Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чем отличается продуктивная психотерапевтическая группа от непродуктивнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Продуктивная группа Участники доверяют друг другу и терапевту или по крайней мере откровенно говорят о недостатке доверия; есть желание делиться непосредственно возникающими чувствами. Цели ясные и конкретные, они сформулированы общими усилиями участников и терапевта; работа группы ориентирована на реализацию этих целей. Большинство участников чувствуют себя включившимися в группу; пассивные участники побуждаются быть более активными; общение между большинством участников открытое; участники пытаются точно выражать то, что чувствуют. В группе обсуждаются события, происходящие «здесь и теперь», участники прямо высказывают друг другу, что думают и чувствуют. Терапевт и участники делят функции руководства группой; участники активно выбирают темы дискуссий. Готовность раскрыть наболевшее; участники взаимно открыты. Непродуктивная группа Недоверие друг к другу, скрытая враждебность; участники избегают выражать чувства и мысли. Цели группы неясные и абстрактные; личные цели участников либо неясные, либо вообще отсутствуют. Многие участники ощущают себя вне группы, не могут отождествляться с другими участниками; группа раскалывается на подгруппы; участники боятся проявлять свои чувства. В группе обсуждаются ситуации и события прошлого, участники склонны говорить не о себе, а о других; сопротивляются обсуждению реакций по отношению друг к другу. Участники склонны слушаться терапевта и зависимы от него; существует конфликт власти между участниками и между ними и терапевтом. Участники «прячутся» дрУг от друга; самораскрытие минимальное. Гша 1. Зтавы работы шстерагатшЕсш группы Продуктивная группа Непродуктивная группа Группа сплоченная; между участниками близкие эмоциональные связи; они отождествляются друг с другом; при взаимной поддержке пробуются новые способы поведения. Называются, обсуждаются и часто разрешаются конфликты между участниками и между ними и терапевтом. Участники берут на себя ответственность за решение своих проблем. Участники свободно реагируют друг на друга; не защищаются. Даже если психотерапевтические изменения малозаметны, участники верят в их возможность; они надеются измениться в желаемом направлении. Конфронтация' воспринимается как предложение изменить поведение, а не как нападки. Общение непосредственное и ясное. Участники используют друг друга как дополнительный источник возможностей, интересуются друг другом. Участники чувствуют себя сильными и делятся силой с другими; силу стараются использовать не для контроля над другими, а для выявления своих внутренних ресурсов. Группа расколота; участники ощущают дистанцию между собой; не хватает взаимной заботы и сочувствия; участники не хотят испробовать новые способы поведения, поэтому в группе воспроизводятся лишь обычные стереотипы поведения. Игнорируются конфликты и отрицательные чувства; они либо отвергаются, либо их избегают. Участники винят друг друга в личных трудностях и ничего не хотят менять. Взаимные реакции редки и зачастую не принимаются, отсутствуют забота и сочувствие. Участники испытывают чувство отчаяния и бессилия, ощущают себя попавшими в западню. Конфронтируют враждебно, нападая на участника, который чувствует себя отвергнутым; идут поиски «козла отпущения». Общение косвенное и туманное. Участники интересуются только собой. Участники или терапевт используют силу для подчинения себе других. Исштерзпеишесш гррпы: теорт « практика Продуктивная группа Групповой процесс осознается, и участники знают, что делает работу группы продуктивной или непродуктивной. Поощряется различие, уважаются индивидуальные отличия. Нормы группы устанавливает терапевт вместе с участниками; они ясные, их назначение — помочь участникам достичь своих целей. Сочетание выражения чувств и мыслей; Участники пытаются перенести опыт решения проблем в группе в жизнь вне группы. Непродуктивная группа Участники безучастны к тому, что происходит в группе; редко обсуждается динамика группы. Поощряется конформизм, обесцениваются индивидуальные различия. Нормы навязывает терапевт; они могут быть неясными. Подчеркивается важность выражения мыслей, участники избегают говорить об эмоциональном опыте. Находясь вне группы, участники очень мало думают о ней. Переход в стадию продуктивной работы группы, даже в caMBix успешных случаях, не является