Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно-техническое сотрудничество

Поиск

Активизируются связи между Москвой и Дели в области военно-технического сотрудничества. В суммарном объеме экспорта российс­ких вооружений, который по итогам 2000 г. составил около 3,7 млрд долл., на долю этой страны пришлось более 30% всех экспортных поставок России. В портфеле заказов Рособоронэкспорта индийские контракты также составляют '/3. В начале и середине 90-х гг. Россия в основном продавала Индии готовые вооружения. Затем Дели стал за­казывать российским оружейникам технику по новым, уникальным проектам. Наиболее масштабные среди них — контракты на строитель­ство трех фрегатов. Стоимость контракта составляет более 1 млрд долл.

В конце мая 2001 г. со стапеля Балтийского завода в Санкт-Петербурге был спущен на воду последний (третий) фрегат из серии боевых кораблей, строящихся по заказу Индии. Корабли проходят швартовые и ходовые испытания систем и механизмов. Первый фрегат Индия получит в мае 2002 г. Корабли оснащены новейшими образ­цами вооружений и по своим параметрам соответствуют, а по неко­торым даже превосходят зарубежные аналоги. Так, зарубежных ана­логов ракет системы «Клаб-Н», которыми вооружены индийские фрегаты, не существует. Они предназначены для поражения в усло­виях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известны­ми координатами.

С вводом в боевой состав национальных ВМС трех фрегатов Индия получит возможность эффективного решения широкого круга задач как в морской, так и в океанской зоне. В дуэльной ситуации с новейшими многоцелевыми подводными лодками фрегат данного проекта гарантированно уничтожит субмарины на дистанции, с ко­торой те не смогут произвести пуск торпед. В классическом морс­ком бою один фрегат, используя штатное вооружение, способен раз­громить отряд надводных кораблей[310].

Подписан крупный контракт на поставку Индии 310 танков Т-90С: на 800 млн долл. Срок реализации контракта составляет восемь — десять лет. В соответствии с достигнутым соглашением 124 танка поставляются как готовые изделия в 2001 — 2003 гг., остальные 186 машин будут собираться по лицензии в городе Авади. По требо­ванию Дели русские специалисты провели испытания трех Т-90С в пустынных и горных районах Северной Индии в крайне тяжелых климатических условиях. По желанию заказчика на танках были установлены импортные телевизоры. Головным исполнителем контракта будет нижнетагильский «Уралвагонзавод», который наряду со смежни­ками сможет существенно улучшить свое финансовое положение[311].

«Контрактом века» назвали специалисты и СМИ договоренность с Индией в сфере авиации. Речь идет об организации лицензионного производства в Индии 140 многофункциональных истребителей СУ-30 МКИ стоимостью 3,3 млрд долл. Срок его реализации 17 лет[312]. Производством самолетов этого типа будет заниматься корпорация «Хин-дусган аэронотикс лимитед» с помощью Иркутского авиационного про-изводственого объединения. Контракт позволит Дели освоить принци­пиально новые технологии и продвинуть собственные авиастроительные программы. Подписан контракт на поставку в Индию партии вертоле­тов К-31. Эта машина корабельного базирования оснащена мощным радаром, позволяющим контролировать воздушное и морское простран­ство в радиусе до 150 км. Вертолеты К-31 «пропишутся» на модернизи­рованном авианосце «Адмирал Горшков». Возможная сумма контракта модернизации корабля и поставки на него оружия, которое хочет при­обрести Индия, составляют около 2 млрд долл.

Ведутся переговоры о передаче Дели в аренду четырех дальних бомбардировщиков ТУ-22 МЗ. Самолеты, оснащенные ракетами Х-22, коренным образом меняют возможности индийских ВВС, значи­тельно увеличивают геостратегические планы Дели[313]. Подписано со­глашение о разработке детального плана и технико-экономичес­кого обоснования программы создания самолета нового поколения: Ил-214. Этот двухмоторный реактивный самолет сможет перево­зить до 18,5 т груза или до 130 человек[314]. Кроме того, Индия, при­нявшая решение о восстановлении стратегического баланса с КНР, ведет программу строительства своей ядерной субмарины.

