Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Россия в Первой мировой войне↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Причины Первой мировой войны. Начало и ход военных действий на Западном и Восточном фронтах. Милитаризация экономики. Финансовый кризис. Отношение различных партий к войне. Война и российское общество.
Литература к разделу V Основная
Дополнительная · Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991.
· Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 – весна 1917 г.). –М., 2003. · Государственная Дума Российской империи, 1906 – 1917: Энциклопедия. В 2 т. – М.: РОССПЭН, 2008.
· Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.) / Д.В. Аронов; Науч. ред. В.В. Шелохаев. – М., 2005.
· Каппелер А. Россия – многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. Пер. с нем. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. · Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911–1917 гг. – М., 2001. · Кирьянов Ю.И. Рабочие в России на рубеже XIX–XX веков // Отечественная история. – 1997. – № 4.– С. 40-53. · Корелин А.П. Петр Аркадьевич Столыпин / В кн.: Российские реформаторы XIX– начала XX в. – М., 1995. – C. 259-305. · Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762–1914. – М., 1995.
· Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX - начало XX в.). – М., 1995.
Раздел VI. 1917 год в судьбе России Тема 17. Падение самодержавия Причины Февральской революции. Отречение Николая II. Образование Временного правительства и Петроградского Совета. Апрельский кризис власти. Партия большевиков: лидеры, идеология и тактика. Июньский и июльский кризисы власти. Корниловский мятеж.
Тема 18. Октябрь 1917 г.: революция или государственный переворот? Углубление социально-политического кризиса в стране осенью 1917 г. Приход к власти большевиков. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков.
Литература к разделу VI Основная · Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. –М., 2011. http://you1917-91.narod.ru/buldakov_kr_smut.html
Дополнительная
· Интеллигенция и революция. ХХ век / Отв. Ред. К.В. Гусев. – М., 1985.
· Реформы или революция? Россия, 1861–1917. Материалы международного коллоквиума историков. – СПб., 1992. · Розенталь И.С. Большевики и российское общество // Политические партии и общество в России 1914 – 1917 гг.: Сб. ст. и документов / ИНИОН РАН; Институт российской истории РАН. – Спб, 2000. С. 10-32.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие № 1. История как наука о прошлом.
Вопросы
1. Что такое история? Значения и смыслы «истории» от античности до наших дней. Функции истории. Уроки прошлого и современное общество. Историческая память и ее особенности.
2. История и историки. Основные категории исторической науки: событие и факт, историческое время, истина и достоверность и др. Трансформация исторической науки во второй половине XIX – XX вв. Методы и задачи исторического исследования.
3. Исторический источник и его интерпретация Понятие «исторический источник». Выделите основные классификации и типологии исторических источников.
Литература Основная
[Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/215/42215/files/index.html
Дополнительная
Занятие № 2. Становление российской государственности
Вопросы
Сущность споров «норманистов» и «антинорманистов». Понятия «племена», «княжества», «земля» и «волость» в Древней Руси. Отношения князя и вече.
Проанализируйте внутри – и внешнеполитические факторы и основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы.
Литература Основная
Дополнительная
Занятие № 3. Россия в период Смуты Вопросы Каковы были причины Смуты?
Выделите социальные группы, их мотивы и роль в событиях Смутного времени.
Почему именно Михаил Романов был избран русским царем?
Проанализируйте различные оценки Смуты в историографии (С.Ф. Платонов, А.С. Пресняков, В.О. Ключевский, В.Б. Кобрин). Источники
См. https://www.hightail.com/download/UlRRdFdXcWZwaFQ0WjhUQw Литература Основная · Кобрин В.Б.Смутное время — утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX—начала XX в. – М., 1991. – С. 163-185. Cм. https://www.hightail.com/download/UlRRdFdXcWZqY3B4Tk1UQw Дополнительная
Занятие № 4. Петровские реформы: достижения и последствия
Вопросы
В чем коллегии отличались от приказов Московского государства? Раскройте особенности функционирования коллежской системы центрального управления (на примере Генерального регламента 1720 г.). 3. Раскройте различные оценки личности Петра I и итогов его преобразований в историографии.
Источники · Генеральный регламент 28 февраля 1720 г. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm
Литература Основная
· Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. – Спб., 1997. С. 42-79, 99-220. · Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). – М., 2001. – C. 154-164. · Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. – Спб., 1914. – С. 22-32. · Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Ч. 4. – М., 1989. – С. 189-204. · Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plat/_19.php · Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 3. – М., 1990. – С. 139–162.