последовательным. Это путь со множеством подъемов, падений и ловушек. Даже по достижении этапа продуктивной работы развитие группы не останавливается. Появление вышеуказанных черт в эффективной группе означает не окончание, а начало настоящей продуктивной психотерапевтической работы. Иногда группа, достигнув продуктивной стадии, останавливается в развитии, а спустя некоторое время может и регрессировать в предыдущие стадии. К примеру, достигнутое однажды доверие в группе не является состоянием, которое сохраняется до окончания работы группы. Вопрос доверия возникает постоянно, так как изменяющаяся в группе ситуация часто требует более глубокого доверия. Иными словами, создание доверия в группе является непрерывным процессом. Даже на продуктивном этапе работы группы может случиться так, что некоторые участники уходят в себя, поскольку начинают сомневаться в истинности своего эмоционального опыта, либо их пугают интен- цзва 7. Этапы работы пшшерашпнесш группы сивные положительные или отрицательные чувства, раскрытие болезненных переживаний. И в продуктивно работающей группе бывают короткие остановки, моменты застоя. Жизнь психотерапевтической группы похожа на близкие, интимные отношения людей. Они никогда не могут быть и не являются статичными, в них никогда не достигается утопический уровень блаженства; нередко их спокойное течение сменяют бури и отливы, и требуется много усилий для осмыс-. ленного развития этих отношений., * Иногда психотерапевтическая группа так и не до-; стигает стадии продуктивной работы. Возможные при-чины этого: — серьезные ошибки в отборе участников в группу; — «увязание» в начальной или переходной стадии (когда никак не удается преодолеть барьер страхов и конфликтов); — уход или смена многих участников; — подготовленность участников к интенсивной работе над собой; — остановка группы на уровне безопасного и уютного общения. Зачастую бывает достаточно даже одной из них, чтобы помешать эффективной психотерапевтической работе в группе. Таким образом, важнейшими задачами терапевта группы на продуктивной стадии ее работы являются: — поощрение более глубокого самораскрытия участников; — поддержка участников, стремящихся испробовать новые способы поведения; — оказание помощи участникам в выражении и понимании скрываемых чувств; — постоянная забота о сплоченности группы. Основным фактором динамики группы в продуктивной стадии развития является самораскрытие участников. Без него вообще невозможна психотерапевтическая работа. Ниже более подробно обсудим этот компонент группового процесса. Самораскрытие участников В продуктивной стадии работы группы возникают благоприятные условия для более частого личностного самораскрытия участников. B.Bloch и Е.Crouch (1985) Исшгсрашштеш группы: шря «правд определяют самораскрытие как «рассказ о фактах своей личной жизни и переживаниях другим участникам». Хотя некоторые теоретики групповой психотерапии (к примеру, G.Egan, 1976) пытаются ограничить самораскрытие лишь непосредственно в группе возникающими переживаниями и чувствами, однако смысл этого понятия значительно шире. Самораскрытие охватывает как настоящие, так и произошедшие в прошлом события жизни, чувства, переживания, фантазии, надежды и мечты. По данным исследований D.E.Orlinsky и K.I.Howard (1986), чем личностнее и глубже самораскрытие, тем лучше результаты психотерапии в группе. Самораскрытие участников очень тесно связано со сплоченностью группы: сплоченность создает благо-- приятные условия для самораскрытия, а последнее усиливает сплоченность. Самораскрытие прежде всего важно как способ открытого общения в группе. Если участники говорят только о повседневных заботах, не касающихся их личности, работа в группе будет поверхностной. Самораскрытие в группе также помогает участникам лучше понять друг друга — чтобы быть понятым, надо позволить познать себя таким, какой ты есть. Как отмечает G.Corey (1990), очень важно, чтобы участники группы могли отличить правильное самораскрытие от неправильного. Не все, что говорится о себе, является психотерапевтически полезным самораскрытием. Самым эффективным в группе является: 1) высказывание своих переживаний в ситуациях в группе; 2) рассказ о своих внутренних конфликтах, нерешенных личных проблемах, болезненных переживаниях, слабых и сильных сторонах, радостях, надеждах, ожиданиях. Однако раскрытие своих интимнейших тайн, а также слишком подробный, вплоть до мелочей, рассказ о своей жизни не является психотерапевтичным. Прежде чем говорить о себе, участник должен подумать, насколько то, о чем он собирается рассказать, связано с его настоящими проблемами. С самого начала работы группы терапевт должен показывать пример самораскрытия. Если терапевт на вопросы участников отвечает прямо и открыто, если не скрывает своих чувств, в группе постепенно уста- ЧсН новится норма самораскрытия. Пава 1. 