 

Экономическое сотрудничество: все впереди?

Пока можно утверждать, что между Россией и Индией хорошо складывается политическое взаимодействие, налажено широкомасштабное сотрудничество в военно-технической и научно-техничес­кой областях, но экономические связи не соответствуют потенциалу двух стран, их возможностям и потребностям. Взаимный товарообо­рот без учета военно-технического сотрудничества, которое дина­мично развивается на основе долгосрочной программы до 2010 г., составляет сейчас всего около 1,5 млрд долл. Доля России во внеш­неторговом обороте Индии сократилась до 1,7%, в то время как в начале 90-х гг. она составляла около 10%, а товарооборот превышал 5 млрд долл.

Среди негативных моментов в торгово-экономической сфере необходимо прежде всего отметить преобладание традиционных то­варов и узость в номенклатуре взаимных поставок (объемы экспор­та российского комплектного оборудования в 1999 г. составили все­го 32 млн долл.), а также низкая эффективность сотрудничества в инвестиционной сфере. В Индии зарегистрировано 24 предприятия с российскими инвестициями, преимущественно лицензионного и торгового характера, общим объемом капиталовложений примерно 10 млн долл. Накопленный объем индийских инвестиций в россий­скую экономику также незначителен (на конец 1999 г.— 2,5 млн долл.). В России зарегистрировано более 200 коммерческих органи­заций с участием индийского капитала, действующих в основном в сфере торговли и услуг, а также в производстве продуктов питания, медикаментов и легкой промышленности.

Из России традиционно экспортируются минеральные удобре­ния, цветные и черные металлы, газетная бумага, уголь, кокс, хи­мические продукты и другие сырьевые товары — более 80% всего объема экспорта. Доля машин, оборудования и транспортных средств (авиатехника, металлорежущие станки, электротехника) в последние годы сократилась до 6% в год, но в 1999 г. составила примерно 10%. Возросли поставки кокса, золота, металлических руд и синтетичес­кого каучука. Основные статьи импорта из Индии — чай, кофе, рис, табак, соевый шрот, фармацевтические и парфюмерные това­ры, текстиль и кожгалантерея. Сельхозпродукция в 1999 г. состави­ла около 40% стоимости импорта, хлопчатобумажная пряжа, ткани и одежда — 22%, фармацевтическая продукция — 11%, машинотехническое оборудование — 5%[315].

Индия остро нуждается в энергоносителях. Это еще одна ниша для углубления сотрудничества не только России и Индии, но и целого ряда стран—членов Организации экономического сотрудничества (Иран, Турция, Азербайджан, Афганистан, Пакистан, Казах­стан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан). Установле­ние отношений стратегического партнерства и расширение эконо­мического сотрудничества в самом ближайшем будущем — цель не только Индии с Россией, но и Индии с Ираном. Между Дели и Тегераном готовится соглашение о поставках в Индию иранского газа. Прорабатывается проект транспортировки газа из бывших среднеазиатских советских республик. Эти поставки эквивалентны в стоимостном выражении 15 млн т нефти и способны покрыть около 30% индийской импортной потребности в нефти. Для рос­сийских специалистов, имеющих огромный опыт строительства га­зопроводов, здесь находится огромное поле деятельности[316].

