Общая периодизация онтогенеза



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая периодизация онтогенеза



Разработка научно-обоснованной периодизации онто-. генеза человека исключительно сложна. Очевидно, что| только одни какие-либо признаки — морфологические, фи- зиологические или биохимические — не могут быть поло­жены в основу периодизации. Необходим комплексный подход. Кроме того, при периодизации следует учиты­вать не только биологические, но и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста.

Детальная схема периодизации онтогенеза человека была предложена В.В. Бунаком в 1965 г. (табл. 3). По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: про­грессивную, стабильную и регрессивную. Для их разгра­ничения предлагаются следующие показатели: для про­грессивной стадии — продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии — увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии — падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости дви­жений.

Сходная схема (табл. 4) возрастной периодизации пост-натального развития человека была принята на VII Все­союзной конференции по проблемам возрастной морфо­логии, физиологии и биохимии, состоявшейся в 1965 Г. Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиат­рии, педагогике.

Пренатальный период подразделяется на два: эмбрио­нальный и фетальный (плодный). В течение первого пери-


Таблица 3

Схема периодизации индивидуального развития (В.В. Бунак, 1965)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия Период Возраст Пол
мужской | женский
Внутриутробный цикл
эмбриональный переходный фетальный ранний средний поздний 0-8 нед. 8-16 нед. 4-6 мес. 7-8 мес. 8-10 мес.
Внеутробный цикл
  начальный 1-6 мес.
Прогрес­сивная младенческий средний конечный 7-9 мес. 10-12 мес.
первого детства начальный конечный 1-4 года 5-7 лет
второго детства начальный конечный 8-10 лет 8-9 лет 11—13 лет 10-12 лет
подростковый   14-17 лёт 12-16 лет
юношеский   18-21 лет 17-20 лет
Стабиль­ная взрослый первый второй 22-28 лет 21-26 лет 29-35 лет 27-32 года
зрелый первый второй 36-45 лет 33-40 лет 46-55 лет 41-50 лет
пожилой первый второй 56-63 года 51-57 лет 64-70 лет 58-63 года
Регрес­сивная старческий первый второй 71-77 лет 64-70 лет 78-83 года 70-77 лет
позднестарческий   84 года 78 лет

ода, который продолжается 8 недель, происходит форми- рованиеорганов и частей тела, свойственных взрослому че-- ловеку. В фетальный период главным образом увелйчива-i размеры и завершается органообразование. Скорость i плода возрастает до 4—5 месяцев. После 6 месяцев

53


 


Таблица 4 Схема возрастной периодизации онтогенеза человека

 

 

1. Новорожденные 1-10 дней
2. Грудной возраст 10 дней — 1 год
3. Раннее детство 1-3 года
4. Первое детство 4-7 лет
5. Второе детство 8-12 (мальчики) 8-11 (девочки) .
6. Подростковый возраст 13—16 (мальчики) 12-15 (девочки)
7. Юношеский возраст 17—21 (юноши) 16-20 (девушки)
8. Зрелый возраст I период 22-35 (мужчины) 21-35 (женщины)
II период 36-60 (мужчины) 36-55 (женщины)
9. Пожилой возраст 61-74 (мужчины) 56-74 (женщины)
10. Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины)
П. Долгожители 90 лет и выше

скорость роста линейных размеров уменьшается. По-види­мому, одна из причин замедления роста в конце внутриут­робного периода — ограниченные размеры полости матки. По данным Дж. Таннера, скорость роста близнецов замед­ляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для его выде­ления служит тот факт, что в это время имеет место вы­кармливание ребенка молозивом в течение 8—10 дней.

Следующий период — грудной — продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зре­лым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми


остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться мо­лочные зубы.

Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. . С 4 лет начинается период первого детства, который 'заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследова­тели отмечают небольшое увеличение скорости роста, на-зывая его первым ростовым скачком; однако было обраще­но внимание, что этот скачок свойственен не всем детям.

I Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: пер-

ШЧиый моляр и центральный резец на нижней и верхней че-к., латеральный резец на нижней челюсти.

