Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рудольф Челлен - Автор категории «геопоаитика»

Поиск

Рудольф Челлен (1864—1922) — автор термина «геополитика», швед по национальности, но германофил душой, считал себя учеником Ф. Ратцеля. Он рассматривал новую науку — геополитику как часть политологии, отпочковавшейся в конце XIX — начале XX в. от социо­логии. Понятие «геополитика» Челлен определил так: это наука о госу­дарстве как географическом организме, воплощенном в пространстве.

Основной тезис Челлена: государство — живой организм. Этот тезис он развивает в своей главной работе «Государство как форма жизни» (1916). В частности, он пишет, что государство — не случай­ный или искусственный конгломерат различных сторон человечес­кой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойственен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование, или живое су­щество. Как таковое, оно следует закону роста, ибо «сильные, жиз­неспособные государства, имеющие ограниченное пространство, под­чиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания»[35].

Челлен разделял точку зрения Ратцеля о том, что почва и госу­дарство — единое целое. Но пангерманист Челлен идет дальше сво­его учителя. В работе «Государство как форма жизни» ученый ана­лизирует анатомию силы и ее географические основы. Он полагает, что необходимо сочетать пять взаимосвязанных между собой эле­ментов политики. Как система государство состоит из следующих важнейших жизненных сфер:

• государство как географическое пространство;

• государство как народ;

• государство как хозяйство;

• государство как общество;

• государство как управление.

До отцов — основателей геополитики о трех важнейших факто­рах в истории любого народа и государства уже говорили Монтескье и особенно Конт. Но немецко-шведские геополитики значительно дополнили и систематизировали их.

Кроме физико-географических признаков, государство, по мнению Челлена, проявляет свою суть в четырех других формах:

• в хозяйственной (со своей специфической активностью) — экополитика;

• как народ со своими национальными и этническими характе­ристиками — демополитика;

• как социальное сообщество различных классов и профессий — социополитика;

• в форме государственного управления со своей конституцион­ной и административной структурой — кратополитика.

Взятые вместе, они, по Челлену, «образуют и пять элементов одной и той же силы подобно пяти пальцам на одной руке, которая трудится в мирное время и сражается в военное»[36].

Челлен развил идеи Ратцеля о биологической или органицист-ской сущности государства. На его взгляды большое влияние оказа­ли переход капиталистического способа производства от свободной конкуренции к государственно-монополистическому капитализму, а также Первая мировая война, в ходе которой шел передел поде­ленного мира. Челлен был в числе тех ученых, которые теоретичес­ки предвосхитили не только итоги передела мира, но и установление фашистских диктатур. В частности, Челлен писал, что «политическая демократия также не будет последним словом в истории». Ученый выступал как сторонник устранения парламентаризма, установления императорской власти, или цезаристской ее концентрации. Власть у него «не должна напрасно носить меч».

Если в биологической системе Ратцеля государство выступает как организм низшего типа, находящийся на одном уровне с водо­рослями и губками, то, по Челлену, государства, как их наблюдают в истории, являются, подобно людям, чувствующими и мыслящими существами.

Отсюда он делает вывод о том, что назначение (сущность) вся­кого организма состоит «в борьбе за существование», а государства как «наиболее импозантные формы жизни» также должны разви­ваться в соответствии с правилами «борьбы за существование». Уче­ный писал: «Они также существуют на поверхности земли благода­ря собственной жизненной силе и благодаря благоприятному стечению обстоятельств, находясь в состоянии постоянной конкуренции друг с другом, то есть борьбы за существование, и благодаря естественно­му отбору. Мы видим, как они рождаются и вырастают, мы видим также, как они, подобно другим организмам, увядают и умирают. Итак, они являются формами жизни, самыми импозантными среди всех жизненных форм на земле»[37].

Если Ратцель считает, что государство связано с определенным участком земли, из которого оно «высасывает пищу», то Челлен идет уже к «борьбе за существование», вводит теорию естественного отбора, т.е. стоит на позициях социального дарвинизма.

Но «борьба за существование» у него является борьбой за про­странство. И большие государства расширяют свое пространство за счет малых стран. Жизнеспособность государства, где пространство ограничено, подчинена категорическому политическому императи­ву: расширить свою территорию путем колонизации, объединения или различного рода завоеваний. В таком положении была Англия, а в настоящее время находятся Япония и Германия. Здесь имеет место не стихийный инстинкт завоевания, а естественный и необхо­димый рост в целях самосохранения.

Войны ведутся для того, чтобы давать «излишним» народным массам работу и хлеб. А правительства сильных государств не имеют свободного выбора. Они подчинены суровому закону необходимос­ти, который повелевает им заботиться о благополучии своих ближ­них за пределами границ. Другими словами, войны сопровождают рост государственного организма, и люди бессильны перед этими фактами. Борьба за пространство для развития государственного орга­низма подчиняется вечным законам природы.

