Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вспомогательные методы работы о психотерапевтической еруппе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для стимулирования взаимного доверия в группе, более глубокого самопознания, самораскрытия, сплоченности, для расширения тематики дискуссий иногда можно использовать специальные методы, напоминающие игры. Представляем некоторые из них. Более широко с такими методами можно ознакомиться в книгах G.Corey с сотр. (1988) и T.Saretsky (1977). Участников просят описать свою жизнь — детство, отрочество, юность, взрослый период — до прихода в психотерапевтическую группу. Объем — не более 3-4 листов. В автобиографии предлагается выделить наиболее значительные события жизни, точки судьбоносных поворотов, важнейшие межличностные отношения, взаимосвязь прошлого с настоящей жизнью. Написание автобиографии может быть домашним заданием. Они зачитываются на встречах группы. Участники могут обсудить жизненные истории друг друга. Это задание может помочь участникам интегрировать факты своей жизни, обратить внимание на истоки настоящих проблем. Рассказывая свои жизненные истории, участники имеют возможность глубже познать друг друга; это повышает взаимное доверие и сплоченность группы. Рассказ о севе Все участники рассказывают о каком-либо важном опыте — о самом мучительном событии детства, самом счастливом и самом неприятном моменте жизни, о переживании большого страха, тревоги, вины и т. д. Пршшие В Такой рассказ о себе усиливает чувство общности участников, помогает раскрыть негативный жизненный опыт и т. д. Участников просят вспомнить детство и ответить на вопрос: «Когда были маленьким(ой), кем мечтали стать, когда вырастете?» С этим вопросом связаны и другие: «Что помешало осуществиться мечте?», «Как с возрастом менялись мечты о будущем?», «Что думаете о своих теперешних мечтаниях, связанных с будущим?» и др. Это помогает вернуть забытые чувства, вспомнить детские мечты и сравнить их с настоящей реальностью. Ответы на вопросы помогают глубже понять, насколько участники берут на себя ответственность за свою жизнь, как они создают ее, каково соотношение мечтаний и реальной жизни и др. Тайна Участников просят вспомнить самый постыдный, неприятный опыт или чувства. «Об этом ничего не рассказывайте, только представьте, какой была бы реакция участников, если бы они узнали вашу тайну». «Неприятные тайны» становятся не такими страшными, если мысленно представить, как на них будут реагировать другие люди. Что скрывает имя? Имя и фамилия являются символами самости, идентичности человека. Терапевт задает участникам вопросы, связанные с именами. — Что значат для Вас Ваше имя и фамилия? Что они говорят о Вас? — Как Вам кажется, что Ваши родители имели в виду, давая Вам это имя? Оправдали ли Вы их надежды, выраженные Вашим именем? — Замужним женщинам: «Что Вы чувствовали, когда приняли фамилию мужа и отказались от своей?» — Какие чувства вызывают у Вас люди, носящие ту же фамилию или имя, как и Вы? Прншеш _________________________________ — Если бы Вы могли изменить свое имя, какое бы выбрали? — Имеете ли Вы прозвище? Кто дал его Вам? Оно Вам нравится? Как чувствуете себя, когда Вас обзывают? — Как чувствуете себя, когда кто-либо забывает Ваше имя или фамилию, неправильно пишет или произносит их? Ответы на эти вопросы обсуждаются в группе. Дискуссия об именах побуждает участников обсуждать идентичность и ее признаки. Участников просят разделиться на маленькие группы по очередности рождения — старшие в семье, вторые, младшие, единственные дети в семье и т. д. В подгруппе обсуждают чувства, опыт, проблемы, связанные с местом в семье. Цель таких дискуссий — создание обобщенного портрета очередности рождения. Затем эти «портреты» представляются всей группе и обсуждаются, что означала для уже взрослого участника его позиция в семье. Это упражнение обращает внимание участников на некоторые проблемы личности и жизни, связанные с очередностью рождения. Смерть Большинство людей постоянно откладывают то, что хотели бы выполнить, ведут себя так, как будто они бессмертны. Это упражнение обращает их внимание на хрупкость и конечность жизни, на их ответственность за реализацию своих целей сегодня без откладывания на завтра, напоминает о реальности смерти. «Представьте, что сегодня, посетив врача, узнали, что больны быстро прогрессирующей формой рака крови и Вам осталось жить лишь несколько месяцев. Что прежде всего приходит в голову? Можете ли представить, что делитесь с кем-либо этой новостью? С кем? Что собираетесь делать? Что выполнили и что не успели? Что еще хотели бы успеть сделать в жизни?» Возможен подобный вариант этого упражнения, ког-да участники, представляя приближающуюся смерть, Врмшкие пишут последнее письмо самому значимому человеку в своей жизни. В группе делятся возникающими чувствами и трудностями. Эти упражнения помогают обсудить чувства, связанные с гипотетической ситуацией смерти, вопросы не