Ранняя комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранняя комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья



Система дошкольного образования в настоящее время существенно изменяется. Особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации детей с проблемами в развитии, изменения содержания дошкольного образования, форм и методов работы с детьми раннего возраста и организации необходимой подготовки педагогов, способных осуществлять эту работу (В.И. Лубовской, Н.И. Малофеев, Л.Ф. Обухова, М.С. Певзнер. В.И. Селивёрстов, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, С.Н. Шаховская, С.Г. Шевченко и др.).

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения ЦНС (до 80% новорождённых являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребёнка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. В связи с увеличением новорождённых детей, имеющих недостатки а психофизическом развитии, коррекционно-педагогическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной в реальной практике системы дошкольного образования. Однако система коррекционно-логопедической помощи не охватывает детей раннего возраста (2-3 лет) с задержкой речевого развития, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Известно, что при условии раннего адекватного лечения и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, возможно восстановление и соматического и психологического здоровья к 3-летнему возрасту (Е.Н. Винарская, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Э.Г. Симерницкая, Н.В. Серебрякова, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова и др.). В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребёнка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжёлых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребёнка (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, О. И. Усанова, Т.Ф. Филичева и др.).

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе, как в России, так во всём мире, является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя комплексная помощи – это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Особенности развития ребёнка в раннем возрасте, пластичность ЦНС и способность важной ранней комплексной помощи, позволяющей путём целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико –психолого и социально- педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Важнейшей задачей совершенствования специального образования преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена (нового структурного элемента, нового базиса) - системы раннего выявления и ранней комплексной медико- психолого- педагогической коррекции отклонений в развитии ребёнка, которая должна быть неотъемлемой частью специального образования.

Имеются социальные причины, которые не способствуют успехам в решении проблем ранней реабилитации детей.

- недостаточная научная разработанность, педагогическая неосвоенность методов обучения и воспитания детей раннего возраста, необоснованная передача приоритетов в раннем сензитивном периоде развития ребёнка в ведение здравоохранения, которое больше беспокоит физическое и соматическое благополучие детей, чем их сенсорное, умственное и эмоциональное развитие;

-педагогическая неграмотность большинства родителей, которая делает невозможным успешное воспитание ребёнка с отклонениями в развитии;

-отсутствие педагогов и психологов, подготовленных для работы с детьми раннего возраста;

-неразвитость адресной консультативной помощи населению в работе с проблемными детьми.

Основой построения предлагаемой региональной модели психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии являются принципиальные положения, изложенные в программе создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и предполагающие:

- максимальное раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребёнка;

- устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребёнка и началом целенаправленного обучения;

- расширение временных границ спец образования нижняя граница- первые месяцы жизни, верхняя граница- вся жизнь.

- непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и раннем возрасте;

- выделение комплекса специальных коррекционно- развивающих задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребёнка того же возраста;

- построение системы необходимых «обходных» путей обучения, использование специфических методов, приёмов, средств обучения;

-более дифференцированное пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребёнка;

- значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды;

- обязательное включение родителей в коррекционный процесс и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.

Основные задачи теоретического моделирования психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях региональной педагогической системы:

1) перенос акцента в существующей системе специального образования со школьного на ранний и достраивание недостающего структурного звена;

2) оказание психолого - медико -педагогической помощи тем детям, которые не смогли получить её в существующей ранее системе специального образования;

3) обеспечение организационно- педагогических условий для осуществления раннего выявления различных вариантов отклоняющегося развития;

4) обеспечение возможностей своевременной диагностики и выбора оптимального образовательного маршрута с учётом возможности реализации интегрированного обучения.

Задачи:

1) выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и или состояний декомпенсации;

2) разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их тем по темам во временных интервалах, доступных ребёнку с учётом его актуальных возможностей);

3) разработка, уточнение с учётом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого - медико- педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении со сложной структурой дефекта.

Региональный стандарт коррекционной (образовательной) услуги, оказываемой детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Внедрение стандартов коррекционной услуги позволит не только повысить эффективность деятельности служб различной ведомственной подчинённости и форм собственности по предоставлению широкого спектра качественных социальных услуг ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и его семье, но и создать условия для развития системы специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на основе новейших достижений науки и практики.

I вид (глухие, неслышащие дети)

Компоненты услуги Возраст детей
3-5 лет 5-7 лет
Наполняемость группы    
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю 3 раза 3 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю 5 раз 5 раз
Продолжительность подгруппового занятия 15мин 30 -35мин
Продолжительность индивидуального занятия (сурдопедагог) 15мин 20-25мин

II вид (слабослышащие, позднооглохшие дети)

Компоненты услуги Возраст детей
3-5 лет 5-7 лет
Наполняемость группы 6-8 6-8
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю 3 раза 3 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю 5 раз 5 раз
Продолжительность подгрупповых занятий (сурдопедагог) 15мин 30-35мин
Продолжительность индивидуальных занятий (сурдопедагог) 15мин 20-25 мин

III вид (незрячие дети)

