Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система коррекционной работы при ДЦПСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специальные учреждения образования для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата работают в нашей стране с 1964 г. Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: • оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; • обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Существует несколько основных принципов коррекционно-псдагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. 1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы 2. Раннее начало воздействия, опирающегося на сохранные 3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. 4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психо 5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ре Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются: • развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, ки • формирование пространственных и временных представлений, • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (вни • формирование математических представлений; развитие • воспитание навыков самообслуживания и гигиены. (гний при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются: • разиитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разбор • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного ап
• развитие речевого дыхания, голоса, просодики; • формирование силы, продолжительности, управляемости го • выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; • коррекция нарушений произношения. В нашей стране создана сеть специализированных учреждение! для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические4 больницы, специализированные санатории, школы-интернаты для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты, различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, формирование жизненных компетенций, адаптация к условиям социальной среды. Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах. Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, состоит: • в последовательном развитии познавательной деятельности и • коррекции высших корковых функций; • воспитании устойчивых форм поведения и деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, трудностями в обучении, а также с легкой степенью интеллектуальном недостаточности. В современной специальной литературе, освещающей проблемы разработки средств помощи людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, встречается термин «ассистирующие технологии» (AT). Этот термин употребляется для оболначс ния, во-первых, очень широкого диапазона всевозможных испомо гательных, адаптационных и реабилитационных приспособ icimii (функциональные протезы новейшего времени), и, во-иторых, п/ю цессов, связанных с выбором, размещением и использованием таких приспособлений для развития или компенсации нарушенных, ослабленных или утраченных функций и возможностей человека. Как отмечает З.М. Кордун, существующие ассистирующие технологии можно разделить на несколько условных групп: • механические приспособления (костыли, инвалидные коляски • устройства-ассистенты (резиновые поручни для опоры при • более сложные приспособления с использованием электро • специальное методическое обеспечение и технология его ис Вопросы и задания для самопроверки 1. Назовите виды патологии функций опорно-двигательного аппарата. 2. Какие направления социальной адаптации ребенка с нарушениями функ 3. Какие функции страдают при ДЦП? В чем специфика их формирова 1 Назовите специфические особенности структуры интеллектуального и речевого нарушений при ДЦП. 5. Перечислите основные цели, принципы и направления коррекционной работы при ДЦП. ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Дефектология как интегрированная область научного знания Репродуктивный уровень 1. Дефектология - это наука: а) об особенностях развития детей, имеющих психофизические б) об обучении и воспитании детей, страдающих интеллектуаль в) о дефектах функций опорно-двигательного аппарата детей 2. В советской дефектологии термин «коррекция» («педагогиче а) Л.С Выготским; б) В.П. Кащенко; в) А.Р. Лурия. 3. Компенсация функций - это: а) процесс, направленный на преодоление или ослабление не б) восполнение или замещение функций, недоразвитых, нару в) приспособление человека как личности к существованию в г) применение комплекса мер медицинского, социального, об ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Бине Альфред (1857-1912) - французский психолог, изучавший вопросы интеллектуальной недостаточности, обосновал принципы работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Бобла Иван Матвеевич - белорусский исследователь истории становления дефектологии и специального образования в Беларуси, проблем обучения языку детей с нарушениями слуха и интеллекта. Автор учебников и учебных пособий по русскому/белорусскому языкам для учащихся вспомогательной школы. Брайль Луи (1809-1852) - французский тифлопедагог, потерявший зрение в трехлетнем возрасте. Автор изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях нгести-точия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г. Боскис Рахиль Марковна - советский исследователь особенностей развития детей с нарушением слуха. Полученные результаты легли в основу педагогической классификации детей с нарушением слуха, критериями которой являются: 1) степень поражения слуховой функции, 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции, 3) время возникновения нарушения слуха. Власова Татьяна Александровна (1905-1986) - советский де-фектолог, исследователь проблем дифференцированного обучения и носпитапия различных категорий детей с особенностями психофизического развития. Выготский Лев Семенович (1896-1934) - русский советский психолог, исследователь проблем детской дефективности. Выделил самое важное и существенное в «природе дефективности» и показал социальную значимость помощи детям с особенностями психофизического развития; определил ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявил, систематизировал и увязал их с общими закономерностями развития личности и общества; сформулировал основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства («связать педагогику дефективного детства с общими принципами и методами социального воспитания; найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства»); выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка (закон развития высших психических функций, закон неравномерности детского развития, закон метаморфозы в детском развитии и др.); разработал и научно обосновал основы социальной реабилитации ребенка.