Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотерапевтические группы на основе различных теорий личности

Поиск

Таблица 2

I

Теоретиче-     Распределение ответствен-    
ская ориентация Цели группы Роль и функции терапевта ности между терапевтом и участниками Используемые техники  
           
Психоанали- Создаются условия, позво- Посредничает взаимодей- Терапевт: устраняется от Интерпретация, анализ  
тические ляющие участникам заново ствию участников группы, прямого руководства группой сновидений, свободные  
группы пережить ранний опыт жизни помогает создавать атмосфе- и позволяет ей самой опреде- ассоциации, анализ  
  в первичной семье. Раскры- ру приятия и толерантности. лять ход работы; интерпрети- сопротивления и пере-  
  ваются чувства, связанные с Остается анонимным, чтобы рует поведение участников носа.  
  прошлыми событиями и участники могли проециро- группы.    
  переносимые в настоящее вать на него свои чувства. Участники: представляют    
  поведение. Предоставляется Обращает внимание участни- проблемы для обсуждения;    
  помощь в осознании причин ков на их сопротивление и постепенно принимают на    
  порочного психологического реакции переноса, интерпре- себя ответственность за ход    
  развития и поощряется кор- тирует смысл такого поведе- работы, спонтанно общаясь,    
  регирующий эмоциональный ния. Помогает участникам интерпретируя поведение    
  опыт. вернуться к "незаконченным друг друга; постепенно ста-    
    ситуациям прошлого" и за- новятся вспомогательными    
    кончить их. Определяет нор- "психоте-рапевтами" друг для    
    мы и правила группы. друга.    
Г руппы Освобождаются подавляе- Действует как помощник и Терапевт: применяет методы Самопредставление и  
психодрамы мые чувства, предоставля- режиссер, направляя роле- интенсификации чувств, воссо- представление другого,  
  ется помощь участникам в вую игру; помогает созда- здания ситуаций прошлого. беседа в роли другого и  
  нахождении новых, более вать психодраму и обсуж- конфликтов; гарантирует, что самого себя, монолог;  
  эффективных способов дать ее последствия. протагонист психодрамы не обмен ролями; допол-  
  поведения, новых возмож-   будет оставлен в "подвешенном" нения Эго; "зеркало";  
  ностей решения конфлик-   состоянии и что участники смо проекции будущего;  
  тов; побуждается пережи-   гут поделиться своим опытом. техники "сдваивания";  
  вание доминирующих сто-   Участники: дают материал пси- "репетиция жизни".  
  рон самости участников   ходрамы в роли протагонистов,    
      режиссируют свои психодрамы    
         
Экзистенци- Создаются условия для расши- Является участником груп- Терапевт: ориентирует Используются различ-
альные группы рения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности; пы; создаст партнерские отношения, раскрываясь и заботливо конфронтируя. группу на такие экзистсит-ныс темы, как свобода, ответственность, тревога ные методы для раскрытия и понимания участниками способов
  участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы   вина; делится своими непосредственно возникающими "бытия в мире".
  выбора и умении пользоваться   чувствами.  
  сю; побуждается принятие   Участники: отвечают за  
  ответственности за свой выбор;   выбор обсуждаемой темы, а  
  предоставляется помощь в   вместе с тем и за направле-  
  понимании своей жизни как   ние группы.  
  "бытия а мире".      
Группы, ориентированные на Создают безопасную атмосферу, в которой участники могут изучать свои чувства, Помощник группе — находит препятствия общению и помогает устранять их, создаст Терапевт: придаст группе минимальную структуру и направление. Используется очень мало техник, особенно заранее подобранных и
личность помогают участникам стать атмосферу доверия, помогает Участники: им, как способ- провоцирующих группу
  более открытыми новому группе стать эффективной. ным, доверяется найти ос- на "что-нибудь"; важ-
  опыту и быть более уверен- Важнейшая задача — быть мысленное направление нейшие техники —
  ными в себе и своих решени- заботливым, уважительным и группы, которое может активное вслушивание,
  ях; побуждают участников понимающим; поощряет помочь добиваться конст- отражение чувств, объ-
  жить настоящим; развивают экспериментирование и обес- руктивных изменений. яснение, помощь.
  откровенность, искренность и печивает атмосферу терпимо-    
  спонтанность; дают возмож- сти в группе; делится чувства-    
  ность участникам ми и впечатлениями по отно-    
  "встретиться" с другими и шению к происходящим в    
  преодолеть чувство отчужде- группе процессам и реагирует    
  ния. на других участников группы.    
Гсштальтныс Дают возможность участни- Побуждают интенсификацию Терапевт: отвечает за осозна- Конфронтация, "пустой
группы кам обратить внимание на опытов участников и чувстви- ние и использование своих стул", игра диалогов.
  течение своего непосредст- тельность к реакциям тела; опытов "здесь и теперь" в фантазирование, техника
  венного опыта, побуждают помогают участникам иден- контексте группы; придаст репетирования, анализ
  опознать и принять ранее тифицировать и закончить структуру группе, применяя сновидений, техники
  игнорируемые аспекты "незаконченные ситуации техники интенсификации регулируемого
                   