>{ ,„, Возраст от 1 года до 7 лет называют также нейтраль-;вым детством, поскольку мальчики и девочки почти не

* "отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Сле-%Дует отметить, что уже в этот период количество жира у девочек больше.

J

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявля­ются половые различия в размерах и форме тела, а также ^йачинается усиленный рост в длину. Темпы роста у дево­чек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у $евочек начинается в среднем на два года раньше. При­мерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее ^растут нижние конечности, происходит интенсивное уве­личение показателей массивности скелета. В среднем к 12—13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов.

В период второго детства повышается секреция поло­го "- ^«гормонов, врезультатечегоначинаютразвиватьсявто-' f- ричные половые признаки. Последовательность появле-

'*- 55


ния вторичных половых признаков довольно постоянна: у
девочек сначала формируется грудная железа, затем по­
являются волосы на лобке, а потом в подмышечных впа­
динах. Матка и влагалище развиваются одновременно с
формированием грудных желез. Средний возраст разви­
тия грудных желез у девочек различных этнических групп
колеблется от 9 до 10 лет. Средний возраст появления во­
лос на лобке приходится на самый конец периода второго
детства. к

В гораздо меньшей степени в этот период процесс по­лового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным бол­гарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется и увеличивается к 12 го­дам всего на 0,7 см.

Следующий период — подростковый — называют так­же периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек^— с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать оконча­тельной, поскольку по уровню полового созревания 13-лет­ние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода толь­ко начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествую­щий период. В этот период наблюдается дальнейшее уве­личение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки по дли­не тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела — между 12 и 13 годами; у мальчикоасоответ-ственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в ре­зультате чего к 13,5—14 годам они обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90—97% своей окончательной величины.


В подростковый период происходит перестройка ос­новных физиологических систем организма (мышечной, кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основ­ные функциональные характеристики подростков прибли­жаются к характеристикам взрослого организма. У маль­чиков в это время особенно интенсивно развивается мы­шечная система.

В подростковый период формируются вторичные по­ловые признаки. У девочек продолжается развитие груд­ных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впади­нах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менструация (менархе). Она обычно начинается после того,' как пройден максимум ско­рости роста тотальных размеров тела. В 70—80-х гг. возраст появления менархе у городского населения большинства европейских стран был около 13 лет. У девочек, живущих в сельской местности, отмечены более поздние сроки ме­нархе: разница с городским населением составляет от 6 до 10 месяцев. Наиболее поздние сроки первой менструации характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Например, у девочек высокогорья Киргизии первая менструация наступает в 15 лет, что свя­зывают с адаптацией к гипоксии.

В подростковый период происходит интенсивное по­ловое созревание у мальчиков. Продолжается рост яичек и полового члена, особенно интенсивно в 13—14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются воло­сы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набуха­ние сосков и появляются волосы в подмышечных впади­нах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В14—15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольное извержение семени).

Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с девочками более продолжителен предпубертатный пери­од и сильнее выражен пубертатный скачок. Дж. Таннер считает, что «различия в размерах тела между взрослыми



 


мужчинами и женщинами в значительной степени зави­сят от времени наступления, продолжительности и интен­сивности пубертатного скачка роста. До этого скачка раз­личия в росте между мальчиками и девочками не превы­шают 2%, а после него они достигают в среднем 8 %».

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек — от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достига­ют дефинитивной (окончательной) величины.

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяют­ся мало. Правда, у 20—30-летних людей еще продолжа­ется рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхнос­тях позвонков. Однако этот рост незначителен и не пре­вышает в среднем 3—5 мм. Между 30 н 45—50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происхо­дят инволютивные изменения организма.

Биологический возраст

При описании основных морфологических особенно­стей человека в различные возрастные периоды использу­ют, как правило, средние показатели. Однако индивиду­альные различия в процессах роста и развития могут ва­рьировать в широких пределах. Особенно сильно эти раз­личия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происхо­дят весьма существенные морфологические и физиологи­ческие лерестройки организма. Существование индивиду­альных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологи­ческий возраст, или возраст развития.

