Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

вопрос. Методы психокоррекции детей с нарушениями ОДА.

Поиск

(Вопрос освещен слабо).

Трудности восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом обусловлены не столько тяжестью двигательного дефекта, а главным образом своеобразными особенностями их умственного и эмоциональноволевого развития.

В настоящее время вопросы психологической помощи детям с ДЦП освещены недостаточно. Отсутствие четко разработанных дифференцированных методов психокоррекции детей с ДЦП, неадекватный подбор психотехнических средств могут отрицательно сказываться на качестве психического развития больного ребенка, а также создают существенные трудности в работе педагогов и родителей.

Рассматриваем психологическую помощь детям и подросткам с церебральным параличом как сложную систему реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности больного с ДЦП, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям больного ребенка. Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на физический дефект, длительное пребывание в стационаре и хирургическое лечение.

Эффективность психологической помощи детям с церебральным параличом в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики.

Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендовано разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационнопотребностной сферы и индивидуальноличностных характеристик.

Клиникопсихологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.

Основные формы психологической помощи

Психологическая помощь является комплексным процессом, включающим в себя два основных блока:

1. адаптация ребенка к имеющемуся дефекту;

2. обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком.

36. Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии. Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития. Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию. Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Принцип оказания личностно-ориентированной помощи. Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Психолого-педагогическая коррекция два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное. Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию (I), психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Психокоррекционное направление (II) реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции. Задачами этого направления являются: формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии; коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребенок с отклонениями в развитии; коррекция личностных нарушений у родителей больных детей; коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих больных детей гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.

Техники для семейной арт-терапии. 1. Семейный портрет. Реалистическое, абстрактное, символическое изображение членов семьи. Варианты: автопортрет, изображение членов семьи, как животных или предметов, изображение нескольких членов семьи с составлением диалогов между ними, подберите и вырежьте иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами. 2. «Скульптура семейных отношений» Изобразите семейные отношения в виде скульптурной группы. Можете использовать пластилин, глину, самих участников группы и т. д. Варианты: создайте социограмму, отражающую «я» в его связи с помощью кругов соответствующей величины, расположенных на разном расстоянии от центра - «я», создайте модель в виде трехмерного «мобиля» с помощью вешалки, картона, ниток и т. Д 3. Наследство Сложите лист дважды и изобразите на каждой из его четырех частей: что Вы унаследовали из личных качеств родителей, что Вам хотелось бы от них унаследовать, что Вам не хотелось бы от них унаследовать, какие из этих качеств Вам хотелось бы передать детям. Варианты: нарисуйте ваше прошлое и настоящее в семье и каким Вам хотелось бы их видеть, изобразите сильные и слабые качества, унаследованные Вами от родителей. 4. «Семейные темы».

Нарисуйте себя вместе с каким-нибудь членом Вашей семьи, изобразите различные семейные события: свадьбу, рождение ребенка, праздники и т. д. 5. «Игровые семейные отношения». Используйте песочницу и различные фигурки людей и животных для изображения ситуации, создания историй, отражающих семейную жизнь, нарисуйте и вырежьте из картона бумажные фигурки людей, кукол, животных для изображения семейных отношений, попросите ребенка изготовить фигурку из теста, в особенности, какую-либо значимую для ребенка фигуру члена семьи и спросите его, что она говорит или делает. 6. «Текущий момент». Члены семьи изображают семейную ситуацию в настоящий момент, а затем так, как они хотели бы ее видеть. 7. «Наиболее важные вещи» Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно. 8. «Начальник и подчиненный» Ребенок руководит действиями своего родителя в процессе его рисования или лепки. 9. «Семейный рисунок». Вся семья рисует на большом листе бумаги, а затем обсуждает динамику процесса рисования, отражающую семейные роли и отношения. Варианты: перед началом рисования определяют тему рисунка, создание общего произведения, используя любой материал.

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода – это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арттерапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинга, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции. Методы ПК эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны. В отечественной психологии разработаны и описаны методы групповой психокоррекции преневротических нарушений у детей (Спиваковская, 1988). основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный. Диагностигеский блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Установогный блок включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия. психокоррекции (Спиваковская, 1988). Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием. Конкретные задачи: преодоление внутрисемейного кризиса; изменение родительских установок и позиций; снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка; расширение сферы социального взаимодействия ребенка; формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим. Внутри этого блока выделяются два основных этапа. Первый этап – ориентировочный, где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми, а у детей формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что очень важно в процессе сглаживания внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы. Психотехнические приемы здесь состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр. Второй этап – реконструктивный, когда проводится коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования При оценке эффективности психологической коррекции (оценогный блок) просматриваются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Разбираются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа результатов деятельности ребенка до занятий и после. Оценивая эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты, а для оценки значимых межличностных отношений лучше обратиться к цветовому тесту отношений (ЦТО), адаптированному Эдкиным. Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями нами предложены следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.

нарушениями. ИГРА Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи: способствует развитию самовыражения ребенка; снимает имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт; формирует саморегулирующие процессы. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка (музыкотерапия). ПСИХОГИМНАСТИКА.

Психорегулирующая тренировка (Мамайчук). Основной целью этих занятий является: смягчение эмоционального дискомфорта; формирование приемов релаксации; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Первый этап – успокаивающий, Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы и проч.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.007 с.)