1шы работы всшкрааитши! гррвы Каждое самораскрытие — это риск. Степень риска зависит от того, о чем говорится. Участник очень рискует, когда решается рассказать об очень личных вещах, отличающихся большой эмоциональной нагрузкой, все еще для него актуальных, о которых он никому раньше не рассказывал. Однако при достаточном доверии к участникам и поддержке терапевта такое самораскрытие может быть значимым переживанием не только для участника, но и для других и привести к важным позитивным последствиям. Риск самораскрытия несколько меньше, если рассказывается о вещах, с которыми сталкивались и другие участники. Самораскрытие одного участника чаще всего стимулирует самораскрытие других. Ответ откровенностью на откровенность является самой эффективной реакцией в психотерапевтической группе. Это подтверждают данные исследований (R.Stockton, D.K.Morran. 1982). Обоюдное самораскрытие делает участников одинаково уязвимыми, поэтому их взаимосвязь становится более тесной и глубокой. Когда кто-то говорит о себе, у других появляется возможность глубже познать себя, более интенсивно переживать свои проблемы. Самораскрытие помогает участникам группы более личностно познать друг друга. Замкнутые, не говорящие о себе участники рискуют быть неправильно понятыми, так как людям, которых мало знаем, мы склонны приписывать свои чувства, установки, мысли. Как отмечает W.H.Friedman (1989), результат самораскрытия зависит от реакции других на него. Если участника, поделившегося чем-то личным с другими, критикуют, это подавляет желание других участников говорить о себе. Отсутствие какой-либо реакции на самораскрытие воспринимается как негативная реакция. Лучшая реакция — поддержка, ободрение, самораскрытие. Самораскрытие оказывает влияние на оптимальное социальное и психологическое приспособление — как слишком малая, так и слишком большая откровенность может вызвать серьезные межличностные проблемы. Как отмечает G.Egan (1976), в нас имеется множество барьеров, удерживающих от откровенных высказываний другим. Это страх перед интимностью, которая часто сопровождает самораскрытие, желание избежать ответственности и изменений, чувство вины и стыда, страх быть отвергнутым, а иногда и культур-.__ но-этические барьеры. Как уже упоминалось, у зам- 4tD Ясишерапеатиесш группы: твори и прайма кнутых, избегающих говорить о себе людей намного меньше шансов дождаться искренней поддержки и понимания от других участников. Поэтому терапевт должен помочь таким участникам заговорить о себе, но в удобное для них время и удобным способом. С другой стороны, неприемлемо и слишком глубокое, безграничное самораскрытие. Некоторые участники думают, что если в группе желательна откровенность, то она должна быть как можно большей. Однако в таком случае игнорируется возможное воздействие своего поведения на других участников. Они могут быть еще не готовыми jc слишком глубокому самораскрытию человека. Когда кто-либо раскрывается слишком глубоко и рано, окружающие либо не реагируют, либо недостаточно реагируют и раскрывшийся человек становится очень уязвимым. Иногда из-за этого он покидает группу с негативным результатом. Итак, самораскрытие является сложным социальным действием, требующим большой ответственности. В психотерапевтической группе важно, что, когда, как, насколько много и кому открывать. Иначе говоря, важно принять во внимание место, время и окружающих людей. Ведь, к примеру, что приемлемо в психотерапевтической группе, будет совсем неадекватным в формальной социальной ситуации. Невозможно быть откровенным всегда и везде. То, что подходит для одной стадии развития группы, не подходит для другой; что подходит для одних групп, может не подходить для других. Поэтому терапевт должен учить участников группы ответственному самовыражению и ответственной откровенности. P.C.Cozby (1973), обсуждая самораскрытие, делает вывод, что для духовного здоровья важно быть достаточно открытым с несколькими значимыми людьми и сдержанно открытым — с остальными. Как известно, невро-тичные индивиды раскрываются либо слишком мало, либо слишком много, не учитывая того, кто их собеседник. 