 

         
  самости. прошлого", имеющие влияние на настоящее поведение. чувств. Участники: обязаны быть активными и интерпретиро-вать свое поведение. воображения и многие другие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела.
Группы трансакцион-ного анализа Помогают участникам избавиться от "сценариев" и "игр" в своих отношениях; заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Выполняют дидактическую роль; учат участников узнавать "игры", в которые они играют, стремясь избежать близости, состояния Ego, в котором они бывают во время конкретного межличностного взаимодействия, а также негативные стороны прежних решений. Разделение ответственности по контракту; в нем перечисляется, что участник хочет изменить и что обсудить в группе. Анализ "сценариев", моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ.
Группы терапии поведения Помогают участникам избавиться от непригодного образа поведения и научиться более эффективному поведению; общие цели разукрупняются до очень конкретных целей. Эксперт модификации поведения; обязан быть активным и директивным, действует как учитель или тренер; дает информацию и учит методам и навыкам самоизменения, чтобы участники могли практиковать их вне группы. Терапевт: отвечает за активное обучение и реализацию предварительного плана работы группы. Участники: должны быть активными, применять в повседневной жизни то, чему научились. Системная десенситпза-ция, тренировка доверия, имплозивная терапия, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, моделирование, обратная связь.
Группы ра-ционально-эмоциональ-ной терапии Помогают участникам оценить свое прежнее поведение и планировать изменения; учат их реалистичному и ответственному поведению. Работают дидактично: объясняют, учат и переучивают; помогают участникам увидеть свое нелогичное мышление и строго бороться с ним, а также связь между неудачным поведением и иррациональным убеждением; учат менять мышление и поведение. Как терапевт, так и участники ответственны за устранение поведения последних, поддержанное негодным мышлением. Активно-директивное обучение; используется много техник терапии поведения — устранение условностей, ролевые игры, исследование поведения, домашние задания, тренировка уверенности.

I

ШШ"

SES|^|3

т? s н 5 ^ -И ^

)£ П ж «-И.з^ О m

РЧЭ

i „ У,- t\^* *- -Л

ИсшгвржшчЕсш группы: теерш «практика

цифическое воздействие групповой психотерапии обычно определяется посредством конкретных терапевтических факторов группы. Е.С.Crouch с сотр. (1994) определяет психотерапевтические факторы как «элементы групповой терапии, которые предопределяют улучшение состояния или ситуации пациента; их воздействие обусловливают действия терапевта, других участников группы и самого пациента». История попыток выделения этих факторов насчитывает почти четыре десятилетия. Первая попытка их обобщения была предпринята в 1955 г. представителями психоаналитического направления R.Corsini и B.Rosenberg (1992). Они проанализировали 300 статей, появившихся до 1955 г., в которых обсуждались факторы групповой психотерапии, и выделили 175 таких факторов. Авторы их объединили в 9 важнейших категорий, которые стали основой более поздних «каталогов» психотерапевтических факторов группы (в скобках дано сравнение с предложенной позднее I.D.Yalom (1985) классификацией терапевтических факторов).

1. Взаимопонимание (сплоченность) группы.

2. Универсализация (универсальность).

3. Исследование реальности (охватывает элементы коррекции опыта первичной семьи и межличностного обучения).

4. Альтруизм.

5. Перенос (охватывает элементы межличностного обучения, сплоченность группы и имитационного поведения).

6. Терапия наблюдением (имитационное поведение).

7. Взаимодействие (охватывает элементы межличностного обучения и сплоченности группы).

