Глава 14. Органически и соматически
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА...................................................................... 342
Синдромы нарушенного сознания........................................................ 342
Онейроид............................................................................. 342
Делирий............................................................................... 343
Аменция............................................................................... 343
Парамнестические синдромы............................................................ 343
Судорожный и психоорганический синдром............................................. 344
Эпилепсия............................................................................ 345
Психические нарушения при поражениях ц. н. с.................................... 346
Психические нарушения при общих и мозговых инфекциях........................ 347
Соматогенные психические расстройства........................................... 348
Психические расстройства позднего возраста....................................... 349
Негативные психопатологические расстройства........................................ 350
Олигофрения.......................................................................... 352
Приобретенные психопатологические дефекты...................................... 352
Клиническая иллюстрация......................................................... 353
Тесты.............................................................................. 354
Рекомендуемая литература........................................................ 359
Словарь терминов............................................................................... 361
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное руководство предназначено для нескольких категорий читателей. Учащимся оно поможет усвоить материал и сдать экзамены по психиатрии. Профессионал найдет в нем самые современные данные о психических расстройствах и методах дифференцированной клинической психотерапии. Человек, интересующийся проблемами душевной жизни, получит возможность заглянуть в свои самые таинственные уголки и тем самым лучше понять себя и других людей. Впрочем, без такого подхода нельзя стать и профессионалом. Теоретической основой руководства является психоанализ, однако ключевые работы З.Фрейда лишь упоми- наются в расчете на знакомство читателя с ними.
Структура книги подчинена единому принципу: каждая тема начинается с определения понятий, затем излагается клинический материал, даются диагностические критерии, приво- дится психодинамическая трактовка расстройств, описываются современные методы их пси- хотерапии, анализируются клинические случаи. В заключение предоставляется возможность проверить и закрепить свои знания с помощью тестов, соответствующих по степени трудно- сти второй ступени Медицинского лицензионного экзамена США (Ш. Вудс, 1998). Каждая глава завершается списком доступной литературы, а книга - словарем терминов с указателем глав, в которых читатель найдет более подробную информацию.
Хочу поблагодарить тех, кто дал мне импульс для этой работы: моих клиентов, учеников и коллег - в первую очередь инициатора и издателя этого руководства директора Высшей школы психологии И. Л. Базенкова.
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ
Определение психического расстройства. В соответствии с международ- ной классификацией болезней психическое расстройство - это клинически оп- ределенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в боль- шинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функциони- рованию.
Выраженность психического расстройства определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья, критериями которого являются:
• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
• критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
• соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
• способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, пра- вилами и законами;
• способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать планы;
• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Начинающие профессионалы могут проявлять нозоцентризм (позоз - болезнь, греч.), расценивая любое отклонение от ожидаемой нормы как патологию. Подобный подход чреват гипердиагностикой психических болезней. Другой крайностью является нормоцентризм - попытки объяснять психопатологию в рамках психической нормы (подобный подход лежит в основе антипсихиатрии).
Уровни психических расстройств
Психические расстройства по уровню нарушений подразделяют на ситуационные и адапта- ционные реакции, невротические, личностные, психотические и органические психические рас- стройства. В отечественной психиатрии личностные расстройства называются психопатиями; их традиционно объединяют с расстройствами предыдущих уровней в пограничные нервно-психи- ческие расстройства, имея в виду границу между психическим здоровьем и болезнью. От этого понятия необходимо отличать пограничное расстройство личности (Вогйепте в терминологии англоязычных авторов). Пограничные нервно-психические расстройства входят в компетенцию так называемой малой психиатрии - основной сферы деятельности психотерапевта.
формализованное описание психических расстройств осуществляется с помощью систе- мы симптомов (зутртота - совпадение, греч.). Позитивные симптомы обозначают признаки психопатологической продукции: тоска, бред, галлюцинации и т. д. Негативные симптомы включают признаки выпадения, недостаточности какой-либо психической функции: апатия, амнезия, ступор и т. д.
Ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов образуют синдром (зупототе - стечение, греч.). Психопатологические синдромы образуют следующие основные группы: невротические, аффективные, кататонические, галлюцинаторно-бредовые, нарушенного со- знания, органического поражения головного мозга.