1 7.4. Завершающая стадия ______________________ Особенности завершающей стадии раОоты и задачи терапевта Конец работы психотерапевтической группы — это значительно большее, чем завершение курса психоте- . рапии. Это составная часть психотерапевтического 4tO процесса. Как отмечает I.C.Hansen с сотр. (1980.), «за- Пзвз 7. Этапы работы псштерапшишкой группы вершение является одним из важнейших аспектов группового процесса. Если оно организовано недостаточно хорошо, участники могут не только закончить группу без эффективных изменений, но и не станут больше прибегать к психотерапевтической помощи, даже если бы и нуждались в ней. Сам процесс завершения может побудить участников к новым способам поведения». Важнейшие задачи заключительного этапа групповой психотерапии таковы: 1. Обсуждение чувств, вызванных расставанием; 2. Оценка результатов работы группы; 3. Консолидация достигнутых результатов; 4. Подготовка к жизни без группы; 5. Обмен участников оценками группового опыта. Эти цели можно успешно реализовать, лишь начав заключительный этап работы группы значительно раньше наступления последней встречи.. Чувства, вызванные окончанием работы группы и расставанием, могут быть довольно интенсивными. S.A.Appelbaum (1975) отмечает: «Чтобы понять конец, мы должны вспомнить экзистенциальный смысл времени, и тогда сталкиваемся со смертью. Когда терапевт мысленно или непосредственно один за другим срывает листы календаря, пациент, хотя и неосознанно, надеется, что терапевт никогда не дойдет до последнего листа. Прощание, преодоление утраты и смирение с неизбежностью окончания является самой трудной задачей для нас как пациентов и как людей». На завершающем этапе работы группы важно обозначить и обсудить чувства, вызванные расставанием, поскольку участники нередко избегают делать это. Если в начале работы группы участников просили говорить о страхах, связанных с «вхождением» в группу, то теперь терапевт должен побуждать участников открыто говорить о страхах, связанных с окончанием работы группы. Они могут проявляться по-разному. У некоторых участников возобновляются симптомы — так они «протестуют» против окончания работы группы. Нежелание заканчивать ее выражается и в возврате к ранее обсуждаемым темам. Иногда напряженность ожидания завершения работы группы подталкивает некоторых участников преждевременно закончить занятия («если окончание неизбежно, то лучше сразу закончить»). Это напоминает символичное са-моубийство. Терапевт должен помочь таким участникам Цимрнпикии грдпоы: три i практика понять, что это самый неподходящий способ завершения работы группы. Прекращение значимых отношений является неотъемлемой частью этих отношений. Поэтому и в группе важно должным образом сказать всем «всего хорошего». Как указывает I.D.Yalom (1985), терапевт должен помочь участникам примириться с реальностью расставания с группой и понять смысл завершения работы группы. Окончание группы — это реальная потеря для участников, и эта утрата на заключительном этапе работы должна постепенно осознаваться. Важно, чтобы участники пришли к пониманию того, что если они будут и дальше встречаться, все равно группы уже не будет. Терапевт может сказать и о своих чувствах, так как для него окончание работы группы тоже означает расставание с одним из «творений», в которое он вложил много души и энергии. По словам I.D.Yalom (1985), «терапевт, говоря участникам «всего хорошего», говорит «всего хорошего» и значительной части своей личности». Хотелось бы обратить внимание на то, что подобные переживания терапевта представляют некоторую опасность, так как у него может возникнуть соблазн продолжить работу группы, обосновывая это необходимостью до конца решить проблемы участников (хотя это нереально) или пытаясь найти иной предлог для продолжения ее работы. Помочь участникам группы преодолеть чувство разлуки можно, побуждая их искать поддержку и значимые отношения вне группы. Важно напомнить им, что сложившаяся в группе атмосфера — взаимная близость и доверие, забота друг о друге — не случайна: ее создали сами участники. В конце работы группы они должны помнить, кок это делали. Поступая подобным образом, таких результатов можно добиться и в повседневной жизни. Заканчивая работу группы, важно оценить достигнутые результаты, т. е. назвать и конкретизировать их, а также обсудить, как участники группы намереваются воплотить в жизнь приобретенный в группе опыт. Хотя