Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внимательное и невнимательное невербальное поведение (по R.P.Walters, 1980)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Групповой терапевт должен постоянно следить за Невербальным поведением участников. Это помогает лучше, точнее понять участников и их взаимоотноше- 313 Псштераштишш группы: теврш и практика ния, обнаружить скрытые установки и мотивы, влияющие на их поведение. Невербальное поведение следовало бы оценивать в контексте ситуации жизни группы и не быть категоричным, приписывая те или иные смыслы невербальным реакциям участников группы. Неправильное использование навыков и наиболее частые ошибки Нередко случается, что успехи психотерапевтической группы участники чаще всего приписывают происходящему в группе взаимному общению, а неудачи — терапевту (R.R.Dies, 1983). Поэтому очень важно правильно использовать имеющиеся навыки. Когда терапевт склонен командовать, требовать, запрещать, указывать, участники начинают себя чувствовать небезопасно, считают обязанными делать нечто, к чему не готовы или чего не хотят. Можно назвать и другие возможные ошибки терапевта, связанные с неправильным использованием имеющихся навыков (G.Corey с сотр., 1988): — слишком детальные, а порой достаточно туманные и сложные объяснения; — поспешность в применении каких-либо методов без учета того, готовы ли участники их принять; — стремление подогнать результаты используемых методов к ожидаемым, не принимая во внимание того, что происходит в действительности; — длительная подготовка к применению какого-либо метода в группе; при слишком долгом и подробном разъяснении упускается дорогое время; . — попытка применить какой-либо метод, удавшийся в одной группе, без оценки различий в ситуациях, полагая, что методы «срабатывают» сами по себе; это создает искусственную, неестественную ситуацию; — неуместные попытки шутить, когда это не соответствует настроению группы; участникам может показаться, что терапевт серьезные вопросы хочет превратить в шутку и этим избежать их обсуждения; — поспешные и чрезмерно интенсивные, непсихотерапевтические реакции на участников группы. 4. Терапевт грим: ответь, шдшршща, шыки Как отмечает R.R.Dies (1994), начинающие групповые терапевты имеют склонность часто повторять одни и те же ошибки — задают слишком много вопросов, уделяют слишком много или слишком мало времени обсуждению какой-либо проблемы группы или участника, недостаточно точно прогнозируют воздействие и последствия своих высказываний в группе, не до конца обдумывают последовательность своих действий и из-за этого бывают непоследовательными в группе, блокируют обсуждение некоторых потенциально продуктивных и важных тем стремлением поскорей «решить проблему» или поспешными интерпретациями. Работа группового терапевта «здесь и теперь»: Одной из важнейших особенностей психотерапевтической группы является ее ориентация на настоящее время. Это «здесь и теперь» разворачивающийся процесс. «Здесь и теперь» означает, что в центре внимания группы находятся не столько воспоминания о прошлом или планы на будущее, сколько перманентно и непосредственно переходящее в будущее настоящее. Жизнь группы «здесь и теперь» составляет групповой процесс (R.Naar, 1982). Это способ общения в группе. Содержание работы группы составляют утверждения, действия, чувства участников. Содержание меняется, а процесс является непрерывным, даже когда в группе все молчат, потому что и в тишине что-то происходит. В групповой психотерапии всегда ориентируются на процесс, т. е. не столько на содержание высказываний участников группы, сколько на то, как и почему произносятся слова, как они отражают взаимоотношения участников. Принцип «здесь и теперь» в группе иногда осуществляется в слишком узком понимании, когда из содержания работы группы устраняется все, что непосредственно не связано с настоящим группы. Но в реальной жизни участников происходят важные события, которые не могут не оказывать влияния на то, что происходит в группе. Поэтому мы полагаем, что в работе группы нельзя игнорировать того, что происходит с ее Участниками в реальной жизни, в реальных отношени- Псштерзшткчесш группы: теорт к практика ях, их успехи и неудачи. Без этого работа группы была бы далекой от реальности, поверхностной, похожей на «игру в бисер» (Г.