Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Меры по регуляции численности в различных популяциях (Дж. Харрисон, 1979)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Примечание: (+) — зарегистрированные случаи, (-) — не зарегистрированные случаи. время стали прибегать главным образом к механическим и химическим противозачаточным средствам. Возможно, Карр-Саундерс преувеличивает необходимость общественных мер по ограничению рождаемости; ведь помимо высокой детской смертности следует учитывать такие действия биологических факторов, которые могут приводить к бесплодию. К таким факторам относятся хронические болезни — глистные инвазии, малярия и венерические болезни. На жизнеспособность плода в утробе матери в значительной мере влияет характер ее питания и особенно периоды голодания. Описаны также случаи резкого снижения плодовитости у некоторой части женщин в популяции, не связанной с умышленным вмешательством. Возможная, но не единственная причина этого —венерические заболевания. Гуд-харт предположил, что в издавна существующих примитивных сообществах имел место отбор на низкую плодовитость и существует равновесие между линиями с высо- V 369 кой и низкой плодовитостью. В группах охотников и собирателей малая численность потомства дает определенное преимущество; в сообществах, в которых имеет место высокая смертность (например г в крестьянских общинах с высокой плотностью населения, где скученность способствует распространению инфекций и где многочисленная семья имеет преимущества в сельскохозяйственном производстве), это соотношение изменяется в пользу линий с высокой плодовитостью. Гипотеза о преобладающей роли «генетических» факторов по сравнению с социальными (теория «оптимума») или факторами, обусловленными воздействием среды (мальтузианство), требует доказательств. Часто полагают, что увеличение численности населения — нормальный признак развивающегося человеческого общества, в действительности же на протяжении почти всей истории человечества численность населения оставалась стабильной. Согласно теории «оптимума», численность населения может измениться при смене характера общественной организации и ростом производительных сил; примером может служить современный период развития человечества. «Проблемы человеческой популяции в прошлом решались бессознательно или почти бессознательно. Сейчас для человечества настало время сознательно найти наилучшее решение!» — пишет Карр-Саундерс. Экологические показатели Уровень жизни того или иного человеческого сообщества зависит от способа, с помощью которого данное сообщество достигает равновесия в определенных экологических условиях. Это равновесие может быть достигнуто благодаря более высокой общей смертности или высокой заболеваемости, а также за счет напряженной работы, ухудшения здоровья или недостатка материальных благ. Для характеристики равновесия можно пользоваться раз- личными критериями (в том числе такими, которые определяют уровень потребления, работоспособность, энергию или денежный доход, приходящийся на душу населения), а также разными демографическими показателями. Особого упоминания заслуживают два показателя — детская смертность и средняя продолжительность жизни. Детская смертность. Наиболее важным показателем эффективности экологического контроля может служить детская смертность (смертность в первый год жизни на каждую 1000 новорожденных), поскольку она отражает отрицательные стороны общественного уклада—недоедание, перенаселенность, отсутствие необходимых санитарных условий. Это особенно чувствительный показатель, поскольку снижение детской смертности не связано непосредственное уменьшением смертности в старших возрастных группах. В конце XIX в. в Великобритании смертность детей на нервом году жизни была еще очень высокой (ISO на 1000 новорожденных), но смертность детей старше года неуклонно снижалась. Показатели детской смертности отражают социально-экономические условия жизни, в том числе условия питания. Во всех примитивных сообществах детская смертность неизменно высока, и, как уже упоминалось, она служит одним из факторов регуляции численности в экосистемах с ограниченной емкостью, Средняя продолжягельность жизни. Этот показатель для человеческого общества каменного века и более ' позднего доисторического периода определяется по скелетным остаткам. При определении возраста учитывают: 1) состояние зубного аппарата; 2) степень оссификации костей запястья; 3) степень заращения эпифизарных щелей трубчатых костей; 4) степень заращения черепных швов. Изученный скелетный материал распределяют по 4—5 возрастным фуппам, разграничивая их следующим образом: дети (от 0 до 12—13 лет), подростки и юноши (от 12— 13 лет до 21 года), взрослые (от 21 года до 40 лет), люди ' ' V 371 среднего возраста (от 40 до 59 лет), пожилые (от 60 лет и старше). По имеющимся данным можно примерно установить, что почти на всем протяжении истории человечества смерть наступала в значительно более раннем возра-. сте, чем в наше время. Не более 10% населения переживало возраст 40 лет, и лишь 50% достигало двадцатилетнего возраста. Согласно