Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая периодизация онтогенезаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Разработка научно-обоснованной периодизации онто-. генеза человека исключительно сложна. Очевидно, что| только одни какие-либо признаки — морфологические, фи- зиологические или биохимические — не могут быть положены в основу периодизации. Необходим комплексный подход. Кроме того, при периодизации следует учитывать не только биологические, но и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Детальная схема периодизации онтогенеза человека была предложена В.В. Бунаком в 1965 г. (табл. 3). По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предлагаются следующие показатели: для прогрессивной стадии — продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии — увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии — падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости движений. Сходная схема (табл. 4) возрастной периодизации пост-натального развития человека была принята на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, состоявшейся в 1965 Г. Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиатрии, педагогике. Пренатальный период подразделяется на два: эмбриональный и фетальный (плодный). В течение первого пери- Таблица 3 Схема периодизации индивидуального развития (В.В. Бунак, 1965)
ода, который продолжается 8 недель, происходит форми- рованиеорганов и частей тела, свойственных взрослому че-- ловеку. В фетальный период главным образом увелйчива-i размеры и завершается органообразование. Скорость i плода возрастает до 4—5 месяцев. После 6 месяцев 53
Таблица 4 Схема возрастной периодизации онтогенеза человека
скорость роста линейных размеров уменьшается. По-видимому, одна из причин замедления роста в конце внутриутробного периода — ограниченные размеры полости матки. По данным Дж. Таннера, скорость роста близнецов замедляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода. Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место выкармливание ребенка молозивом в течение 8—10 дней. Следующий период — грудной — продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.. С 4 лет начинается период первого детства, который 'заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследователи отмечают небольшое увеличение скорости роста, на-зывая его первым ростовым скачком; однако было обращено внимание, что этот скачок свойственен не всем детям. I Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: пер- ШЧиый моляр и центральный резец на нижней и верхней че- к., латеральный резец на нижней челюсти. >{,„, Возраст от 1 года до 7 лет называют также нейтраль-;вым детством, поскольку мальчики и девочки почти не * "отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Сле-%Дует отметить, что уже в этот период количество жира у девочек больше.
Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также ^йачинается усиленный рост в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у $евочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее ^растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета. В среднем к 12—13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов. В период второго детства повышается секреция полого "- ^«гормонов, врезультатечегоначинаютразвиватьсявто-' f- ричные половые признаки. Последовательность появле- '*- 55 ния вторичных половых признаков довольно постоянна: у В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным болгарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется и увеличивается к 12 годам всего на 0,7 см. Следующий период — подростковый — называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек^— с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествующий период. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки по длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела — между 12 и 13 годами; у мальчикоасоответ-ственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5—14 годам они обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90—97% своей окончательной величины. В подростковый период происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма. У мальчиков в это время особенно интенсивно развивается мышечная система. В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менструация (менархе). Она обычно начинается после того,' как пройден максимум скорости роста тотальных размеров тела. В 70—80-х гг. возраст появления менархе у городского населения большинства европейских стран был около 13 лет. У девочек, живущих в сельской местности, отмечены более поздние сроки менархе: разница с городским населением составляет от 6 до 10 месяцев. Наиболее поздние сроки первой менструации характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Например, у девочек высокогорья Киргизии первая менструация наступает в 15 лет, что связывают с адаптацией к гипоксии. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание у мальчиков. Продолжается рост яичек и полового члена, особенно интенсивно в 13—14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются волосы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набухание сосков и появляются волосы в подмышечных впадинах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В14—15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольное извержение семени). Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с девочками более продолжителен предпубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок. Дж. Таннер считает, что «различия в размерах тела между взрослыми