И при «неизбежном росте государства» плохи дела у малых стран и народов, так как чем больше возникает великих государств, тем больше падает курс малых. Поэтому, как считает Челлен, «малые государства... или вытесняются на периферию, или сохраняются в пограничных районах, или исчезают. И понятия справедливости или несправедливости здесь не должны применяться»[38].

Политик, государственный деятель, по мысли Челлена, обладает лишь свободой пролагать путь этой естественной необходимости, и никто не имеет право осудить его.

Челлен формулирует закон автаркии — равновесия между край­ностями. Суть его сводится к тому, что производство в государстве не должно быть ни чисто аграрным, ни чисто индустриальным, в случае крайности оно нуждалось бы в мирных отношениях с други­ми государствами. Но если государство нуждается в мире, оно не в состоянии вести войны за новые территории, источники сырья, тогда автаркия заменяет систему «открытых дверей» системой «закры­тых сфер интересов».

Итак, геополитика у Челлена выступает как наука, исследую­щая фундаментальные качества пространства, связанные с землей и почвой, изучающая способы создания империи, происхождения стран и государственных территорий.

Отец термина «геополитика» считал, что на основе глубокого изучения отдельного государства могут быть сформулированы са­мые общие принципы и законы, соответствующие всем государ­ствам во все времена. Ведущим принципом является сила государ­ства. И делает вывод, что сила — более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, так как тот поддерживается только силой. В силе он находил еще одно доказа­тельство своего тезиса, что государство — живой организм. И если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государстве, то сила дает ему естественный органический импульс.

Челлен утверждал, что есть цель сама в себе, организация же преследует цель улучшения жизни своих граждан, их материального и духовного прогресса. Это, безусловно, открытое противопоставле­ние своих взглядов либеральным идеям, широко распространенным в Европе в конце XIX — начале XX в. Суть взглядов либералов сводилась к тому, что роль государства они видели в качестве «пас­сивного полицейского», а у Челлена оно активно преследует постав­ленную цель.

Ученый отказался от разделения предметов на «неодушевленные объекты», выступающие как фон, и «человеческие субъекты», выс­тупающие в качестве деятелей. Автор дефиниции «геополитика» до­вел до логического конца тезис Ратцеля о «континентальном государ­стве», образцом которого для него была Германия. Она у Челлена — пространство, обладающее осевым динамизмом, и призвана объеди­нить вокруг себя другие европейские державы. Отсюда и его утвер­ждение вслед за Ратцелем, что интересы Германии равны интересам близлежащих государств Европы, но противоположны интересам Франции и Англии.

Одной из причин противопоставления Германии (с одной сторо­ны) и Франции и Англии (с другой) была концепция Челлена о «юных» и «старых» народах. Вслед за Ф. Достоевским ученый счи­тал «юными народами» русских и немцев, а «старыми» — французов и англичан. «Юные» немцы, по его мнению, должны овладеть сред­неевропейским пространством и создать континентальное государ­ство планетарного уровня, потеснив «старые» народы, иначе Герма­нии не выжить в борьбе с такими геополитическими структурами, как Россия, Англия с колониями и США. Для этого народы, прожи­вающие на территории Центральной Европы, должны объединиться в качественно новое политико-экономическое пространство, осью которого будут немцы, так как географическое положение Германии будет ее вынуждать защищать главные интересы всей Европы.

После Первой мировой войны, Версальского соглашения Челлен обосновывает тезис о трех географических факторах, играющих глав­ную роль в глобальной геополитике. Таковыми он называет расши­рение, территориальную монолитность и свободу передвижения. Он утверждает, что Великобритания в большой степени обладает свобо­дой передвижения благодаря мощному морскому флоту и, следова­тельно, господству на морских путях. Ей также присущ и другой фактор — расширение (большие колониальные владения). Но она не обладает территориальной монолитностью: эта империя, зани­мавшая в ту пору 24% поверхности земного шара, была разбросана по всем частям света. Это и есть слабая сторона в английской поли­тике. Россия, по его мнению, обладает протяженной территорией, монолитностью, но у нее нет свободы передвижения, так как доступ России к теплым морям ограничен.

Таким образом, Челлен вошел в науку и политику не только как автор новой дефиниции, но и как разработчик, детализатор многих концепций, положенных в основу политики Третьего рейха. Круп­нейший немецкий ученый Карл Хаусхофер назвал книгу Р. Челлена «Государство как форма жизни» произведением, в котором «теория геополитики развита наиболее ясно».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.007 с.)