Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия и Ирак — стратегические союзникиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Еще одна страна беспокойного региона — Ирак — также имеет любопытную историю: по библейским преданиям, в междуречье Тигра и Евфрата был Эдем — рай, где Бог поселил первоначально Адама и Еву. Кроме того, Ирак — это родина самых древних цивилизаций на планете, наследник великолепной арабской культуры, Багдад арабского халифата был центром мудрости, медицины, математики. Арабы говорили, что чернила ученого так же драгоценны, как кровь святого. Благодаря арабам человечество может постигать мысли греческих и римских философов. В течение длительного периода между Советским Союзом и Ираком существовали самые тесные и дружеские отношения. Эта страна была нашим главным партнером на Ближнем Востоке. Руками советских специалистов в ней создано 70% всех промышленных объектов, построены электростанции, гидростанции, железные дороги и многое другое. Однако после того как СССР в ходе войны 1991 г. фактически встал на сторону США и их союзников, произошло охлаждение в советско-иракских отношениях. До 1990 г. ежегодный объем торговли СССР с Ираком достигал 8 млрд долл. Экономические связи с ним и сейчас имеют большое значение: сотрудничество по добыче нефти и газа, в энергетике, возможность покупать специфическую продукцию сельского хозяйства и т.д. Ирак способен добывать и продавать в сутки нефти на 50— 70 млн долл. Он заключил контракт с десятью российскими нефтяными компаниями на нефтеразведку и добычу. Но развернуть работу, а следовательно получать твердую валюту, мешают США. Нынешние будни Ирака — давнего союзника СССР, а теперь России — чрезвычайно суровы. Руководству страны приходится думать о хлебе насущном. Пережив «Бурю в пустыне» в 1991 г., или, точнее, американскую агрессию, а также ежегодные авиационные и ракетные удары (начиная с 1993 г.), поддержанные, в частности, руководителями Саудовской Аравии, Ирак и после этого неоднократно подвергался шантажу со стороны США и Израиля. За годы, прошедшие с введения санкций, от голода и нехватки медикаментов в стране умерло более 1 млн человек. В 1997—2000 гг. ежедневно умирало 475 детей. США навязали Совету Безопасности ООН резолюцию, которая держит Ирак в экономической блокаде с 1992 г. Кроме экономической, против Ирака проводится планомерная информационная война. Позиция Ирака находит понимание у России, Китая, Франции. Они справедливо отмечают, что дальнейшее применение санкций против Ирака носит откровенно антигуманный характер. Патологическая ненависть Вашингтона к Багдаду и Тегерану в большей мере объясняется тем, что отпор его глобальному геополитическому диктату пришел не со стороны крупных экономических или ядерных держав, а от относительно небольших стран с многовековой историей, являющихся колыбелью человеческой цивилизации. Ирак открыто выступил против бесцеремонного навязывания всему миру, а не только ему, чужих интересов, мировоззрения и образа жизни, вступил в борьбу во имя самобытности и индивидуальности каждого народа. Президент Ирака Саддам Хусейн по этому поводу однажды сказал: «Если представить, что земной шар — это наш общий корабль и его безопасность — дело всех его пассажиров, то необходимо четко определить обязанности каждого: невозможно говорить о глобальном мире, не установив границ прав и обязанностей в мировом масштабе и самым сбалансированным образом»[286]. Направляемая США, Турция регулярно под предлогом борьбы с курдами совершает акты агрессии на севере Ирака. Активную антииракскую позицию занимает Израиль, усиленно подталкивающий США постоянно применять военную силу против союзника России. И лишь твердая позиция Москвы и генерального секретаря ООН Кофе Анана не позволяют американцам на всю мощь пустить в ход оружие против этой страны. К этому следует добавить, что в геополитических связях России и Ирака произошли позитивные изменения. Например, стала действовать постоянная Межправительственная комиссия по сотрудничеству с