Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические и современные интерпретации политики.

Поиск

Классические и современные интерпретации политики.

В течение исторического процесса происходила смена форм политического сознания:

ü догматическое - 18 век - объяснение политики с точки зрения определенной догмы или парадигмы.

ü критическое - вторая половина 19 века - знание и анализ различных парадигм

 

Понятие политической власти – сущность, происхождение, особенности.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Носителями последней являются партии, общественные движения, СМИ.

Государственная власть – ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население.

К основным формам проявления власти относятся:

ü господство,

ü руководство,

ü управление,

ü организация,

ü контроль

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Власть общество организовывает, поддерживает его целостность и единство, регулирует общественные отношения. Это – инструмент управления всеми сферами общественной жизни.

Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти:

1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой.

2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта.

 

Источники власти - средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Общепризнанный источник – сила (экономические, социальные, психологические).

Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно.

Государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

Принципы устойчивости политической власти:

1) Легитимность: признание обществом неоспоримого права элиты на власть

2) Результативность: степень выполнения властью тех функций, которые на нее возложены

Легальность и легитимность. Классификация по Максу Веберу

Власть бывает легитимной или нелегитимной.

Легитимность – признание, объяснение, оправдание, относительно к политике.

Но! Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Макс Вебер предложил выделять 3 типа легитимности.

Первый вид легитимноститрадиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Когда власть основана на праве наследования престола. Такая легитимность соответствовала нормам традиционного общества, но эта традиционность, в свою очередь, определяла ограниченность власти монарха.

Второй видхаризматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Этот тип легитимности разработан М. Вебером, который считал, что харизма - это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы своими особыми качествами.

Образцы харизмы Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Соломоне, Александре Македонском, Цезаре, Наполеоне. В 20-м веке сформировалась плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы: Мао Цзедун, Гитлер, Ш. де Голль, Сталин, Тито, Черчилль, Рузвельт, Неру и др.

Третий видрациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях. Его воплощением является демократическое правовое государство. Вебер сопоставляет легальное господство с частным предпринимательством. Рациональная рыночная система функционирует ради удовлетворения повседневных потребностей интересов. Чтобы функционирование не нарушалось, необходимы твердые гарантии

Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде».

Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение.

Наряду с легитимностью важнейшим фактором стабильности в обществе является эффективность власти. Если легитимность мотивируется ценностными моральными представлениями граждан, то эффективность связана с оценкой власти с точки зрения инструментальной – что она дает или может дать людям. Эффективность – это результативность власти, характеризующаяся именно степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданий и требований граждан.

Политическая элита (классические и современные концепции).

1) Вильфредо Парето сформулировал концепцию, согласно которой равновесие и динамика любой социальной системы детерминируются правящим меньшинством – элитой, проходящей определенные циклы своего развития. Элита проходит стадию возвышения у упадка. На смену приходят контрэлиты. Деление элиты на львов и лисов.

2) Гаэтано Моска считал, что главная задача элиты – укрепление своего господства. Качество правящего класса – высокая степень организованности и сплоченности. В отличие от Парето, Моска заявлял о несменяемости власти. Однако элите необходимо было поддерживать баланс в отношениях управляющих и управляемых.

3) Роберт Михельс. Господство элиты непосредственно определяется невозможностью прямого участия масс в управленческих процессах и контроля с их стороны.

4) Г. Лассуэлл. К элите могут быть отнесены только те, кто обладает особыми способностями к производству и распространению определенных полит. ценностей.

5) Плюралистическая интерпретация – во власти действуют несколько группировок, каждая из которых собственными механизмами и зоной властного влияния.

6) Р. Милсс – наибольшем влиянием в элите обладают лица, находящиеся в неформальных отношениях и оказывающие влияние на весь процесс принятия решений.

7) Дж. Гэлбрейт – важнейшее влияние на принятие полит. решений оказывает техноструктура, т.е. анонимная группа лиц, контролирующая процесс обращения служебной информации и предопределяет характер принимаемых наверху решений.

Мажоритарная система относительного большинства.

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию.

Достоинства.

ü Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте.

ü Деятельность члена всякой партии связана не только ее уставом, а чаще карьерными соображениями ее членов, приспосабливающихся к внутренним тенденциям и исключающих противоречия руководству лоббирующего интересы бюрократии.

ü Необдуманные предложения независимого депутата, или лоббирующие криминал, слабость его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью для фракций и партий.

ü В отличие от партийных списков, у избирателя есть возможность выбрать не «тёмную лошадку», и кандидат должен представить не только декларативные обещания, но и реальные заслуги перед обществом.

Недостатки.

ü Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.

ü Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров, поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве.

Функции.

  1. Одна из важнейших функций политической культуры – воспитательная. Она проявляется в политическом формировании личности на основе ценностей, соответствующих интересам и целям тех или иных классов, социальных групп.
  2. Иногда в качестве самостоятельной выделяется познавательнаяфункция политической культуры. Суть ее состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его успешной деятельности в сфере политики.
  3. Нормативнаяфункция служит обеспечению стабильности политической системы и направлена на обеспечение посредством использования политических норм такого поведения граждан, которое служило бы эффективному достижению ее цели.
  4. Коммуникативнаяфункция политической культуры служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой – в национальную, национальной – в общечеловеческую.
  5. Сигнификативнаяфункция вытекает из того, что действия, обычаи и явления приобретают политико-культурное значение лишь в конкретном политическом и историческом контексте, занимая свое место в системе ценностей и поведенческих ориентиров людей.

Три типа смешанных культур.

  1. Первый из них – патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти.
  2. Второй тип – подданнически-активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированной на более или менее демократическую политическую систему
  3. Третий тип – патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии

 

Политическая социализация может быть представлена и как способ регулирования и воспроизводства политических отношений. Политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.

Социализация как процесс может осуществляться напрямую посредством участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. Индивиды и социализируют себя, и социализируются извне.

Существуют два уровня политической социализации. Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций.

Другим важным средством политической социализации является школа и иные учебные заведения. Они оказывают влияние на процесс социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там устанавливаются. В качестве важного средства политической социализации выступают партии и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан. Наконец, эффективным "агентом" политической социализации являются средства массовой информации.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, политическая культура выступает важным фактором социализации человека, с другой – социализация является необходимым средством повышения политической культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом.

Причины трансформации.

 

ü Экономические: развитие производительных сил общества, изменение форм собственности, состояние экономики.

ü Социальные: особенности социальной структуры общества, изменение места и роли различных социальных групп в жизнедеятельности общества.

ü Политические: особенности исторически сложившейся политической системы общества, соотношение между основными субъектами политической жизни.

ü Идеологические: состояние общественного сознания, уровень общей и политической культуры общества в целом и отдельных социальных классов, слоев, групп.

 

Формы трансформации.

 

ü Реформа «сверху»

ü Абдиция (быстрое разложение власти)

ü Согласованная реформа (между властью и оппозицией)

ü Реформа «снизу»

ü Революция

Классические и современные интерпретации политики.

В течение исторического процесса происходила смена форм политического сознания:

ü догматическое - 18 век - объяснение политики с точки зрения определенной догмы или парадигмы.

ü критическое - вторая половина 19 века - знание и анализ различных парадигм

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.012 с.)