Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие восприятия в дошкольном возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется и развивается восприятие детей: 1) расширяютя и углубляются представления, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам (выработанных человечеством, обобщенных и закрепленных в слове, представлений об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений - цвета, формы, величины, высоты звуков и т.д.); 2) способы использования сенсорных эталонов (действия идентификации, действия отнесения к эталону, моделирующие действия) становятся значительно более точными и целесообразными; 3) в условиях правильно организованного сенсорного воспитания обследование предметов приобретает систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является значительное увеличение его осмысленности. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают элементы наглядно-образного мышления, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, осознанием значения воспринимаемых предметов и их свойств, их соотношений с другими предметами и свойствами. Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит, главным образом, за счет систематизации этих представлений. Так, знакомясь с цветом, дети узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточное положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Знакомство с формами углубляется путем овладения их группировкой, например, делением на округлые и прямолинейные. У детей формируются представления об отличии форм друг от друг и возможности перехода одних форм в другие. Например, когда детям на занятии предложили найти в группе предметы овальной формы, один из них взял ободок от бескозырки вытянул его и сказал: "Теперь он овальный". А при поиске предметов прямоугольной формы девочка сложила квадратное кукольное одеяльце пополам и таким образом получила прямоугольник. Дети подготовительной к школе группы умеют составлять из нескольких треугольников, четырехугольников другие фигуры. При знакомстве с величиной дошкольники овладевают умением сопоставлять между собой большое количество предметов, создавать ряды, включающие до 10 отдельных элементов.
К старшему дошкольному возрасту дети усваивают названия основных цветов спектра и их оттенков (темно-красный, светлозе-леный, темно-синий), навания основных геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), сравнительные обозначения величины (большой, маленький, самый маленький). Словесное обозначение свойств предметов фиксирует приобретенный ребенком чувственный опыт, позволяет "отделить" свойства от того предмета, с которым они слиты в восприятии ребенка, и, тем самым, осознать их. В своей деятельности старшие дошкольники используют словесные обозначения свойств без отнесения их к конкретным предметам. При этом обозначенные словами свойства: "красный", "тяжелый", "белый", "сладкий" - становятся объектами и средствами познания. Слово становится средством тончайшего анализа воспринимаемых оттенков, обеспечивая возможность сравнения и выделения различных признаков. Всякое значение слова означает обобщение. Включенное в процесс восприятия, словесное обозначение вносит то, что не дает непосредственный чувственный опыт и что сам ребенок не в состоянии выделить в предмете и явлении. Тем самым оно поднимает восприятие на новый, значительно более высокий уровень, очеловечивает его. "Очеловеченность восприятия, - подчеркивает Л.А.Венгер, - состоит не только и не столько в том, что человек наряду с "природными" объектами воспринимает также объекты "социальные"..., сколько в том, что в любых объектах он выделяет свойства и особенности, соответствующие задачам человеческой деятельности, смотрит на мир сквозь призму его освоения челове-чеством, представленную в виде систем сенсорных эталонов" (2. С. 100-101). Исследования А.В. Запорожца, Л.А.Венгера, В.П.Зинченко показывают, что на протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в способах восприятия. Так, при сравнении свойств предмета с образцом старшие дошкольники уже не нуждаются во внешних приемах - перемещениях, обведении контуров рукой и т.п., они описывают свойства предмета, пользуясь чисто зрительным восприятием, зрительными сравнениями. Зрительное определение формы, цвета и величины предметов становится намного более точным. При рассматривании формы незнакомой фигуры снижается продолжительность фиксации, глаз ребенка движется в основном по контуру, останавливаясь на наиболее характерных его частях. В этом возрасте характер движения взора ребенка в значительной степени напоминает движение глаз взрослого. Примерно также движется рука при осязательном ознакомлении с формой. При этом развитие осязательного восприятия отстает от развития зрительного, его результаты на всем протяжении дошкольного возраста оказываются более низкими. Главное изменение в способах восприятия к концу дошкольного возраста состоит в том, что дети полностью переходят от использования внешних образцов (эталонов) к использованию усвоенных представлений, т.е. оперируют системами внутренних эталонов.
