Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геополитические последствия распада СССР для России

Поиск

Крупнейший мыслитель XVIII в. Ш. Монтескье утверждал, что малые государства погибают чаще всего от удара внешнего врага, большие же — в результате внутренней измены. К сожалению, в истории России были, по мнению А.С. Пушкина, не только славные героические времена, когда она вошла в Европу как спущен­ный корабль — при стуке топора и громе пушек — в годы правле­ния Петра Великого, но и подлые времена смуты, когда Гришка Отрепьев привел в свою страну грабителей разных мастей и нацио­нальностей. В затылок Гришке Отрепьеву и ему подобных будут смотреть предатели Горбачев, Яковлев, Ельцин, которые нанесли страшный удар по всему геополитическому устройству Европы на­чала 90-х гг. XX в.

Крупнейшая национальная катастрофа произошла с Советским Союзом в декабре 1991 г. как результат сговора полупьяных вож­дей: Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Как гениально предсказал Ш. Монтескье судьбу великой страны!

Итогом беловежского сговора стало то, что СССР, как писал М. Цукерман — главный редактор крупнейшего американского еже­недельника «Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт», в одночасье потерял имя, флаг, объединяющую идеологию и половину террито­рии. Россия территориально отброшена к границам XVI в. Натовским самолетам сейчас требуется только минута, чтобы достичь Калининг­рада, четыре — Минска, около 12—15 минут — Москвы. Вслед заПольшей, Чехией, Венгрией в двери НАТО стучатся страны Прибал­тики, Грузия и Азербайджан, т.е. агрессивный блок стремится охва­тить Россию с трех сторон: запада, северо-запада и юга.

Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. Время, про­шедшее с момента фактического развала СССР, по меркам истории слишком мало. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися, а ее геополитическое положение еще неопределеннее: политическая система, характер международ­ных отношений, положение в геополитическом пространстве быв­шего СССР очень зыбки.

Распад Советского Союза, появление 15 суверенных государств можно считать состоявшимися в политическом и правовом смыслах. И далеко не все независимые государства — осколки СССР — горят желанием найти какие-либо формы объединения с Россией. Связу­ющим звеном в первую очередь остаются ранее сложившиеся эко­номические связи. Все республики бывшего СССР страдают от на­рушения этих связей.

Рынки республик десятилетиями были приспособлены к това­рам друг друга, спрос на которые на Западе, в Японии, во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), за исключением сырья и некоторых товаров, тонких технологий, практически отсут­ствует или ограничен. При попытках выйти со своими товарами на рынки конвертируемых валют республики СНГ конкурируют друг с другом и терпят взаимный ущерб.

Кроме того, в России и во всех странах ближнего зарубежья действуют хорошо организованные криминальные и полукриминаль­ные структуры, которые контролируют, по различным данным, от 40 до 80% экономики стран СНГ.

К числу факторов, которые еще как-то связывают бывшие со­ветские республики, относятся: демографические, социальные, куль­турные, психологические. В последнее время представители многих правящих национальных элит осознали опасность со стороны более могущественных соседей и для них все более явственно вырисовы­вается фактор национальной безопасности (Армения, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и т.д.).

Межнациональные противоречия, существующие почти во всех бывших братских республиках (если не произойдет нового объеди­нения, решающего и эти проблемы), будут сопровождаться насили­ями, конфликтами, кровопролитиями не год и не два, а десятиле­тия. Это, безусловно, затормозит социально-экономическое развитие всех стран — очагов межнациональных противоречий, отбросит их в ряды государств третьего мира.

Очень важный момент в политических, экономических и иных отношениях государств на постсоветском пространстве — сохране­ние единого социального пространства. Вариантов решения этой проблемы пока нет, но для начала можно взять схему, по которой формируется Европейское сообщество, где национальная безопас­ность каждого государства определяется готовностью действовать согласованно во многих сферах общественной жизни, и прежде все­го в социально-экономической. И если меняется экономический или социальный уклад, то делается это более или менее согласован­но. А упор на национально-государственный эгоизм порождает встреч­ный эгоизм, что хорошо отслеживается, например, на истории пост­советских отношений между Прибалтикой и Россией. Попытки государств-суверенов самостоятельно решить проблемы националь­ной безопасности чаще всего оканчиваются неудачей.