мужчинами и женщинами в значительной степени зависят от времени наступления, продолжительности и интенсивности пубертатного скачка роста. До этого скачка различия в росте между мальчиками и девочками не превышают 2%, а после него они достигают в среднем 8 %». Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек — от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины. В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20—30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3—5 мм. Между 30 н 45—50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма. Биологический возраст При описании основных морфологических особенностей человека в различные возрастные периоды используют, как правило, средние показатели. Однако индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьировать в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические лерестройки организма. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития. Формулирование понятия биологический возраст имеет большое значение, поскольку для многих практичес- ких целей важна группировка детей не по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. Основнымикритериями биологического возраста счи-. таются: 1) зрелость, оцениваемая постепени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета) и 3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов). Делались попытки определять биологический возраст и по фор-tike тела, т.е. по соотношению его размеров. Однако этот метод не нашел практического применения, поскольку размеры тела в каждом возрасте зависят от их дефинитивной величины, которая различна у разных людей. При оценке биологического возраста в последнее время стали использовать показатели зрелости отдельных фи-" Знологических систем организма. Делаются также попыт-«копределения биологического возраста на основании возрастных изменений микроструктур различных органов. Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Необходимо Подчеркнуть, что в связи с процессом акселерации эти стандарты периодически обновляются, для чего проводятся повторные исследования. Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка. Вторичные половые признаки •- Биологический возраст широко определяют по степе- ' Ни развития вторичных половых признаков, поскольку это наиболее доступная оценка при массовых обследованиях.
Наиболее часто учитываются следующие признаки: развитие волос на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах) у обоих полов; развитие молочных желез (Ма) и наступление менархе (Me) у девочек; пубертатное набухание сосков (Q и перелом голоса у мальчиков. Различают несколько стадий развития каждого признака. Так, на стадии обозначенноиМги железы не выступают над поверхностью грудной клетки^ Ма, — выступают в виде конуса, околососочковый кружок вместе с соском, Мг^ — значительное конусообразное ъъщ тупание желез, Maj — сосок поднимается над околососковым кружком, Ма4 — железа достигает размера и формы, характерной для взрослой женщины; Ро — волосы на лобке отсутствуют, Р, — единичные волосы, Р2 — выраженный волосяной покров, Р3 — длинные, густые вьющиеся волосы по всему лобку. У юношей вьщеляют стадию Р4, когда волосы поднимаются по белой линии живота. В подмышечных I впадинах: AXq — отсутствие волос, Ах, — единичные волосы, AXj — выраженный волосяной покров, АХз — полный волосяной покров. У мальчиков: Со — маленький сосок, С, — набухание околососкового кружка, С2 — околососковый кружок темный, пигментированный, с редкими волосами по краю, сосок сформирован (Штефко, Островский, 1929; Никитюк, 1983). Работами многих исследователей показано, что индивидуальная изменчивость в на-Рнс. 22. Внешняя форма стУплении периода полового молочных желез, характерная созревания исключительно ве-для 16—17-летних девушек лика. Так, при обследовании грудных желез (Ма) у русских 12-летних девочек было выявлено, что у 3,3 % имеет место нулевая стадия (Ма,,), характерная в основном для 8—10 лет, а у 11,7 % — четвертая стадия (Ма^, характерная для 16—17 лет (рис. 22). Определение биологического возраста подростков по степени вторичных половых признаков может служить надежным критерием правильной оценки их развития, но эти показатели могут.быть использованы только в период полового созревания при унифицированной системе оценки. Скелетный возраст Наиболее универсаль-, 3~-_________ ч ным из всех критериев био- 2..................... логического возраста явля- елся скелетный возраст, по- 5 ...................................... 8 скольку он может опреде- 7JF1#1KM:^A- лятьея фактически на протяжении всего онтогенеза, начиная с утробного пери- шл Щ2 ШР ¥~i "\.Ъ--ю ода и кончая периодом ста- f рения. В принципе скелет- ■ ' ный возраст можно определить по любой части ске- и- лета—одной или несколь- Ц Ш ш IL ii разумеется, относительна, мальные фаланги. и _ средн^е фа. так как корреляция време- ланги; 12 — дистальные фаланги % 61
