ «имеет право определять свою собственную судьбу. Если какая-нибудь его часть, образуя независимое государство, предложит объединиться с нашей конфедерацией, то этот вопрос будет решаться ими и нами без какого-либо вмешательства»[328]. Спустя более чем 150 лет США, действуя точно так же, сперва организуют «независимое государство», будь то в Латинской Америке, Африке, на Балканах, в Восточной Европе или в другой геополитической точке планеты, а затем вводят туда свои «миротворческие» войска. О решении осуществлять функции «международной полицейской силы» (сначала применительно к странам Латинской Америки) США объявили еще в 1895 г. (доктрина госсекретаря Р. Олни), подтвердили в 1904 г., когда президент Т. Рузвельт прямо заявил, что в западном полушарии приверженность Соединенных Штатов к доктрине Монро может заставить их в случае внутренних беспорядков и бессилия в латиноамериканских странах осуществлять функции «международной политической силы». Реализуя эту функцию, в начале XX в. США организуют многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, на Гаити, в середине века — в Доминиканскую республику, Никарагуа, в конце — в Гренаду, Панаму и другие страны. Начиная с 50-х гг. XX в. и до конца второго тысячелетия вмешательство США в жизнь упомянутых, а также других стран континента практически не прекращалось: растущее национально-освободительное движение в Латинской Америке в первую очередь было направлено против бесцеремонного северного соседа и его ставленников («Самоса — бывший диктатор Никарагуа — сукин сын, но наш сукин сын»,— говаривал президент США Ф.Д. Рузвельт). Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро. По словам бывшего президента Гондураса П. Бонилья, даже «упоминание об этой... доктрине... считается в странах Латинской Америки оскорблением их достоинства и их суверенитета и в то же время угрозой их независимости»[329]. Конец XX в., конечно, внес изменения в геополитическую систему силовых полей континента. Возникли и активизируются новые процессы в политике, экономике, которые во многом обусловлены ускорением научно-технического прогресса, формированием транснациональных компаний, т.е. глобализацией всех сфер общественной жизни планеты. Важной особенностью этих перемен является то, что в их орбиту втягиваются все страны мира. И Латинская Америка в полной мере испытывает на себе позитивное, а также и негативное воздействие новой обстановки. Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу прежде всего объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику. Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства из них), неконкурентоспособность их продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др. Но в качестве важнейшей внешней причины можно назвать глобализацию мировой экономики. Это один из ключевых мирохозяйственных процессов современности. Происходит качественная трансформация мировой экономики. Кроме того, глобализация выступает как одна из движущих сил научно-технического прогресса, обновления производства и ускорения темпов роста производительных сил, усиления взаимодействия всех форм международного экономического обмена (мировой торговли, вывоза капитала, научно-технического сотрудничества и т.д.). Но она же несет резкое обострение конкуренции во всех субрегионах континента, усиление экономической неустойчивости: учащение колебаний хозяйственной конъюнктуры, увеличение безработицы, рост банкротств, снижение оплаты труда рабочих и служащих. Конечно, политика интеграции в мировую экономику принесла народам Латинской Америки и определенные выгоды: позволила снизить инфляцию и возобновить экономический рост, обеспечить сравнительно высокие темпы роста торговли (за десять лет — с 1987 по 1996 гг. экспорт вырос примерно в 3 раза, а импорт — в 4 раза), приток иностранного капитала за этот период составил почти 330 млрд долл. Но за фасадом видимого благополучия скрывалось много негативных явлений и тенденций: импорт по темпам роста опережал экспорт (отсюда пассивных сальдо в торговле больше). Особенно значительным оказался дефицит внешней торговли у Бразилии, Колумбии, Перу, Доминиканской республики. Развитие экспорта не стало мотором, двигающим внутренний экономический прогресс. Страны региона не смогли занять прочные позиции на мировом рынке. Темпы роста ВВП оказались значительно ниже, чем в 50— 70-х гг., когда экономика регулировалась государством (в 50 — 70-х гг. рост ВВП составлял 4,8 — 5,3%, в 90-х — 2,7%). Удельный вес стран региона в мировом товарообороте к середине 90-х г. снизился против уровня конца 70-х гг. на 0,5%[330]. Резкое увеличение импорта осложнило положение национальных производителей, вызвало волну банкротств, рост безработицы и социальных конфликтов. Особенно сильно это ударило по обрабатывающей и легкой промышленности (производство обуви, одежды, мебели, инструментов). Половина предприятий данной сферы производства обанкротилась. Начался процесс деиндустриализации и структурной перестройки экономики, т.