Валлуа, из 40 известных науке неандертальцев лишь один был старше 50 лет; из 76 Homo sapiens, живших в эпоху верхнего палеолита и найденных в Европе и Азии, только 2 умерли в возрасте старше 50 лет; из 65 индивидуумов, относящихся к мезолиту, достигли 50 лет также только 2; из 94 неолитических скелетов, найденных в Силезии, лишь 4 принадлежали людям старше 50 лет. Эти цифры, по-видимому, характерны также для всех современных или живших в недалеком прошлом сообществ собирателей, охотников, первобытных земледельцев. В доземледельческой группе индейцев кноль (долина реки Пекос) смертность в возрасте до 21 года достигала 57% — примерно так же, как в Древней Греции. У индейцев, проживающих на Великих Равнинах, смертность в детском и юношеском возрасте очень высока (мохаве — 93%, дакота — 65%, семинол — 44%). Сходные цифры можно привести и для африканских народов. Известны и отдельные исключения: 20% черепов гу-анчей принадлежали людям, умершим в возрасте старше 50 лет; в Меланезии (Новая Ирландия) свыше 75 % людей доживали до брачного возраста. Энжел (Angel, 1940), изучавший черепа древних гре Пирсон определял по мумиям среднюю продолжительность жизни в Египте в период Римской империи, т. е. примерно 2000 лет назад. Он построил кривую, ха- растеризующую продолжительность предстоящей жизни в зависимости от возраста; для новорожденного эта величина составила 22 года. Продолжительность жизни в античные времена в | среднем составляла 20—30 лет; для англичан, живших в ХШ в.,—35 лет. В последующие 5 столетий средняя продолжительность жизни изменилась очень незначительно. Таблица, которую составил астроном Галлей на основании записей, сделанных в Бреславле в 1687—1691 гг., показывает, что средняя продолжительность жизни была 33,5 года. Величину 35,5 получил Уштлесуорз, изучая статистику смертности в Массачусетсе и Нью-Гемпшире до 1789 г. Постепенное повышение уровня жизни в последние два столетия привело к увеличению средней продолжительности жизни. Из таблиц, составленных статистиком У. Фарром для Англии и Уэльса и относящихся к 1838—1854 гг., следует, что средняя продолжительность жизни в то время была равна 40,9 года. В последующие годы с развитием медицины и гигиены средняя продолжительность жизни увеличилась до 49,2 года (1900—1902 гг.). В США в 1945 г. средняя продолжительность жизни достигла 65,8, т. е. увеличилась за 5 десятилетий примерно на 16 лет. В настоящее время средняя продолжительность жизни в странах Европы и США достигла стабильного уровня — около 70 лет. ЛИТЕРАТУРА Абдушелишвили М.Г. Антропология древнего в современного населения Грузни.—Тбилиси,1964. Алексеев В.П. Остеометрия. — М., 1966. Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы (краниологическое исследование). — М.„ 1969. Алексеев В.П. География человеческих рас. — М., 1974. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. Краниологическое исследование. -~ М., 1974. Алексеев В.П. Становление человечества. — М., 1984. Алексеев В.П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. Методика антропологических исследований. — М., 1964. Алексеева ЛЗ. Папицикличность размножения приматов и антропогенез.—М., 1977. Алексеева Т.Н. Этногенез восточных славян по данным антропологии. — М., 1973~ Алексеева Т.Н. Географическая среда и биология человека. — М., 1977. Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. — М., 1986. БаландинР.К. Каменная летопись Земли. —М., 1983. Баяановская Е.В., Рынков Ю.Г. Геногеография. — М., Банкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. — М.,1962. БромлейЮ.В. Современные проблемы этнографии. — М., 1981. БромлейЮ.В., Марков Г.Е. Этнография. — М., 1982. Брук СИ. Население мира. — М., 1981. БунакВ.В. Антропометрия: Практический курс. — М., 1941. БунакВ.В., НестурхМ.Ф., РогинскийЯ.Я. Антропология. — М., 1941. Бушан Г. Наука о человеке. — М., 1911. БыстроеА.П. Прошлое, настоящее и будущее человека. — М.,1957. Валькер Ф.И. Морфологические особенности развивающегося организма. — М., 1959. ВеберМ. Приматы. — М.,1936. Вейденрейх Ф. Раса и строение тела. — М-, 1929, Влааповский ВТ. Акселерация роста и развития детей. — М.,1976. ВойтонисНЮ. Предыстория интеллекта. — М.; Л., 1949. Гексли Т. О положении человека в ряду органических существ. —СПб., 1864. ГремяцкийМ.А. Анатомия человека (для биологов).—М., 1950. ГриммГ. Основы конституциональной биологии и антропометрии.— М., 1967. ГумилевЛ.Н. Древние тюрки. — М., 1993. ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера земли. — М., 1994. Дебец Г.Ф.О положении палеолитического ребенка из пещеры Тешик-Таш в системе ископаемых форм человека. — М., 1947. Дешкер И. Человеческие расы, -г СПб.,-1902. Донован Б. Т., Ван дер Верф Ten БошДж. Физиология полового развития. —*M.j1974. Ефименко П:П. Первобытное общество. — Киев, 1953. Жданов Д.А. Лекции га) функциональной анатомии человека. — М., 1979. Жеденов В.Н. Сравнительная анатомия приматов. — М., 1962. Зубов АЛ. Одонтология. Методика антропологических исследований.—М., 1968. Зубов А.А. Этническая одонтология. — М., 1973. Цветова И.К. Геологический возраст ископаемого человека.—М., 1965.
Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. — М., 1966. Ивановская Т.Е., ЦинзерлингА.В. Патологическая анатомия. — М., 1976. Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. —М., 1969. КлиоринА.И., ЧтецовВ.П. Биологические проблемы учения о конституции человека.—М., 1979. Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. — М., 1969. Кочеткова В.И. Палеоневрология. — М., 1973. Краев А.В. Анатомия человека. — М., 1978. Ладыгшш-КотсН.НгДтя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях.—М., 1935. Ладыгина-КотсН.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). — М., 1959. ЛазуковГ.И. Основные этапы развития фауны, флоры и человека в четвертичном периоде. Материалы по палеогеографии четвертичного периода. — М., 1954. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1959. Лесгафт П. Ф. Основы теоретической анатомии. — СПб., 1905. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. Майр Э. Зоологический вид и эволюция. — М., 1968. Марков К.К. Плейстоцен. — М., 1968. МоншА.С. Популярная история Земли. — М., 1980. Народы мира. - М.; Л., 1954-1966. Т. 1—13. Народы России.—М., 1994. НестурхМ. Ф. Человеческие расы. — М., 1954. Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез. — М., 1960. НестурхМ.Ф. Происхождение человека. — М., 1970. Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. — М., 1978. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. —М., ОсборнГ.Ф. Человек дра Первобытное общество. — М., 1975. ПершщА.К., МонгайтАМ., Алексеев В.П. История первобытного общества.— М., 1974. Решетов Ю.Г. Природа Земли и происхождение человека. — М., 1966. Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов. — Л., 1946. Рогинский Я.Я. Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения современного человека и его рас. — М., 1949. РогинскийЯ.Я. Проблемы антропогенеза. — М., 1977. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. — М., 1978. Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. — М.,1986. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. — М., 1966. Сперанский B.C., Зайченко А.И. Форма и конструкция че ТихНА. Предыстория общества. —Л., 1970. Туманян,Г.С, Мартпиросов Э.Г. Телосложение и спорт. — М.,1976. УрысонМ.И., Алексеева Т.И., СмирноваН.С. Человек в прошлом, настоящем и будущем. — М., 198.1. Формозов А.А. Этнокультурные области на территории европейской части СССР в каменном веке. — М., 1959. Фридман Э.П. Занимательная приматология. — М., 1985. ХаррисонДж., УайнерДж., ТэннерДж., БарникотН., Рейналдс В. Биология человека. — М., 1979. ХрипковаА.Г., АнтроповаМ.В., ФарберД.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., 1990. Хрисанфова Е.Н. Теоретические вопросы изменчивости позвоночника и грудной клетки человека. — М., 1$62 ш I о I оо Й а а я 8 8 й
2.8. Зубы.................................................................... 47 Глава 3. Возрастная антропология................ ;..................... 50 3.1. Рост и развитие организма.................................. 50 3.1.1. Общая периодизация онтогенеза.................. 52 3.2. Биологический возраст........................................ 58 3.2.1. Вторичные половые признаки........................ 59 3.2.2. Скелетный возраст........................................ 61 3.2.3. Зубная зрелость.............................................. 64 3.2.4. Физиологические и биохимические критерии......... 64 3.2.5. Психическое.развитие.................................... 66 3.2.6. Старение организма........................................... 68 3.2.7. Видовая продолжительность жизни................... 72 3.3. Акселерация............................................................ 76 Глава 4. Конституциональная антропология.... 85 4.1. Пропорции тела................................................... 85 4.1.1.Возрастная изменчивость пропорций тела........... 89 4.1.2.Половые различия в пропорциях тела.,......... 90 4.2. Состав тела........................................................... 91 4.2.1. Удельный вес тела.........,............................... 93 4.2.2. Физиолого-биохимические корреляции 4.3. Морфологические аспекты конституции............ 95 4.3.1.Мужские конституции....................................... 98 4.3.2.Женские конституции...................... „.............. 100 4.3.3.Детские конституции................................... 103 4.4. Психофизиологические аспекты конституции............ 105 4.4.1. Конституции и физиологические особенности..... 105 4.4.2. Конституции и психологические особенности..... 106 АНТРОПОГЕНЕЗ Глава 5. Современные приматы...................................... ПО 5.1. Подотряд полуобезьяны (Prosimii).................... 112 5.1.1. Семейство тупайеобразные (Tupaiidae).............. ИЗ 5.1.2. Семейство лемуры (Lemuridae).................... 114 5.1.3. Семейство индризиды (Indrisidqe)............... 115
