Вопрос. Игровая терапия в системе психокоррекционной работы с детьми: теоретические подходы к игровой терапии, виды игровой терапии и их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Игровая терапия в системе психокоррекционной работы с детьми: теоретические подходы к игровой терапии, виды игровой терапии и их характеристика.



Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

• игротерапию в психоанализе;

• игротерапию игротерапию, центрированную на клиенте,

• игротерапию построения отношений;

• примитивную игротерапию;

• игротерапию в отечественной психологической практике.

2. По функциям взрослого в игре различают

• недирективную игротерапию;

• директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности различают:

• индивидуальную игротерапию;

• групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала:

• игротерапию с неструктурированным материалом:

• игротерапию со структурированным материалом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИГРЫ:

1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.

2. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии

1. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.

2. Катарсис - форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.

3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.

4. Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.

5. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.

В 1919 г. М. Кляйн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра и основанная на ней игровая терапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.

20 вопрос «ПСИХОГИМНАСТИКА в коррекционной работе» ПГ - Один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. П. предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики пантомимы. В основе П. лежит система приемов, разработанных чешским психологом Юновой (Junova H., 1975), и невербальные методики, используемые в группах встреч. П. позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов; это метод реконструктивной психотерапии, цель которого — познание и изменение личности пациента. П. включает три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами, — подготовительную, пантомимическую и заключительную. Задачи подготовительной части состоят: в уменьшении напряжения у участников группы, снятии страхов и запретов; в развитии внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей; в сокращении эмоциональной дистанции между участниками группы; в формировании способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение Других людей. К упражнениям, направленным на развитие внимания и чувствительности, относятся гимнастика с "запаздыванием", передача ритма, движения или предмета по кругу и др. Уменьшению напряжения у участников группы могут способствовать такие упражнения, как мотивированный бег или ходьба, подвижные игры, двигательные импровизации. Для преодоления эмоциональной дистанции между участниками группы используются упражнения предусматривающие непосредственный контакт, парное взаимодействие, уменьшение пространственной дистанции, различные двигательные упражнения в кругу: “встретиться на мосту”, передать чувство по кругу, успокоить обиженного, войти в круг или выйти из него, обратить на себя внимание группы. На развитие способности самовыражения на невербальном уровне и понимания невербального поведения других людей направлены такие упражнения, как “разговор через стекло”, различные модификации “зеркала”, изображение тех или иных эмоциональных состояний, распознавание по невербальному поведению состояния других людей и др. Все перечисленные упражнения составляют подготовительную часть занятия В начале работы группы подготовительной части может отводиться больше половины времени всего занятия, а иногда и все занятие, поскольку напряжение, тревога, скованность пациентов, страх перед неформальными контактами в непривычной ситуации усиливаются и необходимы упражнения, направленные на преодоление именно этих явлений. Пантомимическая часть П. является наиболее важной и в зрелой психотерапевтической группе занимает большую часть времени. Пациентам предлагаются темы, которые они представляют без помощи слов. Темы могут предлагаться и психотерапевтом, и самими пациентами. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы и группы в целом, т. е. касается межличностного взаимодействия. Чаще всего в пантомимической части П. используются: привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и др.); темы, относящиеся к проблемам конкретных пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя болезнь и др.); темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут быть представлены и в символическом виде (преодоление трудностей, “запретный плод”, “перекресток”, болезнь, здоровье, счастье, тревога); темы, связанные с межличностными взаимоотношениями в группе (отношение к членам группы, групповой портрет или скульптура, воображаемые ситуации, в которые попадает группа). В ходе пантомимы широко используются вспомогательные приемы типа “двойников” или “зеркал”. Суть их состоит в предоставлении пациентам невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других (если члены группы повторяют невербальное поведение игравшего пациента) и получить информацию о возможных вариантах (когда другие пациенты предлагают свои способы невербального поведения для только что представленной ситуации). После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное. Прежде всего идет эмоциональный обмен собственными переживаниями Материал, полученный в ходе выполнения пантомимических заданий, может быть использован и для групповой дискуссии. Заключительная часть П. должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. Здесь могут быть использованы упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые позволяют пациентам пережить чувство общности.

