Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Что такое групповая психотерапия↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Р.Кочюнас ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: Рекомендовано кафедрой психотерапии и медицинской психологии М.: "Академический Проект", 2000
Аннотация Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 1.1. Определение понятий "групповая психотерапия" и "психотерапевтическая группа" Глава 2. РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП 2.1. Психотерапевтические группы с точки зрения целей Глава 3. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 3.1. Поощрение надежды Глава 4. ГРУППОВОЙ ТЕРАПЕВТ: ЛИЧНОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ, НАВЫКИ 4.1. Требования к личности группового терапевта Глава 5. СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 5.1. Подготовка терапевта к организации психотерапевтической группы Глава 6. ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ 6.1. Сопротивление работе группы и его формы Глава 7. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 7.1. Начальная стадия Глава 8. НЕУДАЧИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 8.1. Прекращение групповой психотерапии Глава 9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 9.1. Общие этические требования к групповому терапевту Приложение. Вспомогательные методы работы в психотерапевтической группе Римас Кочюнас Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с. Аннотация Книга является первым на русском языке пособием по групповой психотерапии, написанным как для руководителей психотерапевтических групп, так и для их участников. Автор отвечает на вопросы: как стать результативным групповым психотерапевтом и как стать эффективным участником группы. Книга написана доступным языком и может быть прочитана и понята как профессионалом, так и человеком, просто интересующимся групповой психотерапией; однако доступный язык вовсе не упрощает содержания работы. Автор обобщает не только свой уникальный практический опыт, но и опыт коллег, а также основную литературу развитых стран за последние 40 лет, останавливаясь на преимуществах групповой психотерапии перед индивидуальной. Книга адресована психотерапевтам, психологам, студентам, а также врачам и всем специалистам, работающим с людьми. © Кочюнас Р., 2000 Не подлежит сомнению тот факт, Генри Миллер От автора Назначение человека, как известно, – создавать и развивать свою индивидуальность. Но это возможно лишь в окружении других людей и с их помощью. Мы, являясь отдельными личностями, индивидуумами, вместе с тем принадлежим к различным группам людей и от них в немалой степени зависим. Главной группой в нашей жизни является семья, в которой мы рождаемся и в которой закладывается фундамент нашей личности. По собственной воле или вопреки ей, но на протяжении своей жизни мы включаемся во множество других формальных или неформальных групп. Наши основополагающие ценности и установки, касающиеся главных вопросов жизни, возникают и изменяются под влиянием других людей, вместе с которыми мы принадлежим к той или иной группе. В своем поведении мы учитываем их мнение. Как видим, влияние групп на нашу жизнь, оценку окружающего мира и себя испытал каждый из нас. Групповая психотерапия и пытается сконцентрировать и использовать возможности воздействия групп на их участников для лечения психических расстройств, оказания помощи в решении жизненных трудностей и проблем, изменения и совершенствования личности. В конце нашего века мы наблюдаем настоящий апогей распространения психотерапевтических групп. Эта форма психотерапии и психологического консультирования применяется в медицине – как в психиатрических, так и в соматических клиниках, в школах, в центрах психотерапии и консультирования. Групповые формы работы используются для обучения учащихся и студентов, для подготовки и повышения квалификации профессионалов разных сфер. Иными словами, методы групповой психотерапии эффективно применяются в самых разных областях. Это происходит по многим причинам. Прежде всего следует отметить, что работа в группах более экономична, чем индивидуальная работа – за одно и то же время можно помочь большему количеству людей. Большинству наших психологических трудностей и расстройств свойствен ярко выраженный межличностный контекст, поэтому и психологическая помощь приносит больший эффект в условиях общения между участниками группы. Межличностное обучение также эффективно, так как позволяет воспользоваться живым опытом других людей. В данной книге рассматриваются достижения современной групповой психотерапии в мире и обобщается более чем пятнадцатилетний опыт автора в этой области. В этой книге я попытался удовлетворить потребности как можно более широкого круга специалистов (врачей, психотерапевтов, психологов, педагогов, социальных работников), рассматривая наиболее универсальные аспекты организации и работы психотерапевтических групп. Надеюсь, что книга поможет как начинающим, так и опытным профессионалам групповой психотерапии глубже постичь очень сложную, но необычайно интересную жизнь психотерапевтической группы. Хочу выразить благодарность клиентам и коллегам, с которыми пришлось пережить незабываемые моменты в "психотерапевтическом кругу", в том числе коллегам из России, где довелось немало работать. Также хочу выразить свою признательность доктору Александру Алексейчику, благодаря поддержке и вере которого я пришел в групповую терапию 20 лет тому назад. Появление этой книги на русском языке было бы невозможно без усилий переводчицы Валентины Матулявичене, за что приношу ей самую искреннюю благодарность. Римас Кочюнас