Компоненты услуги Возраст детей
3-5 лет 5-7 лет
Наполняемость группы 6 детей 6 детей
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю (тифлопедагог) 2 раза 2 раза
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю (логопед) 1 раз 1 раз
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю (тифлопедагог) 3 раза 3 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю (логопед) 2 раза 2 раза
Продолжительность подгрупповых занятий   25-30
Продолжительность индивидуальных занятия   20-25

IV вид (слабовидящие дети)

Компоненты услуги Возраст детей
3-5 лет 5-7 лет
Наполняемость группы 6-10 детей 6-10 детей
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю (тифлопедагог) 2 раза 2 раза
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю (логопед) 1 раз 1 раз
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю (тифлопедагог) 3 раза 3 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю (логопед) 2 раза 2 раза
Продолжительность подгрупповых занятий 20мин 25-30мин
Продолжительность индивидуальных занятий 15мин 20-25мин

V вид (дети с речевой патологией)

В зависимости от вида речевых нарушений предполагается различная продолжительность процесса обучения:

ФНР, ФФНР – 6 месяцев, ОНР I, II уровня – 3 года, ОНР III уровня – 2 года.

Компоненты услуги Виды нарушений речи
ФНР ФФНР ФФНР, ОНР при дизартрии ОНР II- III уровня ОНР III уровня
Наполняемость группы        
Частота проведения групповых занятий в неделю 1 раз 2 раза 2 раза 2 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю 1 раз 2 раза 3 раза 3 раза
Продолжительность подгрупповых занятий 30-35 30-35 30-35 30-35
Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 15-20 15-20 15-20

 

Компоненты услуги Заикающиеся дети
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Наполняемость группы        
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю 1 раз 2 раза 2 раза 3 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю 1 раз 2 раза 3 раза 3 раза
Продолжительность подгрупповых занятий 35 мин
Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 15-20 15-20 15-20
Музыкально- ритмическое занятие (продолжительность занятий) 15 мин 15 мин 20мин 25-30 мин
Музыкально- ритмическое занятие (частота проведения занятий) 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза

VI вид (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

Компоненты услуги Возраст детей
3-5лет 5-7лет
Наполняемость группы 6-8 6-8
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю 3 раза 3 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю 5 раз 5 раз
Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 15-20
Продолжительность подгрупповых занятий 20-30 мин 20-30 мин

VII вид (дети с задержкой психического развития)

Компоненты услуги Возраст детей
3-5лет 5-7 лет
Наполняемость группы 6-10 6-10
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю 3 раз 3 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю 3-4 раза 3-4 раза
Продолжительность подгрупповых занятий 15 мин 15 мин
Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 мин 10-15 мин

VIII вид (дети с умственной отсталостью)

Компоненты услуги Возраст детей
3-5 лет 5-7 лет
Наполняемость группы 6-10 6-10
Частота проведения подгрупповых занятий в неделю 3-4 раза 3-4 раза
Частота проведения индивидуальных занятий в неделю 3-4 раза 3-4 раза
Продолжительность подгрупповых занятий 15 мин 15 мин
Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 мин 10-15 мин

Примерная сетка занятий педагога- дефектолога в группе детей 3-4 лет

Дни недели Виды занятий
понедельник Социальное развитие и ознакомление с окружающим Развитие сенсорного восприятия (зрительное восприятие)
вторник Развитие ручной моторики Развитие сенсорного восприятия и развитие речи
среда Формирование мышления Обучение игре
четверг Социальное развитие и ознакомление с окружающим Развитие речи
пятница Развитие сенсорного восприятия Обучение игре

Примерная сетка занятий педагога- дефектолога в группе детей 4-5 лет

Дни недели Виды занятий
понедельник Социальное развитие и ознакомление с окружающим Развитие речи
вторник Развитие сенсорного восприятия (зрительное восприятие) Математика и развитие ручной моторики
среда Формирование мышления Обучение игре/Театрализованная деятельность
четверг Математика и развитие сенсорного восприятия (зрительное/тактильно-двигательное восприятие) Социальное развитие и ознакомление с окружающим
пятница Развитие сенсорного восприятия (слуховое восприятие) и развитие речи Обучение игре

Примерная сетка занятий педагога- дефектолога в группе детей 5-6 лет

Дни недели Виды занятий
понедельник Социальное развитие и ознакомление с окружающим Развитие речи и ручной моторики
вторник Развитие сенсорного восприятия (зрительного восприятия) Математика
среда Формирование мышления Обучение игре/театрализованная деятельность
четверг Математика и развитие сенсорного восприятия (зрительное/тактильно-двигательное восприятие) Социальное развитие и ознакомление с окружающим
пятница Развитие сенсорного восприятия (слуховое восприятие) и развитие речи Обучение игре

Примерная сетка занятий педагога- дефектолога в группе детей 6-7 лет

Дни недели Виды занятий
понедельник Социальное развитие и ознакомление с окружающим Развитие речи/ Ознакомление с художественной литературой
вторник Подготовка к обучению грамоте математика
среда Формирование мышления Обучение игре/театрализованная деятельность
четверг Математика и развитие сенсорного восприятия (зрительное/тактильно-двигательное восприятие) Подготовка руки к письму
пятница Развитие сенсорного восприятия (слуховое восприятие) и развитие речи Обучение игре

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.024 с.)