Итак, можно утверждать, что от разрушения СССР имеется боль­ше потерь, чем приобретений. Перечислим «чисто» геополитические потери России.

• Утрачено более 5 млн км2 территории (СССР).

• Потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и «анк­лавного» Калининграда) и к Черному морю.

• В ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского.

• Произошел «сдвиг» всей нашей территории на север и восток.

• Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и За­падной Европе.

• На новых рубежах России появилось нескольких маложизнес­пособных стран, экономически слабых соседей, «осколков» — по терминологии американских геополитиков (уровень ВВП в 1997 г. в Армении составлял 20% уровня 1991 г., Азербайджане — 23%, Киргизии — 20%). В итоге, как и СССР, Россия к концу XX в. была вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором.

• Русская нация вошла в число «рассеченных народов в главной полосе расселения, на главной магистрали Запад — Восток».

• На юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма. Это противостояние включает РФ в военную конфронтацию в Таджикистане, а в начале XXI в. такая ситуация возможно сложится и в других республиках Средней Азии.

• На востоке России — «вакуум» по населению (всего 8 млн человек живет на Дальнем Востоке) при экономической насыщен­ности региона. В Сибири и на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Приморье России противостоит третье по силе государство мира — КНР. По обеим сторонам Амура районы различаются по плотности населения на два порядка. Китайскую и вьетнамскую эмиграцию специалисты оценивают в таких цифрах: от 150 тыс. человек до 500 тыс., а иногда и до 2 млн (например, так считают эксперты Института Европы РАН).

• Россия получила необустроенные границы.

• Последствия развала СССР вылились в попытки конфедерали-зации России.

Мы являемся очевидцами переходного периода от одной модели мирового порядка к другой — глобалистской. Это порождает неустой­чивость и противоречивость геополитической ситуации в мире. Как мы уже говорили, ситуация предопределена геополитическими, ин­формационно-технологическими, экономическими и военными фак­торами. В числе основных геополитических факторов можно назвать:

• решающую роль стран «морской цивилизации» во главе с США;

• утрату странами «морской цивилизации», включая и США, самодостаточности в результате сверхпотребления;

• активное формирование единой мировой системы власти (Ев­ропа — США — Канада — Мексика).

Информационно-технологические факторы оказывают огром­ное влияние на геополитический расклад сил. «Морская цивилиза­ция» здесь значительно превосходит Россию. Уровень развития и применение компьютерных технологий в Западной Европе и Северной Америке во всех сферах жизнедеятельности на порядок выше, чем в нашей стране. В этом их сильная и слабая сторона. Высокая степень зависимости системы государственного и военного управле­ния США и Западной Европы от глобальных компьютерных сис­тем, созданных на базе информационно-компьютерных технологий, при относительно слабой их защищенности от различного рода взлом­щиков («компьютерных медвежатников») нередко делает эти стра­ны уязвимыми при организации хранения тех или иных секретов.

В военной сфере России похвастаться особо нечем. Ратифика­ция Госдумой Договора по СНВ-2 по сути лишает ее мощнейшего вида вооружений — многозарядных ракет СС-18 («Сатана»), в то время как американцы упорно стремятся выйти из Договора по ПРО 1972 г. По оценкам американских специалистов, сейчас воен­ный бюджет России в 7—8 раз меньше, чем в 1990 г. На 2000 г. он был увеличен до 6 млрд долл., а расходы Пентагона составили 268 млрд — т.е. возросли почти на 13 млрд долл.