Гессе). События, происшедшие вне группы, прошлые могут быть не менее живыми, чем происходящие в группе. Незавершенность прошлых ситуаций может тормозить решение проблем участников в группе. Когда происходившие в прошлом или за пределами группы события связаны с групповыми ситуациями, то их обсуждение в группе не нарушает принципа «здесь и теперь». С другой стороны, если участники в группе делятся только прошлыми воспоминаниями, то это может быть психологической защитой от неприятных, пугающих чувств и событий в группе. Принятие такого поведения участников было бы отступлением от жизни группы в «здесь и теперь». Чтобы работа группы «здесь и теперь» была психотерапевтически эффективной, в ней обязательно должны быть две ступени — поощрение выражения чувств (развитие процесса «здесь и теперь») и объяснение чувств (процесса «здесь и теперь») (I.D.Yalom, 1985; S.Vinogradov, I.D.Yalom, 1989). Первая ступень — это весь спектр переживаний участников группы: их чувства друг к другу, к терапевту, к группе. Но эти чувства приобретают психотерапевтический смысл только тогда, когда они постоянно объясняются (вторая ступень). Если бы существовала только первая ступень — непосредственный опыт,— переживания участников были бы интенсивными, даже внушительными, но без их объяснения не существовало бы никаких когнитивных точек отсчета для обобщения, сохранения и применения этого опыта в реальной жизни. С другой стороны, если бы в группе преобладал только детальный анализ каждого события, ее жизнь потеряла бы живость и превратилась бы в сухую интеллектуальную игру. Поэтому психотерапевтически эффективная жизнь группы является двоякой — группа живет «здесь и теперь», а вместе с тем происходит анализ этой жизни. С этим связаны и две важнейшие задачи терапевта — вести группу в рамках «здесь и теперь», поощрять процесс эмоционального переживания и руководить объяснением, анали- _,„ зом группового процесса. Особенно важной является U10 вторая задача. 4. Терапевт группы: иншь. шдшршщв, навык» Теперь более подробно обсудим задачи группового терапевта на каждом этапе процесса «здесь и теперь». Что может помочь терапевту развивать групповой процесс, вести группу «здесь и теперь»? Прежде всего ему следует мыслить категориями «здесь и теперь» и постоянно следить и анализировать ход работы группы. Очень важно в групповых ситуациях найти аналоги актуальных проблем в реальной жизни участников. Задача терапевта — постоянно направлять группу от дискуссий о внегрупповом опыте к обсуждению взаимоотношений. На это особенно много времени приходится тратить в начале работы группы. С самых первых встреч терапевт должен направлять участников от абстрактных проблем к конкретным, от общечеловеческих вопросов — к личным. Например, если участник группы говорит, что ему лучше помолчать, потому что он всегда говорит глупости, терапевт, ориентируя участника на «здесь и теперь», может спросить, какие глупости он сказал на сегодняшнем занятии группы. Если участница говорит, что она стесняется говорить о некоторых вещах в группе, терапевт может спросить, что самое ужасное может произойти, если она решится рассказать об этом. Если участник группы выражает опасение по поводу того, что другие будут смеяться над ним, терапевт может спросить: «Кто конкретно в группе может смеяться над тобой?» и т. д. Групповой процесс развивает и требование к участникам непосредственно обращаться друг к другу, смотреть на собеседника, говорить от своего имени, начиная «я...», а не «мы...». Усилия терапевта по развитию процесса «здесь и теперь» могут быть обобщены сформулированной I-D.Yalom (1985) задачей — помочь участникам группы превратить намерение в решение, а решение — в Действие, обобщать групповой опыт и переносить его в реальную жизнь. Чтобы помочь участникам разобраться в групповом процессе, терапевт сам должен хорошо понимать его. Опытный терапевт делает это естественно и без усилий. Как отмечает M.F.Ettin (1992), терапевт группы, наблюдая, как участники общаются, борются меж-АУ собой, составляет все более полное представление all Ишвщаштшш груш: терм правд о каждом участнике и, объединяя все эти элементы в целое, получает «картину» группового процесса. Таким