8. Интеллектуализация (охватывает элементы информирования).

9. «Проветривание» (катарсис).

Спустя три десятилетия I.D.Yalom (1985), обобщив свои собственные исследования и исследования других авторов, выделил 11 основных терапевтических факторов. В настоящее время на этот «каталог» ссылается большинство исследователей и практиков групповой психотерапии.

ПОР '' ^001ЧРениенадежды. СОО 2. Универсальность.

3. Дсштереишесш вщешвм прпы: терапевтические фанеры ___________

3. Информирование.

4. Альтруизм.

5. Коррекция опыта первичной семьи.

6. Совершенствование социальных навыков.

7. Имитационное поведение.

8. Межличностное изучение.

9. Сплоченность группы.

10. Катарсис.

11. Экзистенциальные факторы.

B.Bloch и Е.Crouch (1985), по существу соглашаясь с классификацией I.Yalom, в список психотерапевтических факторов не включают факторы коррекции опыта первичной семьи и экзистенциальные факторы, однако дополнительно выделяют факторы инсайта и раскрытия (о последнем более подробно поговорим при обсуждении особенностей продуктивной стадии группы).

Ниже мы более подробно обсудим каждый психотерапевтический фактор группы.

j 3.1. Поощрение надежды _______________________

Это существенный фактор любой психотерапии. Исследования показывают, что, чем больше человек надеется на помощь, тем лучше результаты психотерапии (A.P.Goldstein, 1962). На важность надежды указывают и проводимые в медицине опыты с плацебо, когда больным дают лекарства, внешне ничем не отличающиеся от настоящих, однако изготовленные из нейтральных веществ. Подчеркивание новизны и эффективности этих лекарств дает такой же эффект, что и настоящее лекарство. Таким образом, нередко вера и Доверие к лечению дают значительные результаты не только в психотерапии, но и в медицине вообще.

Каждый человек приходит к психотерапевту или психологу со своей жизненной историей, которая зачастую является историей трагедий и поражений, потерь и печали. Это заставляет его испытывать чувства безнадежности и бессилия перед лицом, казалось бы, неотвратимой судьбы. Тем не менее в группе человек сталкивается с жизненными историями, опытом, способами решения проблем других людей. Среди участ-ников группы могут быть люди, более успешно пре-

/r«- f- л-

Щ ___________________________________ Пишераштиш гррпы: твори и практика

одолевающие свои трудности. И это вселяет надежду, что действительно можно что-то изменить в своей жизненой ситуации. Для большинства участников группы мощным источником надежды являются терапевтические изменения других участников в ходе работы психотерапевтической группы. B.Bloch и Е.С.Crouch (1985) определяют поощрение надежды в групповой психотерапии как ожидания участников, основывающиеся на том факте, что участие в группе помогает другим.

Поощрение надежды участников группы является важной частью работы терапевта, особенно на начальной стадии работы группы. Прежде всего, разумеется, сам терапевт должен быть достаточно уверенным в себе и верить в то, что делает, т. е. в эффективность групповой психотерапии. По словам I.D.Yalom (1985), уже во время первой встречи группы терапевт должен четко определить свою установку по отношению к будущей работе, к примеру: «Я верю, что могу помочь любому мотивированному клиенту, который готов работать в группе по крайней мере полгода». В начале работы группы терапевт не должен оценивать переживаемые участниками чувства безнадежности и бессилия как нечто неизменное. Эти чувства нужно принять, но не следует их переоценивать. На более поздних этапах работы группы, когда участники имеют возможность воочию убедиться в изменениях, происшедших с ними, поощрение надежды становится больше заботой группы, чем терапевта.

3.2. Универсальность проблем

Многие люди приходят в психотерапевтическую группу с убежденностью, что их проблемы, страхи, симптомы являются уникальными и неповторимыми. Эти ощущения уникальности переживаемых проблем нередко усиливают сопровождающие их чувства изоляции, одиночества — недостаток близких отношений не позволяет увидеть подобные трудности у других. Люди, как и их проблемы, поистине уникальны, тем не менее не следует понимать это слишком прямолинейно, поскольку нас многое и связывает — в противном

[ива}. Цдшршитикш аазршие гррпы: терапевтгош фашры __________

случае любое общение и взаимопонимание людей было бы невозможным.