5.1.4. Семейство руконожковые (Daubentoniidae)......... 115 5.1.5. Семейство лоризиды (Lorisidae)................... 116 5.1.6. Семейство долгопяты (Tarsiidae)................. 117 5.2. Подотряд человекоподобные высшие приматы (Anthropoidea)......................................................... 118 5.2.1. Семейство игрункообразных (Callitrichidae)......... 120 5.2.2. Семейство цебиды (Cebidae)........................ 121 5.2.3. Семейство мартышкообразные 5.2.4. Семейство гиббоновые (Hylobatidae)........... 131 5.2.5. Семейство понгиды (Pongidae)..................... 135 5.2.6. Семейство люди (Hominidae).............................. 149 Глава 6. Ископаемые приматы....................................... 151 6.1. Низшие приматы............... ^................................ 155 6.1.1.Ископаемые тупайи....................................... 156 6.1.2.Ископаемые лемуры.............................. 1...... 157 6.1.3.Ископаемые долгопяты................................. 160 6.2. Высшие приматы................................................. 163 6.2.1. Ископаемые широконосые обезьяны...........: 163 6.2.2. Низшие узконосые обезьяны.......................... 164 6.2.3. Ископаемые человекообразные обезьяны..... 166 6.2.4. Ископаемые гоминиды................................... 182 Глава 1. Место человека в природе.................................. 197 7.1. Черты 'строения человека, общие с позвоночными................................................... 198 7.2. Черты строения человека, общие с млекопитающими............................................. 201 7.3. Черты строения человека, общие с приматами......................................................... 203 7.4. Черты строения человека, отличные от приматов.... 208 7.4.1.Опорно-двигательный аппарат........................... 208 7.4.2.Головной мозг................................................. 214 7.4.3.Гортань............................................................ 216 7.4.4.Кишечный тракт............................................ 218 7.4.5.Череп и зубы................................................... 218 7.4.6.Редукция волосяного покрова........................ 222
Глава 8. ПРОНОСОЖДЕНИЕЧЕЛОВЕЧа:КОГО ОБЩЕСТВА...... 225 8.1. Первобытное человеческое стадо,.........;......... 226 8.1.1. Роль охоты в первобытном стаде —........... 228 8.1.2. Становление первобытного коллективизма.........230 8.1.3. Половые отношения........................................... 232 8.1.4. Возникновение мышления и речи................... 234 8.1.5. Зачатки идеологических представлений........ ___ 257 8.2. Возникновение общинно-родового строя.................. 239 8.2.1. Брак и семья................................................... 240 8.2.2. Общественные отношения................................. 245 8.2.3. Организация власти...................................... 250 8.2.4. Духовная культура..:.................................... 253 ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Глава 9. Общее понятие о расе................................. 265 9.1. Расы животных и человека................................ 266 9.2. Раса и нация.............................................. „....... 270 9.3. Расообразование.................................................... 272
9.3.1. Возникновение признаков.................................... 272 9.3.2. Закрепление признаков....................................... 273 9.3.3. Влияние изоляции на концентрацию признака....... 275 9.3.4. Распространение признаков......... —................. 277 9.3.5. Смешение рас............. v_____________________________ 278 Глава 10. Классификация народов мира........................ 281 10.1. Антропологическая классификация........................ 281 10.1.1.Экваториальная большая раса......................... 283 10.1.2.Евразийская большая раса.......................... 285 10.1.3.Азиатско-амержанскаяраса...................... 288 10.2. Географическая классификация....................;. 294 10.2.1. Австралия и Океания.............. _________ 294 10.12. Азия................:............................................. 299 10.2,3. Америка....................................................... 312 10.2,4.Африка......................................................... 317 10.2.5. Европа......................................................... 321 Глава П.Широдньш адаптации человека............... 324 11.1. Температурные адаптации................................ 325 11.1.-1. Перегревание.................................................... 327 11.1.2.Охлаждение.................................................. 331 11.1.3.Факторы термоадаптации.............................. 333 11.2. Адаптации к коротковолновому излучению 340 11.2.1. Ультрафиолетовое излучение..................... 341 11.2.2. Ионизирующее излучение............................. 345 11.3. Адаптации к высокогорью....................................... 348 Глава 12. Стабильность популяций......................... 354 12.1. Плотность населения и его численность................................................ 354 12.2. Регуляция численности популяций................... 357 12.3. Процессы, регулирующие численность популяции.... 363 12.4. Экологические показатели......:......................... 370 ЛИТЕРАТУРА..........................................................374
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.013 с.) |