Следующим уровнем обобщения является нозологический (нозология - учение о болез- нях). По этиологической принадлежности выделяют психогенные, эндогенные (маниакально- депрессивный психоз и шизофрения), экзогенно-органические и соматогенные психические болезни. Однако установить причину болезни в психиатрии труднее, чем в соматологии. Боль- шее значение приобретает тип течения, характерный для определенной болезни: волнооб- разный при неврозах, приступообразный при аффективных психозах, прогредиентный при шизофрении, пароксизмальный при эпилепсии.
Психопатологические синдромы по тяжести соотносятся (условно) с психическими болезнями следующим образом:
Классификация психических расстройств
В России и немецкоязычных странах распространено нозологическое направление Э. Крепелина. Во Франции сохраняется синдромологический подход, который в настоящее время входит составной частью в эклектическое направление, принятое в англоязычных стра- нах и отраженное в международной класссификации болезней МКБ-10,1994 (10-й пересмотр, рубрика Р). Если причина психического расстройства, в общем, известна (алкоголизм, стар- ческая деменция), то оно выделяется по нозологическому принципу. В остальных случаях используется синдромологический подход (выделяются аффективные, бредовые расстрой- ства и т. п.) или психоаналитическая систематика.
В рубрику психических расстройств включены кластеры:
РО. Органические психические расстройства
Р1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
РЗ. Шизофрения, шизотипическое и бредовые расстройства
Р4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
Р5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
Р6. Расстройства личности и поведения у взрослых
Р7. Умственная отсталость (олигофрения)
Р8. Нарушения психологического развития
Р9. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростко- вом возрасте. В данном руководстве в связи с его психотерапевтической направленностью психические
расстройства классифицированы по принципу: от психогенных воздействий к органическим.
Диагностика
В клинической практике для постановки диагноза следует использовать следующие три основных аспекта: учет факторов наследственности и конституции; органических проявлений прямых или непрямых мозговых повреждений; влияние особенностей психического развития и жизненных ситуаций.
После того, как предварительный клинический диагноз поставлен, необходимо отразить следующие аспекты:
• психодинамическая формулировка (определить защитные механизмы, которые исполь- зуются для контроля за тревогой, и суммировать психологические факторы, которые от- ветственны за болезнь);
• дифференциальный диагноз (перечислить другие психические и соматические заболе- вания, которые следует исключить);
• прогноз (описать течение болезни и ее предполагаемый исход);
• план лечения (описать способ лечения, обосновать его выбор, оценить желание пациен- та сотрудничать, его ответственность, рассудительность, интуицию, интеллект и их вли- яние на лечение).
Например: алкогольная зависимость у эмоционально неустойчивой личности, цирроз печени, разведен, без работы, бывший актер.
| Для многоосевой оценки расстройства используют следующие оценки:
Для психотерапевтических целей можно рекомендовать схему диагностического интер- вью приведенную Н. Мак-Вильяме, 1998.
- данные: Имя, возраст, пол, национальность, религиозная принадлеж-
ность состояние отношений со значимыми другими, родители, уровень образования, работа, предшествующий опыт психотерапии, кто направил на терапию ъ этот раз, другие (кроме клиента) источники информации.
I и их состояние: Главные трудности и понимание пациентом их при-
чин история этих проблем, предпринимавшееся лечение, почему именно сейчас пришел на
терапию.
^ичная_истор_ия: Где родился, вырос, количество детей в семье и место пациента среди них главные переезды. Родители и сиблинги: получить объективные данные (живы ли, при- чины и время смерти, если умерли; возраст, здоровье, профессия) и субъективные данные (личность, характер отношений с клиентом). Психологические проблемы в семье (диагности- рованная психопатология, алкоголизм и т. п.).
Мпяленчество и детство: Хотели ли родители пациента рождения ребенка, условия в семье после рождения, что-то необычное в критические периоды развития, некоторые ранние проблемы (еда, туалет, двигательная активность, речь, обгрызание ногтей, засыпание, эну- рез, ночные страхи), ранние воспоминания, семейные истории или шутки в адрес клиента.
