Особенности развития детей с ДЦП



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития детей с ДЦП



У детей с ДЦП с самого раннего возраста изменен весь ход моторного

развития, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно- психических функций. Это связано с тем, что движение – одно из основных проявлений жизнедеятельности организма и все его важнейшие функции – дыхание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением –сокращением мышечного аппарата. Разнообразие мышечных нарушений у этих детей обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой заболевания: Ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть конечности. Нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. При ДЦП часто наблюдается повышение мышечного тонуса, напряжение /спастичность/, определяющее особую позу детей: ноги согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки прижаты к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки. Наличие насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными. Нарушения равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии, ходьбе Нарушения ощущений движений тела или его частей (кинестезии). Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в ЦНС информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, о степени сокращения мышц. Поражения двигательной сферы при церебральном параличе бывает выражено в разной степени и форме. Есть дети, у которых двигательные нарушения настолько тяжелые, что полностью лишают их возможности свободного передвижения и действий с предметами. При одних формах заболеваний больше страдают движения рук, при других - ног. Могут отмечаться нарушения движений во всех четырех конечностях, чаще больше на одной стороне тела. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии – невозможность выполнять целенаправленные практические действия, движения. Такие дети с трудом осваивают навыки самообслуживания, одевания, раздевания, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т.д. У многих детей с ДЦП имеется сочетание различных форм двигательных нарушений. Характерной особенностью двигательных расстройств при ДЦП является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы больного ребенка. Это связано с наличием у детей патологических

тонических рефлексов, синкенезий (содружественных движений), среди непроизвольных поз, которые зависят от выраженности указанных рефлексов.

Наиболее часто встречаются следующие патологические позы:

1. Первая поза. Голова опущена на грудь, ноги и руки согнуты. Эта поза может быть зафиксирована в положении сидя, стоя и сохраняться при ходьбе.

Эта поза препятствует развитию произвольных движений ребенка.

2. Вторая поза. Голова повернута в правую сторону, правая рука и нога разогнуты, а левые – согнуты и, наоборот, голова повернута в левую сторону,

левые нога и рука разогнуты, а правые конечности – согнуты. Эти неправильные позы приводят к тому, что ребенок не может согнуть руку, к

которой обращено лицо, то есть не может рассмотреть взятый в руку предмет. Это препятствует развитию, как произвольных движений, навыков

самообслуживания, так и познавательной деятельности.

3. Третья поза. Голова поднята вверх и откинута назад, руки и ноги напряжены и разогнуты. Такая поза затрудняет возможность сидения, прямостояния, произвольного захвата предметов и манипуляции с ними. Наряду с этими формами нарушений, у детей могут отмечаться и другие - легкие, как бы стертые двигательные дефекты. Они проявляются в недостаточном объеме, точности и темпе движений в одной или нескольких конечностях, в нарушении равновесия, координации, в отдельных непроизвольных движениях, в недостаточности раздельных дифференцированных движений пальцев рук и т.д., они могут мешать ребенку в овладении предметно – практической деятельностью. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с детским церебральным параличом могут быть нарушения интеллектуальной и эмоционально–волевой сфер. Например, могут быть нарушены полностью движения рук и ног, а интеллект сохранен.

Эмоционально – волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив, - вялость, пассивность,

безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают. У детей с детским церебральным параличом нередко отмечаются нарушения речи: наиболее часто задерживается речевое развитие, и ребенок овладевает речью в более поздние сроки. При церебральном параличе в силу недостаточности слухового восприятия и недоразвитие общей моторики отмечается недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У детей может иметь место снижение слуха, что наиболее часто встречается при наличии гиперкинезов. В дальнейшем у этих детей бывают трудности при обучении чтению и письму. Отмечается также недостаточность развития фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию (коза – коса, дом – том). Меняющийся непостоянный характер нарушений мышечного тонуса в речевой мускулатуре, его зависимость от внешних влияний, эмоционального состояния ребенка, положения тела и головы в пространстве влияют на особенности звукопроизношения. Отсутствие стабильности артикуляционных нарушений приводит к непостоянству нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном состоянии в речевой мускулатуре отмечается дистония (переменный характер мышечного тонуса), то при попытке к речи наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. У этих детей всегда наблюдаются своеобразные затруднения при устном ответе. Проявления гиперкинезов в речевой мускулатуре грубо искажает речь, порой делает ее мало понятной, а иногда и невозможной. Кроме того, у детей могут отмечаться гиперкинезы в мышцах диафрагмы, межреберных мышцах, что, в свою очередь, грубо нарушает дыхание, плавность речи, а в тяжелых случаях приводит к появлению выкриков и стонов.