этой арабской страной. Итак, Ирак располагает большими запасами реально конвертируемого «черного золота». Кроме того, его географическое положение позволяет видеть в нем перспективного геостратегического партнера, находящегося в подбрюшье Турции — исторического соперника России, делающего многое, чтобы ослабить позиции нашей страны в геополитическом и геостратегическом раскладе сил. В современной системе координат Ирак, как и весь Ближний Восток, занимает чрезвычайно важное геополитическое положение, которое наряду с запасами нефти предопределяет его большую значимость как для России, так и для стран Западной Европы, США и Японии. Еще 10—12 лет назад СССР имел значительные возможности для весомого присутствия в этом регионе земного шара. Советский Союз безвозмездно и на льготных условиях (за счет кредитов и займов, в том числе для приобретения советского оружия) помогал становлению экономического и военного потенциата Ирака, Сирии, Ливии, Алжира и некоторых других стран. Это позволяло СССР реально присутствовать в регионе, воздействовать на события, обеспечивать в немалой степени защиту своих национальных интересов. Кроме того, наши поставки машин, оборудования, оружия чаще всего оплачивались твердой валютой. Далее — военно-политическое присутствие СССР гарантировало странам Ближнего Востока и Ираку уверенность в завтрашнем дне, твердое геополитические положение. Сейчас США и Западная Европа делают все возможное, чтобы роль России на Ближнем Востоке, например в Ираке и Сирии, в решении региональных геополитических проблем свелась к минимуму. Наши экономические связи со странами Ближнего Востока, и в частности с Ираком, к концу XX в. минимальны (по сравнению с 80-ми гг.). Пока же Россия в силу своих возможностей помогает Ираку: в пределах отведенных квот поступает нефть в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», несет убытки от произвола американской военщины в Персидском заливе (арестованы уже два российских танкера по неподтвержденным подозрениям в перевозе иракской нефти). Десять лет назад, когда военные корабли под флагом СССР бороздили воды Средиземного моря и Персидского залива, о таком повороте дел американцы и подумать бы боялись: советским противокорабельным ракетам «Москит» нет до сих пор равных на американском флоте. Размышляя о современном положении российско-иракских отношений, невольно думаешь о том, насколько важно было вовремя протянуть дружескую руку помощи страдающему народу Ирака (и тем самым облегчить немногим лучшую жизнь народов России). Не понял или боялся окрика из-за океана «друг Билла» экс-президент Ельцин. Из-за малодушной внешней политики МИД РФ Багдад понес только за последние пять лет колоссальные убытки. С 1995 г. нефтяной экспорт Ирака оценивается в 30 млрд долл., из них 10 млрд было изъято в Комитет по компенсациям. Свыше 8 млрд долл. поступило на так называемый закрытый счет, который контролируется ООН (читай: США) и которым нельзя пользоваться без ее разрешения. Кроме того, США «заморозили» 2 млрд долл., на которые Ирак заключил контракт на поставку в страну товаров, оборудования, продовольствия и медикаментов. В итоге дефицит в импорте продовольствия и медикаментов привел к увеличению смертности населения в 4 раза, в том числе детской — в 8 раз[287]. Сегодня Россия, хотя и робко, корректирует свой курс по отношению к Ближнему Востоку вообще и Ираку в частности. Безусловно, до чиновников МИД, администрации президента дошла мысль о том, что нужна более сбалансированная политика «обороны по всем азимутам» (термин бывшего президента Франции генерала де Голля). Визит в Россию летом 2000 г. вице-премьера Тарика Азиза — тому подтверждение. Этот визит вызвал большой резонанс во всем мире: Франция и Италия восприняли его как сигнал к активизации своей внешнеполитической активности на Ближнем Востоке, мадам Олбрайт от имени президента США попыталась указать Путину, что, мол, на его встречу с Тариком Азизом не было разрешения американцев. Россия полна решимости добиваться отмены санкций против