образом, пониманию группового процесса может способствовать наблюдение многих, порой незаметных деталей. — Кто где садится, приходя на занятие группы? — Кто постоянно садится рядом? — Кто садится ближе к терапевту, кто дальше от него? — Кто садится ближе к двери? — Кто приходит на занятие раньше времени, кто вовремя, кто постоянно опаздывает? — Кто на кого смотрит, когда говорит? — Кто смотрит на терапевта, когда кто-либо говорит? — Кто постоянно суетится, поглядывает на часы? — Кто зевает или открыто скучает? — Что говорится, а о чем не говорят? — Кто на кого не обращает никакого внимания и ведет себя так, как будто он/она не существует? — Какие темы обходят в группе? — Кто как реагирует на отдельные темы? — На кого нападают чаще, а на кого никогда не нападают? — Кому помогают, а кто не получает никакой помощи? — Как меняется поведение участников, когда кто-либо отсутствует? Кто по поводу этого выражает озабоченность, кто становится более активным, кто — более пассивным? — Несоответствие между словами и невербальным поведением. — Из-за чего чаще всего возникает напряженность в группе? Можно было бы назвать и другие элементы, важные для группового процесса. Однако и упомянутых уже достаточно для понимания того, каким внимательным и наблюдательным должен быть терапевт, если он хочет понять происходящее в группе. Другим важным средством для рриентации в групповом процессе наряду с наблюдательностью являются собственные чувства терапевта. Как метко заметил I.D.Yalom (1985), «для опытного психотерапевта его чувства — словно мик-010 роскоп для микробиолога». 4. Терзшг грани: «ость, ишнркар, навык» Понимание группового процесса — это лишь половина работы терапевта. Другая половина — передача этого понимания участникам группы. В отдельные моменты жизни группы (ситуации сопротивления, тупиковые ситуации, болезненные переживания, неожиданные развязки и т. п.) терапевт должен «вторгнуться» в групповой процесс, чтобы поднять важные вопросы, помогающие понять процесс (M.F.Ettin, 1992): 1. Что сейчас происходит в группе? 2. Как все это началось и поддерживалось и как чувствуют Себя теперь участники группы? 3. В каком направлении развивается групповой процесс и в каком направлении группа избегает идти? 4. Почему все произошло так, как произошло, и почему трудно что-либо изменить? Стремление искать ответы на эти вопросы дает возможность понять различные ситуации в жизни группы. Объясняя групповой процесс, терапевт должен связывать объяснение с поведением конкретных участников. Когда участник способен осознать, что с ним происходит в группе, терапевт может поднять важный, мы бы сказали, экзистенциальный вопрос: «Доволен ли ты тем своим миром, который сам создаешь?» Вот так ты ведешь себя с окружающими, так создаешь их мнение о себе, а в результате и свое мнение о самом себе,— «доволен ли ты тем, что делаешь?» Все эти действия терапевта группы направлены на то, чтобы участники приняли решение изменить свое поведение, жизнь. Внутренней инстанцией человека, побуждающей к действию, превращающей намерение в решение, а последнее в действие, является воля (кстати, ее значение признает не так уж и много теоретиков психотерапии — O.Rank, R.May, S.Arieti, LFarber, I.Yalom). Объясняя групповой процесс посредством поведения конкретных участников, терапевт «запускает» механизм их воли. Цель терапевта — проводить участников до той точки, где они начинают принимать одно, несколько или все эти базовые решения (I.D.Yalom, 1985): 1- «Только я могу изменить мир, который сам создал». 2- «В изменении нет никакой опасности». 3. «Чтобы достигнуть того, чего мне действительно хочется, я должен измениться». _._ 4. «Я могу измениться; я достаточно сильный для этого». «Ли Дишерапввттеш группы: теврт и дрзкша Каждое из этих важных решений, принятых участником группы, является достаточным стимулом для реального волевого действия. Кризисные ситуации в группе Хотелось бы коротко обсудить несколько трудных ситуаций в жизни психотерапевтической группы, связанных с болезнью и смертью. Для этого воспользуемся рекомендациями H.Mullan и M.Rosenbaum (1978). Если заболевает терапевт (а в продолжительных амбулаторных группах такая ситуация вероятна), он должен лично позвонить всем участникам и предупредить