законченных в жизни дел, взаимосвязь страха смерти и жизни. Участников просят принести на встречу зеркало (карманное зеркальце). Они 5-7 минут рассматривают себя в зеркале. Затем терапевт спрашивает: «Что вы вспоминаете из детства, отрочества, теперешней жизни, когда смотрите в зеркало?» На что больше всего обращаете внимание? Что больше всего волнует? Насколько кажетесь себе приемлемым? Что хотели бы сказать зеркальному отображению?» При обсуждении ответов на эти вопросы внимание участников обращается на ощущение хода времени и его воздействие на человека, на самосознание, на возможность более близкого контакта со своей внутренней реальностью. Выбор семьи Участников спрашивают: «Кого из группы вы выбрали бы себе отцом, матерью, братом, сестрой, сыном или дочерью? Почему? Каждый участник объясняет свой выбор. Затем обсуждается, кто и как чувствует себя выбранным или не выбранным другими, как чувствует себя выбранным на ту или иную роль, кто и в какой роли оказывается чаще всего, как это связано с ролью в реальной жизни и какие чувства это вызывает. Это упражнение побуждает участников к обсуждению своих наиболее частых ролей в межличностных отношениях, в общении, обращает внимание на разницу между тем, каким хочется быть и какой ты есть в глазах других, обсуждать причины этих различий. Чего бы хотите? Упражнение выполняется с разделением участников по парам. Партнеры поочередно спрашивают друг друга: «Что ты хочешь?» Отвечать следует сразу, а Пришше ответы должны связываться с ситуацией «здесь и теперь». Партнеров можно менять каждые 5 минут. Такой обмен ответами о желаниях помогает участникам глубже почувствовать течение изменяющихся желаний, побуждает открыто выражать взаимные желания. Раздача и собирание монет Всех участников просят сесть на пол, вынуть из кошелька все мелкие монеты и положить их перед собой. Терапевт тоже может участвовать в этом. Когда все приготовились, терапевт просит раздать имеющиеся монеты другим участникам — кому и сколько хочет — это воля дающего. То, что роздано, не возвращается. Затем участники рассказывают, от чего зависело, кому и сколько монет они дали, как каждый чувствовал себя, получая монеты от других, что значило дать монеты терапевту и получить от него. Другой вариант этого упражнения — каждый участник берет монеты у кого хочет и сколько хочет. Далее — как и в первом упражнении. Это упражнение показывает роль отдавания, получения и взятия в динамике межличностных отношений, помогает глубже понять роль символов при выражении личностной значимости, эмоциональных потребностей, способности любить и быть любимым. Оценки Это упражнение позволяет участникам рассказать, что им нравится и ценится друг в друге, а также лучше почувствовать, что значит оценивать других и быть самому оцениваемым. Одного участника сажают в центре крута. Он только слушатель. Каждый участник, сидящий в общем круге, должен сказать сидящему в центре 3-4 вещи, которые ему нравятся и ценятся в нем. Нельзя лгать и фантазировать. Каждый участник может найти несколько качеств, которые ценит в другом, даже если он его недолюбливает. Оценка может быть глубокой или поверхностной — это не столь важно; значительно важнее, чтобы оценка была искренней, чтобы участники высказали то, что действительно нравится им в челове- 44и Приложение ке, сидящем в центре круга. Говорить надо прямо оцениваемому участнику, оценки должны быть как можно более конкретными. Не следует говорить «Ты мне нравишься»; следует конкретно сказать, что нравится. Когда сидящий в центре круга выслушает оценки всех участников, туда садится другой участник и т. д., пока в круге не побывают все участники. Закончив упражнение, участники делятся чувствами — легко или трудно было оценивать, каждый ли согласен с тем, что говорили другие, хотелось ли отвергнуть что-либо из того, что говорилось, как каждый чувствовал себя в центре круга; как чувствовал себя, оценивая других и будучи оцениваемым другими, что это дало каждому. Участники могут задавать вопросы друг другу. Только один шаг Назначение этого упражнения — помочь участникам глубже осознать свою жизнь как цепь выборов. Обычно когда мы отказываемся от выбора сами, то передаем свое право выбора другим. Жизнь измеряется человеческими шагами по ней — каждый шаг имеет те или иные последствия, иногда хорошие, иногда не удовлетворяющие нас; каждый наш шаг влияет на шаги окружающих нас людей, а на нас оказывают влияние шаги других людей. Такова символика наших ежедневных поступков. Данным упражнением мы и стремимся продемонстрировать это. Упражнение выполняется в просторной комнате. Участников просят разойтись по комнате и встать, где и как им хочется. Терапевт начинает: «Эта игра имеет определенные правила. Каждый раз я буду просить вас сделать шаг. Вы можете шагнуть в любом направлении, шаг может быть большим или маленьким, вправо или влево, вперед или назад, но только один шаг. После каждого шага оглянитесь, где находитесь, как