е. продолжение политики превращения стран Латинской Америки в сырьевой придаток США, Канады, Европы. Под воздействием мирового рынка регион все больше ориентируется на добычу и первичную переработку минерального сырья и сельскохозяйственной продукции. Металлообработка, машиностроение, электротехника и другие сферы передового промышленного производства в большинстве стран переходят от замкнутого производственного цикла к монтажу и сборке продукции из импортных деталей и узлов. В страны Латинской Америки США переводят другие предприятия, производства, и не только по экономическим, но и по экологическим причинам. К концу XX в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Но смотреть на этот континент приходится не как на единый центр силы, а, подобно Африке, как на конгломерат разнородных стран, но с учетом их стремления к интеграции и сложившихся многосторонних организаций. Многосторонние формы взаимодействия должны подкрепляться двусторонними связями. Отношения между Россией и конкретными странами обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие в себя всю гамму их составляющих. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи — общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении: их голоса страны «семерки» слушают, но в расчет почти не принимают. Поэтому государства континента стоят перед опасностью маргинализации в формирующемся мире мегаблоков. Россия и юг Американского континента в геостратегическом плане оказываются вне трех полюсов экономического, политического и иного развития: североамериканского, западноевропейского и тихоокеанского (наиболее динамичного полюса). Другой фактор, который объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки,— незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Лидеры стран континента накопили в этом отношении некоторый опыт и все чаще приходят к выводу о необходимости создания общего латиноамериканского фронта борьбы против северного соседа. Например, в мае 1996 г. «Группа Рио» (14 наиболее влиятельных государств континента) выступила с резким осуждением закона Хэлмса — Бертона от 12 марта 1996 г., ужесточающего торгово-экономическую блокаду Кубы. «Группа Рио» рекомендовала Межамериканскому юридическому комитету, а также Международному суду в Гааге дать этому закону правовую оценку. Со странами Латинской Америки Россию сближает и сходная ситуация стран-должников, усиливающаяся конкуренция на рынках товаров и услуг, близость подходов к проблемам международной безопасности, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, урегулирования региональных и межгосударственных конфликтов и др. Одной из форм диалога России со странами Латинской Америки стали контакты с Организацией американских государств (ОАГ). Эта организация постоянно усиливает свое влияние в процессах политической и экономической интеграции в западном полушарии. Поэтому статус постоянного наблюдателя в ней, который РФ приобрела в 1992 г., расширяет возможности российского сотрудничества с регионом на многосторонней основе, хотя Вашингтон делает все от него зависящее, чтобы эти возможности ограничить. Почти полувековой опыт работы ОАГ при наличии доброй воли лидеров РФ и ближнего зарубежья, может вполне пригодиться для организации деятельности СНГ. Продуктивным может оказаться сотрудничество России с двумя такими крупными экономическими объединениями, как НАФТА и МЕРКОСУР. НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли создана в 1992 г. В нее вошли США, Канада и Мексика. Предполагалось, что к 2005 г. в нее войдут все страны континента от Аляски до Огненной Земли, но слишком «разные весовые категории» оказались у стран — участниц проекта, и создание самого большого общего рынка застопорилось. Об этом говорилось на встрече лидеров американского континента в начале XXI в. в Ванкувере. Можно полагать, что влияние НАФТА на расстановку сил в мировой геополитике (прежде всего через экономику) будет возрастать. МЕРКОСУР создана в 1991 г. Первоначально в нее вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай. Присоединение к группе в 1996 г. Чили значительно изменило ее геополитический облик: она вышла в Тихоокеанский регион, возросли ее политические и экономические возможности, потенциал противостояния мегаблокам. В перспективе МЕРКОСУР и «союз четырех» — Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия — могут объединить усилия для совместного противостояния на севере континента и в Тихоокеанском бассейне. Пока что РФ и латиноамериканские государства находятся вне интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Их стремление активно войти в АТР может стать хорошей основой для взаимной