С самых первых встреч в психотерапевтической группе очень важно развенчать уникальность жизненных проблем участников, т. е., не опровергая уникальности самих людей, обратить внимание на универсальные, общие стороны высказанных проблем и трудностей. А они чаще всего становятся заметными уже во время первой встречи, когда участники группы рассказывают о своих заботах, приведших их в группу. Терапевту группы важно заметить это сходство и обратить на него внимание участников группы. Можно спросить: «Испытывает ли кто-либо еще подобные трудности?» Задавая подобный вопрос, очень трудно «промахнуться», поскольку источники глубочайших человеческих страхов, тревог схожи, можно сказать, даже универсальны. В числе таких универсальных проблем, «приносимых» в психотерапевтическую группу, можно упомянуть следующие:

1. Страх показаться неудачником, некомпетентным, ничтожным.

2. Глубокое чувство межличностного отчуждения из-за неумения заботиться о другом человеке, любить и быть любимым, из-за боязни других людей и т. д.

3. Неуверенность в себе и отсутствие самоуважения.

4. Переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни.

5. Проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемое ими переживание вины.

Многие поднимаемые в группе личные проблемы участников имеют большее или меньшее соприкосновение с этими универсальными трудностями в жизни людей.

На важность раскрытия универсальности проблем в групповой психотерапии указывают и конкретные исследования. T.Butler и A.Fuhriman (1983), проанализировав материалы исследования семи психотерапевтических групп, пришли к выводу, что универсализация проблем является одним из самых ценных факторов в амбулаторных психотерапевтических группах. Универсальность проблем как психотерапевтический фактор получила

I

аештерапнпиесш группы: гворн к практика

наивысшую оценку и в трех исследованных группах взаимопомощи (MALieberman, 1983). W.H.Friedman (1989) подчеркивает, что раскрытие универсальности в группе поощряет открытость участников, а тем самым и развитие сплоченности группы.

В 3.3. Информирование участников группы _________

I.D.Yalom (1985) информирование участников группы определяет как предоставление терапевтом информации о психическом здоровье, нарушениях и общих закономерностях психодинамики и всевозможные советы по поводу решения жизненных проблем, которые могут дать как терапевт, так и другие участники группы.

Мнения об этом психотерапевтическом факторе группы противоречивы. К примеру, психоаналитики в категоричной форме отрицают целесообразность информирования участников группы. Точка зрения представителей других теоретических направлений не столь категорична, но тоже достаточно сдержанна. Поэтому желательно четко определить, в группах какого рода и на каких стадиях работы информирование может быть ценным. Как подчеркивают некоторые авторы (N.Hurwitz, 1970; M.A.Lieberman, 1980; M.Killilea, 1976) информирование участников как психотерапевтический фактор отвергается в психоаналитических группах, значительно больше ценится в когнитивно-поведенческих группах, и его важность особенно подчеркивается в группах взаимопомощи. Большинство теоретиков групп взаимопомощи единогласно подчеркивает важность информирования участников группы. В этих группах участников призывают к обмену информацией, в работе групп используется специальная литература, на встречи с участниками группы нередко приглашаются специалисты-эксперты определенных областей.

В специализированных психотерапевтических группах (например, для лиц с излишним весом, хронической болью, диабетом и т. п.) также важным яв-„•,» ляется информирование участников. Здесь участни-2/U ков знакомят с природой болезни, расстройства или

ПишераоЕвшесш ваздейше граты: терапевтические факторы

проблемы, особенностями изменившейся жизненной ситуации, способами решения проблем или приспособления к ним.

В группах, основой в работе которых является интенсивное межличностное взаимодействие, роль информирования значительно меньшая, а на более поздних этапах работы — нежелательная. Однако в начале работы и таких групп информирование участников может оказаться ценным, особенно в следующих ситуациях:

1. Во время подготовки к участию в работе психотерапевтической группы или на первом занятии участников информируют о характере работы группы, об основных правилах, а также о желательном поведении участников, которое было бы продуктивным для них самих и группы в целом.

2. В начале работы группы терапевт объясняет участникам, что он делает и зачем. К примеру, спрашивая участника, что он/она чувствует, терапевт может пояснить, что группе очень важно знать, что чувствуют и как реагируют участники на то, что происходит в группе.

3. Иногда в группе возникают конкретные вопросы, для ответов на которые требуются профессиональные знания (например, как быть уверенным в себе, не будучи агрессивным, и т. п.). Терапевт группы может поделиться своими знаниями с участниками группы.

