Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели изучения темы: § знание теоретико-методологических оснований специальной психологии; § владение ключевыми понятиями и определениями, рассматриваемыми в данной теме; § получение представлений об основных видах отклонений в развитии у детей, причин их возникновения и динамики развития, возможностей изучения, коррекции и компенсации отклонений в развитии.
Содержание темы: Категория развития в специальной психологии.Понятие нормального и аномального развития в психологии. Понятие болезни и аномалии. Понятие «норма» в специальной психологии. Подходы к определению критериев нормы: статистический (частотный), функциональный, адаптационный, культурно-релятивный, гуманистический, уровнево-типологический. Современные критерии психологического здоровья личности и его поведенческие маркеры. Факторы отклоняющегося развития, их классификации (биологических и социальных, экзо- и эндогенных, органических и социокультурных и др.). Проблема психической депривации. Определение понятий «аномальное развитие», «недоразвитие», «отклонение в развитии», «нарушение развития», «атипичное развитие». Причины аномалий психофизического развития (время воздействия, характер, происхождение). Различные подходы к классификации аномалий психофизического развития. Принципы построения научных классификаций. Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Категория лиц с отклонениями в развитии: нозологические формы, клиническая и психологическая характеристика. Понятие о психическом дизонтогенезе. Классификация видов психического дизонтогенеза. Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям. Краткая характеристика основных типов и их клинических проявлений по В.В.Ковалеву. Характеристика патопсихологического подхода к проблемам ПДО. Параметры и варианты психического дизонтогенеза, выделенные В.В.Лебединским. Общие и специфические закономерности нарушенного развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). Периодичность, этапность развития. Теория сложной структуры аномального развития (Л.С. Выготский), соотношение первичного дефекта и вторичных отклонений. Роль совокупностей дефектов в становлении личности ребенка. Влияние степени и качества «первичного дефекта», условий окружающей среды, компенсаторных возможностей и приспособительных механизмов на развитие. Общие признаки нарушенного развития: изменение способностей к приему, переработке информации и ее воспроизведению. Специфические закономерности аномального развития. Проблема компенсации психофизического дефекта. Виды компенсации, теории компенсации (А.Адлер, Л.С. Выготский). Условия успешной компенсации. Значение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики. Психические и физические аномалии, встречающиеся в детском и подростковом возрасте, как причины трудностей в обучении и воспитании. Возрастные кризы психического онтогенеза, их роль в возникновении психических нарушений. Периодизация психического развития и проблемы нарушений психики у детей и подростков. Основные возрастные уровни патологического нервно-психического реагирования: сомато-вегетативный, психомоторный, аффективный, эмоционально-идеаторный. Основные симптомы и синдромы детского возраста: невропатический, гиперкинетический, синдром раннего детского аутизма, энцефалопатический, церебрастенический и др.
Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения: 1. Что такое норма и отклонение в психическом развитии? Какие виды норм могут существовать? Как их определить? Для чего специальной психологи и специальной педагогике необходимо разграничение нормального развития, отклоняющегося развития и патологического развития? 2. Факторы развития и факторы отклоняющегося психического развития. Какие они? Общее различия в их понимании. 3. Почему среднестатистическая норма «не работает» в специальной психологии? 4. Систематизация причин возникновения отклонений в развитии. Нужна ли она? Что дает? 5. Для чего разрабатываются классификации отклонений психофизического развития? 6. Есть ли какая-то общая логика развития детей с особенностями в развитии? Объединяет ли что-нибудь в психическом развитии детей с особенностями в развитии и без выраженных дефектов в психофизическом развитии? 7. Подходы к определению компенсации психофизического дефекта Л.С. Выготского и А.Адлера. Стоит ли педагогу в работе с детьми опираться на психоаналитический подход? 8. На что необходимо обращать внимание педагога в работе с детьми детского и подросткового возраста? Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару: 1. Изучить рекомендуемую по теме литературу и разобраться с логикой нормального и отклоняющегося развития, структурировать основные виды отклонений в развитии у детей, причины их возникновения и общую динамику развития. 2. Освоить содержание базовых и дополнительных понятий. 3. Выберите одну из классификаций нарушенного развития (В.В. Ковалев, А.В. Семенович, В.В. Лебединский, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, МКБ-10 и т.д.) и схематично раскройте ее по следующему плану: форма (вид) нарушения - типичный пример – причины возникновения (биологические и социальные, экзо- и эндогенные, органические и социокультурные и др.) – динамика развития. 4. Опишите на примере одного из вариантов сенсорных нарушений структуру дефекта по Л.С.Выготскому (первичный (биологический) – вторичный (социальный) – третичный (личностный)). 5. Подготовить сообщения по одной из тем. · Методологические основы современной специальной психологии. · Методы исследования лиц с особенностями в развитии в психологии. · Типологии нарушения психического развития у детей. · Причины аномалий развития. · Социальные факторы нарушений в психическом развитии · Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения разных психологических школ. · Социальная депривация и ее роль в возникновении аномалий психического развития ребенка.
Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию: 1. Общая характеристика факторов отклоняющегося развития. Причины аномалий психохофизического развития. 2. Попытайтесь самостоятельно выразить сущность и содержание понятия психического дизонтогенеза (ПДО). Основные типы и клинические проявления ПДО (по В.В.Ковалеву). Параметры и варианты психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому). 3. Возрастные особенности отклоняющегося развития. Роль возрастных кризисов в возникновении отклонений в развитии. Возрастные особенности нарушения психики у детей и подростков. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте специфику применения категории «развитие» в специальной психологии. 2. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии? Назовите факторы, определяющие уровень развития ребенка с особенностями в развитии. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития?
Рекомендуемая литература Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994. Братусь Б. С. Постановка проблемы нормы психического развития // Аномалии личности. – М., 1988. – С. 6-24. Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1985. Т.5, 6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. С. 21-28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М., 1985. – С. 16-26. Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. /Сост. и общ. ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб. 2002. Сорокин В.М. Специальная психология / Под научн. ред. Л.М.Шипицыной. – СПб. 2003. –216с. Специальная психология /Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с. Усанова О.Н. Специальная психология. –СПб., 2006. – 400с.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.012 с.) |