поддержки, совместных действий. Для этого предприняты некоторые ходы: Россия, Мексика, Чили и Перу являются членами Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества. Совет объединяет представителей правительственных, научных и деловых кругов и может служить хорошим инструментом для разработки и реализации совместных проектов. Кроме того, Мексика и Чили как члены Ассоциации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) заняли нейтральную позицию при вступлении России в эту организацию свободной торговли и инвестиций. Большая возможность сотрудничества РФ открывается в сфере новых тонких технологий. В Латинской Америке есть немало покупателей российских технологий, и особенно из сферы ВПК, в частности вооружений. Можно полагать, что именно это встретит наибольшее сопротивление со стороны США. Но южноамериканцы хорошо подстраховали эту программу. Закупки тонких (особенно военных) технологий финансирует Межамериканский банк развития (МАБР) — второй по величине международный банк с уставным капиталом в 4 млрд долл. Он спонсирует ассоциацию «Программа Боливар», занимающуюся покупкой тонких технологий. Военная техника — одна из немногих на сегодняшний день высоко-конкурентноспособных статей российского экспорта. Спрос на нее в регионе, особенно в Бразилии, Перу, Колумбии, очень велик. Армии этих стран активно реформируются, технически переоснащаются. Значит, это начало цепной реакции, стимул для военных реформ в других странах континента. Пока же объем торговли РФ со странами Латинской Америки сравнительно невелик — около 1% общего внешнеторгового оборота. Наибольший удельный вес приходится на торговлю с Кубой. В российско-кубинских отношениях сейчас преобладает прагматическое начало, учитываются геополитические интересы России. Например, несмотря на сильный нажим со стороны США, угрозу применения экономических санкций, Москва сохранила за собой пользование на условиях аренды стратегическим объектом — радиоэлектронной станцией в Лурдесе, т.е. Россия заявила в данном случае о себе как о сильном геополитическом субъекте, а не объекте влияния. Поддержка Россией Кубы усиливается, что в перспективе дает большой шанс приема Острова Свободы в НАФТА. Два других члена этой Ассоциации — Канада и Мексика — занимают первое и второе места по объему инвестиций в экономику Кубы. Таким образом, Куба может рассматриваться Россией как надежный торговый партнер с большими возможностями и как мост (ворота) на север и юг западного полушария. Хорошие перспективы укрепления всесторонних связей имеются у России с Мексикой, особенно в области газовой и горнодобывающей промышленности, энергетики и транспорта, в аэрокосмической сфере. Укрепляются связи России с Венесуэлой. Начало им положило письмо президента Венесуэлы Хосе Тадео Монагаса императору России Александру II 22 марта 1856 г., в котором высказывалось пожелание открыть взаимные торговые и дружественные отношения1. Наиболее полными отношения России с Венесуэлой были с 1975 по 1991 гг., когда действовало известное соглашение о сотрудничестве между СССР, Венесуэлой и Кубой о поставках нефти. В 1996 г. в Венесуэлу нанес визит министр иностранных дел России Е. Примаков. Он вывел двустороннее сотрудничество на качественно новый уровень. Подтверждение этому — возобновление деятельности нефтяного четырехугольника: Россия — Венесуэла — Куба — Европа. Венесуэла вновь поставляет нефть на Кубу, а Россия — в Европу, Координация поставок нефти и газа в начале XXI века, когда усилилось противоборство стран «золотого миллиарда» и ОПЕК. Другим хорошим геополитическим ходом во время того же визита в Латинскую Америку было провозглашение концепции многополярного мира. На этот призыв сразу же откликнулось руководство Колумбии, которое пригласило РФ вступить в международную группу государств «друзей Колумбии» (в нее уже входят Испания, Венесуэла, Мексика и Коста-Рика). Один из старейших и крупнейших торговых партнеров нашей страны в Латинской Америке — Аргентина. Связи с этой страной за последние пять лет значительно усилились. Товарооборот возрос в 2 раза. В перспективе возрастет сотрудничество в области атомной энергетики, тонких научно-технических технологий и космоса. Расширяются также связи на региональном уровне. Бразилия проявляет интерес к сотрудничеству в сфере вооружений, особенно к противовоздушным зенитно-ракетным комплексам «Игла», С-300 и С-400, а также совместному строительству экспериментальной аэродинамической трубы. По оценкам специалистов Института Латинской Америки РАН, если связи России с южно-американскими государствами будут развиваться темпами конца XX в., то в начале наступившего тысячелетия объем ее внешней торговли с этими государствами может составить 7—10% российского экспорта. Но несмотря на противодействие США, авторитет и влияние России в Латинской Америке