их о переносе встречи (если нет договоренности, что в отсутствие терапевта группа будет работать с ко-терапевтом или самостоятельно). Если о болезни терапевта участников информирует кто-либо другой, он должен коротко и ясно объяснить им, что случилось, насколько это серьезно и приблизительно сколько времени терапевт будет болеть. Болезнь и госпитализация участника также вызывает озабоченность в группе, особенно в сплоченной. В этой ситуации терапевт должен поступить так, как подсказывают ему чувства; он может, к примеру, навестить участника в больнице, однако это не обязательно и тут следует не переусердствовать. Особенно интенсивные и глубокие чувства в группе может вызвать тяжелая болезнь или смерть близких участников группы. Иногда испытавший это участник чувствует себя настолько подавленным, что может покинуть группу. В этом случае терапевт должен попытаться удержать его (ее): «Из-за своего горя тебе не следует покидать нас. Ты можешь поделиться своими чувствами по поводу смерти (болезни) с нами». Иногда несчастье может случиться с терапевтом, когда умирает близкий или важный для него человек. Его поведение в подобной ситуации может быть двояким. Терапевт может на некоторое время (на сколько ему потребуется) прервать занятия группы или не делать этого, а поделиться в группе с участниками своим несчастьем и чувством утраты. Последний способ, хотя и не простой, имеет больший смысл как для терапевта, так и для группы, так как терапевт показывает группе, fMH 4. терапевт грры: дичшь, шдшршци. навыки что чувствует себя ее частичкой, доверяет ей. С другой стороны, не следует использовать группу для поисков утешения. ц 4.S. Сшь работы группового терапевта __________ С психотерапевтическими группами работают разные терапевты. Различия в теоретической ориентации и личностные особенности обусловливают способы их поведения и работы в группе. Хотя почти все теоретики групповой психотерапии признают, что стиль работы терапевта является важным фактором, определяющим эффективность психотерапевтической работы, однако имеется мало эмпирических исследований стилей руководства группой. При обзоре различных стилей работы групповых терапевтов мы будем опираться на исследование, выполненное I.D.Yalom и M.A.Lieberman (1971, 1992). Они проанализировали работу 18 студенческих групп, терапевтами которых были представители различных направлений: гештальт-терапии, психодрамы, психоаналитической ориентации, трансактного анализа, Т-групп, марафонов, групп «встреч» и роста личности. (Среди исследованных групп были и группы без реального терапевта, работавшие по инструкциям, записанным на аудиокассету,— их мы не будем обсуждать.) В исследовании приняли участие 209 участников групп. На основании анализа работы групп и опроса участников авторы выделили 6 важнейших типов групповых терапевтов. 1. «Агрессивный лидер». Это терапевт, навязывающий свое мнение, склонный к конфронтации, требовательный, но в то же время проявляющий заботу об участниках группы. Свои психотерапевтические усилия он сосредоточивает на решении проблем отдельных участников, а не группы в целом. Участнику предоставляется определенная схема для понимания себя и мира. Терапевт этого типа является авторитарным, единовластным руководителем группы. Вместе с тем он не избегает открываться перед участниками группы. Это лидер харизматического типа. К этому типу были отнесены терапевты групп гештальт-терапии, психодрамы, роста личности. 1 Консультирование Нишераштжш щвпы: теорш шн 4. Tepaneir при: дшиость, шяшршци. наши» 2. «Любящий лидер». Это заботливый терапевт, принимающий во внимание потребности участников группы. Он дает участникам не только свою любовь, но и нужную информацию о том, как изменить себя, решать свои проблемы. Это «мудрый и заботливый отец». К этому типу были отнесены терапевты Т-групп, марафонов, трансакт-ного анализа. 3. «Социальный инженер». Он больше руководит работой группы как целого. Индивидуальные потребности участников, их межличностные отношения у него на втором плане. Терапевт этого типа редко противостоит группе, не слишком требователен; участниками оценивается как неавторитарный лидер. К этой категории были отнесены терапевты Т-групп, групп «встреч» и психодрамы. 