чувствуете себя на новом месте. Посмотрите, где находитесь по отношению к другим участникам и где находится каждый участник по отношению к вам. В этой игре вы шагаете по миру медленно и обдуманно. Каждый шаг позволяет вблизи увидеть ваше моментное существование. Пришвине Другое правило: с каждым шагом вы имеете возможность прикоснуться к кому-либо, находящемуся рядом. Вы можете коснуться пальцев, плеча или обнять человека — как вам нравится. Это не обязательно, но возможно. Можете ни к кому не прикасаться или не реагировать, когда прикасаются к вам. Основное правило таково: во время упражнения нельзя разговаривать. Итак, один шаг в любом направлении. Каждый раз, как делаете шаг, оглядывайтесь, обращайте внимание на то, где находитесь по отношению к другим, фиксируйте свои чувства. С каждым шагом вы имеете возможность прикоснуться к кому-либо или отреагировать на прикосновение. Все делается молча. Начинаем. Делаете первый шаг. Что вы чувствуете, сделав его? Это шаг в неизвестность. Оглядитесь. Кто находится ближе всех к вам? Сделайте второй шаг. Делая каждый шаг, вы выбираете, и каждый выбор имеет последствия. Не забывайте об этом. Сделайте третий шаг. У каждого есть свой стиль хождения по жизни. Окиньте взглядом свои три шага. Можете ли вы по ним сказать что-нибудь о себе? Сделайте следующий шаг. Другого пути нет — мы должны делать то, что хотим, должны сделать выбор. Каждый шаг — это выбор — ваш выбор. Снова сделайте шаг. У вас есть возможность выбрать направление — вперед или назад, направо или налево. Вы можете прикоснуться к кому-либо, кто находится рядом, или не делать этого. Сделайте еще один шаг. Посмотрите, где находитесь по отношению к другим. Прежде чем сделать еще один шаг, обратите внимание на то, что происходит внутри вас. Как работает ваша воля? Что вы выбираете? Итак, еще один шаг. Только один шаг. И еще один шаг. Каждый из нас по-разному пытается избегать разных вещей. Замечаете ли вы, как стараетесь избегать препятствий? Подумайте об этом... Сделайте еще один шаг. То ли вы делаете, чего вам хочется? Или делаете то, что по-вашему обязаны делать? Еще один шаг. И еще один шаг. Некоторые из вас движутся к центру комнаты, а некоторые находятся по углам. Подумайте об этом. Лично для вас это что-нибудь значит? Сделайте другой шаг. И еще один. Каждый из нас по-своему уязвим. Отражают ли это ваши шаги? Еще один шаг. До конца у вас осталось еще пять шагов. Только пять. Что хотели бы совершить на последних пяти шагах? Итак, сделайте первый из пяти последних шагов. Кто-то сказал, что мы имеем только самих себя и друг друга. Может, это не так уж много, но это все, что у нас есть. Верите ли вы этому? Сделайте второй из пяти последних шагов. Осталось лишь три шага. Подумайте об этом. Сделайте еще один шаг. Когда осталось только два шага, подумали ли вы обо всех предыдущих шагах? Можете ли порадоваться им? Сделайте предпоследний шаг. Остается только один. Сожалеете о каком-либо шаге? Сожалеете ли о несделанном шаге? Когда остался лишь один шаг, можете ли простить себя за те шаги — сделанные или несделанные,— о которых сожалеете? Итак, сделайте последний шаг. Ощутите этот момент. Где вы оказались по отношению к другим? Где находятся остальные по отношению к вам? Где вы находитесь относительно своих начальных желаний? Все». Обсуждение пройденного за время упражнения пути и возникших чувств следует увязывать с шагами по реальной жизни и выбором в ней. ЛИТЕРАТУРА 1. Appelbaum S.A. Parkinson"s law in psychotherapy // International Journal of Psychoanalitic Psychotherapy. 1975. Vol. 4. P. 425-435. 2. Bach G.B. The Marathon group: intensive practice and intimate interaction // In: H.M. Ruitenbeek (Ed.) Group Therapy Today. N. Y.: Atherton Press, 1969. P. 301 - 309. 3. Backeland F., Lundwall L. Dropping out of treatment: a critical review // Psychological Bulletin, 1975. Vol. 82. P.738-783. 4. Bandura A., Blanchard E.B., Ritter B. The relative efficacy of desensitisation and modeling approaches for inducing behavioral, affective and attitudinal changes // Journal of Personal and Social Psychology, 1969. Vol. 13. P. 173-199. 5. Bednar R.L., Kaul T.J. Experiential group research: current perspectives // In: S.L. Garfield, A.E. Bergin (Ed.) Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. N.Y.: Wiley, 1978 (2-»Jed.). 6. Bednar R.L., Melnick J., Kaul T.J. Risk, responsibility, and structure: a conceptual framework for initiating group counseling and psychotherapy // Journal of Counseling Psychology, 1974. Vol. 21. P. 31-37. 7. Bednard H.S. Guideliness for minimize premature terminations // International Journal of Group Psychotherapy, 1989. Vol. 39 (4). P. 523-529. 8. Berne E. Principles of Group Treatment. N.Y.: Oxford University Press, 1966. 9. Bion W.R. Experiences in Groups and Other Papers. N.Y.: Basic Books, 1959. 10. Bloch В., Crouch E.C. Therapeutic Factors in Group Psychotherapy. Oxford: Oxford University Press, 1985. 