в конце XX в. постоянно рос. Подтверждением тому может служить Всемирный конгресс латиноамериканистов и карибологов (ФИЕАЛК), что впервые за последние 23 года прошел в Москве в конце июня 2001 г. На него приехало рекордное число участников — около 1,5 тыс. человек из 53 стран. В рамках конгресса прошел Деловой форум Россия — Латинская Америка, в котором приняли участие около 200 бизнесменов из России и примерно 100 — из Латинской Америки. На Деловом форуме констатировалось, что торговый потенциал у России и стран Латинской Америки огромен, хотя в начале XXI в. товарооборот между двумя субъектами составляет мизерную часть от товарооборота 1985 г. Так, в стоимостном выражении объем экспорта СССР в Латинскую Америку и страны Карибского бассейна в 1985 г. был 46 млрд долл., а в 2000 г. — только 699 млн, импорта — соответственно 49 млрд и 933 млн[331]. Поддерживает торговые отношения с эквадорскими и колумбийскими фирмами «Автоваз», Владимирский тракторный завод поставляет детали для сборки в Венесуэлу. Но для улучшения отношений необходимо наладить прямые контакты — через Тихий океан, а не через Атлантику, как это делается сейчас. Наиболее перспективными странами в налаживании прямых торгово-экономических связей является Чили, Перу и Мексика. Чили — страна со стабильно развивающейся экономикой. Ее ключевые отрасли: горно-рудная, сельскохозяйственная и рыболовная. Перу заинтересована в развитии судоходства, рыболовства и горно-рудной промышленности. Но крупнейшим партнером России в Тихоокеанском бассейне может стать Мексика. Она готова к сотрудничеству в нефтяной и газовой промышленности и сельском хозяйстве. Тихоокеанское сотрудничество может стать гораздо шире, вобрав в себя вопросы культуры, экологии, образования, науки и т.д. Проблема налаживания такого сотрудничества приобретает особую актуальность в связи с будущими встречами в верхах АТЭС в 2002 и 2004 гг. в Мехико и Сантьяго. Итак, очевидно, что геополитические контакты России с южноамериканскими странами идут «вглубь», переходят на уровень регионов. Тем не менее большая роль в реализации проекта усиления связей с африканскими и латиноамериканскими государствами принадлежит государственным органам, которые исходя прежде всего из геостратегических интересов России должны подготовить федеральную программу развития связей с этими континентами. Тогда нынешние ростки сотрудничества дадут в XXI в. весомые плоды не позволят сохранить нынешний монополярный мир.
Вопросы для повторения 1. Охарактеризуйте отношения: Север — Юг. 2. Раскройте сущность доктрины Монро. 3. Каково положение Латинской Америки в начале XXI в? 4. Объясните суть термина «Африка - кипящий континент» Назовите причины «кипения». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящее (второе) издание учебника «Геополитика» подтверждает предположение автора о том, что книга найдет своих читателей. Ими оказались не только студенты экономических и юридических вузов России, но и читатели, проживающие в Китае, Ираке, Болгарии, Грузии, на Мальте, в других странах Европы и Азии. В первом издании, вышедшем почти три года назад, был обобщен накопленный опыт исследований по данной дисциплине как в нашей стране, так и за рубежом, были изложены не только фундаментальные теоретические направления, но и проведен анализ важнейших сфер жизни общества: экономической, социально-политической, духовной, военно-стратегической. Были даны прогнозы развития международно-правовых, военно-политических и других отношений на мировой арене. Жизнь показала, что прогнозы автора о судьбе Югославии, к сожалению, полностью подтвердились. Оправдывается прогноз относительно Курильской гряды и Калининградской области. Вот почему первая книга заинтересовала не только журналистов, ученых, давших на нее положительные отзывы, но и военных. Автор был избран действительным членом Академии геополитических проблем. Только за 2000—2001 гг. он получил приглашение выступить с сообщениями, докладами, лекциями на двух международных конференциях, на Первом съезде славянских народов, на Всероссийской научно-практической конференции, тема которой: «Российское государство и углубление реформ в контексте мировых глобальных процессов, внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией». Конференция была подготовлена Московским институтом МВД России, Советом по внешней и оборонной политике, Современным гуманитарным институтом. Во втором издании, значительно переработанном и дополненном, представлены новые положения теоретической и прикладной сторон геополитики. Если в первом издании книги проблема глобализации была обозначена и намечена канва ее дальнейшей разработки, то теперь обстоятельно рассмотрены не только финансово-экономические, но и военно-технические, информационно-культурные и другие аспекты глобализации, а также место России в системе