Ирака. Во время бесед Тарика Азиза с Президентом РФ В. Путиным, премьер-министром М. Касьяновым, другими видными политиками России из Совета Безопасности, Совета Федерации и Думы были намечены меры по расширению двустороннего сотрудничества. Речь шла о продолжении работ по освоению крупного месторождения нефти Курна-2, о гуманитарной помощи Багдаду по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям, а в перспективе о том, чтобы через скоординированную политику в Совете Безопасности ООН добиться отмены блокады Ирака. Огромные потери от блокады несет не только Багдад. Россия, Китай, Франция, Италия и многие другие государства из-за прекращения торговли с Ираком за 1991 — 2000 гг. потеряли «упущенную выгоду» более чем на 200 млрд долл. Как говорится, «свято место пусто не бывает». Явочным порядком, оглядываясь, но не очень слушая Вашингтон, Рим, который всегда отстаивал свое право на самостоятельную политику в Ближневосточном регионе, обусловленную геополитическими интересами Италии, ведет конфиденциальные переговоры с Багдадом относительно использования мощнейших практических нефтяных ресурсов. Италия потихоньку внедряется в Ближневосточный регион, ставший за последние два десятка лет зоной влияния американских нефтедобывающих гигантов. Мощные нефтяные резервы Ирака привлекают и бизнесменов Франции. Сравнительно недавно в Багдаде побывала делегация французской группы «Врачи без границ». Прибыли они на самолете прямым рейсом из Парижа, что надо рассматривать как очередную брешь в системе блокады Ирака. В конце сентября 2000 г. в Багдад прилетел первый арабский самолет с гуманитарным грузом на борту. Этот дружеский жест сделала Иордания. Руку помощи соседу готова протянуть Сирия. Но первыми в Ирак прилетели наши соотечественники — делегация Комитета российско-иракской дружбы, мира и сотрудничества во главе с его председателем Ю. Шафраником. Важное значение для народа Ирака, его геополитических устремлений имеет курдский вопрос. Если будет найдена форма политического обустройства этого гордого народа, то курды могут внести большой вклад в геополитическое противостояние США, Англии, Турции. Приблизительно в равном геополитическом положении находится ряд других мусульманских стран Ближнего Востока и Северной Африки: Сирия, Иордания, Ливия. Блокада одних идет явно, грубо, на других оказывается косвенное и прямое давление. Но у арабских стран есть мощное оружие — нефть! Это кровь экономики любой страны. В координации нефтяной политики (а она должна быть дифференцирована) необходимо руководствоваться не только государственными, национальными интересами, но использовать культурно-конфессиональный фактор. В использовании этого важнейшего механизма огромную помощь может оказать Россия, если она будет преследовать свои национально-государственные интересы. Несмотря на сложности и опасности жизни в Ираке, россиян в этой древнейшей стране много. Кто-то восстанавливает электростанции, кто-то ремонтирует дороги. Одних интересует нефть, других — сельское хозяйство. Положение России в Ираке прочнее, лучше, чем в других арабских странах. Это хороший признак. Вместе с китайскими и французскими дипломатами Москва добивается (хотя и не всегда настойчиво) отмены санкций против Ирака. И можно надеяться, что после снятия санкций Россия не окажется на обочине геополитической стратегии, разрабатываемой правительством этой страны. Иракцы — народ гордый, с хорошей памятью, помнят врагов,[288] не забывают друзей. Они от души сочувствуют нам, пока вынужденным жить по указкам и подсказкам Запада, о которых нам постоянно напоминают «наши» либерал-демократы.
