Нервно-психические отклонения развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нервно-психические отклонения развития



Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов-на-Дону., 1997.

Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. М., 1990.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка, – М., 1993.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1982.

Леонгард Т.С. Акцентуированные личности. – К., 1981с.

Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993.

Тема 4. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система специального образования

Цели изучения темы:

1. знакомство с системой обучения и воспитания детей с нарушениями развития в специальных образовательных учреждениях;

2. получение общих представлений о принципах и методах организации психолого-педагогической помощи детям со специальными нуждами.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Базовые понятия 1 Базовые понятия 2 Дополнительные понятия
отношение система специального (коррекционного) образования, специальные образовательные учреждения, модели образования, интеграция и дифференциация образования, профилактика, абилитация, реабилитация, социальная адаптация, интеграция

Содержание темы:

Отношение к лицам с аномалиями развития в исторической перспективе.

Система помощи детям с нарушениями развития в России. История становления и современное состояние системы специального (коррекционного) образования в России. Проблема обучения аномальных детей в рамках специального коррекционного обучения. Принципы, методы и содержание обучения и воспитания детей и подростков в системе специального (коррекционного) образования. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения специальных методов обучения. Понятие коррекции как процесса исправления тех или иных нарушенных функций. Социальна адаптация. Реабилитация – система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности. Абилитация. – система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможности для данного индивида пределах. Дифференцированное и интегрированное обучение. Проблема профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.

Система коррекционно-развивающего, компенсирующего образования детей с проблемами в ДОУ и массовой школе. Стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.

 

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

1. В чем заключается дифференциация системы специального (коррекционного) образования по вертикали и горизонтали?

2. Основные принципы обучения и воспитания детей с особенностями в развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Общее и различия.

3. Каковы на ваш взгляд пути оптимизации обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях дошкольного и общеобразовательного учреждений.

 

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку:

1. Разобрать содержание базовых и дополнительных понятий.

2. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру коррекционно-развивающего или компенсирующего обучения в массовой школе.

3. Подготовить реферат по одной из ниже перечисленных тем:

§ Отношения к лицам с особенностями в развитии в различные периоды истории.

§ История становления и развития системы специального (коррекционного) образования. Современная дошкольная система специального (коррекционного) образования в России. Ее основные организационные формы и принципы.

§ Развитие системы специального образования и ее роль в становлении специальной психологии.

§ Особые образовательные потребности. Содержание, формы, методы организации специального образования.

§ Проблема создания службы специального психологического сопровождения детей с трудностями психологического развития.

§ Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

§ Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.

4. На основе анализа литературы разработайте типовую прогностическую модель по предупреждению возникновения отклонений в развитии. Обоснуйте ее успешность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как в отечественной и зарубежной истории трансформировалось отношение к людям с аномалиями в развитии?

2. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии?

3. Какова роль систематического обучения лиц с отклонениями в развитии, становлении специальной психологии?

4. Опишите современные стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями.

5. В чем заключается система помощи детям с нарушениями развития в России?

6. Охарактеризуйте структура современной системы специального (коррекционного) образования.

7. Рассмотрите принципы специального (коррекционного) образования.

8. Раскройте формы организации специального образования.

9. Опишите систему образования и социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития,

10. Расскажите о системе образования лиц с ограниченными возможностями.

11. Какова система организации работы по профилактике нарушений психофизического развития в массовой школе.

Рекомендуемая литература

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А.Сластенина. - М, 1999.

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с.

Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П.Пузанова. М., 1998.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996.

Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой.- М., 2001. – 400с.

Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1996.

Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с.

 

 

Модуль 3. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в дошкольном образовательном учреждении

Цель модуля – формирование системных знаний и представленийо реально существующих в системе образования подходах к оказанию психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии.

Тема 5. Основные психолого-педагогические подходы к организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии в общеобразовательном учреждении.

Цели изучения темы:

§ владение сущностью технологического подхода к проектированию целенаправленной, своевременной диагностической и коррекционной психолого-педагогической работы, которая позволит предупредить и преодолеть отклонения развития, затрудняющие процесс обучения и воспитания;

§ приобретение навыков выявления, анализа и оценивания ситуации развития детей «группы риска»;

§ умение проектировать оптимальные социально-психологические условия для личностного развития ребенка, а также организовывать и проводить мероприятия по предупреждению, исправлению имеющихся отклонений в психическом развитии

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Базовые понятия 1 Базовые понятия 2 Дополнительные понятия
Психолого-педагогическая помощь диагностика, коррекция психолого-медико-педагогическая консультация социально-психологическая адаптация, реабилитация, интеграция, психолого-педагогическая характеристика

Содержание темы:

Общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих особенности психического развития в ДОУ.

