Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра специальной и практической психологии↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Кафедра специальной и практической психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
СпециальнАЯ психологиЯ
для студентов заочной формы обучения Специальность 050715 «Логопедия»»
Ростов-на-Дону УДК 371.09 (075.8) ББК 88.4я73 К 49 Печатается по решению Учёного совета Педагогического института Южного федерального университета Рецензенты: Воронцов Д.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и практической психологии ПИ ЮФУ. Володина И.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и практической психологии ПИ ЮФУ. Климова Т.В. К 49 Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «Специальная психология»: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2009.– 40с.
Учебно-методический комплекс разработанный в соответствии с ГОСт ВО третьего поколения, предназначен для студентов педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия». В учебно-методическом комплексе рассмотрены теоретические и научно-практические проблемы современной специальной психологии, изучающих особенности психического развития детей и подростков, имеющих дефекты (в т.ч. не ярко выраженные), возможности психологического изучения, коррекции и компенсации отклонений в развитии. Рассмотрение базового теоретического материала данного курса в пособии сопровождается практическими заданиями для аудиторной и внеаудиторной работы студентов, а также методическими рекомендациями для их выполнения. Рекомендуется в помощь студентам заочного формы обучения факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ при изучении учебного курса «Специальная психология».
УДК 371.09 (075.8) ББК 88.4я73
© Климова Т.В., 2009 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ» Виды контроля. Входной контроль проводится в начале изучения дисциплины и каждого модуля. Текущий контроль проводится в виде беседы на лекционных и опроса на семинарских занятиях, терминологические диктанты, выполнение заданий для самостоятельной работы. Рубежный контроль - тестирования после изучения каждого модуля, выполнение проектных заданий. Итоговый контроль: зачет. Таблица 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Таблица 2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Модуль 1. Общие положения специальной психологии Цель модуля - формирование системных и целостных представлений о специальной психологии, их месте в профессиональной деятельности логопеда.
Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии Цели изучения темы: § понимание сущности психофизического развития разных групп детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении, в том числе и с неявно выраженными дефектами; § умение распознавать и обосновать качественное своеобразие психического развития детей в зависимости от локализации, характера нарушения, степени выраженности, времени возникновения. Основные вопросы темы 1. Психолого-педагогические особенности детей с сенсорными и моторными нарушениями. 2. Психолого-педагогические особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью. 3. Психолого-педагогические особенности развития детей с ранним детским аутизмом. 4. Психолого-педагогические особенности развития детей со сложными (комбинированными) дефектами развития. 5. Нарушения поведения у детей и подростков. 6. Нервно-психические отклонения развития.
Содержание темы: Психолого-педагогические особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Понятия «интеллектуальная недостаточность», «умственная отсталость», «слабоумие». Причины и виды нарушений интеллектуального развития. Основные формы умственной отсталости. Определение олигофрении, классификация олигофрений по степени выраженности нарушения. Основные причины развития олигофренического слабоумия. Особенности психического развития детей с олигофренией. Возможности коррекции и компенсации нарушений при олигофрении. Определение деменции, формы и причины ее развития. Факторы, определяющие на клиническую картину деменции. Специфика психического развития при органической деменции. Особенности проявления деменции в детском возрасте. Критерии дифференциальной диагностики олигофрении и органической деменции. Понятие о задержке психического развития (ЗПР) как одном из видов нарушений развития.Сравнительная характеристика психического развития детей с ЗПР, олигофренией, социально-педагогической запущенностью. Основные причины возникновения ЗПР. Классификация ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР: особенности познавательной активности, учебной деятельности, познавательной и личностной сфер, поведения и общения детей с ЗПР. Психологические факторы, влияющие на возникновение и коррекцию ЗПР. Основные принципы организации учебно-воспитательного процесса и помощи детям с ЗПР. Общая характеристика детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте; организация коррекционно-воспитательной работы с ними; индивидуальный подход и психокоррекция. Роль социальной среды в возникновении, профилактике и преодолении ЗПР у детей. Организация обучения детей и подростков с ЗПР (деятельность диагностических, коррекционных классов и классов компенсирующего обучения). Предупреждение ЗПР. Проблема дифференциации умственной отсталости, задержки психического развития, последствий нарушений слуха, речи, поведения, социально-педагогической запущенности. Основная Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Ред.-сост. В.М.Астапов. М., 1995. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992. Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. Л.И.Переслени. Л.И.Солнецева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ Сост. В.М.Астапов. Ю.В.Микадзе. – СПб.., 2002. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. /Сост. и общ. ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб., 2002. Специальная психология/ Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с.
