Туризм в системе социокультурной реабилитации инвалидов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туризм в системе социокультурной реабилитации инвалидов



 

Туротерапия – реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды: путешествия, экскурсии, походы, выезды (групповые и индивидуальные). Реабилитационная направленность: развитие физических возможностей, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки, культуротворчество. Туризм создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество.

Туризм всесезонен, его можно практиковать как пешком, так и на любом виде транспорта. Он может быть оздоровительным, познавательным, спортивным. Туризм создает сферу полноценного общения, дает возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество.

В многодневных туристических поездках, которые оказывают огромное реабилитирующее воздействие, могут принимать участие и семьи с детьми-инвалидами. Само предвкушение скорого путешествия, подготовка к нему, ожидание дня отъезда создает радостное возбуждение, объединяет семью.

Наиболее эффективно эти поездки влияют на развитие эмоциональной сферы людей с инвалидностью, помогают социализации. В поездках они получают возможность знакомиться с архитектурой и историей города, посещать музеи, выставки, видеть красоту и величие просторов нашей страны, что способствует также воспитанию патриотизма и любви к Родине.

Также, туризм способствует расширению кругозора, появлению интереса к окружающей жизни, уверенности в себе, повышению самооценки, появлению новых друзей. Более того, совместно проводимый досуг благотворно влияет на сплочение семьи.

Во время экскурсионных поездок можно наблюдать позитивные изменения в поведении людей с ограниченными возможностями здоровья, их интеллектуальном развитии. Появляется интерес к истории данной местности, узнают народные обычаи и традиции, вспоминают песни о событиях в этом крае, чтобы потом, по приезду, поделиться впечатлениями с друзьями. Авторитет после таких поездок у людей с инвалидностью значительно возрастает, соответственно самооценка становится выше. И на мир эти люди уже смотрят по-другому.

Музейно-педагогическая деятельность

 

Неиссякаемым источником творческой реабилитации является искусство. Интерактивное общение с людьми в музейном пространстве, «проживание» истории с помощью художественного вымысла мастеров Средневековья и Нового времени помогает инвалидам преодолеть «косность» души и тела. Музейное пространство превращается в реабилитационное поле, используя возможности музейной арт-терапии.

Творческий процесс в области изобразительного искусства, преображает духовную сферу человека. Инвалид, испытывающий физические и нравственные страдания, через культуру обретает опору в себе и поддержку в обществе. Овладевая культурными ценностями, он по-новому осознает себя.

Все музеи, по сути, являются многофункциональными культурными центрами и работают с инвалидами, как с участниками реабилитационных проектов, помогая им в социальной адаптации. На базе музеев и музейных уголков в клубных учреждениях можно организовать школы народной культуры, состязательные программы на знание культуры, истории (в зависимости от профиля музея).

Праздничная деятельность

 

Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы все чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является актуализация волевого потенциала и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей.

Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения.

Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др.), общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами.

Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут принимать участие не только дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для неговорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении!

Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием – face painting, что означает «рисование на лице». Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе». Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения: создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все». И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия.

Праздником можно отмечать многие события: приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т.п. В Приложении 2для использования представленКалендарь необычных праздников. С его помощью «придумать» праздник и воплотить его в жизнь не составит труда. Также этот календарь специалисты клубных учреждений могут дополнить, изменить и в распечатанном виде подарить семьям с детьми-инвалидами для семейного празднования. Праздники дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах и с оптимизмом смотреть в будущее.

Таким образом, активная социокультурная реабилитация позволяет инвалидам реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все.

Методические рекомендации культурным работникам по организации досуга и проведению мероприятий с участием инвалидов

Социальная мастерская

 

В целях социальной реабилитации важно привлекать инвалидов к занятиям в досуговых учреждениях, где они становятся активными участниками праздников, культурных и спортивных программ. Возможна также организация работы в соци­альной мастерской для инвалидов, осуществляющей деятельность в таких направлениях, как изготовление игрушек, плетение макраме, вязание, шитье, столярные работы, чеканка и т.д. Существование мастерской может строиться по принципу любительского объединения, кружка по интересам.