геополитических отношений. Автор, как и в первом издании, подчеркивает мысль о том, что в XXI в. мифотворчество, завышенное самомнение, ненаучные оценки государственных, национальных интересов различных субъектов геополитических отношений довлеют над теорией геополитики, политологии. Подобные оценки и идеи генерируются различными российскими научными и околонаучными центрами, чаще всего защищающими интересы «пятой колонны», свободно чувствующей себя не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Грузии, Азербайджане, странах Центральной Азии. Это мифотворчество преобладает над здравым смыслом, убаюкивает народ, разрушает его национальное самосознание. Мы еще раз подчеркиваем: народам бывшего Советского Союза очень важно не поддаваться гипнозу политических сирен о том, что Россию ждут с распростертыми объятиями как на Западе, так и на Востоке. Прошедшие после выхода первой книги три года показали, что НАТО все плотнее «обкладывает» Россию: уже не только с Запада, но и со стороны Прибалтики и Кавказа. США, увеличив свои военные расходы более чем на 20 млрд долл., практически приступили к созданию национальной противоракетной обороны, которая предназначена для «защиты» от стран-изгоев: Ирака, Ирана, Ливии, КНДР. Не исключено, что через два-три года в число стран-изгоев будет зачислена и Россия. И бомбардировки Югославии, Ирака — может, это лишь репетиция бомбардировок России? Геополитика учит тому, что глобальный мировой процесс носит объективный естественно-исторический характер, это синтез объективных потребностей и субъективных интересов. Объективными остаются потребности в воздухе, воде, сырье, энергоносителях, энергоресурсах. Всеми этими природными компонентами располагает Россия. Вот почему так привлекает внимание западных и восточных «друзей» наша страна. Поэтому можно вновь повторить мысль, высказанную в первом издании учебника, что контроль над географическим пространством, его стратегическими базами, транспортными узлами, а в конечном итоге над сырьем остается главной геостратегической задачей наших соседей. Эту мысль лишний раз подтвердил в своем выступлении Томас Грэхэм, по сути, изложивший точку зрения нового хозяина Белого дома Дж. Буша-младшего. В цинично-уничижительной форме он формулирует название своей статьи: «Вопросы из Вашингтона: есть ли у России достаточно уверенности в своих силах, чтобы вести конструктивный разговор с США?» С точки зрения стратегической перспективы в утверждении России на мировой арене, в системе глобальной экономики большое значение будет иметь образование большей части населения, его качество. Роль фундаментальных наук, исследований будет возрастать. Важно изучение экономики, особенно блокированных стран, но не меньшее значение имеет знание истории своей страны, исторических корней своего народа, понимание его предназначения, роли в современном глобализирующемся мире. Взрастить уважение, любовь к Отечеству — дело всей системы воспитания, образования, но особенно велика здесь роль средств массовой информации. Для защиты интересов России необходимо как можно больше использовать международные электронные СМИ, активнее эксплуатировать Интернет, создание которого явилось новой электронной революцией, переворотом не только в науке, но и в идеологической, пропагандистской войне. Здесь потребуется отказ от сложившихся стереотипов, традиций. Еще раз подчеркиваем, что геополитическое знание — глубоко научное знание: в этом теоретическая и практическая значимость геополитической науки, науки нового тысячелетия.
Библиографический список 1. Бабурин С.Н. Российский путь: становление российской геополитики накануне XXI в. — М.: АНКО, 1995. 2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 1998. 3. Гаджиев К.Э. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997. 4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: ЭКОПРОС, 1993. 5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Фонд «Мир Л.Н. Гумилева».— М.: Изд-во Института ДИДИК, 1997. 6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — СПб.: Глаголь, 1995. 7. Данилевский Н.Я. Горе победителям. — М.: Алир, 1998. 8. Дугин А. Основы геополитики. — М.: Арктогея, 1997. 9. Зюганов Г.А. География победы. Основы российской геополитики. - М., 1998. 10. Ильин И.А. О грядущей России. — М.: Воениздат, 1993. 11. Катасонов В.Ю. Великая держава или экологическая колония? — М.: Молодая гвардия, 1991. 12. Менделеев Д.И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995. 13. Поздняков Э.А. Геополитика. — М.: Прогресс — Культура, 1995. 14. Савицкий П.Н. Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997. 15. Тихонравов Ю.В. Геополитика. — М. Инфра — М. 2000. 16. Хорее Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. — М., 1997. Приложение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.129 (0.017 с.) |