4. Иногда работа в группе начинает стопориться, и терапевт, зная, что нужно делать в такой ситуации, может поделиться своими чувствами и предложить группе возможные варианты выхода из ситуации. Это особенно актуально на начальной стадии работы группы, когда зачастую участники, не зная, что делать, сидят и молчат. Позднее возникающие подобные ситуации должны решать сами участники, и терапевт не должен спешить «спасать» группу, а лишь констатировать, что, по его мнению, происходит.

Как упоминалось выше, на более поздних этапах работы группы информирование нежелательно, так как это может привести к развитию зависимости участников от терапевта, что сдерживает раскрытие психотерапевтического потенциала самой группы.

О советах, как форме информирования участников, можно сказать лишь одно — психотерапевтически °ни малоценны и их следует избегать. Остерегаться

Психотерапевтические группы: гарт и практика

давать советы должен прежде всего сам терапевт. Однако взаимные советы участников друг другу неизбежны на начальной стадии работы группы. Многие участники группы бывают убеждены в том, что это единственная и наиболее эффективная форма помощи друг другу. I.D.Yalom (1985) все-таки отмечает, что в отдельных случаях советы участников друг другу важны, причем важен сам процесс советования, а не содержание совета, поскольку он отражает возникающий в группе интерес участников друг к другу и заботу друг о друге. Поэтому нередко в начале работы группы участники ожидают советов и принимают их как дар.

| 3.4. Альтруизм

E.G.Crouch с сотр. (1994) указывает, что альтруизм появляется в группе тогда, когда участники оказывают поддержку, утешают друг друга, делятся своими проблемами, стараются быть полезными и нужными друг другу, забывают о себе, жертвуют собой ради других. Это уникальный, свойственный только группе психотерапевтический фактор.

Нередко в начале работы группы участники, услышав от терапевта, что они во многом могут помочь друг другу, бывают удивлены и задают вопросы: чем мне может помочь человек, у которого проблем не меньше, чем у меня? Что мне может дать человек, неспособный помочь самому себе? Как слепой может вести слепого? Как я могу помочь другому, когда мне самому тяжело? Подобные вопросы и сомнения отражают ориентацию участников группы исключительно на терапевта, как на профессионала, а также свойственное участникам навязчивое самонаблюдение, чрезмерное углубление в свои проблемы.

Тем не менее в ходе работы группы участник, пришедший в группу деморализованным, растерянным, низко оценивающим себя, не скрывает удивления, когда кто-либо в группе признает, что он ему значительно помог, что его присутствие в группе было важным и полезным. Такие неожиданные открытия способствуют появлению и повышению самоуважения в психотерапевтических группах. Когда человек ощущает себя

[ии 3. Псишераиввтиесш воздействие группы: терапевтические факторы __________

нужным кому-либо другому, это помогает ему избавиться от чрезмерной сосредоточенности только на своих проблемах.

Поощрение альтруизма в группе является исключительно важной задачей терапевта, так как эффект групповой психотерапии часто достигается не столько сбалансированной, точно рассчитанной «отдачей» участников группы друг другу и «получением» друг от друга («ты— мне, я— тебе»), сколько стремлением бескорыстно помочь другому. В психотерапевтической группе, как и в жизни, больше всего можно получить, отдавая. Это полностью подтверждает замечание известного автрийского психотерапевта V.Frank! (1967), что самоактуализация человека, смысл жизни раскрываются лишь тогда, когда человек переступит собственное Я, «забывая о себе в слиянии с душой другого».

В психотерапевтической группе участники действительно могут дать друг другу очень многое — поддержку, внушение, успокоение, понимание, чувства. Этот обмен помощью является одной из важнейших гарантий психотерапевтических изменений. Почти всегда в конце успешной работы психотерапевтической группы участники подчеркивают не столько роль или вклад терапевта, сколько позитивную помощь других участников.

j 3.5. Коррекция опыта первичной семьи ___________

Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. Это сходство особенно усиливается, когда группу ведут мужчина и женщина. Многие участники группы реагируют на терапевтов как на родителей, а на других участников группы — как на братьев и сестер, особенно на более поздних стадиях работы группы. Это дает возможность терапевту увидеть стереотипы поведения участников, сложившиеся под влиянием воспитания в семье. Немало людей приходит в психотерапевтическую группу с историей негативного опыта, накопленного в самой первой и важнейшей группе — семье. И это отражается в ситуациях межличностного взаимодействия в группе — одни участники демонстрируют полную зависимость от тера-