11.3. Россия — Турция: что впереди? История отношений России и Османской империи — это в большей части история продолжительных войн и перемирий. Отсчет надо вести с того момента, когда погибла Византия и ее герб был передан Москве во время княжения Ивана III. С тех пор две страны-соседки и стали «злейшими друзьями». Были походы Петра I, Суворова, Потемкина, осада Севастополя войсками Турции, Англии, Франции. Но наступило время, когда талантливый русский генерал Скобелев довел своих гвардейцев-гренадеров до ворот «Царь-града» — Константинополя, освободил братушек-славян. Поэтому прозападная ориентация Турции вполне понятна, но идеологически она стала оформляться к концу XIX в. Мы ведем речь о пантюркизме — своего рода политическом исламе. Его основы были заложены теоретиками турецкого национализма, в первую очередь Исмаилом Гаспирали и Юсуфом Акчура. Но особенно широкое развитие идеи пантюркизма получили с приходом к власти в 1908 г. младотурок. Первоначально эти взгляды использовались как орудие против колониальных захватчиков — стран Европы — для очищения турецкого языка от арабского и персидского влияния. Но в 20-х гг. XX в. Антанта, без России, «заставила подписать османского султана Мудросское перемирие, которое разделило Османскую империю между союзниками». Нашелся несогласный с этим разделом: это Кемалъ-паша. В районе Анкары (до 1922 г.— Ангора) он объявил о начале борьбы турецких националистов против Антанты и войск султана. «Все вооружение закавказского фронта,— пишет Митрофанов,— было передано Кемаль-паше»[289]. От русских, по признанию турецкого историка Джавдета Керима, было получено огромное количество орудий, ружей и снарядов. В Турции в те годы столкнулись геополитические интересы России и США. Американский генерал Харбод, изучавший Турцию, в 1919 г. впервые высказал мысль о подчинении Анкары (тогда еще Ангоры) диктату США. Американцы сразу же «прибрали к рукам» турецкие нефтяной, табачный и автомобильный рынки. В январе 1924 г. войска Кемаль-паши вошли в Константинополь и сразу же он порывает с Советской Россией, но не с американцами, и основным тезисом пантюркизма становится: «Социализм — да, русские — нет!» Американцы удержались в Турции, так как к 1924 г. овладели ее сырьем и рынком сбыта, навязали ей свою политическую линию. В 90-х гг. XX в. пантюркизм приобрел более радикальный характер. В частности, на свет появился проект создания «государства великого Турана», включающего в себя население всех тюркоязычных стран. Великий Туран должен объединить бал-карцев, карачаевцев, кумыков, ногайцев, чеченцев, ингушей, аварцев, лезгин, т.е. весь Северный Кавказ плюс население государств Центральной Азии (туркмены, узбеки, казахи, киргизы, уйгуры и др.), а также Татарию, Башкирию и Якутию. Нельзя недооценивать опасность таких идей: в РФ проживает более 20 млн мусульман. Эти идеи усиленно обсуждались в 1992— 1994 гг. лидерами государств Центральной Азии. Например, в 1995 г. в Бишкеке состоялось празднование тысячелетия киргизского эпоса «Манас», где идеи «Турана» подавались для обсуждения, но не нашли должной поддержки и понимания. Причин тому несколько. Во-первых, во внутренней политике Турция переживает время неопределенности, которое вызвано запрещением под давлением военных популярной Исламской партии благоденствия. Во-вторых, не спадает напряженность в ее отношениях с Грецией (обе страны — члены НАТО) из-за Кипра. Это напряжение усилилось после продажи Россией Никосии партии самых современных комплексов ракет-перехватчиков, способных поражать даже низколетящие цели. В-третьих, в силу ряда причин Турцию не считают полноправным членом Европы, НАТО. Об этом говорит то, что на очередной встрече в верхах летом 2001 г. она была «поставлена в угол», т.е. отодвинута в конец длинной очереди претендентов для вступления в ЕС. Кроме того, из-за активного участия в играх атлантистов против Ирана, Ирака и вследствие постоянного вмешательства в дела Азербайджана, Армении, Северного Кавказа, а особенно из-за активной поддержки чеченских сепаратистов, у Анкары ухудшились отношения с Москвой. Турция предложила сценарий создания «санитарного кордона» вокруг России из тюркоязычных народов. Но представители тюркоязычных элит почувствовали вкус власти и делиться ею, когда она упала из рук «старшего северного брата» в их руки, ни с кем не хотят, т.