4. «Невмешивающийся лидер». Он малоактивен, никогда не бывает в состоянии конфронтации с группой, ничего не требует от участников, не помогает им, вообще склонен держаться на большом расстоянии от участников. Терапевт этого типа участвует в действиях группы номинально. К этой категории были отнесены терапевты психоаналитических групп и трансактного анализа. 5. «Холодный и агрессивный лидер». Он менее агрессивен, чем терапевт первого типа, и отличается от него тем, что старается не оказывать влияния на ход работы группы, участникам оказывает минимальную помощь. В центре внимания терапевта этого типа — групповой процесс как целое. К этой категории были отнесены терапевты групп роста личности. 6. «Техник». Он предлагает группе множество разнообразных групповых упражнений и игр, постоянно контролирует ход работы группы и является авторитарным. К этой категории были отнесены терапевты групп роста личности. При знакомстве с этой типологией групповых терапевтов сразу бросается в глаза то, что нередко представители одной теоретической ориентации относятся к разным по стилю типам. Это указывает на то, что стиль работы терапевта хотя и зависит от принятых в той или иной теоретической школе принципов и установок, однако больше обусловливается особенностями его личности. Таким образом, теоретические взгляды изменить легче, чем стиль работы, так как это означало бы в значительной мере изменение своей личности. ___ Вышеупомянутое исследование также показало, аСС что терапевты групп различного типа неодинаково оце- ниваются с точки зрения потенциальной вредности их стиля для участников. Наибольший процент участников, отрицательно оценивших свой групповой опыт, был в группах, руководимых терапевтами первого типа — «агрессивными лидерами». Самыми «безопасными» оказались «любящие лидеры». Эти выводы подтверждают и выполненные позднее исследования. По данным R.R.Dies (1983), участники психотерапевтических групп больше пользы получают от позитивного стиля руководства группой, в то время как агрессивные, негативно конфронтирующие терапевты могут быть не только неэффективными, но и потенциально опасными для некоторых участников групп. Авторитарный стиль работы с группой оценивают как менее эффективный и участники тренинговых групп для профессионалов, исследованные K.R.MacKenzie с сотр. (1987). Поданным R.A.Neimeyer с сотр. (1991), по отрицательным оценкам терапевта, данным ему участниками, можно довольно точно предсказать низкие психотерапевтические результаты последних. I4.B. Перенос и контрперенос в психотерапевтических группах _____________ Перенос — это происходящий в подсознании процесс, при котором участники группы проецируют на терапевта чувства или установки, испытанные в прошлом, по отношению к значимым людям. Контрперенос означает чувства терапевта, вызываемые участниками; эти чувства обычно бывают связаны с нерешенными и неосознанными проблемами взаимоотношений из прошлого терапевта (G.Corey, 1990). Хотя понятия переноса и контрпереноса возникли в психоанализе, однако действие этих феноменов является универсальным и обсуждается во всех направлениях психотерапии. Чем более неопределенна психотерапевтическая ситуация, тем больше возможность возникновения переноса. Ситуация группы как раз и является такой, особенно в начальной стадии работы, когда многое _„_ неясно, когда участники не знают, как вести себя и что utu U* Осштерашшесш гррпы: теория я практика делать. В начале работы любой психотерапевтической группы участники искаженно воспринимают терапевта, и он должен знать, на каких чувствах и ожиданиях участники строят свое отношение к нему. Следует отметить и то, что эти ожидания очень часто бывают далеки от реальности. M.S.Corey и G.Corey (1987) выделили несколько типов представлений о групповом терапевте, которые складываются у участников на основе переносных чувств. 1. Эксперт. Некоторые участники приходят в группу за советами, руководством и непосредственной помощью. Они надеются, что терапевт «вылечит» их, решит все их проблемы, т. е. даст им рецепт счастья или свойства, которых им недостает. Такие участники послушно, уважительно и доверчиво возлагают все надежды на терапевта группы, ожидая, что только он способен указать им путь спасения. 