Формулирование понятия биологический возраст име­ет большое значение, поскольку для многих практичес-


ких целей важна группировка детей не по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития.

Основнымикритериями биологического возраста счи-. таются: 1) зрелость, оцениваемая постепени развития вто­ричных половых признаков; 2) скелетная зрелость (поря­док и сроки окостенения скелета) и 3) зубная зрелость (сро­ки прорезывания молочных и постоянных зубов). Дела­лись попытки определять биологический возраст и по фор-tike тела, т.е. по соотношению его размеров. Однако этот метод не нашел практического применения, поскольку размеры тела в каждом возрасте зависят от их дефини­тивной величины, которая различна у разных людей.

При оценке биологического возраста в последнее вре­мя стали использовать показатели зрелости отдельных фи-" Знологических систем организма. Делаются также попыт-«копределения биологического возраста на основании воз­растных изменений микроструктур различных органов.

Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития об­следуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Необ­ходимо Подчеркнуть, что в связи с процессом акселера­ции эти стандарты периодически обновляются, для чего проводятся повторные исследования.

Для правильной оценки биологического возраста же­лательно использовать несколько показателей в их соче­тании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

Вторичные половые признаки

•- Биологический возраст широко определяют по степе-

' Ни развития вторичных половых признаков, поскольку это

наиболее доступная оценка при массовых обследованиях.

 


 

 

Наиболее часто учитываются следующие признаки: раз­витие волос на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах) у обоих полов; развитие молочных желез (Ма) и наступление менархе (Me) у девочек; пубертатное набухание сосков (Q и перелом голоса у мальчиков. Различают несколько стадий развития каждого признака. Так, на стадии обозначенноиМги железы не выступают над поверхностью грудной клетки^ Ма, — выступают в виде конуса, околососочковый кружок вместе с соском, Мг^ — значительное конусообразное ъъщ тупание желез, Maj — сосок поднимается над околососко­вым кружком, Ма4 — железа достигает размера и формы, характерной для взрослой женщины; Ро — волосы на лобке отсутствуют, Р, — единичные волосы, Р2 — выраженный волосяной покров, Р3 — длинные, густые вьющиеся волосы по всему лобку. У юношей вьщеляют стадию Р4, когда воло­сы поднимаются по белой ли­нии живота. В подмышечных I впадинах: AXq — отсутствие во­лос, Ах, — единичные волосы, AXj — выраженный волосяной покров, АХз — полный волося­ной покров. У мальчиков: Со — маленький сосок, С, — набуха­ние околососкового кружка, С2 — околососковый кружок темный, пигментированный, с редкими волосами по краю, со­сок сформирован (Штефко, Ос­тровский, 1929; Никитюк, 1983). Работами многих исследо­вателей показано, что индиви­дуальная изменчивость в на-Рнс. 22. Внешняя форма стУплении периода полового молочных желез, характерная созревания исключительно ве-для 16—17-летних девушек лика. Так, при обследовании

грудных желез (Ма) у русских


12-летних девочек было выявлено, что у 3,3 % имеет место нулевая стадия (Ма,,), характерная в основном для 8—10 лет, а у 11,7 % — четвертая стадия (Ма^, характерная для 16—17 лет (рис. 22).

Определение биологического возраста подростков по степени вторичных половых признаков может служить надежным критерием правильной оценки их развития, но эти показатели могут.быть использованы только в пе­риод полового созревания при унифицированной системе оценки.

Скелетный возраст

Наиболее универсаль- , 3~-_________ ч

ным из всех критериев био- 2.....................