' Латентный период: Проблемы сепарации, социальные проблемы, проблемы в учебе, в поведении, жестокость к животным, болезни, переезды или семейные стрессы в этот период, сексуальный или физический абьюз (насилие со стороны близких).
Пубертат: Физические проблемы, связанные с созреванием, семейная подготовка к сек- суальности, первый сексуальный опыт, мастурбационная фантазия, школьный опыт, успевае- мость и социализация, саморазрушительные проявления (нарушения питания, использова- ние лекарств, сомнения о сексуальности, рискованные эксцессы, суицидальные импульсы, антисоциальные паттерны); болезни, утраты, переезды или семейные стрессы в этот период.
Взрослая жизнь: История работы, отношений, адекватность текущих интимных связей, отношение к детям, хобби, таланты, гордость или удовлетворение.
Психическое состояние: общая картина, состояние аффективной сферы, особенности речи, тестирование реальности, уровень интеллекта, адекватность памяти, оценка надежнос- ти информации.
Сон: что мешает засыпать, характер сновидений (тревожные, повторяющиеся, отражаю- щие травмирующую ситуацию, запоминающиеся, пророческие). Используемые лекарствен- ные и психоактивные вещества, включая алкоголь, кофе, никотин. Исследование возможности обострения состояния - например, оценка суицидального риска при депрессии.
Завершение беседы: какая важная информация осталась невысказанной, было ли клиен- ту удобно, не хочет ли он чего-либо сказать.
Заключение: актуальные темы, области фиксаций и конфликтов, основные психологи- ческие защиты, бессознательные фантазии, желания и страхи; центральные идентификации и контридентификации; неоплаканные утраты; связанность собственного Я и самооценка.
Организация помощи
В соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гаран- тиях прав гражданам при ее оказании» от 02. 07.1992 г. психиатрическая помощь включает в
себя обследование психического здоровья, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.
Амбулаторная психиатрическая помощь осуществляется в районных психоневрологичес- ких диспансерах (ПНД) по месту жительства. При желании можно анонимно обращаться на консультацию в любые центры психического здоровья. Врачи-психотерапевты принимают и в районных поликлиниках.
Стационарное обследование и лечение проводятся в специализированных психиат- рических больницах или стационарных отделениях ПНД. Психически больные с тяжелыми соматическими расстройствами лечатся в специализированных психосоматических отде- лениях (ПСО), базирующихся в многопрофильных клинических больницах. Больные с ин- фекционными психозами помещаются в изолированную палату с отдельным санузлом (бокс), их лечащим врачом остается инфекционист, а психиатр привлекается в качестве консультанта. Для пограничных больных и находящихся в лекарственной ремиссии ду- шевно больных имеются отделения открытых дверей и полустационары (с дневным или ночным пребыванием).
Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его со- гласия, за исключением случаев, предусмотренных Законом. В плановом порядке госпитали- зируются больные с непсихотическими формами психических расстройств, последствиями травм и нейроинфекций, не представляющие опасности для себя и окружающих. Основанием для плановой госпитализации в психиатрический стационар являются: наличие у лица психи- ческого расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования и лечения в стационарных условиях; постановление судьи на основании заключения эксперта-психиатра; необходимость проведения стационарной психиатрической экспертизы. Судебно-психиатри- ческая экспертиза устанавливает вменяемость, военная - пригодность к военной службе, вра- чебно-трудовая экспертиза (ВТЭК) - трудоспособность и показания для направления в психи- атрический интернат. Психиатрическая экспертиза проводится также для оформления в спец- школу детей с отставанием в умственном развитии и получения медицинского заключения о необходимости смены пола.
Ст. 29 Закона устанавливает основания для госпитализации в недобровольном порядке: «Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиат- рический стационар без его согласия до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обуславливает: его непосредственную опасность для себя или окружающих; его беспомощность (то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности); существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состоя- ния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи».
Подзаконные акты Минздрава регламентируют показания для неотложной госпитализа- ции больных с психозами, выраженными аффективными расстройствами, синдромом нару- шенного сознания, суицидальными и импульсивными поступками, представляющих непос- редственную опасность для себя и окружающих.
