Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Туризм в системе социокультурной реабилитации инвалидовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Туротерапия – реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды: путешествия, экскурсии, походы, выезды (групповые и индивидуальные). Реабилитационная направленность: развитие физических возможностей, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки, культуротворчество. Туризм создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество. Туризм всесезонен, его можно практиковать как пешком, так и на любом виде транспорта. Он может быть оздоровительным, познавательным, спортивным. Туризм создает сферу полноценного общения, дает возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество. В многодневных туристических поездках, которые оказывают огромное реабилитирующее воздействие, могут принимать участие и семьи с детьми-инвалидами. Само предвкушение скорого путешествия, подготовка к нему, ожидание дня отъезда создает радостное возбуждение, объединяет семью. Наиболее эффективно эти поездки влияют на развитие эмоциональной сферы людей с инвалидностью, помогают социализации. В поездках они получают возможность знакомиться с архитектурой и историей города, посещать музеи, выставки, видеть красоту и величие просторов нашей страны, что способствует также воспитанию патриотизма и любви к Родине. Также, туризм способствует расширению кругозора, появлению интереса к окружающей жизни, уверенности в себе, повышению самооценки, появлению новых друзей. Более того, совместно проводимый досуг благотворно влияет на сплочение семьи. Во время экскурсионных поездок можно наблюдать позитивные изменения в поведении людей с ограниченными возможностями здоровья, их интеллектуальном развитии. Появляется интерес к истории данной местности, узнают народные обычаи и традиции, вспоминают песни о событиях в этом крае, чтобы потом, по приезду, поделиться впечатлениями с друзьями. Авторитет после таких поездок у людей с инвалидностью значительно возрастает, соответственно самооценка становится выше. И на мир эти люди уже смотрят по-другому. Музейно-педагогическая деятельность
Неиссякаемым источником творческой реабилитации является искусство. Интерактивное общение с людьми в музейном пространстве, «проживание» истории с помощью художественного вымысла мастеров Средневековья и Нового времени помогает инвалидам преодолеть «косность» души и тела. Музейное пространство превращается в реабилитационное поле, используя возможности музейной арт-терапии. Творческий процесс в области изобразительного искусства, преображает духовную сферу человека. Инвалид, испытывающий физические и нравственные страдания, через культуру обретает опору в себе и поддержку в обществе. Овладевая культурными ценностями, он по-новому осознает себя. Все музеи, по сути, являются многофункциональными культурными центрами и работают с инвалидами, как с участниками реабилитационных проектов, помогая им в социальной адаптации. На базе музеев и музейных уголков в клубных учреждениях можно организовать школы народной культуры, состязательные программы на знание культуры, истории (в зависимости от профиля музея). Праздничная деятельность
Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы все чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является актуализация волевого потенциала и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей. Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др.), общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами. Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут принимать участие не только дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для неговорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении! Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием – face painting, что означает «рисование на лице». Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе». Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения: создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все». И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия. Праздником можно отмечать многие события: приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т.п. В Приложении 2 для использования представленКалендарь необычных праздников. С его помощью «придумать» праздник и воплотить его в жизнь не составит труда. Также этот календарь специалисты клубных учреждений могут дополнить, изменить и в распечатанном виде подарить семьям с детьми-инвалидами для семейного празднования. Праздники дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах и с оптимизмом смотреть в будущее. Таким образом, активная социокультурная реабилитация позволяет инвалидам реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Методические рекомендации культурным работникам по организации досуга и проведению мероприятий с участием инвалидов Социальная мастерская
