Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российско-китайские отношения в новом тысячелетии

Поиск

Огромная часть российской границы от Казахстана до Японско­го моря разделяет и соединяет нас с самой могущественной в геопо­литическом и военном отношении страной Азиатско-Тихоокеанского региона — Китаем. Бурное развитие этого региона требует от России осознания своих геополитических интересов. К сожалению, после развала СССР политика Москвы не обрела в АТР стратеги­ческой целеустремленности, тактической четкости и гибкости. В ней по-прежнему преобладают евроцентризм и ориентация на решение сиюминутных азиатских проблем, хотя в конце XX в. наметился позитивный сдвиг; он заключается в более тесном экономическом, стратегическом сотрудничестве с гигантом АТР. Эти шаги российс­кого правительства позволяют надеяться на исторический поворот в геополитике страны. С геополитической, военной, экономической точек зрения самой уязвимой частью РФ является граница с Кита­ем. Огромная российская территория — это запустение, заброшен­ность гигантских регионов Сибири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т.д. На Сибирь и Дальний Восток приходится '/2 мировых запасов угля и почти '/3 — нефти и газа[183].

Всего же на территории от Урала до Дальнего Востока залегает почти 80% всех разведанных запасов угля, 7,1 млрд т железных руд, 98,5 млн т марганцевых руд, а запасы древесины (в том числе наи­более ценных хвойных пород) превышают 40 млрд м3. Численность же населения от Байкала до Владивостока — всего около двух десят­ков миллионов, тогда как в Китае — более 1,2 млрд человек[184]. Засе­ленность региона — очаговая при рыхлой инфраструктуре. Кроме того, большинство территорий от Казахстана до Владивостока пред­ставляют собой зону рискованного земледелия, а в конце XX в. они стали настоящими очагами экономического и экологического бедствия.

В силу названных и других причин, предопределяющих жизнь этого региона, следует особо подчеркнуть, что развитие громадных богатейших территорий нельзя доверять только рынку. Государство обязано планировать развитие его производительных сил. Без реше­ния данной проблемы Россия не сможет конкурировать с другими мировыми державами. Для этого необходима хорошо продуманная научная стратегия развития региона, поддержанная выверенной внеш­ней политикой. Такая строго научная программа позволит России вовремя включиться в процесс геополитической и геоэкономичес­кой революции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай подает нам пример. Он реально претендует на роль супердержавы, мирово­го лидера первой половины XXI в.

Геополитика Китая несет на себе отпечаток моря и континента. Во внешней политике он никогда не был последовательным сторон­ником талассократии, а больше ориентировался на континенталь­ные теллурократические принципы, потому и называется с давних времен «Срединной империей». Но с начала XIX в., с тех пор как страна попала под влияние колониальных держав, и до октября 1949 г. (провозглашение КНР) геополитика Китая была проатлантистской. С 1949 по 1959 г. для его внешней политики уже харак­терна просоветская ориентация, а с 1960 по 1979 г. она во многом носила конфронтационный для СССР характер. Вершиной этой кон­фронтации были бои за остров Даманский в конце зимы 1969 г.

В середине 70-х гг. XX в. Китай активно вел переговоры с представителями мондиалистской «трехсторонней комиссии», т.е. снова выступал как сторонник атлантистской геополитики. В конце XX в. контакты КНР с Западом стали значительно прочнее и обширнее, чем с Россией, по отношению к которой проводился «зон­даж» мнений правительственных кругов РФ по «спорным террито­риям», т.е. России, по сути, предъявлялись территориальные пре­тензии. Наш южный сосед — замкнутая расово-культурная общность, не имеющая в этом отношении общих черт с евразийскими народа­ми, и иная философия, имеющая свою тысячелетнюю историю. Все это вместе взятое, плюс динамичное развитие с 1979 г. делают Ки­тай потенциальным геополитическим противником России на Юге и на Востоке[185].

Итак, с одной стороны границы — динамично развивающийся Китай, добивающийся с 1979 г. самых высоких результатов в мире в экономической сфере, располагающий самым значительным люд­ским потенциалом — более 1,2 млрд человек, с другой — слабораз­витая и нестабилизированная экономика при отличной ресурсной базе, растянутости коммуникаций (железных и автодорог, неразви­тости авиационной связи и т.д.), примитивная разрушающаяся ин­фраструктура, стихийное развитие рыночных отношений («дикий капитализм»). Вот какова реальность огромного геополитического пространства. К этому добавляется несовершенное военно-техничес­кое обустройство границы, значительное ослабление мощи российс­кой армии и военно-морского флота. Таким образом, Восточный ре­гион — самое слабое звено в геополитической и геоэкономической структуре России, что прямо угрожает ее национальной безопасности. Значит, связывание этих пространств в единую геополитическую, геоэкономическую структуру должно определять стратегию прави­тельства РФ до середины XXI в. В сравнении с этой проблемой блед­неют другие геополитические вопросы, решаемые Россией.