Дополнительная ІІІ. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Карта СРС
ІV. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль качества освоения дисциплины студентами осуществляется и на лекционных и на семинарских занятиях. В ходе занятий студенты делают устные сообщения по результатам выполнения ими заданий по самостоятельной работе с последующим их обсуждением в группе. По итогам устных сообщений и письменных отчетов выставляется промежуточная оценка за каждое выполненное задание. В процессе изучения каждого модуля проводится текущий контроль-тестирование. За выполнение заданий по каждому модулю студент может набрать от 50 до 100 (до 200 в модуле 2) баллов. Вклад успешности выполнения промежуточного тестирования – от 10 до 20 баллов. 10 баллов – выполнение 50 % заданий теста (10 заданий). Для выполнения остальных заданий устанавливаются три градации: выполнено с существенными недочетами – минимальный балл, с некоторыми недочетами – промежуточный балл, практически без недочетов – максимальный балл. Условием аттестации по курсу оценка по формуле, в соответствии с положением, полученная в результате текущего и рубежного контроля по всем модулям. Зачет считается отдельным модулем. На зачете студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки их практического применения. Уровни освоения содержания дисциплины Высокий уровень усвоения («отлично») 85-100: студент свободно владеет теоретическим материалом, знает и анализирует первоисточники, в ответе раскрывает межпредметные связи; ориентируется в практических вопросах. Средний уровень усвоения («хорошо») 70–85: в своем ответе студент правильно воспроизводит теоретический материал, изучаемый в курсе данной дисциплины, называет отдельных авторов, но обнаруживает недостаточную информированность за пределами лекционного материала. При решении практических задач проявляет заинтересованность, но недостаточную самостоятельность. Минимальный уровень усвоения («удовлетворительно») 50–70: студент правильно воспроизводит основные вопросы курса, но затрудняется в установлении связей и зависимостей, знания по основным разделам дисциплины недостаточно обобщены и систематизированы. При выполнении практических заданий не проявляет заинтересованности, самостоятельности.
Формы текущего и итогового контроля Текущая аттестация проводится путем оценки выполненных заданий предложенных студентам для самостоятельной работы и работы на семинарских занятиях. Оценке подлежат самостоятельно подготовленные студентами сообщения, реферативные работы, схемы, практические задания, посвященные различным психолого-педагогическим аспектам развития детей с особенностями в развитии. В процессе текущей аттестации качества знаний выявляются наиболее сложные для освоения темы с последующей проработкой этих тем на основе самостоятельной работы студентов с использованием литературных источников. Проведение текущего контроля знаний по данным направлениям позволят: - выявить психологическую грамотность студента, его знания базовых психолого-педагогических понятий и явлений; - расширить и дополнить объем полученных знаний студентов по курсам: психология развития, социальная психология, педагогическая психология и др. разделов психологических наук, знаниями о структуре дефекта, механизмах нарушенного развития (первичном и вторичном дефекте), психолого-педагогические особенностях такого развития, возможности профилактик и коррекции вторичных отклонений в развитии; - осуществлять не только контроль усвоения студентами основных понятий читаемого курса, но и обучать их, давая дополнительные представления о диагностической и коррекционно-развивающей работы; - предварительно оценить преподавателем знания студентов в области психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования детей и подростков, имеющих дефекты (в том числе и не ярко выраженные), перенесших в раннем возрасте депривацию, в силу этого испытывающих дезадаптацию и проявляющих девиацию в поведении, а также самим студентам объективно оценить уровень своих знаний по данному предмету и получить дополнительную возможность проработать отдельные темы при подготовке к экзамену. Форма итогового контроля – зачет в 4 семестре, на котором проверяется: - степень осмысления теоретического материала курса; - умение составить психолого-педагогическую характеристику развития личности детей, имеющих дефекты развития и поведения (в том числе и не ярко выраженные); - умения объяснять, прогнозировать перспективы психического развития ребенка с учетом ведущего дефекта - усвоение базовых психологических понятий курса.