Большое значение в организа­ции деятельности мастерской имеет роль социокультурного работника. Его задача не только дать знания, обучить инвалидов и раскрыть их интересы, но и помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, побудить к социальной самореализации личности. В совре­менных условиях появились новые социально-практические формы, обогатившиеся новым содержанием – благотворительные акции милосердия. Изготовленные своими руками игрушки, панно, связанные вещи могут быть подарены детям, находя­щимся в социальных приютах, реабилитационных центрах, детских домах. Коллектив «социальной мастерской» может взять на себя функцию психологической поддержки детей-сирот, престарелых и инвалидов в больницах. Группа может окружить вниманием людей, неспособных к передвижению, в праздничной обстановке отметить волнующие события в их жизни, выступить с концертом. Оказывая такого рода психологическую помощь другим людям, инвалиды отвлекаются от своих проблем, забывают о своей боли, немощи, физических недостатках. Общение с людьми, требующими особого вни­мания и помощи, обусловливает формирование духовной культуры, развитие душевных и моральных качеств личности, содействует созданию обстановки коллективных сопереживания, сотрудничества, обмена суждениями. Мастерская мо­жет действовать и с целью получения прибыли. Изготовленные работы мо­гут быть реализованы на выставках-продажах, организованных здесь же, в культурно-досуговом учреждении. Финансовая независимость и трудо­вая занятость находятся в числе наи­более эффективных мер социальной реабилитации инвалидов.

Также, совместно с центрами за­нятости социальная мастерская при КДУ может способствовать профессиональной реабилитации и адаптации инвалидов. Организуя профориентационную работу среди инвалидов, можно оформить стенды, рас­пространять буклеты и проспекты о специальных учебных заведениях, в которых инвалиды смогут получить профессию. В комплекс форм профо­риентации входит организация лек­ций, радио- и телевизионных передач о профессиях, доступных инвалидам, о профилях и условиях обучения в учебных заведениях, перспективах трудоустройства.

 

Роль культурно-досуговых учреждений в изменении стереотипов поведения людей с ограниченными возможностями здоровья

Среди множества проблем инва­лидов существенное место занимают стереотипы их поведения. Именно они приводят к тому, что человек, имеющий инвалидность, не выходит на контакт со здоровыми людьми, стесняется своего физического не­достатка, ведет пассивный образ жизни. Культурно-досуговые учреж­дения способны оказать помощь и поддержку в изменении данных стереотипов.

Рассмотрим систему убеждений инвалидов и формы культурно-досуговой деятельности, направленные на их трансформацию:

стыдно появляться с призна­ками инвалидности в общественных местах. Для изменения данного взгляда культурно-досуговым учреж­дениям необходимо как можно чаще приглашать инвалидов на мероприя­тия, где бывает самая разнообразная аудитория. В работе с ребенком-инвалидом также необходима работа по формированию и закреплению интересов, самореализации. Не­маловажна и работа с родителями детей-инвалидов с акцентом на воз­можности, потенциал их ребенка и будущую его реализацию;

инвалид не может создать свою семью. Из­менению этого стереотипа может способствовать проведение таких мероприятий, как вечер-портрет семей инвалидов, где один из супругов - ин­валид или оба супруга – люди с ограниченными возможностями здоровья. Во время проведения таких вече­ров необходимо показать мир увле­чений супругов, их эмоциональный контакт, хорошие взаимоотношения. Для расширения круга общения инвалидов возможно создание клубов встреч, клубов знакомств;

стыдно обращаться за помощью к другим людям. Большое значение здесь приобретает увеличение контакта ин­валидов со здоровыми людьми, прове­дение праздников, игровых программ на раскрепощение, приобретение навыков общения. Работники клубных учреждений могут стать организаторами тренингов общения с привлечением специалистов – психологов;

«я не смогу жить самостоятельно, отдельно от родителей». В транс­формации этого убеждения помогут беседы и семинары для родителей детей-инвалидов о необходимости самообслуживания, создания при­способлений для удобного жиз­неустройства ребенка-инвалида; тренинги с детьми-инвалидами по самообслуживанию;

«я не смогу найти работу и за­рабатывать деньги сам». Решение этой проблемы возможно посредством встреч с теми инвалидами, которые смогли сделать карьеру, преуспеть в жизни. Это могут быть просто увле­ченные люди, имеющие интересное хобби. Также необходима работа по выявлению потребностей, интересов инвалидов, реализации их возмож­ностей.

Таким образом, арсенал форм культурно-досуговой деятельности широк и разнообразен. И не столь значимо, какое из занятий (музыка, хореография, рисование, театр и т. д.) выберет инвалид. Важно помочь ему максимально реализовать свои воз­можности, избавить его от комплекса неполноценности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.018 с.)