11. Bond G., Lieberman M.A. Indications for group psychotherapy // In: C. Brady, K. Brodie (Ed.) Controversy in Psychiatry. Philadelphia: W.B. Saunders, 1978. 12. Borgers S.B., Tyndall L.W. Setting expectations for groups// Journal for Specialists in Group Work, 1982. Vol. 7 (2). P. 109-111. Литература 13. Bostwick G. «Where's Mary?»: a review of group treatment dropout literature // Social Work With Groups, 1987. Vol. 10 (3). P. 117-131. 14. Braaten L.J. Group cohesion: a new multidimensional model //Group, 1991. Vol. 15(1). P. 39-55. 15. Buchele B.J. Innovative uses of psychodynamic group psychotherapy // Bulletin of Menninger Clinic, 1994. Vol. 58 (2). P. 215 -223. 16. Budman S.H., Gurman A.S. Theory and Practice of Brief Therapy. N.Y.: Guilford Press, 1988. 17. Budman S.H., Simeone P.G., Reilly R., Demby A. Progress in short-term and time-limited group psychotherapy: evidence and implications. In: A. Fuhriman, G.M. Burlingame (Eds.) Handbook of Group Psychotherapy: An Empirical and Clinical Synthesis. N.Y.: John Wiley and Sons, 1994. P. 319-339. 18. Budman H.S., SoldzS., Demby A., Davis M., Merry J. What is cohesiveness? An empirical examination // Small Group Research, 1993. Vol. 24. P. 199-216. 19. Budman S.H., Soldz S., Demby A., Feldstein M., Springer Т., Davis M.S. Cohesion alliance and outcome in group psychotherapy // Psychiatry, 1989. Vol. 52. P. 339 - 350. 20. Butler Т., Fuhriman A. Curative factors in group therapy: a review of recent literature // Small Group Behavior, 1983. Vol. 14 (2). P. 131-142. 21. Caple R.B., Cox P.L. Relationships among group structure, member expectation, attraction to group, and satisfaction with the group experience // Journal for Specialists in Group Work, 1989. Vol. 14. P. 16-24. 22. Cartwright D. The nature of group cohesiveness // In: D. Cartwright, A. Zander (Eds.) Group Dynamics: Research and Theory. London: Tavistock, 1968. 23. Cartwright D., Zander A. (Eds.) Group Dynamics: Research and Theory. London: Tavistock, 1968. 24. Castore G.F. Number of verbal interrelationships as a determinant of group size // Journal of Abnormal Social Psychology, 1962. Vol. 64. P. 456-457. 25. Corey G. Theory and Practice of Group Counseling. Belmont, Calif.: Brooks/Cole, 1990 (3rd ed.). 26. Corey G., Corey M.S., Callahan P.J. Professional and Ethical Issues in Counseling and Psychotherapy. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1979. 27 Corey G., Corey M.S., Callahan P.J, Russel J.M. Group Techniques. Pacific Grouse, Calif.: Brooks/Cole, 1988 (2nd ed.). 28. Corey M.S., Corey G. Groups: Process and Practice. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1987 (3* ed.). 29. Corsini R., Rosenberg B. Mechanisms of group psychotherapy: processes and dynamics // Journal of Abnormal Social Дшвратура _______________________________________________________________________ Psychology, 1955. Vol. 51. P. 406-411. [In: K.R. MacKenzie (Ed.) Classics in Group Psychotherapy. N.Y.: Guilford Press, 1992. P. 144-153]. 30. Cozby P.C. Self-disclosure: a literature review // Psychological Bulletin, 1973. Vol. 79. P. 73-91. 31. Crasilneck H.B., Hall J.A. Clinical Hypnosis: Principles and Applications. N.Y.: Grune and Stratton, 1985. 32. Crouch E.G., Bloch S., Wanlass J. /Therapeutic factors: interpersonal and intrapersonal mechanisms // In: A. Fuhriman, G.M. Burlingame (Eds.) Handbook of Group Psychotherapy: An Empirical and Clinical Synthesis. N.Y.: John Wiley and Sons, 1994. P. 269-315. 33. Davis F. Inside Intuition: What We Know About Nonverbal Communication. N.Y.: McGraw-Hill, 1973. 34. Deutsch C.J. Self-reported sources of stress among psychotherapists // Professional psychology: Research and Practice, 1984. Vol. 15 (6). P. 833- 845. 35. Dies R.R. Clinical implications of research on leadership in short-term group psychotherapy // In: R.R. Dies, K.R. MacKenzie (Eds.) Advances in Group Psychotherapy: Integration Research and Practice. N.Y.: International University Press, 1983. P. 27 - 78. 36. Dies R.R. Group psychotherapies. In: A.S. Gurman, S.B. Messer (Ed.) Modern Psychotherapies: Theory and Practice. N.Y.: Guilford Publications, 1994. 37. Dies R.R. Group psychotherapy: training and supervision // In: A. Hess (Ed.) Psychotherapy Supervision: Theory, Research, and Practice. N.Y.: Wiley, 1980. 38. Dies R.R. Models of group psychotherapy: sifting through confusion // International Journal of Group Psychotherapy, 1992. Vol. 42(1). P. 1-17. 39. Dies R.R. Research on group psychotherapy: overview and clinical application // In: A. Alonso, H.I. Swiller (Eds.) Group Therapy in Clinical Practice. Washington, DC: American Psychiatric Press, 1993. P. 473 - 518. 40. Dies R.R. The future of group therapy // Psychotherapy, 1992. Vol. 29(1). P. 58-65. 41. Dies R.R. Therapist variables in group psychotherapy research // In: A. Fuhriman, G.M. Burlingame (Eds.) Handbook of Group Psychotherapy: An Empirical and Clinical Synthesis. N.Y.: John Wiley and Sons, 1994. P. 114-154. 