Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нервно-психические отклонения развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов-на-Дону., 1997. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. М., 1990. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка, – М., 1993. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1982. Леонгард Т.С. Акцентуированные личности. – К., 1981с. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993. Тема 4. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система специального образования Цели изучения темы: 1. знакомство с системой обучения и воспитания детей с нарушениями развития в специальных образовательных учреждениях; 2. получение общих представлений о принципах и методах организации психолого-педагогической помощи детям со специальными нуждами.
Содержание темы: Отношение к лицам с аномалиями развития в исторической перспективе. Система помощи детям с нарушениями развития в России. История становления и современное состояние системы специального (коррекционного) образования в России. Проблема обучения аномальных детей в рамках специального коррекционного обучения. Принципы, методы и содержание обучения и воспитания детей и подростков в системе специального (коррекционного) образования. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения специальных методов обучения. Понятие коррекции как процесса исправления тех или иных нарушенных функций. Социальна адаптация. Реабилитация – система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности. Абилитация. – система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможности для данного индивида пределах. Дифференцированное и интегрированное обучение. Проблема профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью. Система коррекционно-развивающего, компенсирующего образования детей с проблемами в ДОУ и массовой школе. Стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения: 1. В чем заключается дифференциация системы специального (коррекционного) образования по вертикали и горизонтали? 2. Основные принципы обучения и воспитания детей с особенностями в развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Общее и различия. 3. Каковы на ваш взгляд пути оптимизации обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях дошкольного и общеобразовательного учреждений.
Задания обучающимся на самостоятельную подготовку: 1. Разобрать содержание базовых и дополнительных понятий. 2. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру коррекционно-развивающего или компенсирующего обучения в массовой школе. 3. Подготовить реферат по одной из ниже перечисленных тем: § Отношения к лицам с особенностями в развитии в различные периоды истории. § История становления и развития системы специального (коррекционного) образования. Современная дошкольная система специального (коррекционного) образования в России. Ее основные организационные формы и принципы. § Развитие системы специального образования и ее роль в становлении специальной психологии. § Особые образовательные потребности. Содержание, формы, методы организации специального образования. § Проблема создания службы специального психологического сопровождения детей с трудностями психологического развития. § Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. § Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития. 4. На основе анализа литературы разработайте типовую прогностическую модель по предупреждению возникновения отклонений в развитии. Обоснуйте ее успешность.
Вопросы для самоконтроля 1. Как в отечественной и зарубежной истории трансформировалось отношение к людям с аномалиями в развитии? 2. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии? 3. Какова роль систематического обучения лиц с отклонениями в развитии, становлении специальной психологии? 4. Опишите современные стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями. 5. В чем заключается система помощи детям с нарушениями развития в России? 6. Охарактеризуйте структура современной системы специального (коррекционного) образования. 7. Рассмотрите принципы специального (коррекционного) образования. 8. Раскройте формы организации специального образования. 9. Опишите систему образования и социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития, 10. Расскажите о системе образования лиц с ограниченными возможностями. 11. Какова система организации работы по профилактике нарушений психофизического развития в массовой школе. Рекомендуемая литература Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А.Сластенина. - М, 1999. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П.Пузанова. М., 1998. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996. Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой.- М., 2001. – 400с. Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1996. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с.
Модуль 3. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в дошкольном образовательном учреждении Цель модуля – формирование системных знаний и представленийо реально существующих в системе образования подходах к оказанию психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии. Тема 5. Основные психолого-педагогические подходы к организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии в общеобразовательном учреждении. Цели изучения темы: § владение сущностью технологического подхода к проектированию целенаправленной, своевременной диагностической и коррекционной психолого-педагогической работы, которая позволит предупредить и преодолеть отклонения развития, затрудняющие процесс обучения и воспитания; § приобретение навыков выявления, анализа и оценивания ситуации развития детей «группы риска»; § умение проектировать оптимальные социально-психологические условия для личностного развития ребенка, а также организовывать и проводить мероприятия по предупреждению, исправлению имеющихся отклонений в психическом развитии
Содержание темы: Общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих особенности психического развития в ДОУ. Понятие «дети группы риска». Основные классификации детей группы риска (А.Г.Асмолов, Г.Ф.Кумарина). Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии и трудностями школьной адаптации. Общая характеристика основных проблем в семье и школе. § Дезадаптация детей и подростков (причины, последствия, предупреждение и коррекция). Психолого-педагогическое обследования учащихся при психогенной школьной дезадаптации. Принципы и способы профилактики и коррекции школьной дезадаптации. § Основные причины школьной неуспеваемости. Влияние стойкой школьной неуспеваемости на развитие личности ребенка. Педагогическая запущенность. Причины педагогической запущенности. Особенности поведения. Учет особенностей детей с педагогической запущенностью в обучении. Дети с речевыми нарушениями. Влияние нарушений речи на развитие и обучение детей. Дети с нарушениями работоспособности. Причины и проявления нарушений работоспособности. Влияние нарушений на развитие и обучение ребенка. Диагностика нарушений работоспособности. Пути и формы психолого-педагогической помощи. § Эмоциональные нарушения в семье, ДОУ и школы. Школьный невроз, типология детей, страдающих «школьными неврозами». Особенности проявления и протекания неврозов в школьном возрасте. Психопрофилактические аспекты возрастной динамики неврозов. Детская и семейная психотерапия неврозов.
