Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление речевого общения и речевой активности у детей с нарушением слуха в семье
Э.И. Леонгард (1990) отмечает, что существуют два способа воспитания и обучения слабослышащих детей. В дошкольном возрасте, начиная с 2, а как правило, с 3 лет, ребенка можно отдать в специализированное учреждение в зависимости от степени нарушения слуха. Это первый путь, он же часто и единственный, так как родителям не известно, что воспитывать и учить ребенка можно дома. Обучение ребенка дома по специальной методике — это второй путь. Конечно, в этом случае родители возлагают на себя огромную ответственность. Выбор должны сделать сами родители, но совершенно сознательно, безо всякого давления с чьей бы то ни было стороны (20). В любом случае: и когда ребенку нет еще года, и когда ему больше 3, при замеченном снижении слуха начинать надо с приучения ребенка к слуховому аппарату. Слуховой аппарат ребенку надо носить постоянно, снимая его только во время сна, но приучать к этому малыша надо постепенно. Раннее начало занятий — безусловно, залог успеха. Ребенок не приобрел еще никаких специфических форм общения, не почувствовал своей неполноценности. Дети старше 3 лет, как правило, уже понимают, что чем-то отличаются от остальных людей, имеют опыт затрудненного общения с окружающими, но привыкли к тому, что родители понимают их жесты, взгляды, кивки, поэтому общение с незнакомыми, которые их не сразу понимают, осложнено. Такие дети часто избалованы, так как роди-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... ____________ тели к ним относятся как к больным, жалеют, стараются выполнить любое желание. Родители нередко сами пытаются заниматься с детьми, но занятия эти бессистемны и строятся по школьному типу — за столом. Детям такие занятия быстро надоедают, они сопротивляются, и занятия прекращаются. Заставлять заниматься нельзя ни в коем случае. Надо сделать так, чтобы ребенку было интересно с родителями. Хорошо, когда к занятиям привлекаются другие дети. Самая сложная и главная задача родителей — найти верный тон занятий, правильную манеру поведения с ребенком. Мама должна быть прежде всего мамой, а не учительницей. Занятия не ставят целью выработку каких-либо навыков и умений, специфичных именно для детей с нарушениями слуха. Главная их особенность заключается в постоянном ношении слухового аппарата и специальном развитии слуха. Родители должны приучать малыша к самостоятельности, стараться ослабить его зависимость от других. Они должны быть всегда радостно настроены, не надо раздражаться, если у ребенка что-то не получается, и тем более прибегать к крикам, угрозам, наказаниям. Такое воспитание может привести к одному из двух результатов - либо ребенок смирится и сделается вялым, трусливым, безынициативным, либо будет выражать свой протест между занятиями, станет неуправляемым, озлобленным и мстительным. Родители должны быть готовы к трудностям, ведь, чтобы преодолеть страшный барьер глухоты, необходим долгий и кропотливый родительский труд.
Дети с нарушениями слуха в большинстве случаев прекрасно себя чувствуют в массовых детских садах, где находят необходимую для них среду говорящих сверстников. Постепенно ребенок приобретает опыт общения со сверстниками и вынужден будет понимать каждого, кто обратится к нему. Со временем он будет стараться и свои словесные обращения сделать также понятными. Чем раньше научится этому ребенок, чем раньше он почувствует себя «своим» в мире слышащих, тем легче и увереннее будет его дальнейшее вхождение в этот мир. Важна степень самостоятельности ребенка, его уверенности в себе. Ребенок, который не уверен в своих силах, цели- Особенности формирования... речи у детей с нарушениями слуха ком сориентирован на взрослого, предпочитает молчать, а не говорить. Часто дети привыкают видеть мать в качестве переводчика. В беседе с матерью выясняется, что говорит она с ребенком в замедленном темпе, с неестественной артикуляцией, повторяет сказанное другими «понятно». Родители должны понять, что речь — это не столько продукт работы органов артикуляции, сколько итог согласованной работы мышления, остаточного слуха, разнообразных движений. Развитие движений — первый и необходимый шаг к развитию речи. Наиболее трудной задачей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом является формирование у него потребности говорить с другими людьми в естественной, принятой манере — устной речью. Отсюда главная проблема развития этих детей — становление речевого общения и речевой активности.
Неслышащему, а тем более слабослышащему ребенку природой дефекта не предписано аномальное развитие. В случаях же обучения устной речи после или одновременно со стихийным формированием мимико-жестикуляторного языка не просто нарушается естественный ход становления психики ребенка, но и закрепляется его аномальное развитие. Взрослые создают благоприятную среду для формирования речевых реакций и речевой активности младенца, его слуховой ориентации в мире звуков только при постоянном речевом общении с ним. Отклики ребенка на речевые звучания говорят об активности его речевого слуха. Также необходим подобный стиль общения и для детей с нарушением слуха. На первом этапе воспитательного процесса происходит восстановление полноты сенсорной активности ребенка, базой для которой являются поведенческие отклики. Всякая ответная реакция ребенка на воздействия взрослого в общении включает его эмоциональный, двигательный и голосовой отклики. Совместное дозированное движение при выполнении какого-либо действия, его оречевление, наговаривание ритмических фраз и т. п. приводят к тому, что хаотические, непроизвольные движения ребенка приоб-
Гл а в а 3. Особенности коррекции речи детей... ретают эмоционально насыщенный, осмысленный характер. Оречевление действия взрослым дает возможность поддержать и активизировать голосовые реакции ребенка, соотнесенные с действием. Слуховая работа требует обязательного неоднократного проговаривания речевых единиц. На втором этапе воссоздается полнота обстоятельств, которая сохраняет и развивает сенсорную активность ребенка. Третий этап воспитательного процесса — создание полноты взаимоотношений в диалоге. В этот период вслушивание в речь окружающих и в звуки, сопровождающие общение людей, становится для детей единственной естественной возможностью их участия в разговорах. С самого начала взрослый решает сложнейшую задачу — придать ребенку с нарушением слуха облик говорящего человека, помочь ему сформировать манеры и позы говорящего человека. Эта задача решается в ситуациях речевого общения, поскольку именно формирование у ребенка потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками является основным условием полноценного развития дошкольников с нарушенным слухом, т.е. приводит его к возможности общаться устной речью. Важно воспитание и сохранение у неслышащих детей активности и самостоятельности, которые зависят от того, насколько привычна детям обстановка и знакомы люди, вступающие с ними в контакт. Неизменность внешних обстоятельств, стереотипность поведения не располагают к появлению у ребенка активности. Совместное со взрослым действие — самый результативный способ для ребенка включить себя в процесс освоения предмета. Специальной организации требуют и ситуации общения между детьми.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.008 с.) |