42. Dies R.R. Therapist's role in group treatment // In: H. Bernard, K.R. Mac Kenzie (Eds.) Manual of Group Psychotherapy. N.Y.: Guilford Publications, 1994. 43. Dies R.R., Teleska P.A. Negative outcome in group mrr psychotherapy // In: D.T. Mays, C.M. Franks (Eds.) Negative "»u __________________________________________________________ Литератр Outcome in Psychotherapy and What To Do About It. N.Y.: Springer Publishing, 1985. P. 118- 141. 44. Diskoff H., Lakin M. Patients' views of group psychotherapy: retrospections and interpretations // International Journal of Group Psychotherapy, 1963. Vol. 13. P. 61-73. 45. Douglas T.A. Handbook of Common Groupwork Problems. London: Routledge, 1991. 46. Egan G. Face To Face. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1973. 47. Egan G. Interpersonal Living: A Skill/ Contract Approach to Human Relations Training in Groups. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1976. 48. Egan G. You and Me: The Skills of Communicating and Relating to Others. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1977. 49. Ettin M. Foundations and Applications of Group Psychotherapy: A Sphere of Influence. Boston: Allyn and Bacon, 1992. 50. Fenster A. Reflections on using group therapy as a treatment modality: why, how, for whom, and when: a guide to clinicians, supervisors, and instructors // Group, 1993. Vol. 17 (2). P. 84 -100. 51. Fenster A., Colah J. The making a group psychotherapists: needs and goals for graduate and postgraduate training // Group, 1991. Vol. 15(3). P. 155-162. 52. Flapan D., Fenchel G.M. Group member contacts without group therapists // Group, 1983. Vol. 7. P. 3 - 16. 53. Foulkes S.H., Anthony E.J. Group Psychotherapy: The Psychoanalytic Approach. Harmondsworth: Penguin Books, 1971(2nded.). 54. FiankJ.P. Some determinants, manifestations, and effects of cohesiveness in therapy groups // International Journal of Group Psychotherapy, 1957. Vol. 7. P. 53-63. [In: K.R. MacKenzie (Ed.) Classics in Group Psychotherapy. N.Y.: Guilford Press, 1992. P. 154 - 165]. 55. Frankl V. Psychotherapy and Existentialism. N.Y.: Washington Square Press, 1967. 56. Friedan B. The Fountain of Age. N.Y.: Simon and Schuster, 1993. 57. Friedman W.H. Practical Group Therapy: A Guide for Clinicians. San Francisco: Jossey-Bass, 1989. 58. Fulkerson C., Hawkins D., Alden A. Psychotherapy groups of insufficient size // International Journal of Group Psychotherapy, 1981. Vol. 31. P. 73-81. 59. Galloucis M., Kaufman M.E. Group therapy with Vietnam veterans: a brief review // Group, 1988. Vol. 12. P. 85- 102. 60. Gans J.S. Money and psychodynamic group psychotherapy /.__ / International Journal of Group Psychotherapy, 1992. Vol. 42 4UD (1). P. 133-152. Лииратр ____________________________________________________ 61. Gazda G. Group Counseling: A Developmental Approach. Boston: Allyn and Backon, 1989 (4* ed.). 62. Goldstein A.P. Therapist — Patient Expectancies in Psychotherapy. N.Y.: Pergamon Press, 1962. 63. Goldberg D.A., Schuyler W.R., Bransfield D., Savino P. Focal group psychotherapy: a dynamic approach // International Journal of Group Psychotherapy, 1983. Vol. 33. P. 413-431. 64. Golembiewski R.T., Blumberg A. (Eds.) Sensitivity Training and the Laboratory Approach. Itasca, 111.: Peacock, 1977 (3«i ed.). 65. Gordon T.A description of the group - centered leader//In: R.C. Diedrich, H.A. Dye (Eds.) Group Procedures: Purpose, Processes, and Outcome. Boston: Houghton Mifflin, 1972. P. 70-101. 66. Haley J. Strategies in Psychotherapy. N.Y.: Grune and Stratton, 1963. 67. Hansen J.C., Warner R.W., Smith E.M. Group Counseling: Theory and Process//Chicago: RandMcNally, 1980 (2nd ed.). 68. Henry M. Revisiting open groups // Groupwork, 1988. Vol. 1 (3). P. 215-228. 69. Hitch P.J., Fielding R.G., Llewelyn S.P. Effectiveness of self-help and support groups for cancer patients: a review // Psychology and Heath, 1994. Vol. 9. P. 437 - 448. 70. Hurwitz N. Peer self-help psychotherapy groups and its implications for psychotherapy // Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 1970. Vol. 7. P. 41-49. 71. Huston K. A critical assessment of the efficacy of women's groups // Psychotherapy, 1986. Vol. 23. P. 283 - 290. 72. Johnson C.L. Group coxmseling with blind people: a critical review of literature // Journal of Visual and Blindness, 1989. Vol. 85. P. 202-207. 73. Jourard S.M. Disclosing Man To Himself. N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1968. 74. Jourard S.M. Self-Disclosure: An Experimental Analysis of the Transparent Self. N.Y.: Wiley, 1971. 75. Jourard S.M. The Transparent Self. N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1971. 76. Kadis A.L., Krasner J.D., Weiner M.F., Winick C., Foulkes S.H. Practicum of Group Psychotherapy. N.Y.: Harper and Row, 1974 (2nded.). 