Разрушительная реформа наших вооруженных сил продолжает­ся. Намечено очередное сокращение ударной группировки ракетных войск стратегического назначения: из 19 ракетных дивизий (более 750 пусковых установок) планируется оставить лишь две, с пяти­кратным сокращением пусковых установок. На вооружении оста­нутся лишь моноблочные ракеты[142]. Кроме того, важнейшим воен­ным фактором является выход на первый план информационной войны, информационного поражения противника, что упорно де­монстрировали страны—члены НАТО во время военных операций в Иране и Югославии. Там же были испытаны виды оружия, создан­ные на базе новых физических принципов.

Но на этом трансформации в геополитической жизни России не заканчиваются. Они будут продолжаться в обозримом будущем. И воз­можны такие варианты развития событий:

• полная дезинтеграция союза — останутся лишь минимальные двусторонние связи;

• дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, при­обретающих хронический характер;

• постоянное исчерпание дезинтеграционных процессов, нара­щивание многостороннего сотрудничества, различные формы объе­динения и, наконец, политическое объединение государств СНГ (спер­ва России и Белоруссии, затем союз с Казахстаном, Киргизией и Арменией, а потом и с большинством республик).

Полная дезинтеграция стран Содружества может способствовать, вслед за другими республиками, распаду России. В данном случае начнется своего рода «выпадание» из России целых регионов: Та­тарстана, Башкортостана, Якутии, Красноярского и Приморского краев, Калининградской области. В случае ослабления центра «от­кусывать» от страны лакомые кусочки будут властные структуры, местные элиты, криминальные организации. За всеми этими про­цессами со всей очевидностью будут стоять олигархи-банкиры, те, кто сейчас имеет реальную власть в стране. К подобному сценарию российские элиты подталкивают и поощряют западные политики.

И тогда на территории нынешней РФ могут возникнуть три «суверенных» республики (по замыслам 3. Бжезинского) или не­сколько «самостоятельных» «России» со своими экономическими и политическими интересами, своим политическим и социальным ли­цом. Катализатором подобных процессов могут оказаться как внут­ренние, так и внешние конфликты, в которые может быть втянут центр, а также сильные экономические и финансовые потрясения. Безусловно, эти и другие тенденции не могут проявиться без актив­ного содействия или противодействия политических лидеров Моск­вы или субъектов Федерации, реализации их политической воли.

В связи с развалом СССР среди множества вопросов возникает главный: «Почему произошел этот развал? Почему огромная сверх­держава рухнула почти в одночасье?». Ответить на него не просто, но объективные причины, хотя бы эскизно, обозначить можно.

Первая группа причин связана с географическим фактором — это огромные размеры СССР. Исторически они несли России, а потом Советскому Союзу благо, например во время войны, когда необъятные просторы Руси, а потом России, СССР губили немало войск завоевателей: будь то татаро-монгольские орды или литовские и польские захватчики, армии Наполеона или Гитлера. Но большие пространства — это не только благо. С тех пор как во второй полови­не XX в. мировое развитие двинулось по пути интенсификации про­изводства, в СССР на всю территорию просто не хватало населения. Создание инфраструктуры, сопоставимой с европейскими стандарта­ми, обходилось Советскому Союзу многократно дороже. Например, среднее «плечо» транспортировки грузов (топлива, различного сырья от мест добычи до переработки) в 3—5 раз длиннее, чем в США.

Вторая группа причин связана с экономическим фактором. Эк­стенсивный путь хозяйствования, избранный еще в конце 50-х гг., объективно тормозил развитие СССР. Стремление к созданию в промышленности монополий при оценке эффективности работы суммой прибыли сделало их невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу. Состояние технологий и организации труда в бывшем СССР и в современной России пока не дает возможности «отыграть» один из главных геополитических факторов современ­ности — экономический.

