Вопрос. Основные методы психокоррекции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Основные методы психокоррекции.



Методы психокоррекции

Игротерапия

Общая характеристика метода. Характерные особенности игры. Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, фобические реакции и пр. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Основные виды и формы игротерапии. Игротерапия в психоанализе. Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии. Игровая терапия, центрированная на клиенте.

Стадии процесса игровой терапии, центрированной на ребенке. Игровая терапия отреагирования. Три формы игровой активности в игровой терапии.

Примитивная игровая терапия. Игровая комната и ее оснащение. Игрушки и материалы. Требования к личности игрового терапевта. Требования к профессиональной подготовке игротерапевта.

Музыкотерапия и танцевальная терапия

Общая характеристика метода. Механизхмы арттерапии. Цели арт-терапии. Основные направления в ароттерапии: динамически ориентированная арттерапия, Музыкотерапия. Применение музыкотерапии в детском возрасте. Факторы воздействия прослушивания музыкальных произведений, индивидуального и группового музицирования. Показания к использованию

музыкотерапии. Эмпирико-клиническая ориентация американской музыкотерапии. Шведская школа музыкотерапии, ориентированная на глубинную

психологию. Активная и рецептивная музыкотерапии и их характеристики.

Аспекты коррекционного воздействия музыки. Приемы музыкотерапии Танцевальная терапия. Основные задачи, которые решает танцевальная терапия.

Этапы психокоррекционной работы с использованием танцетерапии. Техники танцевальной психотерапии.

Изотерапия. Механизмы коррекционного воздействия при использовании

изотерапевтических процедур. Проективный рисунок в психокоррекции.

Классификация методик проективного рисования (свободный рисунок, коммуникативное рисование, совместное рисование, дополнительное рисование).

Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.

Диррективная и недиррективная форма изотерапии. Основные этапы психо-

коррекции с использованием проективного рисунка. Методы изотерапии,

Сказкотерапия и кулотерапия

Понятие сказкотерапии и история создания метода. Возможности работы

со сказкой. Использование сказки как метафоры. Рисование по мотивам сказки. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажей. Проигрывание эпизодов сказки. Использование сказки как притчи-нравоучения. Творческая работа по мотивам сказки. Механизм привлекательности сказок. Основные приемы работы со сказкой. Анализ, рассказывание, переписывание ска-

зок, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок. Понятие куклотерапии. Механизм использования куклы для решения интра- и интерперсональных конфликтов. Этапы работы с куклой. Виды кукол и особенности их

использования в куклотерапии. Типы вождения куклы. Анализ переживаний

в процессе куклотерапии.

Телесноориентированная психотерапия

Понятие телесноориентированной психотерапии как метод воздействия на психологическое состояние с помощью работы с телом. Значение телесноориентированной психотерапии в коррекции дыхания и мышечных

«зажимов». Основные понятие телесноориентированной психотерапии и их характеристика. Цели телесноориентированной психотерапии. Основные

принципы телесноориентированной психотерапии. История применения методов телесноориентированной психотерапии в устранении различных психологических проблем, связанных с эмоциональными расстройствами и в коррекции страхов. Формы и приемы телесноориентированной психотерапии. Двигательные упражнения и физический контакт в телесноориентированной психотерапии. Метод М. Фельденкрайса и его характеристика. Ме-

тод Ф Александера и его характеристика. Метод А. Янова и его характеристика.

6 вопрос. Методические требования к психокоррекционной программе.

Сегодня существует достаточно много психокоррекционных программ, как в области психологической помощи нормально развивающимся детям, так и в сфере психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Различные авторы, как в возрастной, так и в специальной психологии, предлагают свои подходы требования к разработке психокоррекционных программ (А.К. Болотова и И.В. Макарова, И.В. Дубровина, И.И. Мамайчук, О.В. Хухлаева и др.). При этом отмечаются общие тенденции в разработке данных программ, а именно

1) психокоррекционое воздействие должно опираться на принципы психолого-педагогической коррекции;

2) психокоррекционная программа должна носить развивающий характер и основываться на знания об особенностях детей, на которых направляется воздействие; знание об этих особенностях добываются в посредством психолого-педагогической диагностики;

3) психокоррекционая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и педагога (воспитателя, учителя);

4) психокоррекционная работа должна проходить в рамках ведущей деятельности ребенка;

5) специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа образовательного учреждения;

Программа психологической коррекции для данной группы детей, должна включать следующие составляющие

1. Пояснительная записка, в которой отражается актуальность данной программы для развития, образования, воспитания, социализации детей, категорию детей, на которых рассчитана данное воздействие, в каких условиях будет реализовываться программа, сроки реализации программы, частота занятий и т.д.

2. Цель – формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог-психолог. 3. Задачи – частные цели, формулируются в соответствии с основной целью, при этом они могут быть объединены в три группы задач:

- коррекционно-развивающие – направлены непосредственно на устранение недостатков, развитие психических процессов, функций;

- коррекционно-образовательные – предполагают формирование знаний, расширение кругозора;

- коррекционно-воспитательные – направлены на формирование личностных качеств.

3. Вид психокоррекционной программы и обоснование выбора данного вида для решения задач психокоррекцонного воздействия (симптоматическая или каузальная, директивная или недирективная и т.п.).

4. Основная психотерапевтическая концепция (концепции) в рамках которой осуществляется коррекция (гуманистическиориентированная, бихевиоральноориентированная и т.п.).

5. Принципы психологической коррекции – представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории, положения).

6. Направления (блоки) коррекционного воздействия – здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2-4 направления).

7. Этапы психолого-педагогической коррекции – отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.

8. Методы и приемы коррекции (психокоррекционные техники) – способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.

9. Средства воздействия – технические (компьютерные), информационные, вспомогательные, демонстрационно-иллюстративные и т.п. Например, какой дидактический материал будет использоваться (объемные предметы, наглядный и раздаточный материал и т.п.).

10. Планирование психологической коррекции – данная часть программы предполагает планирование коррекционно-развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма

Предложенная структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.009 с.)