Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

Поиск

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет Консультативеой и Клинической Психоогии

Кафедра Детской и Семейной Психотерапии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«_________________________________________________»

название курсовой работы

Специальность __________ – _____________________________

(код) (наименование специальности)

Специализация _________________________________________

(наименование специализации)

 

«Допустить к защите»

«___»_______________201_ г.

Руководитель Подпись Дата Гаврилова Т.П.

 

 

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Куратор курсовых работ

кафедры индивидуальной и групповой

психотерапии Подпись Дата Мазаева Е.С.

 

 

Руководитель Подпись Дата Гаврилова Т.П.

 

Студент Подпись Дата Каширин В.Г. ПК 4.1

 

Рецензент Подпись Дата

 

 

Москва, 2014

Оглавление

 

Оглавление……………………………………………………………………..….2

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования……………………………4

1.1 Образ Я младших школьников……………………………………………….4

1.2 Самооценка и отценивание младших школьников…………………………5

1.3 Младший школьник и его окружение……………………………………….7

1.4 Межличностные отношения у младших школьников………………….....12

1.5 Коинг Стратегии у младших школьников…………………………………14

Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о себе у младших школьников………………………………………………………………………16

2.1 Методики и процедура исследования………………………………………16

2.2 Исследование………………………………………………………………...17

2.3 Описание и обсуждение результатов………………………………………33

Выводы…………………………………………………………………………...36

Заключение………………………………………………………………………37

Литература……………………………………………………………………….38

 

 

Введение

 

Младший школьный возраст является очень важной ступенью в развитии личности человека. Ребёнок в этом возрасте становится наиболее автономным, самостоятельным настраивает в социальные контакты. Дети в этот период своей жизни становятся более автономными. Происходит развитие логических структур, адаптации, автономии, но, пожалуй, самое важное, что происходит с ребёнком в этом возрасте это развитие самооценки. Ребенок становится более автономным от семьи, теперь его самооценка зависит не только от похвалы и наказания родителей, но теперь его оценивают ещё и в школе, что конечно оказывает огромное влияние на его самооценку, то, как к нему относятся учителя, ровесники и одноклассники оказывает на самооценку большое влияние. Удачи приводят к её росту, неудачи к её понижению. Так же на характер человека оказывает влияние, если у него низкая или вымокая самооценка. Низкая самооценка ведет к личностному кризису, закрытости отстраненности, высокая к высокомерию, и высокой самокритичности.

В данной курсовой работе будет исследоваться уровень самооценки у детей младшего школьного возраста, то, как дети оценивают себя, в чем основные отличия самооценки у детей 2, 3 и 4 класса и как это влияет на их поведение в повседневной жизни.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

Образ «Я» младших школьников

 

«Образ Я» или «Я концепция» это совокупность представлений человека или ребёнка о себе, которая складывается из многих факторов: контактов с окружающим миром, людьми, самооценкой, это рефлексивная часть личности, с помощью которой у человека складывается ясный образ себя осознание себя и своего мировозрения в обществе. Но человек всегда убеждён в своей «я концепции» независимо от того основываются ли его знания на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. В младшем школьном возрасте «Я концепция» складывается из отношений ребёнка с родителями, учителем, сверстниками. В младшем школьном возрасте для формирования личности очень важно то, что окружает младшего школьника, поскольку это влияет на его самооценку.

«Я» концепция состоит из:

1) Когнитивной составляющей к ней относятся ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание жизненных целей, и пр. Говоря проще эта часть я концепции включает в себя то, как человек обрисовывает и видит себя.

2) Оценочной составляющей к ней относится оценочные знания различных представлений индивида о себе. Это могут быть его социокультурное окружение, социальные реакции на него и т.п. Из всего этого в частности складывается самооценка человека.

3) Поведенческая составляющая. Формирование «Я концепции» складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма общения.(22)

По Э. Эриксону «Я» концепция проходит через несколько стадий формирования. По его мнению, каждая стадия развития отвечает своему, присущему данному обществу ожиданию, которые человек может оправдать или не оправдать, и, исходя из этого он либо включается в общество, либо отвергается и «изгоняется» им. (21)

Таким образом «Я концепция» имеет многоуровневую структуру и большое внутреннее содержание. В данной курсовой работе более подробно будут описываться подструктуры, которые формируют у людей самооценку (как человек или ребёнок оценивает себя, значимости оценивания и на важных близких) и которые, безусловно, важны для младших школьников.