Глава 1 Глава 2 Группы встреч (encounter) Это наиболее распространенный тип групп совершенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах нашего столетия и были важнейшим стимулом движения гуманистической психологии, призывающей к реализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных возможностей человека, спонтанность жизни, преодоление барьеров, мешающих самовыражению и открытости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возникли в США, но потом получили распространение во всем мире. Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше познать себя, завязать более тесные и искренние отношения с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спонтанность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве "здесь и теперь", т.е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосредственный опыт. Продолжительность групп встреч обычно бывает ограничена несколькими десятками часов. Группы встреч неоднородны – их характер различается в зависимости от теоретической ориентации, установок, ценности терапевта. Так, например, по мнению одного из самых основных теоретиков и практиков групп встреч C.Rogers (1970), ход работы, содержание группового процесса должны определяться самими участниками. Будучи терапевтом группы, он не указывал никакого направления группе, не определял правил работы, а заботился лишь о создании атмосферы взаимного доверия и заботы друг о друге. C.Rogers никогда не использовал упражнений и техник для повышения интенсивности жизни группы, полагаясь на "мудрость" группы и способность творить жизнь и направлять ее в конструктивное русло. Другой классик групп встреч, W.Schutz (1971, 1973), наоборот, был сторонником более строгого руководства группой. Для интенсификации групповых процессов и поощрения интенсивных чувств и столкновений участников между собой он широко использовал различные групповые игры и приемы. G.M.Gazda (1989) выразил мнение, что опыт групп встреч, способы повышения интенсивности жизни могут успешно применяться и в терапевтических группах других типов. Т-группы Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их еще называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности (sensitivity training). Группы такого типа возникли под непосредственным влиянием теории групп K.Levin'a. В этих группах, как и в группах встреч, также не ставятся лечебные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личности (хотя это может быть одним из результатов работы группы), сколько анализ развития группы – что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-группы указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду. R.T.Golembiewski и A.Blumberg (1977) выделяют три основные черты Т-групп. 1. Т-группа – это учебная лаборатория. Ее цель – помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми. Т-группа: o создает миниатюрную модель общества. o подчеркивает постоянное стремление искать новые способы поведения; o помогает участникам понять, как учиться. o создает безопасную атмосферу, благоприятную для обучения. o ответственность за то, чему хочется научиться, перелагает на самих участников группы. 2. Обычно в Т-группу приходят с неопределенным желанием стать более чуткими в общении. Т-группа предоставляет возможность узнать, как этому научиться. Участникам показывают, что каждый член группы, помогающий учиться, является учителем. 3. В Т-группе дискутируют только о "здесь и теперь" происходящих процессах. Участникам не рекомендуется говорить о происходившем в прошлом за пределами группы. Важно говорить лишь о том, что происходит в группе в настоящее время и какие чувства это вызывает у участников. Опыт Т-групп также можно успешно применять в группах решения проблем и в клинических группах. Группы решения проблем (консультирования) Их выделение связано с происходящим в последние десятилетия отделением психологического консультирования от психотерапии. В группах консультирования решаются различные психологические проблемы, а психотерапия понимается как лечение эмоциональных и поведенческих нарушений. В данных группах обсуждаются личные, социально-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учреждениях, например, в школах, центрах консультирования и т.