йсшцтерадевшесш группы: теорш и практика

певтов, которых они «наделяют» нереальной силой и возможностями, другие участники по-подростковому бунтуют против терапевтов, полагая, что они стесняют их свободу и стремление к независимости, пытаются найти союзников среди других участников группы, создавать коалиции против терапевтов; третьи пытаются манипулировать терапевтами, вызвать разногласия и конкуренцию между ними, чтобы в случае успеха можно было воспользоваться появившимися в результате этого возможностями; четвертые же конкурируют и конфликтуют с другими участниками группы из-за внимания, одобрения и любви терапевтов. Это далеко не окончательный список стереотипов, приносимых в группу из первичной семьи.

При анализе поведения такого рода, проблем взаимных отношений участников группы и их отношений с терапевтом (или терапевтами), попытке принять более разнообразные роли в конкретных ситуациях в группе, с помощью интеллектуальных инсайтов и эмоциональных переживаний, в психотерапевтической группе появляется возможность коррегировать опыт, принесенный из первичной семьи, и повышать гибкость и осознанность поведения участников.

j 3.B. Совершенствование социальных навыков

Этот психотерапевтический фактор группы нераздельно связан с межличностным научением, поэтому совершенствование социальных навыков более широко будет обсуждаться в его контексте. Здесь мы лишь отметим, что в любой психотерапевтической группе в реальных межличностных взаимодействиях происходит обучение и совершенствование социальных навыков. Большинство людей, попадающих в групповую психотерапию, испытывает недостаток опыта близких, интимных отношений, и искренние чувства, проявляемые по отношению к ним другими участниками группы, дают отличную возможность увидеть, как возникают, завязываются близкие отношения. Развитые навыки социального поведения — умение гармонично включаться в «сеть» общения, терпимость по отношению к другим людям, умение продуктивно противоборство-

\т I. Дишврашпиесш мцйстш группы: терапевтические риторы _________

вать и решать межличностные конфликты, умение не оценивать, а лучше чувствовать, понимать, принимать и уважать потребности других — могут быть и чаще всего являются одним из основных результатов эффективной работы психотерапевтической группы.

j 3.7. Имитационное поведение ___________________

По мнению Е.С.Crouch с сотр. (1994), имитацион-ное поведение как психотерапевтический фактор группы проявляется тогда, когда участник группы получает пользу от психотерапевтического опыта другого участника группы благодаря идентификации с ним; когда имитирует определенные позитивные аспекты поведения терапевта или других участников группы, усматривая в них подходящую модель для изменения своего поведения.

Имитационное поведение является внутренним действием человека, поэтому трудно каким-либо способом побуждать его со стороны, а также оценивать его действительную эффективность. Значение имитационного поведения в групповой психотерапии недостаточно раскрыто. Но, исходя из своего собственного жизненного опыта, можем отметить, что хотя кое-чему можно научиться и ведя наблюдения, однако гораздо большему мы можем научиться действуя. Китайская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и помню, я делал и понял».

Значение имитационного поведения более широко изучалось в исследованиях поведенческо-когнитивной терапии. К примеру, A.Bandura с сотр. (1969) заметили, что психотерапевты недостаточно оценивают важность имитационного поведения для изменения поведения, эмоций и установок человека, хотя моделирование стимулирует значимые психотерапевтические изменения.

I

3.8. Коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис _____________________

I.D.Yalom (1985) коррегирующий эмоциональный опыт анализирует в контексте межличностного обучения, а катарсис выделяет как отдельный психотерапев- t/3

Всшшержвтичесш группы: reopi к практика

тический фактор группы. Но в любом случае чувства и их выражение являются составной частью межличностных отношений. Мы объединили эти психотерапевтические факторы группы, полагая, что эмоциональный опыт является тем компонентом группового процесса, без которого трудно представить само психотерапевтическое воздействие.

