Особенности коррекции речи детей с отклонениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности коррекции речи детей с отклонениями



в развитии в условиях семейного воспитания....... 195

Роль семьи в реабилитации и социализации

детей и подростков с отклонениями в развитии.... 196

Логопедический аспект семейного воспитания

ребенка с интеллектуальным недоразвитием........ 213

Особенности развития и коррекции речи

у детей с церебральным параличом......................... 219

Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения

детей с тяжелыми нарушениями речи................... 226

Особенности формирования и развития

речи у детей с нарушением слуха............................ 236

Особенности развития речи детей

с нарушениями зрения................................................ 247

Особенности развития речи детей, страдающих
ранним детским аутизмом................................................ 258

 

Словарь логопедических терминов


Введение

В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нужда­ются в специальном образовании. По данным Министер­ства здравоохранения РФ, на 1 января 2001 года зарегис­трировано 552 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно.

Инвалидность у детей определяется как значительное ог­раничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, способностей к передвижению, ориен­тации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем. В настоящее время вмес­то термина «дети-инвалиды» используются более корректные определения — «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности» и др.

В последние годы как положительное явление можно отметить смещение акцента с преимущественно медико-этиологических аспектов при оценке состояния детей и подростков с различными отклонениями в развитии на все­стороннюю функциональную оценку, учитывающую соци­ально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности, выдвигающую на пер­вый план проблемы социального статуса личности. Функ­циональная оценка предполагает всестороннюю характери­стику личности и уровней ее деятельности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направле­ния и особенности реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии.

Компонентами функциональной оценки являются: состо­яние соматического здоровья (с учетом поставленного диагно­за, проведенного лечения); влияние соматического состояния на моторику, сенсорные и коммуникативные способности (слух, зрение, речь); состояние познавательной деятельности, психического статуса; особенности аффективной сферы, в том числе уровень подвижности нервной системы и степень удов-



Введение


Введение


 


летворенности жизнью; особенности повседневной жизненной активности, включая возможности самообслуживания и со­циальной активности; наличие непреодолимых препятствий, барьеров (физических и социальных) в окружающей среде — в школе, дома, в сообществе, мешающих достижению лич­ных целей и желаемого образа жизни; оценка экономическо­го положения и возможностей финансовой поддержки; нали­чие системы социальной поддержки, обеспечивающей как эмоциональную, так и физическую помощь по поддержанию повседневной жизнедеятельности и достижению личностных целей и предпочтительного образа жизни.

В психолого-педагогической и специальной литературе ре­абилитация рассматривается как система медико-педагоги­ческих и социальных мер, направленных на включение детей с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей. Если адаптация рассматривается как приспо­собление с использованием резервных, компенсаторных спо­собностей, то реабилитация — как восстановление, активиза­ция. В процессе реабилитации компенсаторные механизмы используются для преодоления дефекта, а в процессе адапта­ции — для приспособления к нему.

Важным моментом реабилитации является определе­ние реабилитационного потенциала как совокупности резервных возможностей организма ребенка с проблема­ми в развитии, позволяющих ему в максимально полном объеме преодолеть отклонения в развитии. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии должна осу­ществляться комплексно. Различают медицинскую, психо­логическую, педагогическую, социальную реабилитацию.

Важной составной частью комплексной реабилитации детей и подростков с различными видами отклонений в раз­витии является логопедическая реабилитация, которая рассматривается нами в контексте нормализации комму­никативной деятельности, наращивания социального потен­циала, т. е. повышения возможностей личности реализо­ваться в данном сообществе.

Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде все-


го на коррекцию и компенсацию нарушений речевой дея­тельности. В процессе логопедической реабилитации пре­дусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познава­тельной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновремен­ной регуляцией социальных отношений; воздействие на со­циальное окружение.

В первые годы жизни любое отклонение в развитии ре­бенка сопровождается недоразвитием речи. Речь является ос­новой формирования социальных связей ребенка с окружа­ющим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказы­ваются расстроенными объективно существующие взаимоот­ношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении.

Своеобразие и трудности в овладении родной речью, ре­чевые нарушения, особенности коммуникативной деятель­ности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебраль­ном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональ­ных расстройствах, и требуют особой системы коррекцион­ного воздействия (Л.С. Волкова, А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, В.Г. Петрова, Е.С. Сле-пович, С.Г. Шевченко и др.).

У детей с отклонениями в развитии часто нарушается формирование коммуникативного поведения, тесно свя­занного с развитием речи. Анализ коммуникативного по­ведения, оценка характера зависимости между уровнем сформированности коммуникативных способностей и со­стоянием речемыслительной деятельности способствуют определению конкретных коррекционно-педагогических рекомендаций, обеспечивающих полноценное формирова­ние всех звеньев речевого общения детей и подростков с различными отклонениями в развитии.

Возможности социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости


 




Введение


 


от характера и тяжести первичных нарушений, наличия до­полнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздей­ствия ближайшего социального окружения. Логопедическая реабилитация играет немаловажную роль в процессе актив­ного приспособления к условиям социальной среды, интегра­ции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

В учебном пособии рассматриваются возможности и ос­новные направления логопедической абилитации и кор­рекции как одного из факторов комплексной медико-пси­холого-педагогической реабилитации и социальной адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии: с нарушениями интеллектуального развития, слу­ха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями эмоциональной сферы и общения. Эта доми­нантная линия пронизывает блоки тем, которые связаны с проблемами организации и содержанием логопедического воздействия в системе комплексной реабилитации детей и подростков с различными отклонениями в развитии; с про­блемами профилактики, выявления и преодоления у них задержки, искажения и патологии речевого развития, на­рушений коммуникативного поведения в условиях специ­ального обучения и семейного воспитания.

В 1-й главе учебного пособия освещаются теоретические и практические основы логопедии; рассматриваются пробле­мы речевого онтогенеза, этиологии и классификации рече­вых расстройств; анатомо-физиологические механизмы речи; принципы и методы логопедического воздействия.

Во 2-й главе определяются основные направления и тех­нологии логопедической абилитации и коррекции в систе­ме комплексной реабилитации и социализации детей и под­ростков с различными категориями отклонений в развитии.

3-я глава посвящена коррекционно-логопедической на­правленности семейного воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, от успешной реа­лизации которой в большой степени зависят процессы со­циальной адаптации и интеграции в общество детей и под­ростков с проблемами в развитии.


Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Предмет, задачи, методы логопедии


 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.007 с.)