логического возраста явля-

елся скелетный возраст, по- 5 ...................................... 8

скольку он может опреде- 7JF1#1KM:^A-

лятьея фактически на про­тяжении всего онтогенеза,

начиная с утробного пери- шл Щ2 ШР ¥~i "\.Ъ--ю

ода и кончая периодом ста- f

рения. В принципе скелет- ■ ' ный возраст можно опре­делить по любой части ске- и-

лета—одной или несколь- Ц Ш ш IL ii
ким, однако на практике
обычно избирается кисть,
ввиду наличия здесь боль- u
шого количества развиваю­
щихся костей, минималь- Рис. 23. Кости кисти:
НОЙ поверхности Облучения j _ гороХовидная; 2 - трехгранная;
И-удобства рентгенографи- 3 — полулунная; 4 — ладьевидная;
|*ЙМНИЯ (рис. 23). Инфор- 5крючковидная; 6 — головчатая;
WnfflHOCTb ЭТОГО критерия, 7~ трапецевидная; 5-многоуголь-
_, г \ ная;9 — кости пястья^О — прокси-

разумеется, относительна, мальные фаланги. и _ средн^е фа. так как корреляция време- ланги; 12 — дистальные фаланги

% 61




7 Т S »

 


•**■

<5 . Таблица 5 Индивидуальная вариабельность в сроках окостенения кисти (Белогорский, 1973)


О\


 

 

 

Очаг окостенения и синостозы Возраст
мужчины женщины
средний пределы средний пределы
Головчатая, крючковидная кости 2 мес 20 дн-4 мес 1 мес " 16 дн-3 мес
Дистальный эпифиз луча 7-11 мес 6 мес-1,5 г 6-10 мес 5 мес-1 г
Эпифизы основных фаланг пястных костей 8 мес 8 мес-2,5 г 7 мес-2 г
Эпифизы средних и дистальных фаланг 9 мес-3,5 г 1,5 г 8 мес-3 г
Трехгранная кость Зг 11 мес-4,5 г 10 мес-4 г
Полулунная кость 1 г-6 лет Зг 1 г-5 лет
Трапецевидная и ладьевидная кость 5,5 лет 3 г-7 лет 2 г-6 лет
Дистальный эпифиз локтевой кости 7 лет 5-10 лет 5 лет 3,5-8 лет
Шиловидный отросток локтевой кости 9 лет 6-12 лет 7 лёт 5-10 лет
Гороховидная кость 11 лет 9-14 лет 9 лет 6-11 лет
Синостозы в дистальных фалангах 15,5 лет 14-17,5 лет 13,5 лет 11-16 лет
Синостозы в основных фалангах 16 лет 14—18 лет . 14 лет 12-16,5 лет
Синостозы в средних фалангах 16,5 лет 15-18,5 лет 14,5 лет 12-17 лет
Синостозы во II—V пястных костях 17 лет 15-19 лет 15 лет 13-17 лет
Синостоз дистального эпифиза локтевой кости 17,5 лет 16-19,5 лет 16 лет 14-17,5 лет
Синостоз дистального эпифиза луча 18 лет 16-20 лет 16,5 лет 14-18 лет

ным изменениям, если не учитывать механического сти­рания жевательных поверхностей.

Молочные зубы прорезываются у детей с 6 мес. до 2 лет, постоянные зубы — в среднем от 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Следовательно, зубная зрелость может использоваться в качестве показателя био­логического возраста только до 13—14 лет. Безусловно, сроки прорезывания зубов зависят от общего уровня раз­вития организма. Обнаружена связь между сроками про­резывания зубов и физически развитием, половым созре­ванием и оссификацией скелета.

3.2.4. Физиологические и биохимические критерии

В основе онтогенетических изменений лежат возраст­ные преобразования метаболизма и основной системы его регуляции — нейроэндокринной. Возрастное снижение основного обмена прослеживается с года до 18—20 лет (с некоторым повышением в пубертате) и связывается прежде всего с уменьшением относительной массы ак­тивно метаболизирующих тканей (сердце, печень, мозг) и увеличением аппарата скелета и мышц с их более низким метаболизмом в условиях основного обмена.