Непосредственная опасность больного для себя и окружающих может быть обусловлена следующими состояниями:
• неправильным поведением вследствие острого психотического состояния (психомотор- ное возбуждение при склонности к агрессивным действиям, галлюцинации, бред, синд- ром психического автоматизма, синдром нарушенного сознания, патологическая импуль- сивность, тяжелые дисфории);
систематизированными бредовыми состояниями, если они определяют общественную опасность поведения больного;
ипохондрическими бредовыми состояниями, обусловливающими неправильное поведе- ние, агрессивное отношение больного к отдельным лицам, организациям, учреждениям; депрессивными состояниями, если они сопровождаются суицидальными тенденциями; маниакальными и гипоманиакальными состояниями, обусловливающими нарушение об- щественного порядка или агрессивные проявления в отношении окружающих; острыми психотическими состояниями у психопатических личностей, олигофренов и т. п., сопровождающимися возбуждением, агрессией и иными действиями, опасными для себя и окружающих.
Принципы лечения
В соответствии с применяемыми методами лечение психических расстройств разделяют на биологическую терапию, социальную реабилитацию и психотерапию.
Основным методом лечения выраженных (в отличие от так называемых субклинических) психических расстройств является психофармакотерапия - лечение психотропными средствами (1гороз - направление, греч.). Их можно разделить на три основных класса: нейролептики, противопсихотические средства (1ерз15 - хватание, греч.), антидепрессанты и транквилизато- ры (^^ап^и^IIо - успокаиваю, лат.). Современное и более точное название последних - анкси- олитики, противотревожные средства (апх - тревога, греч.) или атарактики, гармонизирую- щие эмоции вещества (а1агаш - невозмутимость, греч.). Биологическое лечение, кроме упо- мянутой выше фармакотерапии, включает также и другие методы, например, при депрессиях применяется терапия бодрствованием и электросудорожная терапия.
В зависимости от цели лечения выделяют этиологическую терапию, патогенетическую, симптоматическую и общеукрепляющую. Так, для больного алкогольной эпилепсией этиоло- гическим (аШа - причина, греч.) лечением будет дезинтоксикация; патогенетическим - на- правленным на механизмы развития болезни - назначение мочегонных препаратов, понижа- ющих внутричерепное давление; симптоматическим - проведение противосудорожной тера- пии, общеукрепляющим - витаминотерапия с учетом дефицита витаминов группы В при ал- коголизме.
Психотерапия может быть патогенетической для пациентов с психогенными расстрой- ствами и поддерживающей для психически больных.
Вид лечения зависит также от определенных задач. Купирующая (соирег - резать, пре- секать, фр.) терапия направлена на прерывание острых психических состояний - например, внутривенное вливание реланиума (седуксена) при алкогольном делирии. В рамках купирую- щей терапии проводится курсовое лечение психических расстройств.
Корригирующая терапия применяется для снятия тягостных побочных эффектов, связан- ных с приемом некоторых психотропных средств. Так, нейролептики (трифтазин, галопери- дол и др. противопсихотические препараты) в больших дозах могут вызывать скованность, спазмы глазных и жевательных мышц, тремор, неусидчивость. Для устранения этих наруше- ний назначают циклодол или подобные по действию лекарства.
Поддерживающая терапия проводится для достижения лекарственной ремиссии после купирования острого состояния у хронически больных. Внезапное прекращение поддержива- ющей терапии может привести к синдрому отмены (обострение болезни и выраженные веге-
тативные нарушения, а у больных эпилепсией - опасный для жизни эпилептический статус). Имеются депо-препараты - лекарства пролонгированного действия, напр., модитен-депо, одной инъекции которого хватает на 1-3 недели. Это облегчает проведение поддерживающей терапии у больных с недостаточной критикой к болезни.
Разновидностью поддерживающего лечения является противорецидивная терапия. Она проводится на фоне практического выздоровления для предупреждения повторного приступа болезни. Примером может служить назначение солей лития после психотического депрессив- ного эпизода. Следует заметить, что биологически ориентированные врачи при лечении боль- ных с невротическими расстройствами нередко назначают вместо психотерапии транквилиза- торы, которые продолжают выписывать вновь при ухудшении состояния или для профилакти- ки, в качестве «поддерживающей» терапии. В результате у пациента может развиться лекар- ственная зависимость.