участников постоянно учили избегать общих утверждений, однако в заключительной стадии конкретность особенно важна. Когда отзывы о группе восторженные, но неконкретные, например, «эта группа дала мне очень много!», «я многому научилась здесь и очень изменилась», терапевт обязательно должен задать уточняющие _ вопросы: «А что конкретно дала группа?», «Что означа-4сО ет «много»?», «Чему конкретно научилась?», «Что зна- Гдава 7. Зтапы работы псшерашшшш грдияы чит «значительно измениться»?» и т. п. Если к концу работы группы ответы на такие вопросы бывают конкретными, велика вероятность того, что всё, полученное участниками, действительно станет частью их жизни. Оценить результаты работы группы может помочь возврат к подписанным психотерапевтическим контрактам — можно сравнить изначальные цели с достигнутыми результатами. Что удалось из того, что намечалось, что —- нет. Почему? Оценка выполнения контракта в группе может помочь оценить не только эффект группы, но и еще раз вернуться к проблеме реалистичности желаний, формулировке желаемых изменений в будущем. В конце работы важно не только оценить достигнутые в группе результаты, но и затвердить, консолидировать их. Следует заново пересмотреть всю работу группы, сказать о самых важных и значительных вещах группового опыта. Если имеются записи групповых встреч (видео- или звукозаписи или записи наблюдателя), их можно использовать, чтобы участники могли ощутить не только пройденный путь, но и более наглядно увидеть, что изменилось в них за время работы группы. Возврат к важнейшим конфликтам в группе, мгновениям близости и теплоты, к эпизодам боли, напряжения, тревоги может помочь еще раз уточнить, что участники узнали о себе и других в эти значительные эпизоды жизни. Это повышает возможность интеграции накопленного в группе опыта и его использования в повседневной жизни. В конце работы группы следует еще раз обсудить, как участники будут применять достигнутые результаты в ситуациях повседневной жизни. Для этого может пригодиться «репетирование» разных способов поведения, ролевые игры, психодраматические техники. L.Libo (1977) предупреждает, что успешно закончившие психотерапевтическую группу участники имеют склонность пытаться энергично менять окружающих людей. Терапевт должен предупредить их о таком «соблазне», помочь им понять, что они могут менять лишь себя, а не других. По словам вышеупомянутого L.Libo, «если вы меняетесь, другие люди в вашей жизни тоже будут меняться. Если хотите больше любви, сами больше любите». Может быть и так, что, испытав в группе ценность глубокого, открытого, искреннего общения, участники становятся нетерпимыми к своим близким, требуют, чтобы и они изменились.__ или хотя бы приспосабливались к ним. leu Ясштераиевшесш группы: твори «практика На последней встрече группы можно попросить участников коротко охарактеризовать, какие проблемы и конфликты стали яснее, как они собираются использовать то, что получили в группе, какими видят других участников в конце общей работы. Эта заключительная беседа должна быть конкретной, в ней не должно быть оценок, особенно отрицательных. Здесь намного важнее обобщение и оценка приобретенного опыта. Это как бы обмен последними «подарками» в группе. Контрольная встреча группы Как отмечает большинство практиков групповой психотерапии, после завершения работы группы полезно организовать еще одну встречу спустя 2-3 месяца. На ней можно оценить достигнутые в группе результаты уже в контексте реальной жизни. О смысле и целях такой встречи терапевт должен информировать участников во время последней встречи. Контрольная встреча группы важна для более реальной оценки результатов психотерапии, так как чаще всего оценка непосредственных и отдаленных результатов не совпадает. Она помогает участникам лучше концептуализировать групповой опыт, а терапевту более реалистично оценить свою работу. Во время контрольной встречи не только еще раз оцениваются достигнутые результаты, но и обсуждаются трудности в их воплощении в жизнь. Здесь еще раз напоминают участникам, что они ответственны за изменения в себе и в своей жизни, поэтому должны продолжать работу, начатую в психотерапевтической группе. Некоторое время спустя после окончания работы группы возможны и индивидуальные контрольные встречи терапевта (на 30-40 мин.) с каждым участником. Их цель такая же, как и у контрольной встречи группы. По окончании работы группы некоторое время могут быть полезными контакты между