 

Коинг Стратегии у младших школьников

 

Как пишут Никольская и грановская

Копинг стратегия — это активное, сознательное усилие личности, предпринимаемое в ситуации психологической угрозы. По своему содержа­нию понятие копинга близко к понятию психологической защиты.

В младших классах отметки часто выступают как обоб­щенная оценка личности ребенка. Если ребенок — двоеч­ник, то его могут незаслуженно подозревать в самых раз­ных неблаговидных поступках. Если плохую отметку получит отличник — это может явиться для него траге­дией, снизить самооценку и уважение к себе. Из-за пло­хих отметок у детей формируются чувство вины, стыда, тревожность, неуверенность в себе, боязнь ситуации со­ревнования. (12)

Мальчикам лучше всего помогают две стратегии: «про­шу прощения, говорю правду» и «смотрю телевизор, слу­шаю музыку», девоч­кам — «обнимаю, прижимаю, глажу». Чаще, чем де­вочкам, мальчикам на уровне тенденции помогает только одна стратегия: «ем или пью». Это может быть следствием полового диморфизма. Достоверно чаще, чем мальчикам, девоч­кам помогают стратегии «молюсь», «обнимаю, прижимаю, глажу». И, на уровне тенденции,— «говорю с кем-ни­будь». Это показывает, что в трудную для минуту женщины больше нуждаются в ком-то с кем они могут вступить в разные формы вербального и невербального взаимодей­ствия. По данным психологов, во всех культурах девочки демонстрируют лучшие навыки обще­ния, чем мальчики. (12)

 

 

Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о себе младших школьников

Исследование

Тест Куна «Кто Я»

Интерпретация проходит в несколько этапов.

Интерпретация количества ответов

По количеству ответов, данных за отведённый промежуток времени, можно косвенно судить об уровне рефлексии личности. Чем больше ответов дано за отведённое время, тем уровень рефлексии выше.

Интерпретация оценок

· Самооценка считается средней, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

· Самооценка считается высокой, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

· Самооценка считается низкой, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

· Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

Шкала анализа идентификационных характеристик

1. «Социальное Я»

2. «Коммуникативное Я»

3. «Материальное Я»

4. «Физическое Я»

5. «Деятельное Я»

6. «Перспективное Я»

7. «Рефлексивное Я»

 

Класс

Уровень рефлексии в классе достаточно высокий только 2 из 10 детей дали минимальное количество определений (6 из 10) ещё 2 ребёнка дали 7 определений из 10. Остальные дали 10 определений из 10.

Исходя из данных, полученных в методике лишь 3 ребенка имеют среднюю самооценку у остальных детей она высокая, для детей второго класса это является нормой.

В классе превалирует уравновешенный тип самооценки.

В классе дети преимущественно выделяют:

Социальное Я «дочь/сын, ученик, ребенок»

Рефлексивное Я «хороший, умный, лентяй» и современное «геймер».

Физическое Я «сильный, слабый, красивая»

Лишь двое выделили

Деятельное Я «Помогаю по дому, слежу за младшими братьями/сестрами». Ответы содержат прямые и косвенные примеры идентичности, как эмоционально положительные (хороший, добрый), так и эмоционально отрицательные (лентяй, глупый). По всей видимости, на самооценку в этом возрасте оказывают влияние в основном социальные и рефлексивные качества.

 

Класс

Уровень рефлексии у детей третьего класса достаточно высокий 8-10 определений из 10.

Здесь видно, что дети из 3 класса становятся более критичными к себе.

В классе, вновь, превалирует уравновешенный тип самооценки. Половина детей (50%) выделяют

Деятельное Я «Помогаю по дому, слежу за младшими братьями/сестрами».

Хотя Социальное Я «дочь/сын, ученик, ребенок» и

Рефлексивное Я «хороший, умный, лентяй» и «геймер»

Физическое Я «Умный, красивая» так же имеют своё довольно большое значение.