К числу наиболее распространенных физиологичес­ких критериев биологического возраста относятся показа­тели основного, углеводного и липидного обмена, неко­торые ферменты (связь фосфатазной активности с уров­нем ростовых процессов) и зависящие в основном от воз­раста нейрофизиологические и нейродинамические харак­теристики — уменьшение интенсивности биоэлектричес­кой активности мозга, повышение подвижности нервных процессов, силы двигательных реакций, ускорение выра­ботки условного торможения. Важную информацию о био­логическом возрасте несут многие гормоны, особенно их соотношения — гормональные индексы. Информативность гормональных показателей повышается и за счет тесных связей с другими критериями, в том числе морфологи-


ческой зрелости. Так, например, кривые возрастной дина­мики надпочечниковых андрогенов (17-КС) очень сходны с общеростовыми: опережение женщинами мужчин в 11— 13 лет и мужчинами женщин — в 13—14 лет.

При оценке биологического возраста также исполь­зуются возрастные особенности сердечно-сосудистой и ды­хательной систем по показателям ЭКГ, систолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, минимального и ударного объема крови, артериальной ос­циллографии, относительной жизненной емкости легких, частоты дыхания, индекса кровоснабжения и перифери­ческого сопротивления. Кроме того, используются пока­затели крови и мочи: число эритроцитов, гемоглобин, со­держание альбуминов и глобулинов, креатинин, оксипро-лин; показатели опорно-двигательного аппарата: электро­миография, эргография, мышечная сила.

С теоретической и практической точек зрения суще­ственно то, что, по данным ряда исследований, оптималь­ный физиологический статус в периоде развития нередко сочетается со средними его темпами. Это положение со­гласуется с концепцией стабилизирующего отбора, кото­рый создает внутренние регуляторные механизмы, обес­печивающие развитие устойчивой нормы — онтогенети­ческий гомеорезис (Шмальгаузен, 1969).

3.2.5. Психическое развитие

Проблема соотношения темпов психического (эмоци­онального, умственного) и физического развития представ­ляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией разви­тия и изучением особенностей становления психической и социальной зрелости у современного человека.

Поиск критериев созревания субстрата психических процессов основан на изучении возрастной динамики важ­нейших ее структурных и биохимических параметров. Раз­витие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная уже с очень ранних этапов онто-

Зак. 486


генеза. Для мозга человека характерны: опережающий рост по сравнению с тотальными размерами тела, гетерохро­ния, четкие возрастные градиенты созревания как всего мозга, так и коры, приуроченность наиболее интенсивно­го развития цитоархитектоники корковых формаций (в том числе гипоталамуса, лимбической коры) ко времени после рождения.

У новорожденных мальчиков и девочек масса мозга составляет в среднем 353 и 347 г соответственно, она при­мерно удваивается к 6 месяцам (600 и 534 г) и утраивается к 3 годам (1076 и 1012 г). «Взрослые» значения массы мозга достигаются уже в 7—8 лет. Признания в качестве крите­риев определенных стадий зрелости и, следовательно, био­логического возраста получили многие показатели: вели­чина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, синаптогенез, активность ацетил-холинэстеразы, содержание ДНК; при старении — Липо­фусцин в перикарионах нейронов, сенильные бляшки в нейропиле, атрофия дендритного древа, исчезновение ден­дритных шипиков, уменьшение размеров и потеря ней­ронов.

Проблема взаимоотношений биологического возрас­та с эмоциональным и умственным развитием достаточ­но сложна и решается пока неоднозначно. Существуют лишь немногие данные о связи созревания ЦНС и эндо­кринного аппарата с возрастными изменениями свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента (энер­гетический уровень, скорость, устойчивость, темп, под­вижность реакций и др.). Обычно при характеристике тем­перамента в первую очередь подразумеваются индивиду­альные особенности эмоционально-волевой сферы, обна­руживающие определенную устойчивость к воздействиям внешней среды. В настоящее время считается установт_ ленным, что темперамент испытывает возрастные изме­нения, определяющиеся анатомическим и физиологичес­ким созреванием нейроэндокринной системы. О перспек­тивности подобных хронологических исследований сви-


детельствуют ассоциации между степенью миелинизации и психоэмоциональным статусом детей. Выделение зави­сящих от времени параметров темперамента является ос­новной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста.