Понятие «дети группы риска». Основные классификации детей группы риска (А.Г.Асмолов, Г.Ф.Кумарина). Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии и трудностями школьной адаптации. Общая характеристика основных проблем в семье и школе.

§ Дезадаптация детей и подростков (причины, последствия, предупреждение и коррекция). Психолого-педагогическое обследования учащихся при психогенной школьной дезадаптации. Принципы и способы профилактики и коррекции школьной дезадаптации.

§ Основные причины школьной неуспеваемости. Влияние стойкой школьной неуспеваемости на развитие личности ребенка. Педагогическая запущенность. Причины педагогической запущенности. Особенности поведения. Учет особенностей детей с педагогической запущенностью в обучении. Дети с речевыми нарушениями. Влияние нарушений речи на развитие и обучение детей. Дети с нарушениями работоспособности. Причины и проявления нарушений работоспособности. Влияние нарушений на развитие и обучение ребенка. Диагностика нарушений работоспособности. Пути и формы психолого-педагогической помощи.

§ Эмоциональные нарушения в семье, ДОУ и школы. Школьный невроз, типология детей, страдающих «школьными неврозами». Особенности проявления и протекания неврозов в школьном возрасте. Психопрофилактические аспекты возрастной динамики неврозов. Детская и семейная психотерапия неврозов.

 

Принципы и основные направления работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами.

Возможности использования педагогом клинических и психологических знаний в первичном выявлении детей с особенностями в развитии.

Теоретические основы диагностики аномалий развития. Естественно-научная и культурно-исторической парадигмы анализа психического развития ребенка. Подход к диагностике с точки зрения принципов системной и хроногенной локализации функций (Л.С.Выготскому). Требования Л.С.Выготского к проведению диагностического исследования.

Виды диагностики: диагностическое обследование, следящая диагностика (метод наблюдений), полное и частичное исследование с целью оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Основные принципы, задачи и методы диагностики в специальной психологии. Наиболее значимые диагностические уровни. Психологический анализ и квалификация дефекта. Характеристика основных методов специальной психологии. Сочетание экспериментальных и теоретических методов в познании аномального развития. Особенности использования методов при изучении детей с особенностями в развитии.

Необходимость изучения специальной психологии: в поисках механизмов и условий развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии.

Система консультативно-диагностической помощи детям и подросткам с нарушениями развития в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Цели и организация работы ПМПК. Формы и методы изучения детей с нарушениями развития в дошкольных учреждениях и школе. Подготовка и оформление документов для ПМПК.

Система организации работы по профилактике нарушений психофизического развития.

Значение системы знаний о специфике развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии, основных подходах к организации целенаправленной психолого-педагогической помощи в профессиональной деятельности логопеда ДОУ.

 

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

1. Типичные трудности, встречающиеся при обучении и воспитании детей с недостатками интеллектуального развития, сенсорными и моторными дефектами, аномалиями поведения.

2. Технологические подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии.

3. Значение системы знаний о специфике развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в профессиональной деятельности логопеда.

 

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку:

1. На основе анализа литературы выделить основные показатели умственного развития. В чем заключается возможности диагностики актуального и потенциального уровня умственного развития. Обучающий диагностический эксперимент, возможности его использования в практике дифференциальной диагностики умственного развития детей с различными видами нарушений (олигофрения, ЗПР, социально-педагогическая запущенность).

2. Практическое задание.

Экспериментальное исследование особенностей умственного развития детей, имеющих трудности в овладении программой школы, причиной которых могут являться нарушения интеллектуального развития или детей различающихся по интеллектуальному уровню в силу возрастных особенностей (ПДК Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова и Л.Ф.Чупров).

Литература: Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Абакан, 1990.

3. Разработать систему профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение одного из видов нарушений:

а) зрения;

б) слуха;

в) опорно-двигательного аппарата;

г) речи;

д) задержки психического развития;

е) характера, поведения и др.

4. Проанализируйте в литературе методы изучения и возможности изменения статуса личности ребенка с особенностями в развитии в группе сверстников. Составьте программу психолого-педагогической диагностики. Разработайте меры по профилактики и коррекции личностных отклонений, затрудняющих нормальное функционирование учащихся с особенностями в развитии.

 

Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Принципы и основные направления работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами

2. Основные принципы, задачи диагностики в специальной психологии. Виды и уровни диагностики. План психолого-педагогического изучения ребенка с нарушениями в развитии.

3. Формы и методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития в ДОУ.

4. Проблемы и возможности изучения умственного развития детей, имеющих трудности в овладении программой школы на примере психодиагностического комплекса Л.И.Переслени.

5. Основные подходы по оказанию педагогом экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации.

6. Специфика организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии в ДОУ.

7. Проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих особенности психического развития в общеобразовательном учреждении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.039 с.)