Ответы, как и прежде, содержат прямые и косвенные примеры идентичности, как эмоционально положительные, так и эмоционально отрицательные.

 

Класс

Уровень рефлексии в четвертом классе так же достаточно высок 8-10 определений

Исходя из данных видно, что дети так же относятся к себе с определенной долей критичности.

Деятельное Я «Помогаю по дому, слежу за младшими братьями/сестрами».

Социальное Я «дочь/сын, ученик, ребенок

Рефлексивное Я «хороший, умный, лентяй»

Физическое Я «Умный, красивая» являются основными показателями идентичности детей, Но тут несколько детей показали еще и Коммуникативное Я «общительный, остроумный, имею много друзей» это говорит о развитии личности младшего школьника.

Так же как и в предыдущих возрастных группах, ответы содержат прямые, косвенные примеры идентичности, как эмоционально положительные, так и эмоционально отрицательные.

 

Исходя из полученных данных можно увидеть, что в данном тесте дети мало критичны к себе и своим состояниям, с возрастом их самооценка претерпевает ряд изменений.

Во втором классе дети более склонны к глобально высокому уровню рассмотрения своей самооценки.

В третьем классе у некоторых детей проявляется некоторая критичность, которая дает детям более адекватное мироощущение.

В четвертом классе не у всех, но у большинства проявляется уже большая самокритичность.

Но в тесте Куна они склонны к некоторой доле преукрашения себя и своей личности.

Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн анализируется следующим образом.

- высота самооценки — от «0» до знака «.»;

- оценка себя глазами родителей от «0» до знака «x»

Уровень самооценки.

45 до 74 средняя самооценка.

75 до 100 высокая..

45 и ниже низкая самооценка

 

Класс

Средняя величина показателей оценки детей родителями (в представлении детей) и самооценки.

Шкала Мальчики Девочки Родители (среднее по классу)
Умный      
Хор. товарищ      
Хор. ученик      
Веселый      
Здоровый      
Красивая/ сильный     М 80/ Д 85

 

В целом для детей второго класса переоценка своих способностей нормальна в более взрослом возрасте эти показатели станут более средними.

Оценивая себя с точки зрения родителей дети 2 класса склонны к понижению всех показателей только девочки в шкале красоты склонны к повышению по шкале красоты.

Таким образом, у детей во втором классе высокая самооценка, которая является нормой для их возраста это говорит о том, что у них хорошие отношения в коллективе и самих себя они оценивают (с точки зрения здоровья и веселости, к примеру) очень высоко.

 

Класс

Средняя величина показателей оценки детей родителями (в представлении детей) и самооценки.

Шкала Мальчики Девочки Родители (среднее по классу)
Умный      
Хор. товарищ      
Хор. ученик      
Веселый      
Здоровый      
Красивая/ сильный     М 80/ Д 85

 

В третьем классе, по всей видимости, происходит некоторый перелом в представлении о себе и о мире, исходя из этого, у некоторых детей происходят изменения в самооценке которые приводят к более реалистичному видению себя в мире. Скорее всего, в данном возрасте нормой будет считаться так же высокая самооценка.

Рассматривая себя глазами родителей дети склонны рассматривать некоторое повышение, т.е. если они считают себя умными то родители считают их (по их мнению) Умнее, красивее и веселее.

 

Класс

Средняя величина показателей оценки детей родителями (в представлении детей) и самооценки.

Шкала Мальчики Девочки Родители (среднее по классу)
Умный      
Хор. Товарищ      
Хор. ученик      
Веселый      
Здоровый      
Красивая/ сильный     М 65/ Д 70

 

По. Всей видимости к четвертому классу у большинства детей происходят изменения в самооценке которые приводят к ешё более реалистичному представлению о себе и о мире, таким образом, большинство детей могут составить представления о себе более адекватно. В этом возрасте нормой, скорее всего, будет считаться средняя самооценка.

 

Распределение по возрастам.