В целях социальной реабилитации важно привлекать инвалидов к занятиям в досуговых учреждениях, где они становятся активными участниками праздников, культурных и спортивных программ. Возможна также организация работы в социальной мастерской для инвалидов, осуществляющей деятельность в таких направлениях, как изготовление игрушек, плетение макраме, вязание, шитье, столярные работы, чеканка и т.д. Существование мастерской может строиться по принципу любительского объединения, кружка по интересам. Большое значение в организации деятельности мастерской имеет роль социокультурного работника. Его задача не только дать знания, обучить инвалидов и раскрыть их интересы, но и помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, побудить к социальной самореализации личности. В современных условиях появились новые социально-практические формы, обогатившиеся новым содержанием – благотворительные акции милосердия. Изготовленные своими руками игрушки, панно, связанные вещи могут быть подарены детям, находящимся в социальных приютах, реабилитационных центрах, детских домах. Коллектив «социальной мастерской» может взять на себя функцию психологической поддержки детей-сирот, престарелых и инвалидов в больницах. Группа может окружить вниманием людей, неспособных к передвижению, в праздничной обстановке отметить волнующие события в их жизни, выступить с концертом. Оказывая такого рода психологическую помощь другим людям, инвалиды отвлекаются от своих проблем, забывают о своей боли, немощи, физических недостатках. Общение с людьми, требующими особого внимания и помощи, обусловливает формирование духовной культуры, развитие душевных и моральных качеств личности, содействует созданию обстановки коллективных сопереживания, сотрудничества, обмена суждениями. Мастерская может действовать и с целью получения прибыли. Изготовленные работы могут быть реализованы на выставках-продажах, организованных здесь же, в культурно-досуговом учреждении. Финансовая независимость и трудовая занятость находятся в числе наиболее эффективных мер социальной реабилитации инвалидов. Также, совместно с центрами занятости социальная мастерская при КДУ может способствовать профессиональной реабилитации и адаптации инвалидов. Организуя профориентационную работу среди инвалидов, можно оформить стенды, распространять буклеты и проспекты о специальных учебных заведениях, в которых инвалиды смогут получить профессию. В комплекс форм профориентации входит организация лекций, радио- и телевизионных передач о профессиях, доступных инвалидам, о профилях и условиях обучения в учебных заведениях, перспективах трудоустройства.
Роль культурно-досуговых учреждений в изменении стереотипов поведения людей с ограниченными возможностями здоровья Среди множества проблем инвалидов существенное место занимают стереотипы их поведения. Именно они приводят к тому, что человек, имеющий инвалидность, не выходит на контакт со здоровыми людьми, стесняется своего физического недостатка, ведет пассивный образ жизни. Культурно-досуговые учреждения способны оказать помощь и поддержку в изменении данных стереотипов. Рассмотрим систему убеждений инвалидов и формы культурно-досуговой деятельности, направленные на их трансформацию: ♦ стыдно появляться с признаками инвалидности в общественных местах. Для изменения данного взгляда культурно-досуговым учреждениям необходимо как можно чаще приглашать инвалидов на мероприятия, где бывает самая разнообразная аудитория. В работе с ребенком-инвалидом также необходима работа по формированию и закреплению интересов, самореализации. Немаловажна и работа с родителями детей-инвалидов с акцентом на возможности, потенциал их ребенка и будущую его реализацию; ♦ инвалид не может создать свою семью. Изменению этого стереотипа может способствовать проведение таких мероприятий, как вечер-портрет семей инвалидов, где один из супругов - инвалид или оба супруга – люди с ограниченными возможностями здоровья. Во время проведения таких вечеров необходимо показать мир увлечений супругов, их эмоциональный контакт, хорошие взаимоотношения. Для расширения круга общения инвалидов возможно создание клубов встреч, клубов знакомств; ♦ стыдно обращаться за помощью к другим людям. Большое значение здесь приобретает увеличение контакта инвалидов со здоровыми людьми, проведение праздников, игровых программ на раскрепощение, приобретение навыков общения. Работники клубных учреждений могут стать организаторами тренингов общения с привлечением специалистов – психологов; ♦ «я не смогу жить самостоятельно, отдельно от родителей». В трансформации этого убеждения помогут беседы и семинары для родителей детей-инвалидов о необходимости самообслуживания, создания приспособлений для удобного жизнеустройства ребенка-инвалида; тренинги с детьми-инвалидами по самообслуживанию; ♦ «я не смогу найти работу и зарабатывать деньги сам». Решение этой проблемы возможно посредством встреч с теми инвалидами, которые смогли сделать карьеру, преуспеть в жизни. Это могут быть просто увлеченные люди, имеющие интересное хобби. Также необходима работа по выявлению потребностей, интересов инвалидов, реализации их возможностей. Таким образом, арсенал форм культурно-досуговой деятельности широк и разнообразен. И не столь значимо, какое из занятий (музыка, хореография, рисование, театр и т. д.) выберет инвалид. Важно помочь ему максимально реализовать свои возможности, избавить его от комплекса неполноценности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.136 (0.008 с.) |