Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рефлексотерапия в комплексной коррекции тяжелых нарушений речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи отмечается, как правило, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма. Повышению эффективности коррекционного воздействия, оптимизации сроков реабилитации способствует интеграция медицинских и педагогических методик в комплексной системе реабилитации лиц с выраженной речевой патологией. В последние годы в комплексе лечебно-профилактического воздействия на организм человека широко используются многие виды рефлексотерапии: иглоукалывание, массаж, аурикулотерапия, лазеро- и электропунктура, микроволновая резонансная терапия и др. Проведенные исследования показали, что достаточно эффективным оказалось использование некоторых видов рефлексотерапии в комплексной системе реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями речи (заиканием, дизартрией, ринолалией, афазией, нарушениями голоса). В частности, доказано, что целенаправленное дозированное воздействие методами точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры (аппаратное воздействие микротоком на акупунктурные точки ушных раковин) на весь организм человека, на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет в 2-3 раза сократить сроки коррекции тяжелых нарушений речи у детей и подростков (31). Примером эффективного использования указанных методов рефлексотерапии в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи может служить способ коррекции заикания у детей и подростков, разработанный и апробированный С.А. Игнатьевой, Ю.А. Блинковым (32). Суть его заключается в следующем: с каждым заикающимся ребенком или подростком после тщательного медико-психолого-логопедического обследования проводится три курса рефлексотерапии (точечный массаж и аурикулоэлектропунктура), разработанных индивидуально для каждого с учетом результатов обследования. Каждый курс состоит из 10 ежеднев- Основные направления... реабилитации детей с... нарушениями речи ных сеансов с интервалом в 10 дней между I и II курсом; 3-6 месяцев между II и III курсом — во избежание рецидивов заикания и в целях закрепления эффекта рефлексотерапии. Во время сеансов успокаивающим (тормозным) способом проводится пальцевой точечный массаж 3-4 биологически активных точек (БАТ) на голове и теле пациента, после чего осуществляется безболезненное воздействие микротоком в течение 1-3 минут на каждую из 4 акупун-ктурных точек ушных раковин при помощи прибора для электрорефлексодиагностики и терапии. Каждый сеанс совместного воздействия точечным массажем и аурику-лоэлектропунктурой длится 50-60 минут. При разработке курсов лечения, принципов подбора точек воздействия, их сочетаний на каждый сеанс курса учитываются данные обследования заикающихся, их речевая и неречевая симптоматика, а также показания и рекомендации для используемых методов рефлексотерапии. В процессе точечного массажа используются различные сочетания биологически активных точек (обозначения БАТ по Г. Лувсан, 1990): БАТ: GI4, Е36, RP6, МС7, VG20, VG14 — точки широкого спектра действия, оказывающие при воздействии на них методом точечного массажа общеукрепляющее, противовоспалительное, нормализующее действие на весь организм, положительный эффект на функциональное состояние нервной системы; БАТ: Р7, VC23, VC24, РСЗ, TR17, VG26, GI19, Е4, Е5, Е6, Е9, IG18, IG19 — точки, снимающие или облегчающие спазмы, тики, контрактуру мышц лица, рта, языка, повышенную возбудимость речевых центров; БАТ: RP6, С4, С9, IG7, V10, МСб, МС7, TRIO, VB20, VB21, VG15, VG20, VG27, F3 — точки, регулирующие состояние центральной и вегетативной нервной системы, устраняющие фобии, неврогенные расстройства, нарушения сна, восстанавливающие нарушенную при заикании нервную регуляцию речи; БАТ: Р5, V15, TR18, VG27, VC15, VC17, VG22, VC22, МС5, R1 — точки, регулирующие речевое дыхание, устраняющие спазмы, судороги гортани, голосовых складок.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... В процессе аурикулоэлектропунктуры проводится воздействие на AT ушных раковин: — 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 55, 84 — AT, связанные с органами периферического речевого аппарата, где обычно локализуются речевые судороги (язык, челюсти, скулы, горло, гортань и др.); — 22а, 25, 28, 29, 33, 55, 87, 95 — AT, оказывающие успокаивающее действие на центральную нервную систему, устраняющие нервное напряжение, фобии; — 29, 34, 51, 55, 78, 97, 98, 100, 121 — AT, оказывающие противосудорожное действие; — 13, 31, 82, 101, 104 — AT, регулирующие речевое дыхание; — 51, 55, 82 — AT, регулирующие деятельность вегетативной нервной системы. Использовать рефлексотерапевтическое воздействие методами точечного массажа, артикуляционного массажа и аурикулоэлектропунктуры в случаях сложной речевой патологии могут как медицинские работники, так и логопеды-практики после прохождения соответствующих курсов обучения. Следует учитывать, что методы рефлексотерапии целесообразно применять как один из компонентов комплексной медико-педагогической программы реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями речи. Дети школьного возраста в зависимости от тяжести речевого нарушения получают логопедическую помощь на логопедических пунктах при общеобразовательных школах или в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В задачи логопеда школьного логопункта входит коррекция недостатков устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных отклонений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи. Чрезвычайно важным является развитие речевой активности школьников с нарушениями речи, которые в большинстве своем отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, акти- Основные направления... реабилитации детей с... нарушениями речи визирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса возникновения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется способность к прогнозированию его конечного результата. Коррекционная работа на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях проводится в течение всего учебного года. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющихся речевых нарушений не может учиться в общеобразовательной школе, обучение продолжается в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В таких школах функционируют два отделения: для детей с выраженными нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания. В этих школах обучение ведется в более продолжительные сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия, направленного одновременно на нормализацию речевых и неречевых процессов. Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.006 с.) |