Мальчики

Шкала Мальчики 2 класс Мальчики 3 класс Мальчики 4 класс
Умный      
Хор. Товарищ      
Хор. Ученик      
Веселый      
Здоровый      
Красивая/ сильный      

 

Исходя из данных изображённых в таблице видно, что во втором классе большинство детей склонны к высокой самооценке, что является нормой в их возрасте, в третьем классе у трех детей наблюдаетсявысокая самооценка у других детей она средняя, в четвертом классе у всех мальчиков наблюдается средняя самооценка. Видимо у детей к возрасту 10 лет происходит некоторая переоценка и оценка становится более средней. Лишь у трех детей, одного мальчика из 2 класса и двух из третьего, наблюдается некоторое понижение, пока в пределах нормы, самооценка у них не стала низкой, но и к высокой самооценке они не склонны, самооценка у них в пределах средняя, хотя в возрасте 8-9 лет дети обычно склонны к высокому рассмотрению самооценки.

Шкала Девочки 2 класс Девочки 3 класс Девочки 4 класс
Умный      
Хор. Товарищ      
Хор. Ученик      
Веселый      
Здоровый      
Красивая/ сильный      

 

У девочек наблюдается та же тенденция что и у мальчиков. Во втором классе девочки склонны к высокой самооценке, в третьем девочки склонны так же к высокой самооценке, в 4 классе только одна девочка из трех имеет высокую самооценку, хотя у двух других девочек она так же довольно высокая, но в пределах средней.

Сводная таблица

2 класс
Шкала Мальчики Девочки Родители (среднее по классу)
Умный      
Хор. Товарищ      
Хор. Ученик      
Веселый      
Здоровый      
Красивая/ сильный     М 80./ Д 85
3 класс
Шкала Мальчики Девочки Родители (среднее по классу)
Умный      
Хор. Товарищ      
Хор. Ученик      
Веселый      
Здоровый      
Красивая/ сильный     М 80./ Д 85
4 класс
Шкала Мальчики Девочки Родители (среднее по классу)
Умный      
Хор. Товарищ      
Хор. Ученик      
Веселый      
Здоровый      
Красивая/ сильный     М 65./ Д 70

 

Таким образом, для разных возрастных периодов можно выделить определенную норму.

Во 2 классе большинство детей будет склонно к высокой самооценке, для их возраста это будет являться нормой, самооценку, которая будет ниже этой условной нормы будут показывать дети, которые испытывают те или иные неудовольствия, в общении, социуме, воспитании.

В 3 классе норму определить сложнее поскольку у некоторых детей нормой является высокая, а некоторых детей будет нормой средняя самооценка. В данной категории исследования взгляды детей разделились поровну, нормой здесь, скорее всего, будет являться высокий уровень самооценики.

В 4 классе ситуация меняется тут дети были более склонны к средней самооценке, и лишь одна девочка была склонна к высокой самооценке.

 

Проективные методики

Проективные методики, вошедшие в исследование это «Рисунок человека» и «Рисунок семьи». Данные методики направлены на исследование индивидуальных особенностей личности, внутрисемейных отношений, некоторых характеристик поведения, настроения и самооценки. Следует описать тенденцию по каждому рисунку по классам.

 

Класс

Рисунок семьи

В целом тенденция по классу показала, что отношение к семье у детей 2-го класса в целом положительна они относятся к семье как к целостному, структурированному образованию.

У девочек рисунки получились более детальными, более прорисованными и более структурированными, что значит, что девочки видят свою семью более гармонично целостно и положительно.

У мальчиков рисунки менее аккуратные и опрятные, но тоже имеют своеобразную структуру. 2 мальчика-близнеца нарисовали семью структурировано и детально перечислив всех своих родственников, включая старших сестер, мать, отца и бабушку, возможно, это связано с их менталитетом эти мальчики кабардинцы. У других мальчиков (40%) семья изображена весьма карикатурно, почти головоноги, но структура более менее проглядывается, один из них изобразил семью в виде маленьких карикатурных человечков, это может свидетельствовать о недостаточной связи с родителями или о том, что у мальчика низкая самооценка, еще у одного мальчика была очень вытянутая семья, это возможно свидетельствует о том, что ему не хватает общения с родителями и он от этого достаточно сильно страдает.