77. Kanas N. Group therapy with schizophrenics: a review of the controlled studies // International Journal of Group Psychotherapy, 1986. Vol. 36. P. 339 - 351. 78. Kaul T.J. Bednar R.L. Pretraining and structure: parallel lines yet to meet // In: A. Fuhriman, G.M. Burlingame (Eds.) Handbook of Group Psychotherapy: An Empirical and Clinical Synthesis. N.Y.: John Wiley and Sons, 1994. P. 155-188. Литература 79. Kellerman H. Group Psychotherapy and Personality: Intersecting Structures. N.Y.: Grune and Stratton, 1979. 80. Killilea M. Mutual help organizations: interpretations in the literature // In: G. Caplan, M. Killilea (Eds.) Support Systems and Mutual Help: Multidisciplinary Explorations. N.Y.: Grune and Stratton, 1976. 81. Kinder B.N., Kilman P.R. The impact of differential shifts in leader structure on the outcome of internal and external group participants // Journal of Clinical Psychology, 1976. Vol. 32. P. 848-856. 82. Kivlighan D.M. Feedback in group psychotherapy: review and implications // Small Group Behavior, 1985. Vol. 16. P. 373-385. 83. Klein R. Some principles of short-term group therapy // International Journal of Group Psychotherapy, 1985. Vol. 36. P. 309-330. 84. Klein R., Carroll R.A. Patients characteristics and attendance patterns in outpatient group psychotherapy // International Journal of Group Psychotherapy, 1986. Vol. 36. P. 115- 132. 85. Кошыпаз R. Egzistencinio patyrimo grupAs principal // Psichologija, 1991, Nr. 11. P. 20-30. 86. Кошыпаз R. Psichologiniskonsultavimas. Vilnius: Lumen, 1995. 87. Kotter J.A., Blan D.S. The Imperfect Therapist: Leaning From Failure in Therapeutic Practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1989. 88. Kron Т., Yungman R. The dynamics of intimacy of group therapy // International Journal of Group Psychotherapy, 1987. Vol. 37 (4). P. 529 - 548. 89. Lakin M. Morality in group and family therapies: multiperson therapies and the 1992 Ethics Code // Professional psychology: Research and Practice, 1994. Vol. 25 (4). P. 344-348. 90. Lakin M. The human relations training laboratory: a special case of the experiential group // In: M. Rozenbaum, A. Snadowsky (Eds.) The Intensive Group Experience. N.Y.: The Free Press, 1976. P. 50 - 86. 91. Le Cluyse E.E. Pretherapy preparation for group members // Journal for Specialists in Group Work, 1983. Vol. 8 (4). P. 170-174. 92. Leszsz M. Toward an integrated model of group psychotherapy with the elderly // International Journal of Group Psychotherapy, 1990. Vol. 40. P. 379-399. 93. Leszsz M., Yalom I.D., Norden M. The value of inpatient group psychotherapy and therapeutic process: patients' perceptions // International Journal of Group Psychotherapy, 1985. Vol. 35. P. 177-196. 94. Levine. Group Psychotherapy: Practice and Development. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice Hall, 1979. Mepaijpa 95. Lewinsohn P.M., Clarke G.N. Group treatment of depressed individuals: the «coping with depression» course//Advances in Behavior Research, and Theory, 1984. Vol. 6. P. 99- 114. 96. Libo L. There Life After Group? N.Y.: Anchor Books, 1977. 97. Lieberman M.A. A group therapist perspective on self-help groups // International Journal of Group Psychotherapy, 1990. Vol. 40(3). P. 251 -278. 98. Lieberman M.A. Analyzing change mechanisms in groups // In: M.A. Lieberman, L.D. Bossman (Eds.) Self-Help Groups for Coping with Crisis. San Francisco: Jossey-Bass, 1980. 99. Lieberman M.A. Comparative analysis of change mechanisms in group // In: In: R.R. Dies, K.R. MacKenzie (Eds.) Advances in Group Psychotherapy: Integration Research and Practice. N.Y.: International University Press, 1983. P. 191 -208. 100. Lieberman M.A. Understanding how group works: a study of homogenous peer group failure // International Journal of Group Psychotherapy, 1990. Vol. 40. P. 31 - 52. 101.Lieberman M.A., Borman L.D. (Eds.) Self-Help Groups for Coping with Crisis. San Francisco: Jossey-Bass, 1980. 102. Lieberman M.A., Yalom I.D., Miles M. Encounter Groups: Firs Facts. N.Y.: Basic Books, 1973. 103. Lothstein L.M. The group psychotherapy dropout phenomenon revisited. American Journal of Psychiatry, 1978. Vol. 135. P. 1492-1495. 104. Low P., Low M. Treatment of married couples in a group run by husband and wife // International Journal of Group Psychotherapy, 1975. Vol. 25. P. 54-66. 105. Luft J. Group Process: An Introduction to Group Dynamics. Palo Alto, Calif.: National Press, 1970. 106. McKenzie K.R. Introduction to Limited Group Psychotherapy. Washington, DC: American Psychiatric Press, 1990. 107. McKenzie K.R., Dies R.R., CochA E., Rutan J.S., Stone W.N. An analysis of AGPA institute groups // International Journal of Group Psychotherapy, 1987. Vol. 37. P. 55 - 74. 108. McNair R.R., Corazzini J.G. Clients factors influencing group Therapy dropout//Psychotherapy, 1994. Vol.31 (2).P. 352-362. 