с особенностями психофизического развития; предложил динамический подход к дефекту, разработал учение о первичности и вторичности дефекта (структуре дефекта), социальной природе вторичного дефекта; сформулировал понятие «зона ближайшего и актуального развития ребенка», выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития и др. Гаюи Валентин (1745-1822) - французский педагог, основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря ему не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации. Грачева Екатерина Константиновна (1866-1934) - русский советский олигопедагог, стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, занималась проблемами развития, обучения и воспитания детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью. Григорьева Тамара Алексеевна - белорусский дефектолог-сурдопедагог, исследователь проблем развития логического мышления у неслышащего ребенка, автор серии учебных пособий по русскому языку для детей с нарушением слуха. Ермилова Клара Гавриловна (1929-1988) - основоположник научной школы белорусской дефектологии, выдающийся педагог, исследователь детской речи (особенности построения высказывания у детей с различными психофизическими нарушениями), отстаивающий позиции гуманизации преподавательской деятельности, ее направленности на развитие эмоциональной отзывчивости. Зайцева Людмила Афанасьевна - белорусский дефектолог, исследователь проблем логоневрозов, коррекции произносительной стороны речи, коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Итар Жан (1775-1838) - французский психиатр, предпринявший попытку из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать личность. Попытка оказалась неудачной, но позволила определить один из путей развития ребенка с глубокой интеллектуальной недостаточностью - тренировочные упражнения органов чувств и моторики. Кащенко Всеволод Петрович (1870-1943) - русский советский дефектолог, создавший школу-санаторий для детей с особенностями психофизического развития, которая впоследствии переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. Крепелин Эмиль (1856-1926) - немецкий психиатр, объединивший все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», первым стал использовать термин «олигофрения». Лебединская Клара Всеволодовна (1925-1993) - российский исследователь проблем клинико-генетического, клинико-мсихологического изучения детей с особенностями психофизического развития, создатель первой в России группы специалистов, осуществлявших медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутистическими расстройствами. Левина Роза Евгеньевна (1908-1989) - выдающийся исследователь детской речи, основоположник российской научной школы логопедии, автор классификации речевых нарушений на основе психолого-педагогического подхода. Лещинская Татьяна Лаврентьевна - белорусский дефектолог-олигофренопедагог, организатор специального образования в Республике Беларусь, одна из основателей белорусской дефектологической научной школы, самоотверженный исследователь проблем обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, в том числе с тяжелыми и (или) множественными нарушениями. Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский педагог, создавшая ортофеническую школу для детей с интеллектуальной недостаточностью, в которой широкое применение нашла система сенсомо-торного воспитания как основа лечебной педагогики. Обухова Тамара Исаковна - белорусский дефектолог-сурдо-педагог, специалист по дошкольной сурдопедагогике, автор национальной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Пинель Филипп (1745-1826) - французский врач-психиатр, предложивший классификацию душевных болезней, в которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Выделил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную. Платер Феликс (1537-1614) - швейцарский профессор медицины, предложивший классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных видов нарушений интеллекта, эмоциональной сферы и физического состояния больных. Pay Наталья Александровна (1870-1947) - русский советский сурдопедагог, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих, внесла большой вклад в организацию и методику дошкольного воспитания неслышащих дошкольников. Соколянский Иван Афанасьевич (1889-1960) - русский советский педагог-дефектолог, специалист в области сурдо- и тифлопедагогики, создавший оригинальную систему обучения и воспитания слепоглухих. По его инициативе в 1923 г. в Харькове было организовано единственное в мире научно-педагогическое учреждение — школа-клиника для слепоглухих детей. Трошин Георгий Яковлевич (1874-1938) - известный русский психиатр, в своих взглядах на слабоумие исходил из того, что законы развития детей как нормальных, так и с нарушенным развитием идентичны, имеют одну и ту же природу. Эскироль Жан-Этьен-Доминик (1772-1840) - французский врач-психиатр, ученик и последователь Ф. Пинеля, ввел в обращение понятие «умственная отсталость» и три ее степени: дебиль-ность, имбецильность, идиотия. Создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.014 с.) |