Принципы и основные направления работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами. Возможности использования педагогом клинических и психологических знаний в первичном выявлении детей с особенностями в развитии. Теоретические основы диагностики аномалий развития. Естественно-научная и культурно-исторической парадигмы анализа психического развития ребенка. Подход к диагностике с точки зрения принципов системной и хроногенной локализации функций (Л.С.Выготскому). Требования Л.С.Выготского к проведению диагностического исследования. Виды диагностики: диагностическое обследование, следящая диагностика (метод наблюдений), полное и частичное исследование с целью оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Основные принципы, задачи и методы диагностики в специальной психологии. Наиболее значимые диагностические уровни. Психологический анализ и квалификация дефекта. Характеристика основных методов специальной психологии. Сочетание экспериментальных и теоретических методов в познании аномального развития. Особенности использования методов при изучении детей с особенностями в развитии. Необходимость изучения специальной психологии: в поисках механизмов и условий развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии. Система консультативно-диагностической помощи детям и подросткам с нарушениями развития в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Цели и организация работы ПМПК. Формы и методы изучения детей с нарушениями развития в дошкольных учреждениях и школе. Подготовка и оформление документов для ПМПК. Система организации работы по профилактике нарушений психофизического развития. Значение системы знаний о специфике развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии, основных подходах к организации целенаправленной психолого-педагогической помощи в профессиональной деятельности логопеда ДОУ.
Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения: 1. Типичные трудности, встречающиеся при обучении и воспитании детей с недостатками интеллектуального развития, сенсорными и моторными дефектами, аномалиями поведения. 2. Технологические подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии. 3. Значение системы знаний о специфике развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в профессиональной деятельности логопеда.
Задания обучающимся на самостоятельную подготовку: 1. На основе анализа литературы выделить основные показатели умственного развития. В чем заключается возможности диагностики актуального и потенциального уровня умственного развития. Обучающий диагностический эксперимент, возможности его использования в практике дифференциальной диагностики умственного развития детей с различными видами нарушений (олигофрения, ЗПР, социально-педагогическая запущенность). 2. Практическое задание. Экспериментальное исследование особенностей умственного развития детей, имеющих трудности в овладении программой школы, причиной которых могут являться нарушения интеллектуального развития или детей различающихся по интеллектуальному уровню в силу возрастных особенностей (ПДК Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова и Л.Ф.Чупров). Литература: Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Абакан, 1990. 3. Разработать систему профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение одного из видов нарушений: а) зрения; б) слуха; в) опорно-двигательного аппарата; г) речи; д) задержки психического развития; е) характера, поведения и др. 4. Проанализируйте в литературе методы изучения и возможности изменения статуса личности ребенка с особенностями в развитии в группе сверстников. Составьте программу психолого-педагогической диагностики. Разработайте меры по профилактики и коррекции личностных отклонений, затрудняющих нормальное функционирование учащихся с особенностями в развитии.
Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию: 1. Принципы и основные направления работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами 2. Основные принципы, задачи диагностики в специальной психологии. Виды и уровни диагностики. План психолого-педагогического изучения ребенка с нарушениями в развитии. 3. Формы и методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития в ДОУ. 4. Проблемы и возможности изучения умственного развития детей, имеющих трудности в овладении программой школы на примере психодиагностического комплекса Л.И.Переслени. 5. Основные подходы по оказанию педагогом экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации. 6. Специфика организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии в ДОУ. 7. Проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии. Вопросы для самоконтроля 1. Выделите общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих особенности психического развития в общеобразовательном учреждении.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.009 с.) |