Трудности, которые необходимо преодолеть правительству Рос­сии, состоят в том, что на 62% ее территории — в основном в Сибири и на Дальнем Востоке — проживает всего 9% трудоспособ­ного населения страны. Эти 9% производят до 50% продукции боль­шинства стратегических отраслей[186]. Сложность современной ситуа­ции в Сибири и на Дальнем Востоке во многом обусловлена отсутствием глубоко проработанной научной стратегии развития ре­гиона. Чтобы подготовить такую программу, надо предварительно выработать концепцию участия РФ как евразийской державы в жизни АТР, а вместе с тем выбираться из экономического кризиса, охва­тившего страну с 1992 г. Все это надо делать параллельно, преследуя дальние цели, готовясь к восхождению на стратегически важные экономические и геополитические вершины.

При подготовке подобной стратегической программы, рассчи­танной на десятилетия, на первое место выдвигается цель стратегии развития. По нашему мнению, этой целью должно стать развитие экономического и военного потенциала России с учетом огромной ее роли в жизни АТР в начале XXI в. В отношении Китая следует продолжать политику, направленную на развитие максимально дру­жественных и тесных отношений, на присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но к сожалению, к концу 90-х гг. не удалось коренным образом переломить создавшуюся в РФ социаль­но-экономическую ситуацию, и страна входит в АТР (формально принята в 1997 г.) только в качестве второстепенной региональной державы или сырьевой колонии Японии, Китая и других стран. Стать доминирующей Россия сможет только в том случае, если сфор­мирует процветающую экономику. И главное звено в стратегии ее развития — социально-экономическое и экологически продуманное освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Подъем производительных сил Сибири и Дальнего Востока — дело всего общества. Подобную цель ставил ЦК КПСС в 1967 г. Это была комплексная социально-экономическая программа подъе­ма производительных сил на базе улучшения социальных и эконо­мических характеристик, совершенствования образа жизни жителей региона, создания им льготных условий в процессе освоения огром­ных просторов Забайкалья, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Сейчас нужна аналогичная государственная программа, но она не должна наносить ущерб ни одному другому региону. Пока же в России нет продуманной региональной политики. Есть кое-какие фрагменты возможной программы, где чаще всего упоминается не­сколько броских категорий — «геополитический узел», «самоорга­низующийся форпост России», «базовая территориально-производ­ственная структура» и т.д., но нет ни одной конструктивной мысли, нет механизмов реализации даже этих идей-пустоцветов. Например, есть предложение выхода Дальнего Востока на мировой рынок че­рез страны АТР, а не самостоятельно[187]. Опять ориентация на превра­щение Сибири и Дальнего Востока в сырьевую колонию?

Существуют и другие подходы к решению проблем. Например, создана Ассоциация по сотрудничеству между республикой Корея, Дальним Востоком и Сибирью. 12 российских регионов провозгласили решимость ориентировать свою экономику на интеграцию в АТР. Свою стратегию экономического и геополитического прорыва на Дальнем Востоке разработал совместно с Институтом народнохо­зяйственного прогнозирования РАН бывший губернатор Приморс­кого края Е. Наздратенко. Он полагает, что надо либо возрождать индустрию огромной страны, либо превратиться в сырьевой прида­ток, привязанный к мировому хозяйству. То есть все мыслящие государственные мужи и серьезные ученые видят два варианта раз­вития: или — или.

Конечно, надо поддерживать поиски выходов из тупика: этим должно заниматься российское правительство, опираясь на предста­вителей региональных элит. В недалеком прошлом регионы часто страдали от чрезмерной централизации и бюрократизации федераль­ных властей. Но сейчас государство в определении внешней эконо­мической политики регионов на практике вообще не принимает участия, в то время как наши соседи имеют не только государствен­ную, но и межгосударственную систему согласования своих интере­сов. Например, китайцы уже в 1996 г. определили, что к концу XX в. им потребуется импортировать 55 млн т нефти, а к 2010 г.— 90 млн т. Китай с 1996 г. стал зондировать возможности получения сырья с постсоветских территорий: Казахстана, Российской Федерации, ко­ординируя свои усилия с Японией, Монголией, Гонконгом (сейчас территория КНР).

