Особенности развития самомозннания в дошкольном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития самомозннания в дошкольном возрасте.



 

Как уже было сказано, самосознание ребенка начинает проявляться уже в первые месяцы жизни в виде неосознаваемых "праобразов". Развитие самосознания в детские годы состоит в постоянном уяснении собственных качеств, их осознании и вербализации, формировании частных самооценок и их обобщении. К концу дошкольного возраста формируется новый уровень самосознания, определяющий специфику критического периода 6-7 лет и являющийся основой для перехода ребенка на более высокую ступень психического развития.

В старшем дошкольном возрасте в сфере самосознания появляются такие возрастные новообразования, которые определяют качественно новый уровень развития личности ребенка. Это: осознание своего социального Я и обобщенная самооценка.

Осознание ребенком себя как субъекта действий возникает достаточно рано, уже в конце раннего возраста, и является причиной кризиса трех лет. На протяжении дошкольного возраста представления о себе остаются нечеткими и малодифференцированными, ребенок осознает себя лишь в самых общих чертах: "Я хороший мальчик", "Я хорошая девочка". В 6-7-летнем возрасте ребенок осознает себя не только в пределах производимых им практических действий, он начинает понимать и анализировать (в специфической для данного возраста форме) свои отношения к окружающему и свое место среди других людей: появляется осознание себя как субъекта в системе общественных отношений - осознание своего социального Я.

Новый уровень самосознания, возникающий на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, является основой для формирования "внутренней позиции" (Л.И.Божович). В широком смысле внутреннюю позицию личности можно определить как относительно устойчивое осознанное отношение к себе в системе общественных отношений. Внутренняя позиция отражает "степень удовлетворенности ребенка занимаемым им положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального благополучия", порождает у него соответствующие потребности и стремления (2. С.92).

Осознание своего социального Я и формирование внутренней позиции у детей 6-7- летнего возраста является переломным пунктом в их психическом развитии. В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией. Это выражается в стремлении к новому, более "взрослому" положению в жизни и новой, общественно значимой деятельности, в частности, в стремлении к социальной позиции школьника и учению в школе. Возникнув в старшем дошкольном возрасте, внутренняя позиция является одной из базовых характеристик личности человека и на всех этапах жизненного пути определяет его отношение к себе, своему поведению и деятельности и к занимаемому положению в жизни.

В старшем дошкольном возрасте появляется самооценка - устойчивое внеситуативное обобщенное отношение к себе (Л.С.Выготский). Наблюдения показывают, что самооценка может проявляться уже к концу второго года жизни. Так, на вопрос, кто он такой, маленький мальчик отвечает:"Я хороший Саша", другой гордо говорит: "Я всегда хороший. Я хороший и больше никакой." Л.И.Божович отмечает, что в первичной самооценке этого периода развития полностью отсутствует рациональный компонент, иными словами, самооценка маленького ребенка не основана на понимании своих реальных индивидуальных особенностей.

В младшем и среднем дошкольном возрасте также еще нет сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе, ребенок приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Так, например, ребенка, говорившего о себе, что он аккуратный, спросили, что это значит. Он ответил: "Я не боюсь". В этот период дети чаще всего просто повторяют мнения, высказанные о них взрослыми: "Я хороший, потому что мама так говорит". Таким образом, возникая в ранние периоды развития, на протяжении дошкольного возраста самооценка остается по своей природе внешней и представляет собой оценку ребенка окружающими, которую он усвоил (но не осознал) и повторил. Социальная ситуация развития младших детей такова, что они постоянно находятся в центре внимания взрослых, их все любят и восхищаются малейшими достижениями, даже шалости вызывают улыбку. Поэтому самооценка вплоть до старшего дошкольного возраста в любой ситуации неадекватно завышена и не соответствует реальным возможностям ребенка.

В отличие от первичной самооценки младших детей, самооценка старшего дошкольника обладает целым рядом отличительных особенностей, она:

- становится его собственной, "внутренней оценкой";

- целостна, то есть отражает отношение к себе как индивиду в целом;

- основана на осознании своих качеств и возможностей и отношений с другими людьми;

- критична, в том смысле, что зависит от реальных достижений в деятельности;

- дифференцирована: оценивая себя как индивида в целом, ребенок может оценить отдельные свои качества и возможности и соотнести их с качествами других людей;

- устойчива: характеризует ребенка как личность в различных ситуациях.

Эти особенности самооценки старшего дошкольника проявляются в привычных для него условиях и видах деятельности. Важно помнить, что развитие этого свойства личности у детей 6-7-летнего возраста очень индивидуально и зависит от условий воспитания.

Возрастные изменения самооценки обусловлены прежде всего переменами в социальной ситуации развития детей данного возраста. К ребенку 6-7 лет уже относятся не как к "маленькому", а как к будущему школьнику. Сознательно или стихийно родители и воспитатели, все окружающие перестраивают свое отношение к ребенку, меняется система требований и оценок. От него теперь настойчиво ждут большей усидчивости, серьезности и внимательности, нового, ответственного отношения к порученному делу. Оценки результатов деятельности и поведения ребенка становятся более критичными. Во многих семьях к этому времени происходят объективные перемены - появляется еще один ребенок. Это приводит к тому, что старший дошкольник перестает быть центром внимания взрослых, единственным, всеобщим любимцем.