Известно, что наибольший промышленный потенциал создан в США, странах Европы и Японии. Россия сейчас занимает место где-то в третьем десятке стран мира. До разграбления, т.е. до так называемых «реформ» СССР ежегодно выпускал 67% промышлен­ной продукции относительно США. Сейчас этот показатель равен 6%. К середине 1999 г. доля России в объеме общемирового производства была чуть более 1%, тогда как доля США — около 20%. В 1990 г. валовой внутренний продукт СССР уступал американскому на '/3, а российский к концу XX в. — уже в 20 раз!

Третья группа причин связана с политическим фактором. Авто­ритарное руководство и управление страной и народным хозяйством несли как положительные, так и отрицательные черты. Эффектив­ность руководства и управления во многом зависела от интеллекта, профессиональной подготовки, личностных (в том числе психоло­гических) качеств субъекта политического руководства и управле­ния. Во второй половине XX в. эти качества субъектов власти напоминали (за редким исключением) затухающую синусоиду. В силу раздробленности элиты на местах (в республиках, краях, областях) было невозможно эффективно противостоять ошибочным решени­ям центра.

Почти все перечисленные факторы, способствующие разруше­нию СССР, действуют и сейчас. Но к ним добавились новые, в числе которых наиболее мощными являются ослабление экономи­ческих связей между регионами, падение научно-технического по­тенциала федерации и др.

Ослабление научно-технического потенциала страны связано с «утечкой умов», обусловленной бедственным положением науки и образования, разрушением передовых технологий. Число научных работников России сократилось более чем на 1/3 и сейчас составляет около 350 тыс. человек против 1,2 млн в 1991 г. 25% эмигрантов из России — люди с законченным и незаконченным высшим образова­нием. Доля Москвы и Санкт-Петербурга в их числе составляет 41%. Тотальное и скоростное разрушение военно-промышленного комп­лекса отнимает у страны как минимум 20 млрд долл. в год.

К последствиям геополитического развала СССР надо отнести и усиливающиеся региональные контрасты: разница в доходах населения страны составляет приблизительно 1:14. В перспективе можно ожидать еще большего разрыва в доходах. Тому есть несколько причин:

• увеличение вывоза сырья (нефть, газ, руды, алмазы, драгметаллы и др.) из ресурсных районов страны (это стимулируется Запа­дом, Китаем и Японией, другими странами АТР);

• влияние мощного лобби, особенно информационного, прежде всего олигархов, представляющих топливно-энергетический комп­лекс, финансовые структуры в Москве;

• в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге оборачивается бо­лее 95% финансов России.

Москва — единственное безресурсное исключение — находится в числе благополучных регионов. Объясняется это тем, что здесь вращается около 80% капиталов страны плюс субвенции, которые она получает, выполняя столичные функции.

Большинство районов России не просто депрессивные, а бездей­ствующие. Это Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Адыгея, Чечня, Ингушетия. В Ингушетии, например, на каждое рабочее место приходится 197 безработных. Приблизительно такое же положение сохраняется в Дагестане.

Богатые регионы стремятся выделиться, получить особый статус выхода на мировой рынок (Якутия), добиться национально-госу­дарственного образования (Татарстан, Башкортостан и др.) или от­деления (например, Чечня). В этом шаге региональные элиты видят средство для укрепления своей власти. Бедные регионы, естествен­но, стремятся получить больше дотаций за счет особых отношений с «властвующими» элитами Москвы. Но возможности центра за годы реформ резко ослабли. Правительство, как показывает практика, к концу XX в. неспособно обеспечивать эффективное экономическое взаимодействие субъектов Федерации.

Растянутость коммуникаций России (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке), затруднение передвижения людей (прежде всего по экономическим причинам) значительно способствуют дезинтег­рации страны. Поэтому и «дальневосточный торс» и в целом «си­бирский хребет» России не так уж надежны и прочны, как прежде, т.е. в условиях абсолютной централизации власти. Безусловно, если завоз зерна и топлива на Дальний Восток из центра дороже, чем из США и Японии, зачем Дальнему Востоку центр? Таким образом, пока правительство перекладывает решения острых социально-эко­номических вопросов на субъектов Федерации, оно «подогревает» еще один мощный фактор дезинтеграции России.