е. не желают стать марионеткой в турецких руках. Самое главное, что кроме культурных, дипломатических шагов Турция не может сделать более ничего реального. Анкара не располагает достаточно мощными экономическими, финансовыми, техническими и другими рычагами для проникновения (глубокого и постоянного) на пространства Центральной Азии. Этнический сепаратизм государств Средней Азии в реальной жизни не совмещается ни с пантюркизмом, ни в целом с панисламизмом. Как все фундаментальные идеологические системы, они требуют для своего распространения высокого организационного и теоретического уровня, т.е. системы пропаганды и агитации. Кроме того, любая идеология, идея должны нести элемент новизны, привлекательности, быть дискуссионными, затрагивать интересы национального и межнационального сознания. Идея пантюркизма требует национального и межнационального единства и массовой поддержки. Этническая же картина государств Центральной Азии, как и Северного Кавказа, чрезвычайно пестра. На практике этнический сепаратизм этих регионов и субрегионов ставит серьезные препятствия на пути развития радикального ислама и пантюркизма. Другой фактор, препятствующий широкому распространению пантюркизма и ислама в Средней Азии и на Северном Кавказе,— социально-экономический: здесь самый высокий уровень безработицы, социально-политической напряженности. Например, страны Средней Азии входят в число 25 «внутриконтинентальных» государств — самых слаборазвитых в мире. Никакая экономика Турции или Ирана просто не в состоянии вытянуть их из нищеты. Кроме того, Анкара вынуждена бросать большие силы (военные, финансовые и др.) на решение внутренних проблем, включая гражданскую войну с курдами, и на противодействие исламскому фундаментализму в самой Турции. В конце XX в. перед дипломатами и лидерами России встала проблема: какую занять позицию в борьбе турок с курдами? Есть разные подходы к ее решению. Представляет интерес подход, предложенный А. В. Митрофановым: «Перед Россией... стоит задача поддержки справедливой борьбы курдского народа за свои национальные права, которая должна иметь целью создание независимого курдского государства с населением 40 млн человек. Если потребуется, народу Курдистана следует оказать как минимум такую же помощь, какую оказывает Турция сепаратистским движениям в России, т.е. оружием, военно-технической подготовкой борцов сопротивления, финансовыми средствами»[290]. Автор этой работы безо всяких сомнений считает, что «Турция — враг России» и полагает, что «борющиеся курды — это сильнейший козырь России в расчетах и прикидках с НАТО и Турцией... Анкара должна быть серьезно озабочена: курды смогут взорвать Турцию изнутри»[291]. Он видит курдскую проблему в более глобальном геополитическом ракурсе: «Силовое создание курдского государства, которое присоединится к оси Берлин — Москва — Токио, резко усилит роль России на Среднем Востоке»[292]. Другие специалисты по Среднему Востоку полагают, что турецко-курдские отношения — внутреннее дело Турции и неразумно нынешней дышащей на ладан России вмешиваться в сложные политико-военные игры. С позиций сегодняшних либерал-демократов, пытающихся втащить за волосы Россию уже не в коммунизм, а в число цивилизованных стран, это кажется абсолютно бесспорной истиной. С точки зрения геополитика, мыслящего материками,— это позиция страуса. Мы отмечали, что Тегеран, как и Москва, заинтересован в создании на Кавказе транспортного коридора с севера на юг, связанного с Туркменией. Анкара при поддержке США стремится направить основные торговые, нефтяные, газовые и другие потоки с востока на запад. Для России очень важно иметь несколько конкурирующих проектов транспортировки нефти и газа. Самое главное, чтобы нефть из Черного моря направлялась не через Черноморские проливы, контролируемые Турцией. Если победит проект прокладки нефтепровода в турецкий Джейхан, а не по маршруту Баку — Новороссийск, то его реализация существенно подорвет влияние России в Закавказье и позволит Турции реализовать многие геополитические и геостратегические интересы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.018 с.) |