п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в своей работе они не стремятся к структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного времени (например, года или более). В них ставятся больше профилактические и восстановительные цели. Проблемы, "приносимые" участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе словно воссоздается жизнь участников вне ее, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности – стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни. Участники группы, реагируя друг на друга, помогают друг другу в контексте группы заново пережить свою реальную жизнь, ошибки общения, конфликты с близкими и значимыми людьми в жизни вне группы. Тем самым в группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержке группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми. Группы клинической психотерапии (лечебные группы) В них ставятся более радикальные цели, чем в вышеописанных группах, главнейшая из которых – большее или меньшее изменение личности клиентов. Степень и характер изменений зависит от теоретической ориентации терапевта. Например, психоаналитически, психодинамически ориентированные психотерапевты стремятся к глубокой реконструкции личности. В клинической психотерапевтической группе работают как с осознанными, так и со скрытыми в подсознании проблемами участников. Любое значительное изменение личности требует времени, поэтому клинически ориентированные группы, в особенности амбулаторные, чаще всего длятся долго (от полугода до двух-трех лет). Участниками этих групп обычно бывают лица с тяжелыми эмоциональными проблемами, испытывающие глубокие невротические конфликты, психотические состояния, имеющие психосоматические расстройства, пограничные расстройства личности и т.п. Таким образом, группы клинической психотерапии ориентированы на более глубокие терапевтические инсайты, прозорливость, на лечение и устранение симптомов. Обычно разделяют стационарные и амбулаторные клинические психотерапевтические группы. Стационарные группы 1. Группы пациентов с острыми состояниями. Их участниками становятся люди, попавшие в психиатрическую клинику в результате различных острых изменений психического состояния – после попыток самоубийства, оказавшиеся в состоянии психоза, утратившие контроль над поведением. 2. Группы хронических пациентов. Это однородные группы, состоящие из больных шизофренией, эндогенной депрессией. Цель этих групп – улучшение контакта пациентов с окружающим миром. В них обсуждаются вопросы, касающиеся навыков повседневной жизни и социального приспособления. 3. Общая группа персонала и пациентов. Ее составляют все пациенты одной палаты или отделения с лечащим и обслуживающим персоналом. В ней обсуждаются вопросы, касающиеся жизни пациентов в отделении и их сотрудничества с персоналом. 4. Группы психотерапевтической реконструкции личности. Их участники – пациенты с расстройствами личности пограничного и невротического характера. Более подробно с применением групповой психотерапии в психиатрических клиниках, ее возможностями, формами и методами можно познакомиться в книгах I.D.Yalom (1983) и S.Vmogradov, I.D.Yalom (1989). Амбулаторные группы 1. Межличностные и психодинамические группы (о группах такого рода в основном и пойдет речь при обсуждении вопроса организации и работы психотерапевтических групп). В них решаются различные психологические проблемы, напр., точно не определенные и глобальные, в частности неудовлетворительные взаимоотношения с другими людьми, депрессия, семейные проблемы, неудовлетворенность ходом жизни, проблемы, связанные с выражением чувств и контролем над ними, и т.п. Задача терапевта группы – "перевести" эти жалобы на язык межличностного взаимодействия в группе. Эти группы по своему характеру похожи на группы решения проблем. 2. Группы изменения поведения и обучения. Примером групп такого типа могли бы быть группы лиц, страдающих ожирением, нервной анорексией, булимией, группы алкоголиков и наркоманов, группы больных с инфарктом миокарда, диабетом и т.п. Целью этих групп является поощрение надежды, обучение навыкам поведения, соответствующим статусу больного, предоставление информации о специфических проблемах, связанных с болезнью, и т.п. 3. Группы реабилитации. Они создаются при дневных стационарах для хронических психиатрических пациентов. Их цель – повышение социальной адаптации после выхода из больницы, улучшение отношений больных с персоналом, обеспечивающим амбулаторное лечение, обсуждение использования психотропных лекарств и их возможного побочного действия. Нередко, особенно в условиях стационара, групповая психотерапия применяется вместе с другими методами лечения, чаще всего с индивидуальной психотерапией. Хотя большинство психотерапевтов стремятся быть единственными терапевтами своих клиентов (это вполне понятно, так как лишь тогда можно оценить результаты своей работы), однако в действительности помощь часто бывает комплексной. Индивидуальная и групповая психотерапия могут успешно дополнять друг друга, если выполняющие ее специалисты часто общаются между собой и согласовывают свои усилия, а также когда в индивидуальной психотерапии обсуждаются взаимоотношения клиента с другими людьми, что увеличивает созвучие между проблемами, обсуждаемыми индивидуально и в группе. Однако следует обратить внимание и на опасности, которые скрыты в одновременном применении этих двух способов психотерапии. Если терапевт группы является одновременно и индивидуальным психотерапевтом некоторых участников группы, могут нарушиться межличностные отношения в группе из-за особого положения некоторых участников и возможности манипулирования терапевтом. И сам терапевт может несколько по-иному реагировать на участников, с которыми дополнительно встречается индивидуально. Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии могут возникнуть проблемы, когда теоретическая ориентация выполняющих ее специалистов значительно различается. Тогда клиент может быть поставлен в затруднительное положение, получая разное объяснение своих проблем. Кроме того, в такой "двойной психотерапии" у клиентов появляется возможность отбирать, что говорить индивидуальному психотерапевту, а что – группе. Важно помнить про эти замечания в случае сочетания групповой и индивидуальной психотерапии как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. 2.2. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ Разнообразие психотерапевтических групп по способам реализации целей отражено в таблице 1, подготовленной на основе предложенной M.F.Ettin (1992) классификации. M.A.Lieberman (1990) противопоставляет группы самопомощи группам, руководимым профессионалами. Их участником может быть любой человек, страдающий той или иной болезнью или имеющий те или иные психологические проблемы. В литературе описываются группы самопомощи больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой, диабетом, раком, ревматоидным артритом, болезнями пищеварительного тракта, алкоголизмом, СПИДом, эпилепсией, нарушениями приема пищи, психическими болезнями, испытавших сексуальное или иное насилие, ушедших на пенсию, потерявших супруга или ребенка и т.д. В группах самопомощи участники чаще всего обмениваются жизненным опытом, историями своей жизни и, самое главное, стремятся проникнуться проблемами друг друга. Будучи товарищами по несчастью, участники просто говорят о себе, выслушивают друг друга, обмениваются советами. Все это создает атмосферу сочувствия и сопровождается стремлением сообща преодолевать возникающие трудности и проблемы. Особенно важно в группах самопомощи то, что одни и те же люди являются и помощниками, и получателями помощи. Помочь другому – значит помочь и самому себе. Например, анонимные алкоголики говорят, что от возврата к прежней жизни их удерживает именно помощь другим. Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем группы самопомощи станут основным способом поддержки психического здоровья (L.E.Tyler, 1980; J.D.Prochaska, J.C.Norcross, 1982). Группы поддержки во многом напоминают группы самопомощи, но в них участники меньше делятся личными переживаниями, а больше уделяют внимание организации общей деятельности. Это преимущественно вопросы социального характера. Потребность участников объединиться на основе сходства проблем используется для обмена информацией о том, как более эффективно организовать свою жизнь при наличии болезни, изоляции, эмоциональных травм, жизненных кризисов. Группами поддержки чаще всего руководят профессиональные психологи, психотерапевты или парапрофессионалы. В группах поддержки под руководством профессионалов обычно сочетаются психологическое просвещение и обмен эмоциональным опытом в жизни группы. В группах психологического просвещения обычно говорят на конкретные темы. Это могут быть конкретные жизненные проблемы, болезни, значительные изменения в жизни, ситуационные кризисы или любые темы, предложенные самими участниками. В работе групп психологического просвещения широко используются упражнения, домашние задания и т.п. Об ориентированных на групповой процесс и клинических психотерапевтических группах более подробно говорилось выше. Таблица 1. Психотерапевтические группы с точки зрения способов реализации их целей
2.3. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ Хотя групповая психотерапия сформировалась в 40-х годах нашего столетия на основе теории психоанализа, в настоящее время практически все психотерапевтические школы – от ортодоксального психоанализа до современных экзистенциальных, гуманистических и трансперсональных теорий – создали свои модели групповой работы. Исследования показывают, что эффективность психотерапевтических групп на основе разных теоретических моделей мало отличается, если группы ведут квалифицированные профессионалы. С другой стороны, следует отметить, что группы различной теоретической ориентации распространены неодинаково. Несколько лет назад по инициативе основного издания по групповой психотерапии "International Journal of Group Psychoterapy" был произведен опрос членов Американской ассоциации групповой психотерапии (R.R.Dies, 1992), который показал, что в первую шестерку популярнейших моделей групповой психотерапии попадают психодинамическая/психоаналитическая групповая терапия, сформировавшаяся на основе теории W.Bion Тавистокская школа групповой психотерапии, межличностная групповая психотерапия, представленная I.D.Yalom, гештальттерапия, трансакционный анализ и когнитивно-поведенческая групповая психотерапия. Значительно менее распространены экзистенциально-гуманистические психотерапевтические группы, психодрама, групповой анализ, хотя последний занимает довольно прочные позиции в Европе и успешно расширяет сферу своего влияния. На основе данных G.Corey (1990) в таблице 2 представлена характеристика основных моделей современной групповой психотерапии. Таблица 2. Психотерапевтические группы на основе различных теорий личности
Глава 3 ПООЩРЕНИЕ НАДЕЖДЫ Это существенный фактор любой психотерапии. Исследования показывают, что, чем больше человек надеется на помощь, тем лучше результаты психотерапии (A.P.Goldstein. 1962). На важность надежды указывают и проводимые в медицине опыты с плацебо, когда больным дают лекарства, внешне ничем не отличающиеся от настоящих, однако изготовлен<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.013 с.) |