Результатом развала СССР явилась и сложная демографическая ситуация в РФ. За годы реформ она стала катастрофической. По данным Госкомстата, население России (несмотря на довольно ак­тивную иммиграцию русских, украинцев, белорусов из стран ближнего зарубежья — Прибалтики, Казахстана, Таджикистана и других регионов) убывает: за 1993 г. оно уменьшилось на 804 тыс. человек, за 1996 г. — на 912 тыс., за 1997 г. — почти на 1,5 млн человек, в 2000 г. — почти на 1 млн.

Экономическое, демографическое, научное и техническое ослаб­ление России означает уменьшение ее международной роли, катаст­рофическое падение имиджа страны.

Внешние проблемы России теснейшим образом переплетены с внутренними, которые ползучим образом перерастают во внешние (Чечня, Абхазия, Грузия, в перспективе — дестабилизация Дагеста­на, Ингушетии и всего Кавказского региона). Возникает и пробле­ма границ страны: с Прибалтикой, Китаем, Японией и другими государствами. С проблемой границ связаны еще и такие геополи­тические аспекты, как выход к морям, включенность в мировые коммуникации и пространственное положение по отношению к цен­трам сегодняшней и будущей мировой активности.

Проблема доступа к морям может рассматриваться в военном, внеш­неэкономическом и ресурсном планах. Реальное военное значение Чер­ного и Балтийского морей имеет для страны региональный характер. Если же Россия отдаст Японии четыре острова, то в 2000-х гг. она потеряет выход и в Тихий океан, т.е. полностью лишится доступа к портам, через которые пока идет основной поток ее экспорта.

Почти аналогичное положение сложилось в автомобильных, же­лезнодорожных, авиационных, трубопроводных коммуникациях, в средствах связи, т.е. почти все пути, ведущие из России, стали меж­дународными. А это создает комплекс хозяйственных и социальных проблем. Произошло геополитическое оттеснение нашей страны от мировых коммуникаций в северо-восточный угол Евразии.

В силу недееспособности России в ООН в перспективе может быть поставлен вопрос о перераспределении территорий под предло­гом охраны окружающей среды или по любому другому поводу.

Иными словами, в ближайшем будущем надо решить проблему новых экономических взаимоотношений с внешним миром, которые позволили бы обеспечить максимум социальной стабильности внутри России. А без возрождения экономики, прежде всего эффективно дей­ствующих сельского хозяйства и промышленности, это невозможно.

Усугубляет положение отсутствие научной концепции геополи­тических отношений России: не обозначены и не защищаются сфе­ры ее интересов. Они становятся все более нероссийскими: вступле­ние в программу «Партнерство во имя мира» без уяснения целей НАТО, недооценка роли и целей великого Китая и всего района АТР — самого мощного и динамичного в мире.

Самой историей России отведена роль «атланта» мирового циви­лизованного равновесия между Западом и Востоком. Раздробленная на части, она не сможет выполнить роль мирового силового барьера. Подобно волнам цунами геополитический дисбаланс станет распро­страняться по всем направлениям на внешний мир, сметая на своем пути не только государства, но и народы. Эту проблему обстоятель­но исследовал в свое время русский мыслитель И.А. Ильин. Для восстановления функции равновесия надо не осуществлять поли­тику «вестернизации» России, а создавать евразийско-азиатский союз, что во внутренней политике означало бы сплочение тех стран СНГ, которые этого хотят, во внешней преодоление односторон­ней ориентации, смена ее на балансируемое равноудаление при опоре на свои силы.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: геополитичес­кая уязвимость России очевидна, более того, она возрастает, и это особенно опасно в условиях «третьего передела мира», продвижения НАТО к границам России, войн НАТО в Европе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.009 с.)