В целом по классу у 80% детей наблюдается позитивное и достаточно теплое отношение с близкими, у 20% детей наблюдаются отклонения от нормы, что свидетельствует о низкой самооценке и недостатке внимания со стороны близких.

Все дети рисуют полную семью, замещений нет, рисуют себя рядом включенными в деятельность. Лишь у двоих детей семья нарисована проблематично, но они включены во взаимодействие друг с другом.

Рисунок человека

У девочек во втором классе рисунок человека вышел ничуть не хуже чем рисунок семьи у двух девочек наблюдается ориентация на прошлое возможно это связано с травмирующими воспоминаниями, кроме того у одной из этих девочек человек ещё и очень маленький возможно у неё пониженная самооценка.

У трех мальчиков так же наблюдается ориентация на прошлое, в том числе у одного из близнецов. Ещё у двух мальчиков наблюдается низкая самооценка, хотя человек стоит в центре он достаточно маленький, возможно, это подразумевает чувство недооцененности или угнетённости. И опять же у ребенка, который в рисунке семьи нарисовал персонажей вытянутыми, нарисовал человека с вытянутым туловищем. Это может свидетельствовать о каких-то неудовлетворенных потребностях, скорее всего во внимании родителей.

В целом замещений по классу не было лишь уменьшенные фигурки, что говорит о низкой самооценке, недооценкнности или нехватке внимания.

 

 

Исходя из данных полученных по рисункам, большинству детей второго класса комфортнее видеть себя в контексте семьи, поскольку там они испытывают чувство защищенности, комфорта, получают защиту и комфорт. Рассматривать себя отдельно от семьи большинство детей могут с трудом, но двое детей представили координально другую картину их рисунки говорят о том, что они лучше представляют себя как отдельных личностей, возможно, это говорит о том, что они испытывают проблемы в контакте с родителями или подвергаются угнетению с их стороны.

 

Класс

Рисунок семьи

Девочки, как и во втором классе, нарисовали более структурированные рисунки, на которых изображена семья занимающаяся общим делом, но 3 девочки (30%) нарисовали детали, которые тревожат, у одной из девочек был очень выражен фон на рисунке, это может свидетельствовать о том, что её гложет некие тревоги, с которыми она сама не в силах справиться, у двух других девочек у всех членов семьи руки убраны за спину, это свидетельствует о наличии некоторой тайны или травмирующей ситуации, после общения с преподавателем, стало известно, что у одной из девочек недавно умерла мать, что конечно является ужасной травмой для ребёнка особенно в таком юном возрасте.

У мальчиков опять получились карикатурные рисунки, у трех из них это была полная абстракция с элементами некоторого сценария, понаблюдав за ними в течение исследования я понял что это, скорее всего зачатки истероидных черт личности, что в принципе свидетельствует о низкой самооценке. Два других мальчика в целом нарисовали достаточно хорошие рисунки, но люди на них были маленькими, что так же может свидетельствовать о нарушении в самооценке, скорее о её стремлении к низкому уровню, но у этих двух ребят рисунки более структурированы.

Почти все дети рисуют полную семью, кроме девочки, которая потеряла мать, замещений, нет, рисуют себя рядом включенными в деятельность.

Рисунок человека

Девочки в третьем классе так же изобразили достаточно детальных людей, конечно, та девочка, у которой не стало матери, по прежнему рисовала человека с руками за спиной и достаточно маленького в левом верхнем углу листа, что свидетельствует о травматизации в прошлом.

Мальчики. Продолжили рисовать карикатуры, но в этот раз у них получились более детальные рисунки, хотя те, что рисовали маленьких человечков и здесь нарисовали, маленьких людей, что укрепляет меня в мысли, что у них низкая самооценка.

В целом замещений по классу не было лишь уменьшенные фигурки, что говорит о низкой самооценке

 

 

 

Исходя из данных полученных при обработке можно увидеть что только трое детей находят гармонию и понимание в семейном кругу, остальные 7 по тем или иным причинам абстрагируются от семьи не получая от неё того внимания и заботы которого бы им хотелось. В рисунке человека 5 детей получают от социума внимание, которого, скорее всего им не хватает в семье, они стараются удовлетворить свою потребность, во внимании совершая определённые поступки, возможно не всегда хорошие, которые им позволяют получить внимание окружения, ведь даже потребность в наказании никто не отменял. По всей видимости ещё двое детей не получают удовлетворения и от социума, что приводит к понижению самооценки у этих детей.