Проект века

Все большее значение для Дели приобретает Индийский океан. Морская граница страны протянулась почти на 6 тыс. км. Морем идет основная масса энергоносителей. Индоокеанский регион, а это почти 2 млрд человек, представляет огромный потенциальный ры­нок, источник сырья и дешевой рабочей силы. Поэтому в конце прошлого века Индия, ЮАР и Австралия стали создавать Ассоциа­цию регионального сотрудничества прибрежных государств Индий­ского океана (АРС ПГИО). Сейчас в нее входят 15 государств — от Южной Африки на Западе до Австралии на Востоке. Аналитики Института стратегических исследований при министерстве обороны Индии полагают, что численность стран — участников Ассоциации может возрасти до 35, а с учетом стран, зависящих от океанских транспортных путей, — до 52 государств, включая бывшие советские республики Средней Азии. Ассоциация в силу военно-стратегичес­кого и геополитического значения региона привлекает самое при­стальное внимание США и Китая. В связи с этим в документах встреч на высшем уровне между Индией и ЮАР записано, что стрем­ление США поставить под контроль ресурсы нефти и газа Каспия и других районов бывшего СССР, тяготеющих к акватории Индийс­кого океана, создает потенциальную угрозу интересам обеих стран. В переговорах с Австралией обсуждались вопросы создания коллективной безопасности в акватории океана.

Одна из важнейших задач, которую ставят перед собой члены Ассоциации,— установление доверия между ними, обмен информа­цией о военных бюджетах, о перемещении военных кораблей и намечаемых маневрах, проведении совместных учений, подготовке во­енных кадров и т.д. Это суперобъединение может стать одним из альтернативных полюсов влияния в мире.

 

12.5.5. третий — не лишний!

Объективно Москва и Дели способны противопоставить одно­полюсному миру как минимум двухполюсный мир. Они обладают огромными возможностями стать новым мощным полюсом форми­рующегося миропорядка. Взаимодействие между ними создает боль­шой регион стабильности и оказывает позитивное влияние на раз­витие мировой ситуации. Регион будет расширяться, так как в этом процессе также объективно заинтересован Китай, не принимающий идей США о включении Тайваня в одну из наземных баз «звездных войн». Следовательно, исторически возрастает ответственность Рос­сии, Индии и Китая в формировании прочной системы безопаснос­ти и стабильности в Азии и во всем мире. Постепенное налаживание трехстороннего взаимодействия будет в решающей степени зависеть от процесса укрепления двусторонних связей. Все три государства это осознают и понимают стратегическую важность в перспективе долгосрочного партнерства по линии Москва — Дели — Пекин. Следует отметить, что возрастает роль важнейшей составляющей внешней политики — дипломатического обеспечения внешнеэконо­мических связей. Они помогут осуществить постоянный монито­ринг и оценку возникающих ситуаций с точки зрения защиты ин­тересов стран Востока, Южной Азии и России.

В Москве, Дели и Пекине все больше осознают, что однополос­ная конструкция ограничивает свободу выбора во внутренней и внеш­ней политике, позволяет одной сверхдержаве навязывать свою волю всему мировому сообществу, диктовать правила игры в междуна­родных экономических и политических отношениях, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств. Все три страны сближает подход США к решению вопроса «этнического национализма». Все они затронуты противоречиями (порой острыми) между различны­ми социальными группами населения и между государствами на религиозной, культурной и этнической почве. Китай и государства Южной Азии (Индия в том числе) не застрахованы от «этнонациональных» конфликтов. Россия, как и названные страны, в любой момент может стать объектом «миротворческих» акций. Поэтому, Москва, Пекин и Дели увидели в «миротворческой» операции в Косово опасный прецедент и решительно осудили бомбардировки Югославии. Ими взят курс на дальнейшее укрепление вооружен­ных сил и оснащение их новейшим оружием. Их отношение к гегемонизму США разделяет подавляющее большинство развиваю­щихся стран.

Отношения Индии с Китаем определяются не только географи­ческой близостью двух стран, но и весом Пекина в мировой поли­тике и экономике. По оценкам аналитиков, КНР в 2010 г. значи­тельно приблизится к США по объему производства. По сути, на фоне стагнации экономики Японии и России возникнет новый миро­вой экономический центр. Аналитики предрекают Китаю судьбу того нового центра мирового влияния, который упразднит монополию США и разрушит нынешнюю однополюсную конструкцию мира. Но отно­шения между двумя демографическими гигантами пока нельзя на­звать теплыми. Остаются нерешенными пограничные вопросы. Дру­гой момент, осложняющий отношения Дели и Пекина,— помощь Китая Пакистану (в военной сфере), особенно в реализации ракетно-ядерной программы. Озабочено индийское правительство и наращи­ванием с помощью России военной мощи КНР. Дипломаты Индии прилагают немало усилий для развития добрососедства с Китаем, хотя есть в Дели и другая точка зрения: став колоссом Китай неизбежно проявит свою «природу колосса» — стремление к беспредельному расширению, одной из жертв которой может стать Индия.