Социальная реабилитация проводится в процессе терапии средой и трудотерапии. Тера- пия средой заключается ъ самообслуживании, самодеятельности и участии в больничном са- моуправлении. Организуются спортивные занятия и соревнования, вечера отдыха, экскурсии и культпоходы, при улучшении состояния разрешаются домашние отпуска. Выздоравливаю- щие больные завершают лечение в полустационаре, а затем посещают терапевтическую груп- пу или клуб бывших пациентов при диспансере. Трудовая терапия осуществляется в лечебно- трудовых мастерских (ЛТМ) при больницах и диспансерах, на сельхозработах и в спец. цехах на промышленных предприятиях.
Общие вопросы психотерапии
По определению Вольберга «психотерапия - это лечение эмоциональных проблем пси- хологическими средствами, для чего подготовленный терапевт устанавливает продуманные профессиональные отношения с пациентом с целью устранить или смягчить имеющиеся сим- птомы, выправить нарушенные отношения и способствовать благоприятному развитию и со- зреванию личности». Согласно декларации по психотерапии, принятой Европейской Ассоциа- цией Психотерапии в Страсбурге в 1990 г., психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию. Образование в рамках одного из психотерапевтических методов должно осуще- ствляться интегративно. Оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах. Доступ к такому образованию возможен при условии глубокой предварительной под- готовки в сфере гуманитарных и общественных наук.
Классификация современных психотерапевтических подходов включает три основных направления: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и экзистенциально-гуманисти- ческое. Психодинамически ориентированный подход рассматривает психическое расстрой- ство как конфликт вытесненных в бессознательное первичных влечений и потребностей; учи- тывается динамика глубинных психических процессов; терапия строится на осознании внут- риличностных конфликтов. Для бихевиористов (Ьепатог - поведение, англ.) психическое рас- стройство - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения; терапия рассматривается как переучивание. Гуманистическая психология видит в психичес- ком расстройстве результат блокированной основной потребности личности в самоактуализа- ции, при этом задача терапии заключается в достижении адекватного целостного образа Я в процессе самоактуализации личности.
Статистическое сопоставление показывает, что поведенческая терапия и поддерживаю- щие методы лечения гораздо эффективнее, чем раскрывающие, помогают пациентам спра- виться с проблемами. Тренинг социальной компетентности повышает уверенность в себе, конфронтацией преодолеваются фобии, секс-терапия лечит сексуальные дисфункции. Гипноз смягчает боли, восстановлением активности и изменением нерациональных мыслей лечат депрессию, поведенческий тренинг помогает больным алкоголизмом усилить самоконтроль в
ситуациях искушения.
Для интеллигентных, успешных клиентов, симптомы которых мало выражены, предпоч- тительнее оказываются раскрывающие методы психодинамической и гуманистической тера- пии. Когда человек, функционирующий на этом уровне, понимает, почему он ведет себя так, что у него возникают проблемы, он оказывается в состоянии самостоятельно разрешить их.
При лечении хронических психических болезней наиболее распространенной является поддерживающая психотерапия, которая заключается в следующем: контроль над выполне- нием предписаний лечащего врача, обеспечение социальной и семейной поддержки, органи- зация мышления пациента с «передачей взаймы» эго терапевта, изучение альтернативных возможностей лечения.
Независимо от ориентации к общим факторам психотерапии обычно относят следующие (по мере убывания степени воздействия на эффективность терапии): личностные качества пациента и, в частности, мотивацию к изменению; личностные параметры психотерапевта и, наконец, использование определенных терапевтических методов.
Дж. Мармор, 1998 выделяет семь общих знаменателей различных терапевтических под- ходов:
1. хорошие отношения и сотрудничество между терапевтом и пациентом;
2. ослабление напряжения на начальной стадии, связанное с надеждой на получение помощи;
3. получение информации от терапевта;
4. оперативное изменение поведения за счет одобрения или неодобрения терапевта;
5. приобретение социальных навыков на модели терапевта;
6. убеждение и внушение,-в том числе скрытое;
7. тренинг навыков адаптации при условии эмоциональной поддержки терапевтом.