Понятие коррегирующего эмоционального опыта в 1946 г. ввел известный психоаналитик Franz Alexander (цит. по I.D.Yalom, 1985), описывая механизм психоаналитического лечения. Он подчеркнул, что клиент в психотерапии обязан попасть в те трудные эмоциональные ситуации, с которыми не мог справиться в прошлом. Для психотерапевтического воздействия недостаточно одного интеллектуального инсайта, понимания; необходимо эмоциональное переживание и «исследование» реальности с помощью чувств. (Кстати, для достижения психотерапевтического эффекта недостаточно и только эмоционального переживания, опыта. Как показали исследования M.A.Lieberman с сотр. (1973), интенсивность или качество эмоционального опыта не было критерием, который различал бы эффективные и неэффективные психотерапевтические группы; участники, оценившие свой групповой опыт как успешный и эффективный, испытали как глубокие и сильные чувства, так и интеллектуальные инсайты. Иначе говоря, для достижения психотерапевтического эффекта необходим как эмоциональный опыт, так и когнитивное научение.)

В коррегирующем эмоциональном опыте психотерапевтической группы можно выделить несколько компонентов (I.D.Yalom, 1985):

1. Участник группы выражает интенсивные чувства, связанные с другими участниками.

2. Группа оказывает ему поддержку, позволяющую рисковать.

3. Происходит анализ ситуации, помогающий участнику понять, что произошло; здесь особенно важна реакция других участников группы.

4. Участник признает, что ошибался, избегая выражения своих чувств перед другими.

5. Результат — способность участника группы более глубоко и искренне общаться с другими.

\щ I. Псишврапввгиесш шдейсше гррпы: терапевтические факиры ___________

Такая последовательность событий вызывает напряжение, так как демонстрировать свои чувства перед другими людьми рискованно. Однако такое напряжение может быть психотерапевтически ценным, если благодаря усилиям терапевта и участников группы оно превращается в коррегирующий эмоциональный опыт. Для этого необходимы два условия:

— участники должны чувствовать себя в группе достаточно безопасно;

— терапевт должен обеспечить такие условия, чтобы участники постоянно реагировали друг на друга искренним выражением своих чувств и мыслей.

Существуют определенные критические точки в эмоциональном опыте участников группы:

1. Сильные отрицательные чувства по отношению к другому участнику группы. Иногда бывает непонятно, откуда они возникли и как могли прорваться наружу. Однако, когда после этого не происходит никакой катастрофы ни с ним самим, ни с человеком, по отношению к которому он выразил свои отрицательные эмоции, становится ясным, что выраженные отрицательные чувства нередко могут быть неадекватными по своей интенсивности, а иногда и выбору объекта, но еще опаснее подавлять эти чувства. Невыраженные отрицательные чувства являются источником непредсказуемых реакций в межличностных отношениях. Умение адекватно выражать отрицательные чувства помогает легче общаться с другими.

2. Сильные положительные чувства по отношению к другому участнику группы. Их неожиданное раскрытие чаще всего также не имеет никаких катастрофических последствий. Хотя проявить глубокие и интенсивные положительные чувства по отношению к другому человеку значительно труднее, чем отрицательные, но, пытаясь это сделать, участник группы раскрывает и новую, ранее не изведанную часть своей самости. Это в свою очередь помогает по-новому строить отношения с другими людьми.

3. Неожиданное самораскрытие перед другими участниками группы. О нем ниже будем говорить более подробно, однако здесь хотелось бы отметить, что самораскрытие перед другими само по себе довольно рискованно. Но если группа способна оказать участнику поддержку, этот риск бывает оправданным, и глубокое, спонтанное самораскрытие по- п-,-, могает более глубоко и искренне общаться с другими. til

1ишерзпевттеш группы: твори «практика

Интенсивное выражение ранее подавляемых, скрываемых чувств часто определяется понятием катарсиса, который считается важным психотерапевтическим фактором группы.

Катарсис чаще всего переживается при выражении связанных с прошлым или настоящим чувств грусти, любви и гнева (как утверждает W.H.Friedman (1989), такова очередность их проявления по частоте). Интенсивное проявление чувств нередко сопровождается потерей самоконтроля, поэтому в психотерапевтических группах участники склонны сдерживать себя, подавлять чувства, так как опасаются последствий возможной утраты самоконтроля. Поэтому интенсивность и частота катарсиса зависит как от степени подавления своих чувств участниками, так и от атмосферы безопасности в группе. Обычно после переживания катарсиса появляется чувство расслабленя, которое считается обязательным элементо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.82 (0.019 с.)