2. Авторитет. Некоторые участники, особенно в начале работы группы, чувствуют себя подавленными авторитетом терапевта, несовершенными и слабыми на его фоне. Групповой терапевт представляется им недосягаемым божеством. Это выглядит так, как будто они психологически привели в группу своих родителей; терапевта они воспринимают подобно тому, как своих родителей в раннем детстве. Возвышая терапевта, они принижают себя. 3. Сверхчеловек. Терапевт группы может наделяться и особыми качествами. Его словам придается больший вес, чем высказываниям других участников. То положительное, что происходит в группе, относится к заслугам терапевта. Его ошибки воспринимаются как специальные техники, предназначенные для провоцирования и стимулирования работы группы. Каждому действию терапевта приписывается особая глубина, предполагается, что он все предвидит и контролирует в группе. Участники уверены, что терапевт чувствует потребности каждого из них. Им кажется невероятным, что терапевт иногда может плохо чувствовать себя, что у него могут быть жизненные проблемы, что он не знает ответов на многие трудные вопро- " сы. Участникам группы хочется верить в «сверхчеловечность» терапевта с надеждой на то, что и им, возможно, удастся стать похожими на него. 4. Друг. Некоторым участникам хочется дружеских отношений с терапевтом. Они говорят о том, что формальная сторона работы группы — место встреч, правила, пла- 4. Терапевт гррпы: шесть, ишшршци, ваши» та — противоречит спонтанности, которая была бы желательна в жизни группы. 5. Возлюбленный. Некоторые участники(цы) группы хотели бы психотерапевтический контакт с терапевтом превратить в романтический или интимный. Ради этого пытаются «соблазнить» терапевта, завязать с ним более близкие, непрофессиональные отношения. С помощью таких отношений надеются и в группе занять особое место. Такое поведение участников иногда становится причиной контрпереноса терапевта (об этом речь пойдет ниже). Чувства переноса участников группы по отношению к терапевту довольно опасны, поскольку могут парализовать волю группы, сделать ее бессильной и зависимой, когда участники не могут помочь ни себе, ни друг другу. Удивительно, но такие интенсивные реакции переноса иногда можно наблюдать и в терапевтических и тренинговых группах профессионалов; это еще раз подтверждает универсальность этого феномена. В начале работы группы обычно проявляется положительный перенос участников по отношению к терапевту. Однако в психотерапевтических группах можно столкнуться и с отрицательными чувствами переноса участников. Они часто основываются на неправильном понимании мотивации терапевта. С реакциями переноса участников связана часть конфликтов с терапевтом. Групповому терапевту следует ясно понимать, что реакции переноса в психотерапии неизбежны. Таким образом, главным является не старание избежать реакций переноса, а решение связанных с ними проблем, использование их в группе в психотерапевтических Целях. Прежде всего переносные чувства должны быть показаны и названы. Пока они не становятся объектом обсуждения, трудно надеяться на осмысленную работу группы. Психотерапевтическое использование реакций переноса охватывает два аспекта: (1) разъяснение их содержания, помощь участникам в распознавании и понимании их, в изменении своих искаженных мыслей и установок по отношению к групповому терапевту; (2) постепенно увеличивающаяся откровенность группового терапевта, его самораскрытие. Вшдиипикие группы: твори и»ра»ща Чем больше и искреннее терапевт реагирует на участников, говорит о своих чувствах и «участвует» в чувствах участников, чем больше уважает их реакции по отношению к нему, тем меньше места остается мистифицированным чувствам и установкам участников по отношению к нему. Когда терапевт открыто и лично «живет» в группе, участникам все труднее бывает сохранить свои стереотипы его восприятия. Обращая внимание на реальность реакций переноса в работе группы, не следует преувеличивать значение переноса в психотерапевтической группе. Здесь наше мнение резко отличается от мнения представителей традиционной психоаналитической ориентации, которые склонны усматривать «руку переноса» чуть ли не во всех взаимодействиях участников группы. При такой оценке группового процесса нередко внимание от взаимодействия участников