В условиях специально организованного обучения старшие дошкольники могут осуществлять планомерное и последовательное обследование предметов, давать словесное описание его свойств. В зависимости от особенностей деятельности (рисование, лепка, конструирование) обследование предметов на занятиях с детьми проводится по-разному. Так, перед рисованием предмета, например, игрушечного мишки, главное внимание дошкольников обращается на контур, основные части игрушки (голова, туловище, верхние и нижние лапы). Так как изображение в рисунке будет плоскостным, предмет рассматривается с одной стороны. Перед конструированием основное внимание надо обратить на конструкцию предмета, его основные узлы, крепления. Постройка будет объемной, поэтому и предмет рассматривается с разных сторон. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо обучать их обобщенным способам обследования, т.е. типичным приемам познания незнакомых предметов, которые могут быть пpименены в различных видах деятельности. Предлагается использовать следующую последовательность действий (10). Восприятие целостного облика предмета. Вычленение основных частей предмета и определение их свойств (формы, величины и т.д.). Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.). Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. Повторное целостное восприятие предмета. Усвоение сенсорных эталонов происходит не только по отношению к цвету, форме и величине предметов, но и по отношению ко всем другим свойствам предметов и явлений. Так, в процессе речевого развития дошкольники усваивают образцы, соответствующие системе звуков родного языка. К старшему дошкольному возрасту дети воспринимают все звуки речи, что является важным условием успешного овладения грамотой. Если ребенок седьмого года жизни неправильно произносит отдельные звуки (как следствие недифференцированности фонематического слуха и (или) несовершенства работы артикуляционного аппарата), это может привести к возникновению специфических ошибок при обучении детей чтению и письму. Д.Б.Эльконин подчеркивает, что, несмотря на относительно высокое развитие фонематического слуха, ребенок старшего дошкольного возраста не может самостоятельно освоить действия звукового анализа слова, этому нужно специально обучать. Для успешного усвоения грамоты "ребенок должен уметь не только слышать отдельные звуки в слове, не только выделять их из слова, но, и это главное, устанавливать порядок, в котором звуки следуют один за другим в слове, уметь разбираться в его строении" (14. С. 31).
К концу дошкольного возраста складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции ребенка, дети осваивают словесные обозначения пространственных отношений "далеко", близко", "справа", "слева", "на", "под" и др. Свободная ориентировка может быть сформирована лишь при помощи обучения, в пpоцессе которого дети сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словом. Очень эффективно использование в этих целях дидактических игр с куклами, общий смысл котоpых заключается в том, что куклы выполняют разные действия, при этом их положения и позы постоянно меняются. Каждое изменение позы обозначается соответствующим словом и истолковывается, т.е. осмысливается. Так, кукла Маша прячет маленький шарик на шкаф, а кукла Лида идет и находит шарик. (Кукле придается определенная поза). Экспериментатор говорит:" Вот она подняла голову вверх, смотрит кверху и видит - шарик лежит высоко на шкафу. Теперь Маша закатила шарик под диван. Поставь Лиду так, чтобы она видела шарик, который закатился под диван". Действуя с куклой, ребенок учится ориентироваться в пространстве независимо от своей собственной позиции. В работе с дошкольниками важно научить их правильно использовать словесные обозначения пространственных отношений. "Чем точнее слова обозначают направление, - подчеркивает А.А.Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной, логичной и цельной она становится для ребенка" (7. С. 275). Правильное и точное восприятие простpанственных отношений необходимо для успешного обучения в школе, усвоения графических изображений букв, цифр, а позже - для ориентировки в географической карте, в чертеже, пpи геометрическом построении фигур и т.д. Значительную трудность для дошкольников представляет восприятие времени, оценка временных интервалов. Это объясняется тем, что время не имеет наглядной формы, текуче, необратимо, восприятие времени носит субъективный характер, зависит от характера и особенностей деятельности. В то же время правильная оценка временных интервалов, "чувство времени", необходимы будущим школьникам для организации и планирования своей работы. Результаты исследования Т.Д.Рихтерман показывают, что с использованием наглядности (секундомера, песочных часов и др.) можно научить детей 6-7 лет не только измерять время, но и оценивать "в уме" длительность выполняемой деятельности, регулировать ее темп, предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени. В ходе эксперимента детей учат переносить полученные умения в другую деятельность, оценивать длительность временных отрезков в быту, в ходе занятий и игр (11).
Отмечается наличие общности, развития восприятия времени и пространства у ребенка. Специальные исследования дают основание считать, что эта общность представлений объясняется способностью ребенка отражать мир в единых временно-пространственных комплексах (Н.Е Веракса). Отличительные особенности восприятия старших дошкольников во многом определяются организацией специального обучения детей, их сенсорного воспитания. А.А.Люблинская отмечала, что "правильно организованное упражнение детей в восприятии предметов, их изображений и целых картин, так же как и в выделении качеств отдельных предметов, является хорошим средством развития умственной деятельности детей (7. С.182). На занятиях в старшей и особенно в подготовительной группах все больше следует уделять внимание заданиям, требующим понимания закономерностей, которые лежат в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов, т.е. таким заданиям, в выполнении которых необходимо участие не только восприятия, но и мышления. Например, группировка разных оттенков одного и того же цвета или разновидностей фигур, относя-щихся к одной и той же геометрической форме; расположение предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания величины, светлоты и т.д. В старшем дошкольном возрасте увеличивается значение заданий, для выполнения которых необходимо учитывать одновременно различные свойства предметов (форму,величину, цвет), а также задания, где от детей требуется подробное словесное описание предметов и их свойств.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.009 с.) |