21. Сказкотерапия как метод психокоррекции (предмет, задачи, методы, формы работы). Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого, забота о душе и есть терапия). Цель метода – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями. Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем: 1) Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. 2) Неопределенность места действия главного героя. 3) Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка. 4) Победа Добра. Психологическая защищенность. 5) Наличие Тайны и Волшебства. Метод сказкотерапии, как и многие психотерапевтические методы, можно использовать как в индивидуальной работе, так и в группе мы можем решать широкий круг задач. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего периода. Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. ПРИЕМЫ В СКАЗКОТЕРАПИИИ 1. Моделирование сказочного сюжета. Опорное моделирование – довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают наглядно представить какой – либо объект, но и модифицировать(видоизменять) его, экспериментировать с ним. 1 вариант «Символизация» Картинки символы 2 вариант «Подготовительные игры» а) «Чудеса в решете». Дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. б) «Заветные слова». Ребята осуществляют попытку вычленить самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова, несущие основную смысловую нагрузку. в) «Что в дороге пригодится?» (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, аленький цветочек, меч – кладенец) г) «Волшебные имена». Как имена повлияли на характер персонажа, в чем это отражается? д) «Что общего». Предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка». ж) «Хороший – плохой».В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. ТИПОЛОГИЯ СКАЗОК В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. исследователем выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии в историческом контексте. Первый этап — устное народное творчество. Второй этап — собирание и исследование сказок и мифов (К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.). Третий этап — психотехнический (применение сказки как повода для психодиагностики, коррекции и развития личности). Четвертый этап — интегративный, он связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

22 вопрос. Основные типы сказок, используемых в сказкотерапии. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой): 1) художественные 2) дидактические 3) медитативные 4) психотерапевтические 5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида: 1) фольклорные 2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В.Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности. Выделяют пять видов сказок: 1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок. Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. 2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. 3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать. 4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души. 5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр. Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками. Миф. Повествования о богах и героях. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.

23. Сказкотерапия как метод психолого-педагогической коррекционной работы: понятие и виды сказкотерапии. Психотерапевтические подходы к сказке. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. ПОДХОДЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ. Директивная (направленная) и недирективная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога, педагога в работе с ребенком. При директивном подходе психолог, педагог – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. первым необходимым этапом создания метафоры, сказки является определение желаемого результата, который должен быть, во-первых, конкретным, во-вторых, подконтрольным, зависимым от самого ребенка, а не от внешних обстоятельств и людей, и в-третьих, сформулированным в позитивной форме, т.е. подчеркивать, чего необходимо достичь, а не от чего из-бавиться. При этом сама структура сказки должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка. Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается особое значение. В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. В предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания истории. психолог, педагог следят за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. Все реакции ребенка психолог использует в своей работе по созданию метафоры, учитывая, таким образом, не только сознательный чувственный опыт ребенка, но и его бессознательный чувственный опыт.

24 Структура волшебной сказки (В.Я. Пропп) Структура: I. Один из членов семьи отлучается из дома II. К герою обращаются с запретом III. Запрет нарушается IV. Антагонист пытается произвести разведку V. Антагонисту даются сведения о его жертве VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его X. Искатель соглашается или решается на противодействие XI. Герой покидает дом XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу XVII. Героя метят XVIII. Антагонист побеждается XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется XX. Герой возвращается XXI. Герой подвергается преследованию XXII. Герой спасается от преследования VIIIbis. Братья похищают добычу Ивана X--XIbis. Герой вновь отправляется на поиски XIIbis. Герой вновь подвергается действиям, ведущим к получению им волшебного средства. ХIIIbis. Герой вновь реагирует на действия будущего дарителя XIVbis. В распоряжение героя попадает новое волшебное средство XVbis. Герой доставляется или привозится к месту нахождения предмета поисков XXIII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания XXV. Герою предлагается трудная задача XXVI. Задача решается XXVII. Героя узнают XXVIII. Ложный герой или антагонист изобличается XXIX. Герою дается новый облик XXX. Враг наказывается XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется Как распределяются означенные круги по отдельным сказочным персонажам? Здесь возможны три случая.

