Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Место специальной психологии в системе наук О человеке и его развитии

Поиск

Цели изучения темы:

§ знание общих положений современной специальной психологии как науки, характера их взаимодействия, понимание их значения в системе наук о человеке;

§ наличие представлений об истории становления и основных тенденциях развития специальной педагогики и психологии, их научно-методологических основаниях;

§ умение самостоятельно формулировать и раскрывать ключевые понятия и определения, рассматриваемые данными науками;

§ умение осуществлять критический анализ существующей педагогической теории и практики проблем в области изучения и сопровождения детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии;

§ способность определять значимые для профессиональной деятельности логопеда компетенций в работе с детьми, имеющими дефекты в развитии.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Базовые понятия 1 Базовые понятия 2 Дополнительные понятия
Специальная психология, специальная педагогика, коррекционная педагогика отклонения в психофизическом, сенсорном и личностном развитии, аномальные дети, дети с особыми образовательными потребностями, дефект, дезадаптация, депривация, девиация, коррекция, компенсация олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология, нейропсихология, патопсихология, клиническая психология

Содержание темы:

Определение понятий «специальная психология». Проблемное поле специальной (коррекционной) психологии.

Общенаучная характеристика специальной психологи: понятие, объект, предмет, задачи. Исторический аспект становления специальной психологии и ее современное состояние. Место специальной психологии в системе психологических наук. Дифференциация специальной психологии, характеристика основных предметных областей (олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология и др.). Связь специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики с другими науками.

История становления и основные тенденции развития специальной психологии. Научные и методологические основы современной специальной психологии.

Категориальный аппарат специальной психологии. Проблема объективного существования параллельной терминологии в специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики, а так же смежных с ними предметных областей.

Методологические основания проведения психолого-педагогического исследования детей с особенностями в развитии. Специфика организации коррекционной работы.

Теоретические основы диагностики аномалий развития. Естественно-научная и культурно-исторической парадигмы анализа психического развития ребенка. Подход к диагностике с точки зрения принципов системной и хроногенной локализации функций (Л.С. Выготскому). Требования Л.С. Выготского к проведению диагностического исследования.

Виды диагностики: диагностическое обследование, следящая диагностика (метод наблюдений), полное и частичное исследование с целью оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Основные принципы, задачи и методы диагностики в специальной психологии. Наиболее значимые диагностические уровни. Психологический анализ и квалификация дефекта. Характеристика основных методов специальной психологии. Сочетание экспериментальных и теоретических методов в познании аномального развития. Особенности использования методов при изучениидетей с особенностями в развитии.

 

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

Чем обусловлено возникновение специальной психологии?

Относятся ли одаренные дети к контингенту лиц с особенностями в развитии?

Почему одних и тех же детей с особенностями в развитии изучают множество разных дисциплин?

В чем заключается проблема смысловой тавтологии в определении специальной психологии?

Что такое параллельная терминология? Приводит ли ее существование к научным или практическим проблемам?

Что дает логопеду понимание механизмов и условий развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии?

 

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару:

1. Изучить рекомендуемую по теме литературу и уяснить роль и место специальной (коррекционной) психологии в профессиональной деятельности педагога, понять особенности проблемного поля наук, перспективы их дальнейшего развития.

2. Уяснить содержание базовых и дополнительных понятий.

3. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру профессиональной деятельности логопеда. Выделите в схеме аспекты в которых учитывается специфика контингента учащихся. Будьте готовы на семинаре обосновать ее целостность, а также взаимосвязь и взаимодействие составных компонентов в целях решения задач обучения и воспитания детей с особенностями в развитии.

4. Подготовить сообщения по одной из тем «Развитие дефектологической мысли в России», «Л.С. Выготский и специальная психология».

Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Проблема объекта специальной психологии.
  2. Продумайте и обоснуйте соотношение специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики. Роль специальной психологии в реализации задач специальной (коррекционной) педагогики.
  3. Круг научных дисциплин имеющих сходный со специальной психологией объект исследования (общая, возрастная, социальная, клиническая психология, дефектология). Общие и специфические задачи, решаемые данными дисциплинами.
  4. Значимые для профессиональной деятельности логопеда компетенций в работе с детьми, имеющими дефекты в развитии (в т.ч. не ярко выраженные).

Вопросы для самоконтроля

  1. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии?
  2. Определите предмет специальной психологии. Сформулируйте цели и задачи специальной психологии.

3. Охарактеризуйте эволюцию представлений о психологических особенностях, возможностях и перспективах развития детей с особенностями в развитии.

  1. Охарактеризуйте уровни и основные направления исследований в специальной психологии.
  2. Обозначьте основные предметные области специальной (коррекционной) психологии.
  3. С каких отраслей специальной психологии началось ее формирование?
  4. Отметьте связь специальной психологии с другими науками
  5. Каково значение специальной педагогики и психологии в понимании природы человека и его развития?
  6. В чем заключаются проблема объективного существования параллельной терминологии специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики?
  7. Охарактеризуйте значение работ Л.С. Выготского для современной специальной психологии.
  8. Раскройте значение специальной психологии для построения общепсихологической теории развития.

Рекомендуемая литература

Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1985. Т.5, 6.

Гончарова Е. Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. – 2004. – № 1. – С. 3-7.

Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. средн. пед. учебн. заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнецева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М, 2002.

Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб. 2003. –216с.

Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с.

Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006. -400с.

Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии

Цель модуля – формирование системных знаний и представлений о психологических особенностях детей с особенностями в развитии и об основных принципах и подходах к организации обучения и воспитания данной категории детей.

В модуль включены следующие темы:

1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии

3. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.231 (0.007 с.)