Наиболее распространенной формой речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия (нарушение звукопроизношения, обусловленное

органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие псевдобульбарного паралича), которая характеризуется нарушением мышечного тонуса. Для этого нарушения характерно ограниченная подвижность артикуляционных мышц; особенно страдают наиболее тонкие изолированные движения, повышено слюноотделение, нарушено дыхание, голосообразование. Поражение черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к иннервации артикуляционного аппарата, наиболее часто сочетается с нарушением функции глазодвигательных нервов. Это часто проявляется в косоглазии. Особенно характерны для этих детей нарушения зрительно – моторной координации, когда ребенок не может фиксировать взор и плавно прослеживать движения предметов. У детей с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предметов и ограничением поля зрения наблюдаются нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании. Из–за этого же может задерживаться развитие начальных элементов ориентировки ребенка в окружающем пространстве, соответственно будут иметься и пространственные нарушения. Для всех детей с детским церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Они начинают суетиться, сильно жестикулировать и гримасничать.

Поведение детей с ДЦП бывает различно. Для большинства характерна пассивность, вялость, нерешительность, пугливость. Дети с трудом привыкают к новой обстановке, к новым людям. Они боятся темноты, высоты, одиночества, закрытых дверей, всяких неожиданных раздражителей.

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямства. Для них характерна

быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся

раздражительными, плаксивыми. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Некоторым свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Поэтому необходима спокойная домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.

3. Основные направления коррекционной работы с детьми,страдающими ДЦП

Основные направления коррекционной работы предполагают комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, а так же специальную работу с логопедом и дефектологом.

Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений (гиперкинезов), усиления активности компенсаторных процессов в нервной системе. Оно должно быть строго индивидуально в зависимости от структуры дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния ребенка. Физиотерапевтические процедуры направлены на уменьшение спастичности, улучшения кровообращения в мышцах. Мероприятия ортопедического характера включают, прежде всего, соблюдение ортопедического режима, разработанного для каждого ребенка индивидуально, использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения рук и пальцев, стабилизации головы и т.д.

Логопедическая работа при всех формах речевых нарушений строится на основе учета данных анализа структуры речевого дефекта. При этом необходимо выделение ведущего дефекта, вторичных нарушений и компенсаторно-приспособительных реакций ребенка. Работа всегда нацелена на развитие всех сторон речевой деятельности ребенка. В систему логопедических мероприятий входит не только развитие артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи, но так же и формирование ее лексико-грамматической стороны, создание условий, необходимых для овладения письменной речью.

Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратапроводится в специальном типе школ – интернатов или школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. В эти школы принимаются дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Программа может быть массовой или для детей с нарушениями интеллекта. Иногда по мере восстановления здоровья, на основании заключения медико-педагогической комиссии, учащиеся могут переводиться в общеобразовательную школу или школу – интернат общего типа. По окончания школы педагогический совет дает ученикам bсоответствующие рекомендации по трудоустройству. Трудоустройство выпускников школы, которые по окончанию являются инвалидами 1–2 групп, проводится органами социального обеспечения.

Материалы для самостоятельной работы.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите основные причины возникновения нарушений функций

опорно-двигательного аппарата.

2. Охарактеризуйте клинические проявления при ДЦП.

3. Раскройте взаимосвязь психического и двигательного развития.

4. Рассмотрите значение биологических и социальных факторов для

развития психических процессов ребенка с детским церебральным

параличом.

5. Перечислите основные виды, формы и методы коррекционной

работы с ребенком, страдающим нарушениями опорно-

двигательного аппарата.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.056 с.)