Дополнительная
Занятие № 5. Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762)
Вопросы
Источники · «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной в 1730 г. Cм. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/conditns.htm · КурукинИ.В., Плотников А.Б. 19 января – 25 февраля 1730 года. События, люди, документы. – M., 2010. Приложения, c. 118-123, 136-141, 142-149, 201-224, 228-230. https://fr.hightail.com/e?phi_action=app/orchestrateDownload&batch_id=UlRTb3BOR0ZiV3d3anNUQw Основная литература
https://fr.hightail.com/e?phi_action=app/orchestrateDownload&batch_id=UlRTb3BOR0ZoeWJtcXNUQw
Занятие № 6. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II. Вопросы Что такое Просвещение? Раскройте понятие «просвещенный абсолютизм» и содержание историографических споров о нем. Идейные основы политики и реформ Екатерины II. Уложенная комиссия 1767 г. и ее значение. Губернская реформа 1775 г. и ее роль в укреплении системы управления. Сословная политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Источники · Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 21 апреля 1785 г. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/dv_gram.htm · Грамота на права и выгоды городам Российской империи 1785 г. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm · Наказ императрицы Екатерины II Комиссии по составлению проекта нового Уложения (Гл. I-VII, XI, XV-XVII) http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2012793 · Учреждения для управления губерний всероссийской Империи 7 ноября 1775 г. http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/ Литература Основная
· Каменский А. Б. К вопросу о российском «просвещенном абсолютизме» в современной историографии // Памяти Лукичева. Сб. статей по истории и источниковедению. – М., 2006. – C. 88-94. https://www.hightail.com/download/UlRSUXVzTkw4aU5DaDhUQw
Дополнительная · Мадариага, де И.Россия в эпоху Екатерины Великой. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. Гл. 10. http://libgen.org/
Занятие № 7. Налогообложение и финансовое управление России в XVI–XVIII вв. Вопросы Что такое налог, налогообложение, система налогообложения? Виды государственных повинностей в Московском государстве XV-XVII вв. Обеспечение армии и государственного аппарата в России XV- первой половины XVI вв. Поместья и система кормлений. Земская реформа. Соха и сошное письмо. Писцовые книги. Причины введения подворной системы налогообложения. Податная реформа в России и ее значение. Ревизии и ревизские сказки. Эволюция финансового управления России в XV-XVIII вв. Литература Основная · Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. ‒ М.: Высш. школа, 1975. ‒ С. 88-101. · Милюков П.Н. Государственное хозяйство России первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. ‒ СПб., 1905. ‒ С. 1-19. · Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в ХVШ веке. ‒ М., 1966. ‒ С. 17-34, 114-143. · Милов Л.В. Писцовое делопроизводство // Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. ‒ М.: Высшая школа, 1973. ‒ С. 125-140. Дополнительная · Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. Введение подушной подати в России 1719-1728 гг. ‒ Л., 1982. · Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. ‒ М.; Л., 1947. ‒ С. 263-313. · Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований. ‒ СПб., 1890. · Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. ‒ Л., 1969. Занятие № 8. Реформаторские идеи Александра I и их реализация Вопросы
1. В чем проявился либерализм Александра I?
2. М.М. Сперанский и его проекты преобразования государственного устройства России.
Литература
· Мироненко С.В.Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX ст. – М., 1990. · Сахаров А.Н.Александр I.– М.: Наука. 1998. Гл. 6-7. [Электронный ресурс] URL: http://rozamira.org/lib/names/a/alexander_I/alexander_I-sakharov.htm · Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М. М. Сперанского – М.: Молодая гвардия, 1991. Занятие № 9. Движение декабристов Вопросы
Сопоставьте «Конституцию» Н.М. Муравьева и «Русскую правду» П.И. Пестеля, исходя из следующих вопросов: Что (кто) считается источником власти? Кому предоставляются гражданские права? Как организована исполнительная и законодательная власть?
Отношение декабристов к крепостному праву.
В чем причины неудачи восстания декабристов 1825 г.?
Литература
Основная
Дополнительная
Занятие № 10. Западничество и славянофильство 1830-1850-х гг.
Вопросы
2. Объясните суть расхождений между западниками и славянофилами в их оценке исторического пути России. Источники
Литература
Занятие № 11. Великие реформы 1860-1870-х гг. Вопросы 1. Охарактеризуйте внутреннее и международное положение России в середине XIX в.
2. Личность императора Александра II и его окружение. «Либеральная бюрократия» и курс на модернизацию страны.
3. «Цепная реакция реформ» (Б.Г. Литвак). Раскройте содержание и сущность основных реформ, проведенных Александром II:
3.1. Отмена крепостного права в России в 1861 г. Понятие «крепостное право» и этапы «закрепощения сословий»: дворянства, духовенства, посадских людей и крестьянства.
Апогей крепостного права для крестьян в XVIII в.
Почему в первой половине ХIХ в., несмотря на разработку соответствующих реформ, крепостное право так и не было отменено?
Подготовка и осуществление аграрной реформы 1861 г. Дайте анализ основных законодательных актов реформы.
3.2. Причины реформирования судебной системы России. Судопроизводство после судебных установлений 1864 г.
3.3. Создание земств. Отношение общества к земской реформе 1864 г.
3.4. Разработка реформы городского управления при Александре II. «Городовое положение» 16 июня 1870 г.
3.5. Необходимость проведения военной реформы.
3.6. Реформа государственных финансов России.
3.7. Реформы в области народного образования и печати.
4. Как оцениваются последствия и значение «великих реформ» 1860-1870-х гг. для развития российского государства и общества в историографии?
Источники · Манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости // Конец крепостничества в России. Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994. – С. 211-216. · Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Там же. С. 216-217. · Положение о выкупе земли крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий // Там же. С. 236-239.