 

Класс

Рисунок семьи

У девочек опять же были самые структурированные рисунки, но у двух девочек в рисунках присутствовала некоторая доля карикатуризма, хотя в целом рисунки очень хорошо прорисованы и достаточно детально.

У мальчиков из 7 рисунков только три наиболее прорисованы, остальные 4 имеют карикатурный стиль. У трех мальчиков наблюдаются дефекты в рисунках семьи у двух люди маленькие, что свидетельствует о недостатке внимания со стороны родителей или неуверенности в себе. У одного из мальчиков каждый член семьи разделён отдельными рамками, возможно, ему не хватает личного пространства либо каждый член семьи ему представляется как отдельная независимая от других личность.

Все дети рисуют полную семью, замещений нет, рисуют себя рядом включенными в деятельность. В целом почти у всех детей члены семьи и сами дети, достаточно крупные, что свидетельствует о средней самооценке.

Рисунок человека

В целом дети нарисовали хорошие рисунки, правда 2 девочки нарисовали в рисунке человека персонажей мужского пола, а один мальчик нарисовал женского персонажа, скорее всего это связано с тем что некоторые дети видят в людях противоположного пола пример для подражания или им просто не хватает общения с родителем того пола которого они нарисовали. 3 мальчика изобразили людей в нижней части листа скорее всего, они испытывают некоторую подавленность. Ещё один мальчик нарисовал человека в середине листа, там, где условно начинается верхняя его часть, но достаточно маленького, это может говорить о высоком уровне притязаний при низкой самооценке.

В целом замещений по классу не было у многих детей человек изображен крупно что свидетельствует о средней самооценке

 

Таким образом, получается, что в четвертом классе данные схожи с данными детей, которые учатся во втором классе. У многих детей благоприятные отношения с семьёй, но при этом как личности они чувствуют себя не уверенно. И меньшинство более адекватно оценивают себя как личности при этом не могут найти общего языка с семьёй. По всей видимости, дети к четвертому классу смиряются с тем, что происходит в их семейной жизни и это влияет на то, что как личности они имеют слабую дифференцировку и наоборот те, кто видят себя как отдельные личности имеют проблемы в отношениях с семьей.

 

Делая общий вывод по проективным методикам можно сказать, что рисунки является непосредственным передатчиком тревожных мыслей чувств и переживаний детей. Кроме того они позволяют оценить как ребёнку легче рассматривать себя как члена семьи или как отдельную личность.

Рисунок семьи показал что 40% детей не получают эмоциональной отдачи от родителей или она крайне негативна для них что ярко выражено в рисунках.

Рисунок человека показал, что 66% детей имеют низкую самооценку в связи с отсутствием теплых контактов с родителями, проблем с учителями и общей подавленностью.

По всей видимости, детям из 2-го класса более комфортно в семейных условиях, и только двое находят комфорт в социуме (в общении с одноклассниками, друзьями и т.п.)

В третьем классе есть небольшой коллектив который не находит комфорта ни в семье ни в социуме, но большинство детей комфортнее ощущает себя в социуме.

В четвертом классе, так же как и во втором, дети находят больший комфорт в семье.

Исходя из этого можно предположить, что во втором классе дети склонны к идеализации своей семьи, при этом не готовы рассматривать себя как отдельных личностей. В третьем классе дети пытаются отстраниться от семьи и найти комфорт в социуме, некоторым это не удается и они остаются в маленькой группе аутсайдеров. В четвертом классе наступает некоторое примирение с семьей, ребёнок осознает, что он не всемогущ и примеряется со своим семейным и социальным положением.