Контрольные вопросы к зачету
Промежуточное тестирование Тестирование может проводиться как во время аудиторных занятий, так и во внеучебное время. Тестирование на лекциях занимает последние 10-15 минут учебного времени. Тема (темы, предшествующего тестирования) объявляется преподавателем заранее (не позже чем за неделю) или проводится в рамках заранее утвержденного графика тестирования. Тестирование может проводиться как в традиционной форме, в письменном виде, так и с использованием информационных технологий.
Примерные варианты промежуточных тестов по курсу «Основы специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики» Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный Вопрос 1. Предметом специальной психологии является? А) изучение причин нарушения психофизического развития аномальных детей; В) изучение системы специального (коррекционного) образования аномальных детей; С) изучение особенностей психического развития лиц с особыми образовательными потребностями; Д) Изучение особенностей обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями.
Вопрос 2. 3 типа психического дизонтогенеза выделил: а) В.В. Лебединский; б) Л.И. Переслени; в) М.И. Буянов; г) В.В. Ковалев.
Вопрос 3. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза выделил: а) Рубинштейн С.Я.; б) Лебединский В.В.; в) В.В. Ковалев; г) Л.И. Переслени.
Вопрос 4. Чем раньше произошло поражение ЦНС, тем вероятнее явление: а) недоразвитие психических функций; б) повреждение психических функций; в) акселерации психических функций; г) регресса психических функций.
Вопрос 5. В.В. Лебединский выделил ____________ психического дизонтогенеа. а) 3 параметра; б) 4 параметра; в) 5 параметров; г) 6 параметров.
Вопрос 6. Механизмы изоляции, патологической фиксации, регрессии играют большую роль в формировании различных видов: а) психического недоразвития; б) ретардации психического развития; в) асинхронии психического развития; г) дефицитарного психического развития
Вопрос 7. Органическая деменция является характерной моделью: а) задержанного психического развития; б) поврежденного психического развития; в) дефицитарного психического развития; г) дисгармонического психического развития.
Вопрос 8. Замедление темпа переработки информации характерно: а) только для одного вида нарушения; б) для некоторых групп аномальных детей; в) для всех аномальных детей; г) для всех детей (и нормальных, и аномальных).
Вопрос 9. Неравномерность психического развития по В.И.Лебединскому относится к _ уровню закономерностей психического развития аномальных детей. а) первому; б) второму; в) третьему; г) четвертому.
Вопрос 10. ЗПР – это а) Стойкое нарушение развития психики в целом; б) Стойкое недоразвитие только эмоционально-волевой сферы; в) временное замедление развития только познавательной сферы; г) временное замедление развития познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Вопрос 11. Синдром РДА является наиболее характерной моделью: а) психического недоразвитие; б) поврежденного развития; в) искаженного развития; г) дисгармонического развития
Вопрос 12. Психическое развитие слепоглухих детей является проявлением: а) поврежденного психического развития; б) дисгармонического развития; в) искаженного психического развития; г) дефицитарного психического развития.
Вопрос 13. Наиболее велика возможность психических нарушений в период: а) от 0 до 3 лет и от 11 до 15 лет; б) от 4 до 11 лет; в) от 3 до лет и от 13 до 17 лет; г) от 11 до 15 лет.
Вопрос 14. Общий дефект является следствием: а) нарушения подкорковых регуляторных систем; б) повреждения отдельных анализаторных систем; в) нарушения корковых анализаторных и регуляторных систем; г) нарушения корковых и подкорковых анализаторных систем.
Вопрос 15. Об умственной отсталости говорят в случаях: а) органического стойкого нарушения преимущественно познавательной сферы; б) органического стойкого нарушения преимущественно поведенческой и личностной сферы; в) органического нарушения преимущественно познавательной сферы; г) стойкого нарушения познавательной сферы, вызванное биологическими и социальными факторами.