Под контроль государства (планирование развития региона, его связей с другими регионами РФ, с северо-западным Китаем, Мон­голией и т.д.) должна перейти и деятельность обширной Западно-Сибирской зоны: от севера Тюменской области до Республики Ал­тай. Здесь создан огромный индустриальный и агропромышленный комплекс с природными и людскими ресурсами, относительно разви­тыми транспортными связями, научно-промышленным потенциалом.

Для России координация внешнеэкономической деятельности этих двух мощных регионов Сибири и Дальнего Востока важна в силу ряда объективных условий: она способна существенно стиму­лировать там экономический подъем, обеспечивая экономическую основу для обустройства обширных российских территорий (успех могут принести только совместные усилия федеральных властей и регионов). Необходимо учитывать, что внешнеторговый оборот России и КНР с 1993 г. ежегодно падал, его подъем начался с 1998 г. после заключения в декабре 1997 г. крупной сделки по строительству Рос­сией в Китае АЭС на легкой воде. Долгосрочное сотрудничество в таком направлении несет для РФ большие экономические выгоды и дает значительные стратегические геополитические преимущества, ставя партнеров в определенную технико-эксплуатационную зави­симость.

Только создав два мощных региональных экономических ком­плекса (Западная Сибирь и Восточносибирско-Приморский), фе­деральные власти не допустят разрыва в экономическом развитии этого огромного геополитического пространства, что будет способ­ствовать решению внешнеполитических проблем. Кроме того, го­сударству надо в короткий срок позитивно решить проблему кре­дитной поддержки поставщиков на внешний рынок машин, оборудования, услуг по капитальному строительству и др. По на­шему мнению, эффективность контактов со странами АТР возросла бы многократно, если бы государство не просто выделяло льготные кредиты поставщикам, но взяло бы на себя функции координатора их усилий, если не объявлять монополию на внешнюю торговлю. Несогласованность действий экспортеров на западных и восточ­ных рынках ведет к утрате торговой выгоды, так как поставщики часто конкурируют друг с другом, сбивая цены на товар и услуги, чем снижают эффективность внешней торговли, ее масштабы. Ку­старщина во внешнеторговых операциях оборачивается убытками для России.

Необходима программа стратегического развития политических, экономических, культурных отношений со странами Азиатско-Тихо-океанского региона, и прежде всего с Китаем. Внутреннюю и вне­шнюю политику России следует выстроить в единую логическую непротиворечивую систему с четко сбалансированными взаимосвязя­ми и обозначенными целями. Эта программа должна предусмотреть совместные действия двух великих государств-соседей в создании баланса противодействия геополитическим устремлениям США как супердержавы, желающей построить новый порядок в монополюс­ном варианте.

Существует много вариантов проектов строительства отношений между Россией и Китаем. Один из них — налаживание активных связей с Монголией. Монголия объективно является стратегичес­ким союзником России. Важно не допустить в ней усиления прокитайских позиций и поддерживать связи внешней Монголии с насе­лением внутренней Монголии, в частности Синьцзяня и Тибета, с перспективой создания Монголо-Тибетской Федерации. В нее по­тенциально могли бы войти такие республики России, как Бурятия, Хакассия, Тува, Алтай. Желательно создание неподконтрольного Китаю самостоятельного государства в Маньчжурии. В этом регио­не возможно объединение усилий России и Японии, которая в 30-х гг. XX в. воссоздавала Маньчжурское государство со столицей в Харбине.

И в результате, как считает А. Дугин, Тибет — Синьцзян — Монго­лия — Маньчжурия составят вместе «пояс безопасности» России.

Заместитель министра иностранных дел РФ Г. Карасин видит российско-китайские отношения как равноправное доверительное партнерство с целью стратегического взаимодействия в XXI в., как долговременные международные связи нового типа, не направленные против третьих стран и полностью отвечающие коренным интересам наших народов, способствующие миру и безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе и во всем мире[188].

 

 

Вопросы для повторения

1. Раскройте сущность понятия «русские национальные интересы».

2. Как складываются отношения России с Белоруссией, России с Украиной?

3. Назовите основные тенденции развития отношений: Россия — Северный Кавказ и Закавказье, Россия — Средняя Азия.

4. Раскройте механизм культурно-политической и экономичес­кой экспансии Запада на Восток.

5. Каким вы видите будущее России?

6. Возможен ли союз России, Германии и Японии?

7. Покажите влияние ресурсов планеты на раскладку геополити­ческих сил.

8. Расскажите об отношениях России с Европой, США и блоком НАТО.

 

ГЛАВА 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.62.68 (0.011 с.)