Экспериментально установлено, что у детей 3-5 лет наблюдается "неспецифическое" реагирование на оценку взрослого: их самооценка не меняется в ответ на замечания или порицания. Реакцию дошкольников 6-7 лет уже можно назвать специфической, так как в этом возрасте переживания успеха ведут к повышению самооценки, а неуспеха - к ее снижению.

Изменение самооценки обусловлено также качественными изменениями в умственном развитии старших дошкольников,в частности, возникновением аффективного обобщения и рефлексии.

Если у младших детей самооценка характеризуется как неадекватно завышенная, то к 6-7 годам она становится уже более реалистичной, а в условиях привычной деятельности может полностью соответствовать возможностям ребенка. У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются три вида самооценки: завышенная, заниженная и адекватная.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованы в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при оказании поддержки легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, боясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно, старается угадать, доволен ли им воспитатель. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это, чаще всего, малопривлекательные дети.

В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка воспитателя. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к "уходу" от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача воспитателя в работе с детьми с заниженной самооценкой - обеспечить успех в деятельности, дать возможность поверить в свои силы.

Дети с завышенной самооценкой очень подвижны, не сдержаны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи "с налета". Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т. д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда - раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них - быть в центре внимания взрослого.

Дети с завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте М.И.Лисина видит в своеобразном для каждого ребенка сочетании условий развития.

Проявление неадекватно завышенной самооценки в 6-7- летнем возрасте в одном случае обусловлено некритичным отношением к ним со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточной сформированностью способности к осознанию себя и результатов своей деятельности, аффективного обобщения и рефлексии. В другом случае неадекватно завышенная самооценка формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям стоящим на пороге кризиса 6-7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности - в игре, на спортивных занятиях и т. д. - они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации и, в частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Известно, что все дети до поступления в школу говорят, что будут учиться только на 5 и 4. Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Способность оценивать себя и свою деятельность является основой для формирования учебной деятельности детей, в частности, действий контроля и оценки. Экспериментальное исследование, проведенное Е.Е. Кравцовой (7), показывает, что часть детей старшего дошкольного возраста уже может контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. В этом исследовании детям предлагали раскрасить картинку по образцу, который был раскрашен нетрадиционно: дерево было красное, небо черное, пруд коричневый, а солнце - зеленое. После того, как дети выполняли задание, их просили проконтролировать и оценить себя, сказать, все ли они правильно сделали и похожа ли их картинка на образец. По результатам выполнения задания были выделены четыре группы детей.

В первую группу вошли дети, выполнившие задание неправильно. Они раскрасили картинку в те цвета, которые им нравились. В основном это была традиционная раскраска. Когда их просили сравнить результат с образцом, то дети не замечали ошибок даже тогда, когда их внимание обращали на каждый изображенный на картинке предмет: "А дерево у тебя на рисунке такое же, как на моем?". Дети этой группы отвечали утвердительно, иногда даже не взглянув на образец. Контроль и оценка своих действий у них еще не сформированы.

Во второй группе дошкольники вначале вели себя так же, как и дети первой группы. Однако, когда взрослый начинал интересоваться каждым предметом отдельно, они находили свои ошибки: " Ой, здесь нужно было рисовать красным карандашом, а я - зеленым". У этих детей еще нет самостоятельности в контроле и оценке своих действий. Но при участии взрослого они могут найти и правильно оценить свои ошибки.

В третьей группе испытуемые внимательно рассматривали образец и начинали выполнять задание правильно, но затем сбивались и допускали ошибки. При контроле и оценке своих результатов дети зачастую начинали рассуждать о целесообразности так, а не иначе раскрашивать рисунок. Они говорили: " А так не бывает", "Дерево зеленое, а не красное" и т.д. Очевидно, что дети этой группы могут оценивать конечный результат, однако контроль за процессом деятельности у них еще развит слабо.

Дети четвертой группы с заданием справились полностью. Когда их спрашивали, все ли они правильно сделали, то ребята не просто отвечали, а пытались аргументировать свои слова: "Здесь небо черное и у меня черное, значит, правильно" и т. д. В этом случае мы наблюдаем осознание ребенком не только результатов своих действий, но и способов их выполнения.

 

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте возникают качественно новые психические образования: осознание своего социального Я и осознанная самооценка. Такие изменения в самосознании подготавливаются всем ходом психического развития в дошкольный период и являются основой для перехода на новую возрастную ступень и освоение нового вида деятельности. Перечисленные психические новообразования присущи не всем старшим дошкольникам, а только тем, кто в своем развитии достиг переходного периода и переживает кризис семи лет

Диагностика самосознания детей дошкольного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.026 с.)