Что касается умственногоразвития, то многими ис­следователями определены небольшие, но постоянные раз­личия в связи с биологическим возрастом, по данным ин­теллектуальных тестов. Но полученные результаты не вполне однозначны: например, в ряде наблюдений не вы­явилось (в норме) сколько-нибудь выраженной связи меж­ду биологическим возрастом и так называемой «школь­ной зрелостью», под которой понимается стадия созрева­ния ребенка, необходимая для успешного начала обуче­ния в школе. Возможно, это объясняется отсутствием впол­не корректных и адекватных тестов для определения уров­ня интеллектуального развития. Наиболее распростране­ны стандартные психологические тесты типа «коэффици­ента интеллекта», зависящие от понятий интеллекта, пре­обладающих в той культуре, для которой они разработа­ны. Между тем каждая культура или субкультура (нацио­нальная, социальная, профессиональная и т.д.) создает условия для развития специфических для нее особеннос­тей и личностных черт. Поэтому такие тесты обычно не­пригодны для межгрушювых сопоставлений. В пределах же однородной группы развивающихся индивидов тесты могут помочь установить темп и индивидуальные особен­ности процесса развития определенных психических функ­ций или качеств. Но и в этом случае уровень психическо­го, в первую очередь умственного, развития может быть использован как дополнительный критерий биологичес­кого возраста только при учете конкретных условий жизни и воспитания ребенка, и, разумеется, интеллектуальные тесты никак не могут оценить весь интеллектуальный потенциал человека. В большей мере они отражают все же не природные различия, а наличный уровень знаний и умений (Хрисанфова, 1991).


 



з*



3.2.6. Старение организма :

Старение — совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах тела в связи с возрас­том, сокращающих возможности организма и повышаю­щих вероятность смерти. Старение — функция времени.

Начало старения не имеет четких границ. Обычно его приурочивают по времени завершения процессов роста и дифференцировки организма. В этой связи отправным пе­риодом следует считать третье десятилетие жизни.

В литературе обсуждается вопрос о физиологической
или патологической природе старения. Еще Сенека счи­
тал старость неизлечимой болезнью. Однако, по мнению
Галена, старость не болезнь, а особое состояние, погра­
ничное между здоровьем и болезнью. Основоположник
русской геронтологии И.И. Мечников считал старение па­
тологическим процессом. По преобладающему мнению
современных ученых, старение — не болезнь, но в ряде
случаев оно развивается на фоне болезни и поэтому быва­
ет преждевременным. В отличие от этих представлений,
И.В. Давьщовский утверждает, что преждевременного ста­
рения не существует. Каждый организм имеет свой жиз­
ненный цикл. Наряду с долгожительством и отсроченным
старением существует короткожительство и раннее старе­
ние. Для данного индивида раннее старение оказывается
своевременным, ибо оно отвечает особенностям генотипа
организма. .

Проявления старения многообразны и затрагивают все уровни организации: от молекулярного до систем саморе­гуляции целостного организма. К числу его внешних ма­нифестаций относятся: уменьшение роста (в среднем на 0,5—1 см за 5-летие после 60), изменение формы и соста­ва тела, сглаживание контуров, усиление кифоза, эндо-морфизация, перераспределение жирового компонента,, снижение амплитуды движений грудной клетки, умень­шение размеров лица в связи с потерей зубов и редукцией альвеолярных отростков, увеличение объема мозговой части черепа, ширины носа и рта, увеличение губ, разно-


образные изменения эктодермальных органов (уменьше­ние количества сальных желез, толщины эпидермиса и сосочкового слоя кожи, поседение) и др.

Особое значение имеют нарушения функционирова-* Яия важнейших систем регуляции на уровне целостного организма, на клеточном и молекулярном уровнях.