Выводы

Исходя из полученных мною данных можно предположить, что с возрастом у детей взгляды на самооценку изменяются. От более идеалистических они становятся более реальными. Думаю на примере 2, 3 и 4 классов это видно достаточно четко. Дети второго класса представляют семью очень идеальной, гармоничной, позитивной и светлой, себя оценивают как добрых, светлых и умных, самооценка достаточно высокаа, скорее всего, для детей 7-8 лет это норма. В третьем классе взгляды у некоторых детей немного меняются они понимают, что семьи не похожи одна, на другую и что в жизни бывают трудности, особенно это выражается у детей переживших развод и смерть одного из родителей, примерно у половины детей самооценка становится более адекватной и более адекватной, хотя у половины она по прежнему остается высокой. У детей 4 класса взгляд на мир наиболее адекватен, они понимают, что семья это святое, но и происходящее вокруг не менее важно, у них возникает понимание, что они не совершенны и что они очень разные. Конечно, на их самооценку помимо семьи огромное значение оказывают учителя, друзья, коллеги и другие близкие, но семья, на мой взгляд, для детей особенно в начальных классах оказывает огромное влияние.

У детей второго класса нормой является завышать свою самооценку, с возрастом эта тенденция уходит, иногда меняется на низкий уровень самооценки.

 

Заключение

Подводя итог к проведённой работе можно сказать, что самооценка действительно важная часть личности даже для детей младшего школьного возраста. Она играет важную роль в построении контактов, общении и поведении детей младшего школьного возраста.

Исходя из проведенных исследований можно заметить, что у детей 2 класса наиболее позитивное отношение к себе и сильная привязанность к родителям, что делает их самооценку достаточно высокой, они ещё не видят в себе некоторых негативных черт, таких как лень, зависимости от интернета и компьютерных игр (тест Куна (4 класс)), в третьем классе у некоторых детей проявляется более реалистичный взгляд на себя и на свои действия, они обнаруживают свою лень, вредные привычки, хулиганистость и др. У детей четвертого класса у 80-90% наблюдается наиболее реалистичная оценка себя они уже наиболее четко могут отлавливать в себе негативные черты, остается, пожалуй, их проработать для их устранения. Из выше изложенного могу считать гипотезы 1 и 2 доказаны.

 

 

Список литературы

 

1. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

 

2. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 422с.

 

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 1968. – 400с.

 

4. Вачков И. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников/ М.: Чистые пруды, 2009. - 32с.

 

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

 

6. Венгер А.Л. Схема индивидуального развития детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. Томск.: «Пеленг» 1993. - 69с.

 

7. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии», 1998. – 256с.

 

8. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Издательство политической литературы 1978. 368с.

 

9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 460с.

 

10. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. - 64 с.

 

11. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. – 568с.

 

12. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.— СПб.: Речь, 2001.— 507 с.

 

13. А. Захарова, В. Слободчиков Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981. -400с.

 

14. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973. - 192с.

 

15. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Издательство МГУ 1981. - 184с.

 

16. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Издательство политической литературы 1972. - 304с.

 

17. Строганова Л.В. Подсказки психологу в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112с.

 

18. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.- 176с.

 

19. Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М.: Академия психологических наук РСФСР, 1962. 267с

 

20. http://womanadvice.ru

 

21. http://nsportal.ru

 

22. http://knowledge.allbest.ru

Самооценка младшего школьника.

Экологическое образование младших школьников.

Исследование влияние семейного воспитания на эмоциональную сферу младшего школьника.

Формирование личностных качеств у младшего школьника.

Личность учителя глазами младшего школьника.

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет Консультативеой и Клинической Психоогии

Кафедра Детской и Семейной Психотерапии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«_________________________________________________»

название курсовой работы

Специальность __________ – _____________________________

(код) (наименование специальности)

Специализация _________________________________________

(наименование специализации)

 

«Допустить к защите»

«___»_______________201_ г.

Руководитель Подпись Дата Гаврилова Т.П.

 

 

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Куратор курсовых работ

кафедры индивидуальной и групповой

психотерапии Подпись Дата Мазаева Е.С.

 

 

Руководитель Подпись Дата Гаврилова Т.П.

 

Студент Подпись Дата Каширин В.Г. ПК 4.1

 

Рецензент Подпись Дата

 

 

Москва, 2014

Оглавление

 

Оглавление……………………………………………………………………..….2

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования…………



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.011 с.)