Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития самомозннания в дошкольном возрасте.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже было сказано, самосознание ребенка начинает проявляться уже в первые месяцы жизни в виде неосознаваемых "праобразов". Развитие самосознания в детские годы состоит в постоянном уяснении собственных качеств, их осознании и вербализации, формировании частных самооценок и их обобщении. К концу дошкольного возраста формируется новый уровень самосознания, определяющий специфику критического периода 6-7 лет и являющийся основой для перехода ребенка на более высокую ступень психического развития. В старшем дошкольном возрасте в сфере самосознания появляются такие возрастные новообразования, которые определяют качественно новый уровень развития личности ребенка. Это: осознание своего социального Я и обобщенная самооценка. Осознание ребенком себя как субъекта действий возникает достаточно рано, уже в конце раннего возраста, и является причиной кризиса трех лет. На протяжении дошкольного возраста представления о себе остаются нечеткими и малодифференцированными, ребенок осознает себя лишь в самых общих чертах: "Я хороший мальчик", "Я хорошая девочка". В 6-7-летнем возрасте ребенок осознает себя не только в пределах производимых им практических действий, он начинает понимать и анализировать (в специфической для данного возраста форме) свои отношения к окружающему и свое место среди других людей: появляется осознание себя как субъекта в системе общественных отношений - осознание своего социального Я. Новый уровень самосознания, возникающий на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, является основой для формирования "внутренней позиции" (Л.И.Божович). В широком смысле внутреннюю позицию личности можно определить как относительно устойчивое осознанное отношение к себе в системе общественных отношений. Внутренняя позиция отражает "степень удовлетворенности ребенка занимаемым им положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального благополучия", порождает у него соответствующие потребности и стремления (2. С.92). Осознание своего социального Я и формирование внутренней позиции у детей 6-7- летнего возраста является переломным пунктом в их психическом развитии. В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией. Это выражается в стремлении к новому, более "взрослому" положению в жизни и новой, общественно значимой деятельности, в частности, в стремлении к социальной позиции школьника и учению в школе. Возникнув в старшем дошкольном возрасте, внутренняя позиция является одной из базовых характеристик личности человека и на всех этапах жизненного пути определяет его отношение к себе, своему поведению и деятельности и к занимаемому положению в жизни. В старшем дошкольном возрасте появляется самооценка - устойчивое внеситуативное обобщенное отношение к себе (Л.С.Выготский). Наблюдения показывают, что самооценка может проявляться уже к концу второго года жизни. Так, на вопрос, кто он такой, маленький мальчик отвечает:"Я хороший Саша", другой гордо говорит: "Я всегда хороший. Я хороший и больше никакой." Л.И.Божович отмечает, что в первичной самооценке этого периода развития полностью отсутствует рациональный компонент, иными словами, самооценка маленького ребенка не основана на понимании своих реальных индивидуальных особенностей. В младшем и среднем дошкольном возрасте также еще нет сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе, ребенок приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Так, например, ребенка, говорившего о себе, что он аккуратный, спросили, что это значит. Он ответил: "Я не боюсь". В этот период дети чаще всего просто повторяют мнения, высказанные о них взрослыми: "Я хороший, потому что мама так говорит". Таким образом, возникая в ранние периоды развития, на протяжении дошкольного возраста самооценка остается по своей природе внешней и представляет собой оценку ребенка окружающими, которую он усвоил (но не осознал) и повторил. Социальная ситуация развития младших детей такова, что они постоянно находятся в центре внимания взрослых, их все любят и восхищаются малейшими достижениями, даже шалости вызывают улыбку. Поэтому самооценка вплоть до старшего дошкольного возраста в любой ситуации неадекватно завышена и не соответствует реальным возможностям ребенка. В отличие от первичной самооценки младших детей, самооценка старшего дошкольника обладает целым рядом отличительных особенностей, она: - становится его собственной, "внутренней оценкой"; - целостна, то есть отражает отношение к себе как индивиду в целом; - основана на осознании своих качеств и возможностей и отношений с другими людьми; - критична, в том смысле, что зависит от реальных достижений в деятельности; - дифференцирована: оценивая себя как индивида в целом, ребенок может оценить отдельные свои качества и возможности и соотнести их с качествами других людей; - устойчива: характеризует ребенка как личность в различных ситуациях. Эти особенности самооценки старшего дошкольника проявляются в привычных для него условиях и видах деятельности. Важно помнить, что развитие этого свойства личности у детей 6-7-летнего возраста очень индивидуально и зависит от условий воспитания. Возрастные изменения самооценки обусловлены прежде всего переменами в социальной ситуации развития детей данного возраста. К ребенку 6-7 лет уже относятся не как к "маленькому", а как к будущему школьнику. Сознательно или стихийно родители и воспитатели, все окружающие перестраивают свое отношение к ребенку, меняется система требований и оценок. От него теперь настойчиво ждут большей усидчивости, серьезности и внимательности, нового, ответственного отношения к порученному делу. Оценки результатов деятельности и поведения ребенка становятся более критичными. Во многих семьях к этому времени происходят объективные перемены - появляется еще один ребенок. Это приводит к тому, что старший дошкольник перестает быть центром внимания взрослых, единственным, всеобщим любимцем. Экспериментально установлено, что у детей 3-5 лет наблюдается "неспецифическое" реагирование на оценку взрослого: их самооценка не меняется в ответ на замечания или порицания. Реакцию дошкольников 6-7 лет уже можно назвать специфической, так как в этом возрасте переживания успеха ведут к повышению самооценки, а неуспеха - к ее снижению. Изменение самооценки обусловлено также качественными изменениями в умственном развитии старших дошкольников,в частности, возникновением аффективного обобщения и рефлексии. Если у младших детей самооценка характеризуется как неадекватно завышенная, то к 6-7 годам она становится уже более реалистичной, а в условиях привычной деятельности может полностью соответствовать возможностям ребенка. У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются три вида самооценки: завышенная, заниженная и адекватная. Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованы в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при оказании поддержки легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, боясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно, старается угадать, доволен ли им воспитатель. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это, чаще всего, малопривлекательные дети. В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка воспитателя. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к "уходу" от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача воспитателя в работе с детьми с заниженной самооценкой - обеспечить успех в деятельности, дать возможность поверить в свои силы. Дети с завышенной самооценкой очень подвижны, не сдержаны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи "с налета". Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т. д. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству. К похвале воспитателя дети с завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда - раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них - быть в центре внимания взрослого. Дети с завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте М.И.Лисина видит в своеобразном для каждого ребенка сочетании условий развития. Проявление неадекватно завышенной самооценки в 6-7- летнем возрасте в одном случае обусловлено некритичным отношением к ним со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточной сформированностью способности к осознанию себя и результатов своей деятельности, аффективного обобщения и рефлексии. В другом случае неадекватно завышенная самооценка формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины. Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям стоящим на пороге кризиса 6-7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности - в игре, на спортивных занятиях и т. д. - они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации и, в частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Известно, что все дети до поступления в школу говорят, что будут учиться только на 5 и 4. Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности. Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии. Способность оценивать себя и свою деятельность является основой для формирования учебной деятельности детей, в частности, действий контроля и оценки. Экспериментальное исследование, проведенное Е.Е. Кравцовой (7), показывает, что часть детей старшего дошкольного возраста уже может контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. В этом исследовании детям предлагали раскрасить картинку по образцу, который был раскрашен нетрадиционно: дерево было красное, небо черное, пруд коричневый, а солнце - зеленое. После того, как дети выполняли задание, их просили проконтролировать и оценить себя, сказать, все ли они правильно сделали и похожа ли их картинка на образец. По результатам выполнения задания были выделены четыре группы детей. В первую группу вошли дети, выполнившие задание неправильно. Они раскрасили картинку в те цвета, которые им нравились. В основном это была традиционная раскраска. Когда их просили сравнить результат с образцом, то дети не замечали ошибок даже тогда, когда их внимание обращали на каждый изображенный на картинке предмет: "А дерево у тебя на рисунке такое же, как на моем?". Дети этой группы отвечали утвердительно, иногда даже не взглянув на образец. Контроль и оценка своих действий у них еще не сформированы. Во второй группе дошкольники вначале вели себя так же, как и дети первой группы. Однако, когда взрослый начинал интересоваться каждым предметом отдельно, они находили свои ошибки: " Ой, здесь нужно было рисовать красным карандашом, а я - зеленым". У этих детей еще нет самостоятельности в контроле и оценке своих действий. Но при участии взрослого они могут найти и правильно оценить свои ошибки. В третьей группе испытуемые внимательно рассматривали образец и начинали выполнять задание правильно, но затем сбивались и допускали ошибки. При контроле и оценке своих результатов дети зачастую начинали рассуждать о целесообразности так, а не иначе раскрашивать рисунок. Они говорили: " А так не бывает", "Дерево зеленое, а не красное" и т.д. Очевидно, что дети этой группы могут оценивать конечный результат, однако контроль за процессом деятельности у них еще развит слабо. Дети четвертой группы с заданием справились полностью. Когда их спрашивали, все ли они правильно сделали, то ребята не просто отвечали, а пытались аргументировать свои слова: "Здесь небо черное и у меня черное, значит, правильно" и т. д. В этом случае мы наблюдаем осознание ребенком не только результатов своих действий, но и способов их выполнения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте возникают качественно новые психические образования: осознание своего социального Я и осознанная самооценка. Такие изменения в самосознании подготавливаются всем ходом психического развития в дошкольный период и являются основой для перехода на новую возрастную ступень и освоение нового вида деятельности. Перечисленные психические новообразования присущи не всем старшим дошкольникам, а только тем, кто в своем развитии достиг переходного периода и переживает кризис семи лет Диагностика самосознания детей дошкольного возраста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.011 с.) |