•**■ <5. Таблица 5 Индивидуальная вариабельность в сроках окостенения кисти (Белогорский, 1973) О\
ным изменениям, если не учитывать механического стирания жевательных поверхностей. Молочные зубы прорезываются у детей с 6 мес. до 2 лет, постоянные зубы — в среднем от 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Следовательно, зубная зрелость может использоваться в качестве показателя биологического возраста только до 13—14 лет. Безусловно, сроки прорезывания зубов зависят от общего уровня развития организма. Обнаружена связь между сроками прорезывания зубов и физически развитием, половым созреванием и оссификацией скелета. 3.2.4. Физиологические и биохимические критерии В основе онтогенетических изменений лежат возрастные преобразования метаболизма и основной системы его регуляции — нейроэндокринной. Возрастное снижение основного обмена прослеживается с года до 18—20 лет (с некоторым повышением в пубертате) и связывается прежде всего с уменьшением относительной массы активно метаболизирующих тканей (сердце, печень, мозг) и увеличением аппарата скелета и мышц с их более низким метаболизмом в условиях основного обмена. К числу наиболее распространенных физиологических критериев биологического возраста относятся показатели основного, углеводного и липидного обмена, некоторые ферменты (связь фосфатазной активности с уровнем ростовых процессов) и зависящие в основном от возраста нейрофизиологические и нейродинамические характеристики — уменьшение интенсивности биоэлектрической активности мозга, повышение подвижности нервных процессов, силы двигательных реакций, ускорение выработки условного торможения. Важную информацию о биологическом возрасте несут многие гормоны, особенно их соотношения — гормональные индексы. Информативность гормональных показателей повышается и за счет тесных связей с другими критериями, в том числе морфологи- ческой зрелости. Так, например, кривые возрастной динамики надпочечниковых андрогенов (17-КС) очень сходны с общеростовыми: опережение женщинами мужчин в 11— 13 лет и мужчинами женщин — в 13—14 лет. При оценке биологического возраста также используются возрастные особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем по показателям ЭКГ, систолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, минимального и ударного объема крови, артериальной осциллографии, относительной жизненной емкости легких, частоты дыхания, индекса кровоснабжения и периферического сопротивления. Кроме того, используются показатели крови и мочи: число эритроцитов, гемоглобин, содержание альбуминов и глобулинов, креатинин, оксипро-лин; показатели опорно-двигательного аппарата: электромиография, эргография, мышечная сила. С теоретической и практической точек зрения существенно то, что, по данным ряда исследований, оптимальный физиологический статус в периоде развития нередко сочетается со средними его темпами. Это положение согласуется с концепцией стабилизирующего отбора, который создает внутренние регуляторные механизмы, обеспечивающие развитие устойчивой нормы — онтогенетический гомеорезис (Шмальгаузен, 1969). 3.2.5. Психическое развитие Проблема соотношения темпов психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией развития и изучением особенностей становления психической и социальной зрелости у современного человека. Поиск критериев созревания субстрата психических процессов основан на изучении возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров. Развитие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная уже с очень ранних этапов онто- Зак. 486 генеза. Для мозга человека характерны: опережающий рост по сравнению с тотальными размерами тела, гетерохрония, четкие возрастные градиенты созревания как всего мозга, так и коры, приуроченность наиболее интенсивного развития цитоархитектоники корковых формаций (в том числе гипоталамуса, лимбической коры) ко времени после рождения. У новорожденных мальчиков и девочек масса мозга составляет в среднем 353 и 347 г соответственно, она примерно удваивается к 6 месяцам (600 и 534 г) и утраивается к 3 годам (1076 и 1012 г). «Взрослые» значения массы мозга достигаются уже в 7—8 лет. Признания в качестве критериев определенных стадий зрелости и, следовательно, биологического возраста получили многие показатели: величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, синаптогенез, активность ацетил-холинэстеразы, содержание ДНК; при старении — Липофусцин в перикарионах нейронов, сенильные бляшки в нейропиле, атрофия дендритного древа, исчезновение дендритных шипиков, уменьшение размеров и потеря нейронов. Проблема взаимоотношений биологического возраста с эмоциональным и умственным развитием достаточно сложна и решается пока неоднозначно. Существуют лишь немногие данные о связи созревания ЦНС и эндокринного аппарата с возрастными изменениями свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента (энергетический уровень, скорость, устойчивость, темп, подвижность реакций и др.). Обычно при характеристике темперамента в первую очередь