Возрастные изменения ЦНС прослеживаются как в структурных (уменьшение массы мозга, величины и плот­ности нейронов, отложение липофусцина), так и в ее функ­циональных параметрах (падение работоспособности нер­вной клетки, изменения в ЭЭГ, снижение биоэлектри-:'■ ческой активности); характерно, далее, уменьшение ост-. роты зрения и силы аккомодационной способности глаза, ' снижение функции слухового анализатора, возможно так-' же вкусовой и некоторых видов кожной чувствительнос­ти. Уменьшается масса, изменяются другие морфометри-ческие характеристики и снижается гормонообразование в "■ 'ряде эндокринных желез, например, в щитовидной и по­ловых. В целом обнаруживается, правда, с большими ин­дивидуальными колебаниями, и тенденция к снижению основного обмена: к 100 годам его уровень составляет все­го 50 % от уровня в 30 лет. Происходит замедление и умень­шение биосинтеза белка, повышение содержания жира в различных тканях и крови, изменяется соотношение ли-■ Шдных фракций, нарастает частота снижения толерант­ности к углеводам и инсулицовой обеспеченности орга­низма. Значительные сдвиги наблюдаются в структурных и функциональных характеристиках и других важнейших системах организма, таких как пищеварительная, выде­лительная, сердечно-сосудистая, система крови, иммуно­логическая система.

Обнаруживаются изменения на клеточном и молеку­лярном уровнях, а также в системе самого генетического аппарата (угасание функциональной активности клеток и генов, изменения проницаемости мембран, уменьшение уровня метилирования ДНК, повышение частоты хромо­сомных нарушений и др.).


 



 



Однако процесс старения внутренне противоречив, так как в ходе его возникает не только дезинтеграция, дегра­дация, но и мобилизуются важные приспособительные ме­ханизмы, т.е. развертываются компенсаторно-старческие процессы — витаукт, по Фролькису (от лат. vita — жизнь, auctum — увеличивать). Так, снижение уровня секреции некоторых гормонов компенсируется повышением чув­ствительности клеток к их действию; в условиях гибели одних клеточных элементов другие начинают выполнять повышенную функцию. Особенно проявляют себя такие компенсаторные процессы в характеристиках интеллекта, социальной и психологической сферах.

Как и процессы роста и развития, старение протекает гетерохронно. Геронтологами отмечено, что атрофия клю­чевого органа иммунологической защиты организма — ти­муса — начинается в 13—15 лет, а гонад у женщин — в 48—52 года. В костной системе отдельные сдвиги могут проявляться очень рано, но развиваться медленно, тогда как в некоторых структурах ЦНС они долго не улавлива­ются, но впоследствии развиваются очень быстро. Таким образом, единичные проявления старческой инволюции наблюдаются уже на 3-м и даже 2-м десятилетии жизни. Нужно, следовательно, разграничивать старение как дли­тельный гетерохронный процесс и старость как его за­ключительную фазу, характер и время наступления кото­рой определяется темпами и интенсивностью физиологи­ческого старения, зависящими в свою очередь от многих причин.

Определение биологического возраста при старении необходимо для решения социально-гигиенических, кли­нических, экспериментально-геронтологических задач, при оценке эффективности мероприятий по продлению актив­ного долголетия. Однако, в отличие от периода развития, для которого существует четкий эталон дефинитивного ста­туса — состояния по завершении полового созревания, в периоде старения нельзя выделить однозначный эталон старости. Предлагается принять за точку отсчета состоя-


"■V.


яие организма в период 20—25 лет как оптимальную нор­му; при этом отрицается существование четкой грани меж­ду проявлениями старения и возрастной патологией.

Согласно другой точке зрения (В.В. Фролькис), не су­ществует «идеальной нормы» для всех возрастов; каждый этап развития, в том числе и нисходящий, должен харак­теризоваться собственной возрастной нормой.

Старение и длительность жизни зависят от воздей­ствия многих экзо- и эндогенных факторов. У человека, как и любого другого вида, продолжительность жизни имеет свои характерные пределы. При межвидовых сопо­ставлениях оказались положительно связанными с про­должительностью жизни: масса тела и мозга, коэффици­ент церебрализации, поверхность коры мозга, масса над­почечников, возраст полового созревания, длительность зрелого периода, а отрицательно — метаболизм, частота хромосомных аберраций, содержание свободных радика­лов в тканях,, скорость перекисного окисления липидов и др. Таким образом, существует прямая связь видовой про­должительности жизни с мощностью систем жизнеобес­печения и обратная с массивом повреждающих факторов (Гаврилов, 1986).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.019 с.)