переносится на интерпретацию и анализ отношений участников с терапевтом. При этом иногда до смешного преувеличивается роль терапевта в жизни группы. Например, при объяснении того, что участники группы, оказывающие помощь друг другу, желают устранить терапевта или хотят показать, что могут обойтись и без него и т. п. Если во всем усматривается перенос, теряется возможность подлинного общения с участниками группы. Реально предполагается, что нет человека без «невротических пятнышек». Как говорила F.Fromm-Reichman (цит. по H.Mullan, 1969), «мы отличаемся от своих пациентов не характером [нарушений], а степенью [выраженности]». Любые проблемы психотерапевта, консультанта или терапевта группы являются потенциальным пространством для возникновения реакций контрпереноса. По словам H.Mullan (1969), если бы мы на мгно-. вение забыли, что технически и этически желательно в работе, обнаружили бы много двусмысленных чувств по отношению к своим клиентам. В этом и кроется опасность контрпереноса. Как кратко охарактеризовали ее H.B.Crasilneck и J.A.Hall (1985), это «искажение понимания пациента в голове консультанта». ___ G.Corey с сотр. выделяют 5 проявлений контрпе- utO реноса в психотерапевтических группах. При: mum, нищий, шын 1. Потребность в постоянной поддержке и одобрении. Некоторые люди выбирают профессию психотерапевта, представляя, что будут уважаемы и любимы, что другие будут искать их помощи и советов. Групповой терапевт с повышенной потребностью в одобрении участников будет вести себя в группе так, чтобы добиться этого. Например, он может избегать конфронтации с участниками, опасаясь, что за это его будут меньше любить. Иными словами, терапевт использует группу для удовлетворения своих потребностей. 2 Идентификация с проблемами участников. Это нередкая проблема начинающих. Переживая проблемы участников, легко потерять объективность и возможность помочь участникам в решении их проблем. Для терапевта очень важно уметь отличать свои чувства от чувств участников и уметь не «заблудиться» ни в одних, ни в других. 3. Влюбленность терапевта и сексуальные чувства по отношению к участникам. «Соблазнительное» поведение некоторых участников группы, особенно если они симпатичны терапевту, может стать причиной ответных чувств последнего. Было бы слишком категорично утверждать, что эротические чувства терапевта в группе обязательно являются выражением контрпереноса и мешают эффективной работе. Трудности возникают, когда терапевт не способен осознать эти чувства, когда его потребности становятся для него важнее, чем потребности участников, или когда его сексуальные чувства оказываются в центре его отношений с участниками. 4. Навязывание советов. Постоянное стремление терапевта давать советы участникам может быть выражением нерешенных внутренних конфликтов и отражать его желание как можно скорее найти решение проблем участников. Такое поведение терапевта особенно поощряют участники, склонные искать конкретные и быстрые ответы на вопросы, касающиеся их жизни (это свойственно большинству клиентов психотерапии). Возможность дать совет часто ставит терапевта выше клиента и может создать иллюзию, что он действительно знает ответы на все вопросы участников. 5. Желание поддерживать отношения с участниками группы за ее пределами. Это соответствует желанию некоторых участников иметь более близкие и более личностные отношения с терапевтом. Но отношения такого рода Могут вызвать зависть других участников и отразиться на „-^ Динамическом процессе группы. Терапевту следует pa- ut/ йашераштюш грпы: теории к дра<ша 4. терзшг гррш: ипншь. шмрвди, наши» зобраться в своих чувствах и потребностях, чтобы некоторые участники не стали объектом эксплуатации с его стороны. Групповой терапевт должен постоянно следить за своими чувствами, чтобы вовремя заметить возможные реакции контрпереноса. Этому могут помочь вопросы, на которые терапевт должен время от времени отвечать себе (М.