В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центриро- ванные, личностно-центрированные и социо-центрированные, интеграция которых часто обес- печивает наилучший терапевтический эффект.
Интегральная психотерапия, в отличие от эклектической, также использующей сочета- ние приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. Так, М. Мюррей разработал подход, со- четающий психодинамический и поведенческий методы психотерапии. При этом учитывается как интрапсихическая динамика, так и актуальная жизненная ситуация, подкрепляющая про- явления болезни. В психосинтезе Р. Ассаджиоли используется сочетание различных видов терапии, прежде всего - экзистенциальной. Нейролингвистическое программирование рабо- тает с мета-моделью, расширяющей модель мира пациента, которую можно использовать в рамках любой терапевтической ориентации.
В отечественной психотерапии наибольшее распространение получила личностно-ори- ентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского - Исуриной - Ташлыкова, раз- вившаяся из патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева и включившая в себя некоторые теоретические принципы и методические приемы поведенческой и гуманистической терапии
2 - 2499
(прежде всего - личностно-центрированной и гештальт-терапии). Используются групповые дискуссии, элементы психодрамы, психогимнастики, психопантомимы, проективный рисунок, приемы арттерапии и т. д.
В процессе группового взаимодействия воочию раскрываются психологические особен- ности каждого пациента, его собственные отношения и установки соотносятся с позициями других людей. Важное значение придается корригирующему эмоциональному опыту и эмоци- ональной поддержке участников для коррекции самооценки и отношения к себе и к другим людям, а также выработке более адекватной формы эмоционального реагирования. В процес- се научения группа используется как модель для экспериментирования, репетиции и измене- ния поведения. Таким образом, достигается главная и отличительная цель реконструктивной терапии - реорганизация и гармонизация системы отношений личности, что ведет не только к устранению невротической симптоматики, но и к развитию более зрелых, конструктивных форм восприятия, переживаний и поведения пациента.
Следует заметить, что в России специальность врача-психотерапевта официально появи- лась лишь в 1985 г., «отпочковавшись» от специальности врача-психиатра. В 1994 г. врачи- психотерапевты и определенная часть медицинских психологов объединились в Российскую Психотерапевтическую Ассоциацию (РПА), тесно связанную с государственным здравоохра- нением. В 1996 г. образовалась Профессиональная Психотерапевтическая Лига (ППЛ), во- шедшая в Европейскую Ассоциацию Психотерапии (ЕАП). В соответствии со Страсбургской декларацией 1990 г., признавшей психотерапию отдельной самостоятельной профессией, психотерапией может заниматься и не врач, при условии соответствующего образования.
Для различных ориентации психотерапии характерны различные акценты на определен- ных личностных качествах психотерапевта. Так, в клиент-центрированной терапии Роджерса терапевт должен быть эмпатичным, чутко улавливающим и точно вербализующим эмоции, которые пациент только начинает осознавать. В ходе поведенческой терапии терапевт высту- пает скорее как учитель, директивно управляющий терапевтическим процессом, поощряя и подкрепляя полезные реакции пациента, скрыто внушая и убеждая его. Психоаналитик, по Фрейду, должен служить зеркалом по отношению к пациенту, соблюдать «технический нейт- ралитет». В аналитической психологии Юнга решающую роль играет степень развития лично- сти терапевта: поскольку терапевт, стремясь познать пациента, приближается к собственному бессознательному, он сталкивается с тем, что превращает его в «раненого целителя».
Психотерапевт может освободиться от собственных неадекватных реакций и от неосоз- наваемой тенденции удовлетворять свои фрустрированные потребности (трудности выраже- ния агрессии, потребность в признании, в удовлетворении сексуальных импульсов и т. п.) в общении с пациентами только с помощью достаточно длительного учебного анализа и супер- визии. Оптимальным комплексом для подготовки и совершенствования психотерапевта мож- но считать индивидуальный психоанализ и групповые тренинги профессиональных навыков, а затем - участие в Балинтовской группе (М. Балинт - английский психоаналитик, 1886-1970, разработавший систему групповой супервизии, центрированной на взаимоотношениях врач - больной). Попытки игнорировать указанные соображения приводят к «выгоранию» начинаю- щего психотерапевта, ошибкам и неудачам в работе, отыгрыванию контртрансферных реак- ций с близкими, а иногда - и к депрессии.