Ключ: 1 в; 2 г; 3 б; 4 а; 5 б; 6 в; 7 б; 8 б; 9 а; 10 г; 11 в; 12 г; 13 а; 14 в; 15 а.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абилитация (от лат. abilitas - создание возможностей, быть способным к чему-либо) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка. В отношении раннего возраста речь идет о первоначальном формировании способности к чему-либо. Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений о больном, условиях возникновения и протекания у него болезни, окружающей среде, получаемых как от самого больного (субъективный анамнез), так и от окружающих его лиц (объективный анамнез) с целью установления (уточнения) диагноза или разработки основных положений индивидуальной реабилитационной программы. Аномалия развития (от греч. anomalos - неправильный) понимается как "уклонение от обычного, несходство с обыкновенным, исключение, уклонение, причуда, необычайность, странность".Семантика слова "аномалия" включает наличие нетипичного, иного, при этом данное слово не рассматривается как несущее негативный оттенок. Дополнительное значение аномалии как "отклонения от нормы, общей закономерности; неправильность" (С.И.Ожегов), в этом смысле понятие аномалия сходно по смыслу с понятием девиация, ("отклонение от правильной линии, от должного направления"). Социальную позицию нетипичных людей можно охарактеризовать как предписанную большинством членов общества, назначаемую без учета онтогенетических особенностей или предпочтений. Аномальные дети ( от греч. anomalos - неправильный) К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития Астения (от греч. asthenia - слабость) - болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. Асфиксия (от греч. а - частица отрицания и sphygmos - пульс) - удушье. При асфиксии наблюдается расстройство дыхания и кровообращения до их полной остановки. Деменция органическая (от лат. dementiа - безумие, слабоумие) - стойкое, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, в результате органических и воспалительных заболеваний мозга, черепно-мозговых травм. Возникает вследствие повреждения нормально сформированного мозга (на четвертом году жизни и позже). Интеллектуальный дефект в большинстве случаев необратим. Условно выделяют две формы деменции: резидуально-органического и текущего характера. Депривация (от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социокультурных контактов. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом. Дети с особыми образовательными потребностями Новый, не устоявшийся термин; отражающий потребность общества отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека. Он предполагает смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей. В отличие от термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs"), содержание термина "дети с особыми образовательными потребностями" отражает понимание ребёнка с нарушениями в развитии как нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования. Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется. Дизонтогенез психический. Впервые термин «дизонтогения» введен Швальбе (1927), для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченней теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Это нарушение нормального темпа психического развития. Сам термин "задержка" подчеркивает временной характер нарушения, то есть несоответствие уровня психофизического развития паспортному возрасту ребенка. Запущенность педагогическая – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Как правило, к педагогически запущенным относят детей, не страдающих аномалиями развития, но не обладающих знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности(нередко, однако, эти знания могут быть ребенком усвоены, но не включены им в систему нравственных убеждений, а потому они не оказывают регулирующего влияния на поведение). Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) - включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение - процесс совместного образования обычных и аномальных детей. Компенсация психических функций (от лат. corn pensatio — уравновешивание, уравнивание) — сложный многоаспектный процесс перестройки/замещения нарушенных/недоразвитых психофизических функций организма, попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными. Существуют два типа компенсации психических функций: внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. Имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. В связи с тем, что нетипичные дети крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки - аффекты, стрессогенные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется психофизическое развитие. Это явление называется декомпенсация (от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие). Компенсация психологическая (от лат. corn pensatio — уравновешивание, уравнивание). 1) возмещение недостаточно развитых свойств личности другими, обеспечивающими нужные способности к определенной деятельности; 2) возмещение телесных и физиологических недостатоков свойствами личности. Нарушения в психофизическом развитии у детей, общее наименование разнообразных нарушенийв психофизическом развитии у детей любого возраста, которое вытеснило употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей". В качестве синонима используется термин "отклонения в психофизическом развитии". Нарушения двигательные (нарушения функций опорно-двигательного аппарата), отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений. Встречаются у 5-7% детей. Причины: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, которым страдает большинство детей с Н.д., полиомиелит), врождённые деформации (аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей) или приобретённые заболевания (полиартри
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.011 с.) |