109. Mahler C.A. Group Counseling in the Schools. Boston: Houghton Mifflin, 1969. HO.McGuire J.M., Taylor D.R., Broome D.H., Blan B.I., Abbott D.W. Group structuring techniques and their influence on process involvement in group counseling training program // Journal of Counseling Psychology, 1986. Vol. 33. P. 270-275. 111. Mehrabian A., Ferris S.R. Influence of attitude communication in two channels // Journal of Consulting Psychology, 1967. Vol. 31. P. 248-252. 112. Melnick J., Woods M. Analysis of group composition research and theory of psychotherapeutic and growth- Литература oriented groups // Journal of Applied Behavioral Sciences, 1976. Vol. 12. P. 493-512. 113. MorranD.K., RobisonF.F., Stockton R. Feedback exchange in counseling groups: an analysis of message content and receiver acceptance as a function of leader versus member delivery, session, and valence // Journal of Counseling Psychology, 1985. Vol. 32. P. 57-67. 114. Morran O.K., Stockton R. Effects of self-concept on group member reception of positive and negative feedback // Journal of Counseling Psychology, 1980. Vol. 2. P. 260 - 267. 115. Mullan H. Transference and countertransference: new horizons // In: H.M. Ruitenbeek (Ed.) Group Therapy Today. N. Y.: AthertonPress, 1969. P. 121 - 132. 116. Mullan H., Rosenbaum M. Group Psychotherapy: Theory and Practice. N.Y.: Free Press, 1978 (2nd ed.). 117. Muller E.J., Scott T.B. A comparison a film and written presentations used for pregroups: training experiences // Journal for Specialists in Group Work, 1984. Vol. 9 (3). P. 122 - 126. 118. Naar R. Primer of Group Psychotherapy. N.Y.: Human Sciences Press, 1982. 119. Neimeyer R.A., Harter S., Alexander P.C. Group perceptions as predictors of outcome in the treatment of incest surviyors / / Psychotherapy Research, 1991. Vol. 1. P. 148-158. 120. Nolan E. Leadership interventions for promoting personal mastery // Journal for Specialists in Group Work, 1978. Vol. 3(3). P. 132-138. 121.Norcross J.C., Alford B.A., DeMishele J. The future of psychotherapy: dephi data and concluding observations // Psychotherapy, 1992. Vol. 29. P. 150 - 158. 122.Oesterheld J.R., McHenna M.S., Gould N.B. Group psychotherapy of bulimia: a critical review // International Journal of Group Psychotherapy, 1987. Vol. 37. P. 163 - 184278. 123. Ohlsen M.M., Home A.M., Lawe C.F. Group Counseling. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1988 (3rd ed.). 124.Orlinsky D.E., Howard K.I. Process and outcome in psychotherapy // In: S.L. Garfield, A.E. Bergin (Eds.) Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. N.Y.: Wiley, 1986 (3^ ed.). P. 311-381. 125. Росу К. Guideliness for the practice of brief, dynamic group therapy // International Journal of Group Psychotherapy, 1985. Vol. 35(3). P. 331-354. 126. Prochaska J.D., Norcross J.C. The future of psychotherapy: delphi poli // Professional Psychology: Research and Practice, 1982. Vol. 13. P. 620-627. 127. Rachman A.W. Marathon group psychotherapy: its origins, significance, and direction // Group Process, 1970. Vol. 2. P. 57-64. Литература .128. Rogers C. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships // In: S. Koch (Ed.) Psychology: A Study of a Science. Vol. III. N.Y.: McGraw-Hill, 1959. P. 184-256. 129. Rogers C. Carl Rogers On Encounter Groups. N.Y.: Harper and Row, 1970. 130. Rutan S., Stone W. Psychodynamic Group Psychotherapy. Lexington, Mass.: D.C. Heath, 1984. ISl.Saretsky T. Active Techniques and Group Psychotherapy. N.Y.: Jason Aronson, 1977. 132. Saretsky T. After the marathon: re-entry problems of patients returning to their ongoing therapy groups // Group Process, 1971. Vol. 4. P. 91-102. 133. Schlesinger H. Resistance as a process // In: P. Wachel (Ed.). Resistance in Psychodynamic and Behavior Therapies. N.Y.: Plenum, 1982. P. 25-44. 134. Schonbar R.A. Group co-therapist and sex role identification // American Journal of Psychotherapy, 1973. Vol. 27. P. 539 - 547. 135. Schutz W. Elements of Encounter. Big Sur, Calif.: Joy Press, 1973. 136. Schutz W. Here Comes Everybody: Bodymind and Encounter Culture. N.Y.: Harper and Row, 1971. 137. Sethna E.R., Harrington J.A. A study of parents who lapse from group psychotherapy // British Journal of Psychiatry, 1971.Vol. 119.P.59-69. 138. Shapiro J.L. Methods of Group Psychotherapy and Encounter: A Tradition of Innovation. Itasca, 111.: Peacock, 1978. 139. Spiegel D., Bloom J.R., Kracmer H.C., Gottheil E. Effects of psychosocial treatment of survival of patients with melastatic breast cancer // Lancet, 1989. Vol. 2. P. 888 - 891. 140.Stockton R., Morran O.K. Feedback exchange in personal growth groups: receiver acceptance as a function of valence, session, and order of delivery // Journal of Counseling Psychology, 1981. Vol. 28. P. 490-497. 141. Stockton R., Morran D.K. Review and perspectives of critical dimensions in therapeutic small group research // In: G.M. Gazda (Ed.) Basic Approaches in Group Psychotherapy and Group Counseling. Springfield, III: Charles C. Thomas, 1982. P. 37-85 (3^ ed.). 