Поддержание уровня своей подготовки в соответствии с требованиями психотерапевти- ческой науки является важнейшим этическим аспектом деятельности психотерапевта. Стрем- ление самоутверждаться за счет пациента может привести к акцентированию на его болезнен- ных проявлениях и игнорированию здоровых сторон его личности, помешать его росту и са-
мостоятельности. С каждым пациентом необходимо индивидуально решать следующие воп- росы: . Стоит ли стремиться, чтобы он отказался от своей формы приспособления, сумеет ли
психотерапевт обеспечить ему лучшую? . Действительно ли мировоззрение и способы решения проблем, присущие терапевту,
подойдут и клиенту?
. Не превратится ли обучающий тренинг клиента в манипуляцию человеком? . Не происходит ли скрытое соперничество между терапевтом и близкими пациента? • Не нарастает ли зависимость пациента от терапевта? Не превращается ли он в объект
материальной и психологической эксплуатации?
Групповая психотерапия
Групповая психотерапия - специфический метод, использующий групповую динамику, т. е. совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, харак- теризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы. Группа при этом рас- сматривается как общность людей, участвующих в групповом процессе с его непосредствен- ными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общи- ми нормами и целями, а также более или менее постоянным составом.
Групповая психотерапия рассматривает человека в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с другими, группа при этом выступает в качестве модели реальной жизни. Групповая динамика направлена на то, чтобы каждый участник мог проявить себя, с помощью обратной связи лучше понять себя, осознать свои неадекватные коммуникативные когнитив- ные установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличност- ных взаимоотношениях. Окончательная задача - изменить их в атмосфере доброжелательно- сти и взаимного принятия, используя в качестве образцов более «продвинутых» членов груп- пы и психотерапевта.
Цели группы: разобраться в проблеме каждого участника, помочь ему понять и изменить свое состояние, постепенно улучшать недостаточную социальную адаптацию пациентов, пре- доставлять информацию о закономерностях межличностных и групповых процессов как осно- вы для более эффективного и гармоничного общения с людьми, поддерживать стремление к росту личностного и духовного потенциала участников, устранять болезненные проявления. В начале работы могут выявиться расхождения между указанными целями с неконструктивными или нереалистическими целями отдельных участников.
Взаимоотношения и взаимодействия между участниками регулируются групповыми нор- мами, к которым относятся: искреннее проявление эмоций, открытое изложение своих мыс- лей, честный рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений. Нормы могут быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение группового про- цесса. Разрешение непредвиденных групповых ситуаций может потребовать изменения сло- жившихся групповых норм. Усилия, прилагаемые группой для сохранения и защиты психоте- рапевтических норм, показывают меру их усвоения.
Структура группы с директивным стилем ведения может быть вначале формальной, но со временем параллельно складывается и начинает играть все большую роль неформальная структу- ра. Р. Шиндлер описал 4 наиболее часто встречающиеся групповые роли. Альфа - лидер, Бета - эксперт, Гамма - пассивно следующий за лидером, Омега - аутсайдер. Известны также и другие
2* 19
роли: любимчик, отрицательный лидер, монопольный оратор, моралист, квазипсихотерапевт, шут, агрессор, мученик, нытик, козел отпущения (мальчик для битья), защитник, правдолюбец. Для невротических пациентов характерны стереотипные роли ъ группе - те же, что и вне нее. Группо- вые взаимодействия позволяют выявить их, внести коррективы и расширить ролевой репертуар. Формальным лидером группы является руководитель, отношение к которому меняется в разных фазах групповой динамики. Роль неформального лидера не является постоянной, со- перничество в борьбе друг с другом за власть и близость к лидеру занимают важное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером участники группы вскрывают и решают свои проблемы руководства и подчинения, ответственности и безопасности, контроля и зави- симости.
Аналогами позитивного переноса и сопротивления в групповой психотерапии являются групповая сплоченность и г
|