подразумеваются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, обнаруживающие определенную устойчивость к воздействиям внешней среды. В настоящее время считается установт_ ленным, что темперамент испытывает возрастные изменения, определяющиеся анатомическим и физиологическим созреванием нейроэндокринной системы. О перспективности подобных хронологических исследований сви- детельствуют ассоциации между степенью миелинизации и психоэмоциональным статусом детей. Выделение зависящих от времени параметров темперамента является основной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста. Что касается умственногоразвития, то многими исследователями определены небольшие, но постоянные различия в связи с биологическим возрастом, по данным интеллектуальных тестов. Но полученные результаты не вполне однозначны: например, в ряде наблюдений не выявилось (в норме) сколько-нибудь выраженной связи между биологическим возрастом и так называемой «школьной зрелостью», под которой понимается стадия созревания ребенка, необходимая для успешного начала обучения в школе. Возможно, это объясняется отсутствием вполне корректных и адекватных тестов для определения уровня интеллектуального развития. Наиболее распространены стандартные психологические тесты типа «коэффициента интеллекта», зависящие от понятий интеллекта, преобладающих в той культуре, для которой они разработаны. Между тем каждая культура или субкультура (национальная, социальная, профессиональная и т.д.) создает условия для развития специфических для нее особенностей и личностных черт. Поэтому такие тесты обычно непригодны для межгрушювых сопоставлений. В пределах же однородной группы развивающихся индивидов тесты могут помочь установить темп и индивидуальные особенности процесса развития определенных психических функций или качеств. Но и в этом случае уровень психического, в первую очередь умственного, развития может быть использован как дополнительный критерий биологического возраста только при учете конкретных условий жизни и воспитания ребенка, и, разумеется, интеллектуальные тесты никак не могут оценить весь интеллектуальный потенциал человека. В большей мере они отражают все же не природные различия, а наличный уровень знаний и умений (Хрисанфова, 1991).
з* 3.2.6. Старение организма : Старение — совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах тела в связи с возрастом, сокращающих возможности организма и повышающих вероятность смерти. Старение — функция времени. Начало старения не имеет четких границ. Обычно его приурочивают по времени завершения процессов роста и дифференцировки организма. В этой связи отправным периодом следует считать третье десятилетие жизни. В литературе обсуждается вопрос о физиологической Проявления старения многообразны и затрагивают все уровни организации: от молекулярного до систем саморегуляции целостного организма. К числу его внешних манифестаций относятся: уменьшение роста (в среднем на 0,5—1 см за 5-летие после 60), изменение формы и состава тела, сглаживание контуров, усиление кифоза, эндо-морфизация, перераспределение жирового компонента,, снижение амплитуды движений грудной клетки, уменьшение размеров лица в связи с потерей зубов и редукцией альвеолярных отростков, увеличение объема мозговой части черепа, ширины носа и рта, увеличение губ, разно- образные изменения эктодермальных органов (уменьшение количества сальных желез, толщины эпидермиса и сосочкового слоя кожи, поседение) и др. Особое значение имеют нарушения функционирова-* Яия важнейших систем регуляции на уровне целостного организма, на клеточном и молекулярном уровнях. Возрастные изменения ЦНС прослеживаются как в структурных (уменьшение массы мозга, величины и плотности нейронов, отложение липофусцина), так и в ее функциональных параметрах (падение работоспособности нервной клетки, изменения в ЭЭГ, снижение биоэлектри-:'■ ческой активности); характерно, далее, уменьшение ост-. роты зрения и силы аккомодационной способности глаза, ' снижение функции слухового анализатора, возможно так-' же вкусовой и некоторых видов кожной чувствительности. Уменьшается масса, изменяются другие морфометри-ческие характеристики и снижается гормонообразование в "■ 'ряде эндокринных желез, например, в щитовидной и половых. В целом обнаруживается, правда, с большими индивидуальными колебаниями, и тенденция к снижению основного обмена: к 100 годам его уровень составляет всего 50 % от уровня в 30 лет. Происходит замедление и уменьшение биосинтеза белка, повышение содержания жира в различных тканях и крови, изменяется соотношение ли-■ Шдных фракций, нарастает частота снижения толерантности к углеводам и инсулицовой обеспеченности организма. Значительные сдвиги наблюдаются в структурных и функциональных характеристиках и других важнейших системах организма, таких как пищеварительная, выделительная, сердечно-сосудистая, система крови, иммунологическая система. Обнаруживаются изменения на клеточном и молекулярном уровнях, а также в системе самого генетического аппарата (угасание функциональной активности клеток и генов, изменения проницаемости мембран, уменьшение уровня метилирования ДНК, повышение частоты хромосомных нарушений и др.).