Другая точка зрения, не отличающаяся оптимизмом,— демок­ратизация и либерализация Китая, которые неизбежно приведут к распаду колосса. Глобализация по западной модели для такой тра­диционной страны, как Поднебесная,— это попытка «взорвать» со­циальную и политическую систему. Подобный «взрыв» планируется западными спецслужбами, как планировался он и против СССР, а сейчас против России. Он будет иметь самые тяжелые последствия не только для Индии, стран Юго-Восточного региона, России, но и для всего мира, ибо это реальности века ядерного оружия и оружия массового уничтожения. Но в XXI в. у Пекина и Дели будет больше общих интересов, чем в двадцатом. Самое главное — противодей­ствие гегемонизму США и НАТО. Этот блок все активнее внедряется на Кавказе (особенно в Грузии и Азербайджане), на Украине и в республиках Средней Азии. Общим интересом Китая и Индии явля­ется «противодействие попыткам дальнейшего ослабления России».

В бытность председателем правительства России Е.М. Примаков высказал идею «стратегического треугольника», включающего Москву, Пекин и Дели. И хотя в конце XX в. со стороны официальных кругов Пекина и Дели отношение к этой идее было прохладным, но зерно, брошенное на политическую ниву, все же дает ростки. Объективно идет сближение интересов трех сторон, на очереди — координация их поли­тики. Об этом говорят участившиеся трехсторонние встречи в верхах.

Сложностей в отношениях между СССР и Индией, Россией и Индией практически не было никогда. Разрушение СССР и пово­рот Москвы в сторону Запада стали, по выражению политолога, профессора Университета имени Дж. Неру Сурджита Мансингха, «хо­лодным душем» для Индии, которая потеряла в лице СССР надежного политического союзника и крупного делового партнера. Возобновле­ние крупномасштабного торгово-экономического, научно-технического, военного сотрудничества между Россией и Индией отвечает интере­сам обоих государств. Москва заинтересована в скорейшем обрете­нии Индией статуса великой державы де-юро. Обе страны придер­живаются близких или одинаковых взглядов на многие мировые проблемы, в частности на глобализацию.

Решая проблемы создания «стратегического треугольника», Дели и Пекин, безусловно, оценивают не только свои двусторонние от­ношения (а они далеко не просты), но и отношения с Вашингтоном, Исламабадом. Обе страны заинтересованы в американских инвести­циях, тонких технологиях и в американском рынке сбыта своей продукции. Анализ показывает, что идея «стратегического треуголь­ника» осуществима в обозримом будущем и ее базой может стать экономическая интеграция. В политической сфере идеей, объединя­ющей три столицы, является противостояние американскому дикта­ту, а также противодействия религиозному и этническому экстре­мизму, в равной мере угрожающему всем трем странам.

В любом случае реализация идеи «треугольника» коренным об­разом изменит геополитическую ситуацию в Азии и в мире в целом. Хорошие отношения России с Индией и Китаем позволили бы ей стать одной из его «несущих конструкций».

 

Вопросы для повторения

1. Что привело русских в Бомбей?

2. Чем объясняется усиление влияния русских в Индии во вто­рой половине XIX в.?

3. Имеет ли перспективу вестернизация Индии и России?

4. Какие существуют объективные основания для превращения Индии в великую державу?

5. В чем причина агрессивности соседа Индии — Пакистана?

6. Как удалось Индии победить США?

7. Назовите основные объективные причины сближения Моск­вы, Дели и Пекина.

 

ГЛАВА 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.011 с.)