Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Место специальной психологии в системе наук О человеке и его развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели изучения темы: § знание общих положений современной специальной психологии как науки, характера их взаимодействия, понимание их значения в системе наук о человеке; § наличие представлений об истории становления и основных тенденциях развития специальной педагогики и психологии, их научно-методологических основаниях; § умение самостоятельно формулировать и раскрывать ключевые понятия и определения, рассматриваемые данными науками; § умение осуществлять критический анализ существующей педагогической теории и практики проблем в области изучения и сопровождения детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии; § способность определять значимые для профессиональной деятельности логопеда компетенций в работе с детьми, имеющими дефекты в развитии.
Содержание темы: Определение понятий «специальная психология». Проблемное поле специальной (коррекционной) психологии. Общенаучная характеристика специальной психологи: понятие, объект, предмет, задачи. Исторический аспект становления специальной психологии и ее современное состояние. Место специальной психологии в системе психологических наук. Дифференциация специальной психологии, характеристика основных предметных областей (олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология и др.). Связь специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики с другими науками. История становления и основные тенденции развития специальной психологии. Научные и методологические основы современной специальной психологии. Категориальный аппарат специальной психологии. Проблема объективного существования параллельной терминологии в специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики, а так же смежных с ними предметных областей. Методологические основания проведения психолого-педагогического исследования детей с особенностями в развитии. Специфика организации коррекционной работы. Теоретические основы диагностики аномалий развития. Естественно-научная и культурно-исторической парадигмы анализа психического развития ребенка. Подход к диагностике с точки зрения принципов системной и хроногенной локализации функций (Л.С. Выготскому). Требования Л.С. Выготского к проведению диагностического исследования. Виды диагностики: диагностическое обследование, следящая диагностика (метод наблюдений), полное и частичное исследование с целью оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Основные принципы, задачи и методы диагностики в специальной психологии. Наиболее значимые диагностические уровни. Психологический анализ и квалификация дефекта. Характеристика основных методов специальной психологии. Сочетание экспериментальных и теоретических методов в познании аномального развития. Особенности использования методов при изучениидетей с особенностями в развитии.
Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения: Чем обусловлено возникновение специальной психологии? Относятся ли одаренные дети к контингенту лиц с особенностями в развитии? Почему одних и тех же детей с особенностями в развитии изучают множество разных дисциплин? В чем заключается проблема смысловой тавтологии в определении специальной психологии? Что такое параллельная терминология? Приводит ли ее существование к научным или практическим проблемам? Что дает логопеду понимание механизмов и условий развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии?
Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару: 1. Изучить рекомендуемую по теме литературу и уяснить роль и место специальной (коррекционной) психологии в профессиональной деятельности педагога, понять особенности проблемного поля наук, перспективы их дальнейшего развития. 2. Уяснить содержание базовых и дополнительных понятий. 3. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру профессиональной деятельности логопеда. Выделите в схеме аспекты в которых учитывается специфика контингента учащихся. Будьте готовы на семинаре обосновать ее целостность, а также взаимосвязь и взаимодействие составных компонентов в целях решения задач обучения и воспитания детей с особенностями в развитии. 4. Подготовить сообщения по одной из тем «Развитие дефектологической мысли в России», «Л.С. Выготский и специальная психология». Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
Вопросы для самоконтроля
3. Охарактеризуйте эволюцию представлений о психологических особенностях, возможностях и перспективах развития детей с особенностями в развитии.
Рекомендуемая литература Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1985. Т.5, 6. Гончарова Е. Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. – 2004. – № 1. – С. 3-7. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. средн. пед. учебн. заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнецева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М, 2002. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб. 2003. –216с. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006. -400с. Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии Цель модуля – формирование системных знаний и представлений о психологических особенностях детей с особенностями в развитии и об основных принципах и подходах к организации обучения и воспитания данной категории детей. В модуль включены следующие темы: 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии 3. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.231 (0.007 с.) |