Литература
Основная
· Великие реформы в России, 1856–1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: изд-во МГУ, 1992. – С. 8-73, 106-138, 203-238, 260-282, 301-317. · Захарова Л.Г.Александр II / В кн.: Боханов А.Н., Захарова Л.Г., Мироненко С.В. Российские самодержцы. 1801-1917. – М., 1994. – С. 159-214. · Захарова Л.Г.Александр II и отмена крепостного права в России. – М., 2011. Гл. 1-2, 5, Приложения (гл. 1-3 и с. 602-647). · Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М.: Политиздат, 1991. Дополнительная
Занятие № 12. Экономическая модернизация России на рубеже XIX–XX вв. Вопросы 1. Историографические споры о характере модернизации экономики России в конце XIX - начале XX вв. 2. Экономические реформы Н. Бунге и С.Ю. Витте. 3. Крестьянство и аграрная реформа П.А. Столыпинa. 4. Налоги и налогоплательщики России в конце XIX - начале XX вв.
Литература Основная · Бовыкин B.И. Экономическая политика царского правительства и индустриальное развитие России. 1861–1900 гг. // Экономическая история: Ежегодник. 2002. – М., 2003. – С. 9-32. · История России XVIII – XIX веков / Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. Раздел 3, гл. 25. · Корелин А.П. Петр Аркадьевич Столыпин // Российские реформаторы XIX — начала XX в. – М.: Международные отношения, 1995.
Дополнительная
Занятие № 13. Революция 1905-1907 гг. Вопросы Назовите причины Революции 1905-1907 гг. Как началась революция? Отношение либералов к революции. Означало ли обнародование «Манифеста» 17 октября 1905 г. победу революционных сил? Как оценивается значение революции 1905-1907 гг. в историографии? Литература
Занятие № 14. Зарождение российского парламентализма. Вопросы Укажите на особенности формирования партийной системы в России в начале ХХ в. (правые или монархические, либеральные, революционно-радикальные партии), ключевые аспекты их программ (политическое устройство страны, аграрный, рабочий, национальный вопросы), их тактику (пропаганда идей, парламентская борьба, использование тактики террора и др.). Учреждение Государственной Думы в 1906 г. Охарактеризуйте деятельность состав и деятельность I и II Государственных дум. Раскройте сущность понятия «третьеиюньская монархия». Как новый избирательный закон 3 июня 1907 г. повлиял на социально-политический состав Думы? Основные направления деятельности III и IV Государственных дум.
Литература Основная
Дополнительная · Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. · Государственная Дума Российской империи, 1906–1917: Энциклопедия. В 2 т. – М.: РОССПЭН, 2008. · Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.)/ Д.В. Аронов; Науч. ред. В.В. Шелохаев. – М., 2005. · Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911–1917 гг. – М., 2001.
· Туманова А. С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний // Отечественная история. – 2005. – № 5. – С. 33-47. Занятие № 15. Участие Россия в Первой мировой войне Вопросы Причины Первой мировой войны.
Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Милитаризация российской экономики.
Отношение различных партий и общества к войне.
Проанализируйте условия Брестского мира и итоги Первой мировой войны. Литература
Занятие № 16. Падение самодержавия в России
Вопросы
1. Причины Февральской революции.
Осветите ход политических событий в феврале – октябре 1917 г.
Объясните сущность двоевластия и особенности формирования новых органов власти (Временное правительство и Советы). Охарактеризуйте социально-политические силы, активно действующие в этот период на политической арене: либералы (кадеты и октябристы), умеренные социалисты (эсеры, меньшевики), радикальные социалисты (большевики, левые эсеры). Каковы были возможные альтернативы общественно-политического развития в 1917 г.? Почему Временное правительство не сумело стать главной политической силой в стране и все более лишалось поддержки масс? Кризисы Временного правительства в 1917г. Почему не удался Корниловcкий мятеж в августе 1917 г.? 2. Октябрь 1917 г.: революция или государственный переворот?
Партия большевиков: идеология, организация, лидеры. Как изменилась тактика РСДРП(б) в сентябре – октябре 1917 г.? Назовите причины победы большевиков. Мог ли быть предотвращен Октябрьский переворот? Источники
Литература Основная · Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. –М., 2011.
Дополнительная
· Розенталь И.С.Большевики и российское общество // Политические партии и общество в России 1914–1917 гг.: Сб. ст. и документов / ИНИОН РАН; Институт российской истории РАН. – Спб, 2000. – С. 10-32.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Вопросы контрольной работы № 1 1. Что такое история и как ее можно изучать? 2. Особенности становления единого Русского государства (XIV-XVI вв.). 3. Каковы были причины и последствия Смуты для русского общества? 4. Итоги и значение реформ Петра Великого. Вопросы контрольной работы № 2 1. Почему правление Екатерины II называют временем «просвещенного абсолютизма»? 2. Общее и особенное в конституционных проектах декабристов 3. Cодержание и значение «великих реформ» 1860-1870-х гг. 4. Российское общество и Революция 1905-1907 гг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.183.10 (0.011 с.) |