Однако процесс старения внутренне противоречив, так как в ходе его возникает не только дезинтеграция, деградация, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы, т.е. развертываются компенсаторно-старческие процессы — витаукт, по Фролькису (от лат. vita — жизнь, auctum — увеличивать). Так, снижение уровня секреции некоторых гормонов компенсируется повышением чувствительности клеток к их действию; в условиях гибели одних клеточных элементов другие начинают выполнять повышенную функцию. Особенно проявляют себя такие компенсаторные процессы в характеристиках интеллекта, социальной и психологической сферах. Как и процессы роста и развития, старение протекает гетерохронно. Геронтологами отмечено, что атрофия ключевого органа иммунологической защиты организма — тимуса — начинается в 13—15 лет, а гонад у женщин — в 48—52 года. В костной системе отдельные сдвиги могут проявляться очень рано, но развиваться медленно, тогда как в некоторых структурах ЦНС они долго не улавливаются, но впоследствии развиваются очень быстро. Таким образом, единичные проявления старческой инволюции наблюдаются уже на 3-м и даже 2-м десятилетии жизни. Нужно, следовательно, разграничивать старение как длительный гетерохронный процесс и старость как его заключительную фазу, характер и время наступления которой определяется темпами и интенсивностью физиологического старения, зависящими в свою очередь от многих причин. Определение биологического возраста при старении необходимо для решения социально-гигиенических, клинических, экспериментально-геронтологических задач, при оценке эффективности мероприятий по продлению активного долголетия. Однако, в отличие от периода развития, для которого существует четкий эталон дефинитивного статуса — состояния по завершении полового созревания, в периоде старения нельзя выделить однозначный эталон старости. Предлагается принять за точку отсчета состоя- "■V. яие организма в период 20—25 лет как оптимальную норму; при этом отрицается существование четкой грани между проявлениями старения и возрастной патологией. Согласно другой точке зрения (В.В. Фролькис), не существует «идеальной нормы» для всех возрастов; каждый этап развития, в том числе и нисходящий, должен характеризоваться собственной возрастной нормой. Старение и длительность жизни зависят от воздействия многих экзо- и эндогенных факторов. У человека, как и любого другого вида, продолжительность жизни имеет свои характерные пределы. При межвидовых сопоставлениях оказались положительно связанными с продолжительностью жизни: масса тела и мозга, коэффициент церебрализации, поверхность коры мозга, масса надпочечников, возраст полового созревания, длительность зрелого периода, а отрицательно — метаболизм, частота хромосомных аберраций, содержание свободных радикалов в тканях,, скорость перекисного окисления липидов и др. Таким образом, существует прямая связь видовой продолжительности жизни с мощностью систем жизнеобеспечения и обратная с массивом повреждающих факторов (Гаврилов, 1986).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.012 с.) |