142. Stockton R., Morran D.K. The use of verbal feedback in counseling groups toward an effective system // Journal for Specialists in Group Work, 1980. Vol. 5. P. 10- 14. 143. Stone W.N., Rutan J. Duration of treatment in group psychotherapy // International Journal of Group Psychotherapy, 1984. Vol. 34. P. 93 - 109. 144. Striller F. Marathon group therapy // In: G.M. Gazda (Ed.) Innovations in Group Psychotherapy. Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1968. 145. Strupp H.H., Hadley S.W. Negative effects and their determinants // D.T. Mays, C.M. Franks (Eds.) Negative _________________________________________________________________ Литератра Outcome in Psychotherapy and What To Do About It. N.Y.: Springer Publishing, 1985. 146. Sullivan H.S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. N.Y.: W.W. Norton, 1953. 147. Torrey E.F. Witchdoctors and Psychiatrists. N.Y. Harper and Row, 1986. 148. Toscland P.W., Siporin M. When to recommend group treatment: a review of the clinical and research literature // International Journal of Group Psychotherapy, 1986. Vol. 36. P. 171-201. 149. Tyler L.E. The next twenty years // Counseling Psychologist, 1980. Vol. 8. P. 19-21. 150. Vinogradov S., Yalom I.D. A Concise Guide to Group Psychotherapy. Washington, DC: American Psychiatric Press, 1989. 151. Walters R.P. Amity: Friendship in Action. Kenwood, Mich.: Publishing by the Author, 1980. 152. Weiner M.F. Discussion of «Failures» // International Journal of Group Psychotherapy, 1994. Vo44 (1). P. 21-24. 153. Werner M.F. Outcome of psychoanalytically oriented group psychotherapy // Group, 1984. Vol. 8 (2). P. 3- 12. 154. Weiner M.F. Techniques of Group Psychotherapy. Washington, DC: American Psychiatric Press, 1984. 155. Weiner M.F. The assessment and resolution of impasse in group psychotherapy // International Journal of Group Psychotherapy, 1983. Vol. 33. P. 313-331. 156. West M., Livesley W.J. Therapist transparency and the frame for group psychotherapy // International Journal of Group Psychotherapy, 1986. Vol. 36 (3). P. 5- 19. 157. Whitaker D.S., LJeberman M.A. Psychotherapy Through the Group Process. N Y.: Atherton Press, 1.96-1. 158. Yalom I.D. Existential Psychotherapy. N.Y.: Basic Books, 1980. 159.Yalom I.D. Inpatient Group Psychotherapy. N.Y.: Basic Books, 1983. 160. Yalom I.D. The Theory and Practice of Group Psychotherapy. N.Y.: Basic Books, 1985 (3«*. ed.). 161.Yalom I.D. A study of encounter groups casualities // Archives of General Psychiatry, 1971. Vol. 25. P. 16-30. [In: K.R. McKenzie (Ed.) Classics in Group Psychotherapy. N.Y.: Guilford Press, 1992. P. 270-283]. 162. Yalom I.D., Vinogradov S. Bereavement groups: techniques and themes // International Journal of Group Psychotherapy, 1988. Vol.38.P.419-457. 163. Ziller R. С., Exlin R. V. Some consequences of age heterogeneity in decision making groups // Sociometry, 1958. Vol. 21. P. 198 - 211. 164. Zimpfer D.G., Can J.J. Groups for midlife career change: a review // Journal for Specialists in Group Work, 1989. Vol. 14. P. 243-250. СОДЕРЖАНИЕ От автора........................................................................................3 Психологическое консультирование Глава 1. Общие проблемы психологического консультирования..........................................................9 Глава 2. Консультант..................................................................24 Глава 3. Консультативный контакт..........................................47 Глава 4. Процесс психологического консультирования......82 Глава 5. Специальные проблемы в психологическом консультировании...................................................... 145 Глава 6. Этические принципы в психологическом консультировании......................................................228 Психотерапевтические группы: теория и практика От автора....................................................................................237 Глава 1. Что такое групповая психотерапия........................239 Глава 2. Разнообразие психотерапевтических групп.........250 Глава 3. Психотерапевтическое воздействие группы: терапевтические факторы.....................................265 Глава 4. Терапевт группы: Личность, квалификация, навыки..........................................................................290 Глава 5. Создание и организация психотерапевтической группы..........................................................................339 Глава 6. Предпосылки эффективного участия в психотерапевтической группе.............................. 367 Глава 7. Этапы работы психотерапевтической группы.....383 ГлаваЗ. Неудачи групповой психотерапии..........................433 Глава 9. Основные принципы этики в групповой психотерапии.............................................................. 440 Приложение................................................................445
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.016 с.) |