Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития речи детей, страдающих ранним детским аутизмом↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ранний детский аутизм (РДА) — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром и более всего — с человеком. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2-3 лет в период первого возрастного кризиса. Отсутствие общения, а следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации. Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Аутизм у детей дошкольного возраста проявляется как нарушение общения с окружающими. Иногда у них может проявляться избирательный интерес к отдельным людям, зачастую констатируется большая зависимость от матери. Но в целом дети мало доступны контактам. Все их поведение необычно, часто неадекватно ситуации, у многих из них наблюдаются страхи, специфические нарушения моторики и речи. У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. На всех этапах своего развития ребенок с РДА в общении с окружающими не пользуется мимикой и жестами, как это делают дети первого года жизни, а также дети с нарушениями слуха и речи. Он стремится избегать контакта с другими людьми, ни на кого не смотрит, не общается с окружающими, отличаясь повышенной ранимостью, впечатлительностью, неадекватной реакцией на окружающее. Особенности развития речи детей, страдающих... детским аутизмом Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников, зато чрезмерно болезненно и возбужденно реагирует даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате. Характерной особенностью всех детей с аутизмом является склонность к однообразным формам поведения, привязанность к одним и тем же предметам, обстановке. Для них свойственны разнообразные нарушения психомоторики, которые проявляются, с одной стороны, в моторной недостаточности, неловкости, а с другой — в появлении однообразных, стереотипных движений в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягиваний, подпрыгивании, вращающих движений кистями рук около наружных углов глаз, усиливающихся при волнении, при попытках взрослого вступить в контакт с ребенком. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страх новизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинкт самосохранения. Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость. У аутичных детей наблюдается снижение психического тонуса. Они не выдерживают даже небольшого напряжения, быстро истощаются, пресыщаются, что крайне затрудняет с ними работу. Среди характерных признаков РДА большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно — несформированность коммуникативного поведения. Вне зависимости от срока появления речи и уровня ее развития ребенок не использует речь как средство общения, редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих, и в том числе близких для него людей. В то же время у него может интенсивно развиваться «автономная речь», «речь для себя». Обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация, нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце слова или фразы, длительное называние себя во втором или в третьем
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких людей, предметы, к которым ребенок испытывает страх, навязчивый интерес и т.п. В отличие от речевых нарушений, например, алалии, речь при аутизме на самых ранних этапах может развиваться нормально иди даже ускоренно. Затем (обычно до 30 месяцев) она начинает постепенно утрачиваться: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. При РДА в доречевом периоде часто отсутствует лепет и слабо развито подражание. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя понимает обращенную речь. В начале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место в старшем дошкольном возрасте. Различные варианты аутистического поведения могут формироваться вторично у детей с тяжелыми формами нарушений речи и слуха. Важность своевременной дифференциации объясняется еще и тем, что дети с РДА составляют группу риска развития тяжелого психического заболевания — детской шизофрении. Нарушения в общении у аутичного ребенка широко варьируются: в более легких случаях ребенок может быть избирательно контактен в привычной для него ситуации и крайне заторможен в новой обстановке, в присутствии посторонних. В наиболее тяжелых случаях он полностью игнорирует окружающих, не замечает их. Типичными для детей с аутизмом являются эхолалии, при этом дети предпочитают повторять абстрактные, мало понятные им слова, наслаждаясь их звучанием. Иногда речь аутичного ребенка напоминает речь радио- или телекомментатора, наблюдается синдром «попугайной речи». Голос обычно монотонный, невыразительный, тихое звучание может прерываться отдельными выкриками, визгом. Ребенок говорит как бы для себя или сам с собой. Фонетическая сторона речи может быть относительно сохранна (23).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.008 с.) |