М. Ohlsen с сотр., 1988): — Не слишком ли нравится (или не нравится) мне кто-либо из участников группы? — Не слишком ли я реагирую на чью-то боль? — Желаю/избегаю ли я встреч с кем-либо из участников? — Забочусь ли я или много думаю о ком-либо между встречами группы? — Трудно ли мне сосредоточиться, думая о ком-либо? — Проявляю ли я нетерпеливость из-за чьего-либо терапевтического прогресса? — Не слишком ли много думаю о том, как помочь кому-либо? — Не опекаю ли я кого-либо из участников? Если терапевт обнаруживает в себе чувства контрпереноса, он должет обсудить их с супервизором или в группе профессионалов (но не в своей группе!). И в заключение несколько советов терапевтам относительно контрпереноса, которые предлагают M.S.Corey и G.Corey (1987). 1. Не следует быть легковерным и некритично принимать сказанное участниками группы. Нетрудно идентифицироваться с реакциями участников, когда они говорят, что терапевт мудрый, заботливый, помогающий, понимающий, все видящий, симпатичный, сильный и т. п. Терапевту не следует спешить принимать нереалистичные оценки участников группы. 2. Терапевту также не следует быть и слишком мнительным и не отвергать искренние положительные реакции участников по отношению к нему. Они могут искренне уважать терапевта, симпатизировать ему. Точно так же они могут искренне сердиться на терапевта, и ему не следует это интерпретировать, скажем, как перенос и т. п. 3. Не все чувства терапевта являются результатом контрпереноса. Неправильно было бы думать, что терапевт всегда объективен и одинаково видит всех участников группы. Он ведь тоже человек со своими установками, симпатиями и антипатиями, ценностями, чувствами. Контрпереносом можно считать повторяющиеся чувства по отношению к различным участникам в различных группах. Одни участники группы могут нравиться больше, другие — меньше, некоторые вызывают эротические фантазии — это не обязательно контрперенос. Важно осознать эти чувства и не позволить им воплотиться в антитерапевтических действиях. j 4.7. Самораскрытие терапевта в гррпе __________ Если самораскрытие участников является одним из важнейших психотерапевтических факторов группы, то самораскрытие терапевта рассматривается неоднозначно. По этому вопросу существуют особенно большие различия во мнениях среди представителей разных теоретических ориентации — от отрицания самораскрытия терапевта (психоаналитические группы) до его абсолютизации (группы «встреч»). Если отбросить крайности, то чаще всего поднимается вопрос — что, когда и сколько терапевту рассказывать о себе. Большинство специалистов по групповой психотерапии соглашается, что групповой терапевт должен делиться с участниками не своими проблемами, личными интимными переживаниями, а чувствами, возникающими в ситуациях в процессе групповой работы. В любом случае важны мотивы — почему терапевт говорит о себе? Поэтому следует спрашивать себя: «Почему мне хочется говорить о себе в группе? Только потому, чтобы не отличаться от участников? Или же мне хочется показать пример участникам группы? Действительно ли я хочу быть личным с ними?» Некоторые терапевты групп избегают проявлять в группе свои личные реакции, прячась за таинственный профессиональный фасад. Частые причины подобного поведения — страх риска, потери позиции эксперта в группе, боязнь показаться непрофессиональным и потерять уважение участников, желание сохранить дистанцию между собой и участниками. Этим сохраняется Классическое медицинское отношение «врача — пациента». Такая позиция терапевта в его действиях прояв- Псишвржвшвсмв грвы: шри «практика Гила 4. Терапевт группы: днаость. квалификации, навит ляется склонностью не работать в группе, а «организовывать» ее работу, предлагая всевозможные техники, упражнения, игры и т. п. Участники группы, в свою очередь, нередко любят спрашивать терапевта о его личной и профессиональной жизни. Как советует W.H.Friedman (1989), в таком случае следует просто коротко ответить на такие вопросы. Это элементарнейший принцип. Если вопрос кажется терапевту бестактным, неуместным, слишком личным или ему неудобно ответить на него, об этом надо прямо сказать спрашивающему. Чаще всего личные вопросы участников бывают демографического характера (женат ли он/замужем ли она, есть ли дети?) или же связаны с его профессиональной квалификацией (он психолог или врач? сколько лет работает? где?). Для терапевта ответы на такие вопросы не должны составлять труда. Если он избегает отвечать на них, участники обычно реагируют отрицательно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.82.191 (0.017 с.) |