1) Круг действий в точности соответствует персонажу. Яга, которая испытывает и награждает героя, животные, просящие о пощаде и передающие Ивану дар, -- чистые дарители. Конь, который доставляет Ивана к царевне, помогает ее похитить, решает трудную задачу, спасает от погони и т. д., -- чистый помощник. 2) Один персонаж охватывает несколько кругов действий. Железный мужичок, который просит о выпуске из башни, затем дарует Ивану силу и дает ему скатерть самовертку, а впоследствии помогает убить змея, является одновременно и дарителем, и помощником. Особого рассмотрения требуют благодарные животные. Они начинают как дарители (просят о помощи или пощаде), затем они предоставляют себя в распоряжение героя и становятся его помощниками. 3) Обратный случай: один круг действий распределяется по нескольким персонажам. Так, если змей убит в бою, он не может преследовать. Для преследования вводятся специальные персонажи: жены, дочери, сестры, тещи, матери В.Я. Пропп выделил сказки шести сюжетных типов: 1) сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником); 2) сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха; 3) сказки о чудесном помощнике; 4) сказки о чудесном предмете; 5) казки о чудесной силе или умении; 6) прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп). семь типов действующих лиц по их функциям: вредитель (антагонист), даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой Пример вопросов и заданий: 1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них). 2. Объяснить, почему произошло то или иное событие 3. Показать, что становится объектом насмешки народа. 4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа. 5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение. 6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению. 7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое. 8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения. 9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах? 10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам. 11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий. 12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям. 13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения. 14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие. 15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность. 16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание? 17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то. 18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки. 19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное. 20. Расскажите, как и почему изменился характер героя. 21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа). 22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?

25. Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений. Многие психологи используют в своем арсенале различные коррекционные техники для работы с семьей. 1.) "Семейная фотография". 2) "Семейная фотография". Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. 3. "Ролевая карточная игра" - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Техника "ролевой карточной игры" представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. 4) Создание аналогичных ситуаций. Под аналогичными ситуациями понимается использование метафор, которые помогают клиентам (семьям или отдельным клиентам) более четко определить свою проблему для того, чтобы ее разрешить. Возможные основы предложений "Я должен..."; "Когда я сердит, я...";

"Я выражаю любовь тем, что..."; "Моя значимость состоит в том, что..."; "Изменение в моем положении чревато тем, что..."; "Если бы я набрался смелости, я бы..."; "Если бы меня знали, вы бы..."; "Тот человек, которого я люблю должен..."; "Моя мать должна..."; "Мой отец должен..."; "Человек, которого я люблю, должен..."; "Для меня самое лучшее время, когда...". 5.) "Сравнение ценностей". Один список - собственные ценности клиента, другой список представляет ценности партнера с точки зрения клиента. 6) "Родительский семинар". Как специфический коррекционный метод "родительский семинар" состоит из следующих специальных приемов: Лекция.

Групповая дискуссия. Библиотерапия. Анонимные трудные ситуации. 7. «Семейный рисунок». Вся семья рисует на большом листе бумаги, а затем обсуждает динамику процесса рисования, отражающую семейные роли и отношения. 8. «Текущий момент». Члены семьи изображают семейную ситуацию в настоящий момент, а затем так, как они хотели бы ее видеть.

26. Психолого - педагогическая коррекция эмоционального неблагополучия детей Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорблённого самолюбия. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно - в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявиться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. ВИДЫ: Негативизмы, тревожность, невроз, страхи. Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Основной формой коррекционной работы с дошкольниками является курс специальных занятий, целью которых является эмоциональное воплощение ребенка в заданный образ, отождествление с ним, то есть имитация различных эмоциональных состояний. этюды на выражение основных эмоций: внимание, интерес и сосредоточенность; удивление; страдание и печаль; отвращение и презрение; гнев; страх; вина и стыд. Также можно использовать этюды на отображение положительных и отрицательных черт характера. Этюды на выражение основных эмоций. Эти этюды также могут быть полезны детям с задержкой психического развития, аутичным, с теоретическими реакциями. НА выражение печали, боли, радости, удивления, страдания, злости итд. Занятия для снятия эмоционального дискомфорта. Игра "Угадай, кого не стало" Игра "Узнай по голосу" Игра "Возьми и передай" Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Расставание Дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу "до свидания", назвав его по имени. Игра "Переходы" Цели. Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки. Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д. Рисование на тему "Моё настроение"Цели. Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Преподаватель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили. СТРАХИ НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ. СЛЕпой и поводырь, тень, АГРЕССИВНОСТЬ. Воробьиные драки, карикатура, Груша.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.034 с.)