участниками, хотя групповая встреча нежелательна. Они дают определенную психологическую поддержку участникам, продолжающим начатую в группе работу. Оценка эффективности работы группы Это важный аспект работы терапевта, позволяющий яснее увидеть, что дала психотерапевтическая группа участникам, какой смысл имела его работа в tea 1. Этапы работы оижраштивш! грцппы группе как терапевта. Однако ситуация оценки психотерапевтического эффекта в группе является парадоксальной. Хотя общепризнано, что оценка эффективности психотерапевтической группы является важной, однако конкретных исследований мало. R.R.Dies (1993), рассмотрев 156 работ об эффекте групповой психотерапии, выполненных в 29 странах, установил, что довольно много говорится об изменении симптомов, меньше — о социальной приспособленности участников, изменении установок, самопонимания и о негативном воздействии психотерапевтической группы на участников и очень мало —- о воздействии группы на их повседневную жизнь. А это как раз и является главным. Большинство практиков групповой психотерапии избегает заниматься исследованиями, опасаясь разрушения «сети» межличностных отношений группы. Процедура исследования меняет процесс работы группы, поэтому терапевт сталкивается с дилеммой — исследование или работа? Кроме того, любое исследование носит оценочный характер, и это оказывает влияние на поведение терапевта в группе. Может быть поэтому терапевты редко сочетают работу с психотерапевтическими группами с исследованием своей работы. Для оценки эффективности работы группы чаще всего используются методики индивидуального исследования личности, оценивающие индивидуальные изменения (Q-сортировка, метод решеток Kelly, различные опросники личности и анкеты). Однако их результаты вызывают сомнения, так как большинство методик исследования личности (возможно, за исключением нескольких проекционных тестов) нивелируют личность, «сводят» ее в более или менее, однако всегда ограниченное количество измерений, обедняют ее реальное богатство. Поэтому используемые в психологии традиционные эмпирические процедуры не очень подходят для исследования уникальных установок, чувств, изменений поведения людей, возникающих в психотерапевтической группе. Мы склонны полагать, что изменение личности и ее поведения значительно точнее отражают субъективные оценки самих участников. Как отмечает C.Rogers (1970), личные, субъективные отчеты участников представляют собой глубокое отражение значения и смысла группового опыта. Феноменологичное исследование больше всего соответствует психологической реально- Псишергатичесш группы: тенри и орактш сти человека, позволяет значительно глубже, чем обычное тестирование, познать процесс работы группы и оценить его эффективность. Ценным способом оценки эффективности группы может быть анализ дневников ее участников, написанных во время работы группы. После окончания работы группы можно попросить участников до контрольной встречи на 2-3 страницах обобщить свои дневниковые записи, отмечая основные произошедшие изменения, указать, с чем они их связывают. Сам процесс такого обобщения является психотерапевтическим, так как помогает участнику консолидировать групповой опыт. Во время последней и контрольной встреч можно предложить участникам специально подготовленные короткие анкеты для оценки эффективности группы. Образец анкеты представлен в таблице 7. __________ ______ Таблица 7 Глава 8 Анкета оценки эффективности группы 1. Какое влияние на Вашу жизнь оказала работа в группе? 2. Какие основные моменты работы группы можете назвать? 3. Что конкретно узнали о себе в группе: а) об образе своей жизни? б) о своих основных жизненных установках? в) о своих отношениях с другими? 4. Какие изменения в своей жизни хотя бы частично связываете с участием в группе? 5. С какими проблемами столкнулись, когда пытались применить в жизни решения, найденные в группе? 6. Какие вопросы задаете себе после окончания работы группы? 7. Какое влияние оказало Ваше участие в группе на близких и значимых для Вас людей? 8. Что хотели бы сказать о терапевте группы и его стиле работы? 9. Что в поведении терапевта помогало Вам лучше понять себя и искать решение своих проблем? 10. Что в поведении терапевта мешало Вам добиваться своих целей в группе? 11. Какие отрицательные последствия Вы связываете с участием в группе? 12. Какой фразой смогли бы высказать то, что значит для Вас группа?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.151 (0.01 с.) |