Понятие политической власти – сущность, происхождение, особенности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие политической власти – сущность, происхождение, особенности.



Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Носителями последней являются партии, общественные движения, СМИ.

Государственная власть – ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население.

К основным формам проявления власти относятся:

ü господство,

ü руководство,

ü управление,

ü организация,

ü контроль

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Власть общество организовывает, поддерживает его целостность и единство, регулирует общественные отношения. Это – инструмент управления всеми сферами общественной жизни.

Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти:

1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой.

2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта.

 

Источники власти - средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Общепризнанный источник – сила (экономические, социальные, психологические).

Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно.

Государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

Принципы устойчивости политической власти:

1) Легитимность: признание обществом неоспоримого права элиты на власть

2) Результативность: степень выполнения властью тех функций, которые на нее возложены

Легальность и легитимность. Классификация по Максу Веберу

Власть бывает легитимной или нелегитимной.

Легитимность – признание, объяснение, оправдание, относительно к политике.

Но! Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Макс Вебер предложил выделять 3 типа легитимности.

Первый вид легитимноститрадиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Когда власть основана на праве наследования престола. Такая легитимность соответствовала нормам традиционного общества, но эта традиционность, в свою очередь, определяла ограниченность власти монарха.

Второй видхаризматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Этот тип легитимности разработан М. Вебером, который считал, что харизма - это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы своими особыми качествами.

Образцы харизмы Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Соломоне, Александре Македонском, Цезаре, Наполеоне. В 20-м веке сформировалась плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы: Мао Цзедун, Гитлер, Ш. де Голль, Сталин, Тито, Черчилль, Рузвельт, Неру и др.

Третий видрациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях. Его воплощением является демократическое правовое государство. Вебер сопоставляет легальное господство с частным предпринимательством. Рациональная рыночная система функционирует ради удовлетворения повседневных потребностей интересов. Чтобы функционирование не нарушалось, необходимы твердые гарантии

Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде».

Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение.

Наряду с легитимностью важнейшим фактором стабильности в обществе является эффективность власти. Если легитимность мотивируется ценностными моральными представлениями граждан, то эффективность связана с оценкой власти с точки зрения инструментальной – что она дает или может дать людям. Эффективность – это результативность власти, характеризующаяся именно степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданий и требований граждан.

Классические и современные интерпретации понятия «государство».

КЛАССИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

Аристотель: государство как совокупность свободных граждан, занимающихся политикой.

Конфуций: государство как большая семья в которой отношения строятся как в семье - взаимная ответственность, доверие.

Гуго Гроций: государство как союз людей для совместной пользы и соблюдения права. Право и законы первичны, а государство необходимо только для соблюдения этих прав.

Гоббс: государство - это свирепое, беспощадное чудовище но необходимое для того, чтоб люди не переубивали друг друга. Общество без государства - война всех против всех. Основатель принципа образования государства на договорной основе (развил Джон Локк) - люди сознательно передают часть своих прав для того, чтоб государство обеспечивало их защиту. Впервые появляется идея о том, что государство это не что-то данное богом, а созданное людьми.

Маркс: государство - машина для подавления одного класса другим, для сохранения интересов правящего класса.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ государство рассматривается с разных позиций совершенно по-разному, в современном мире не существует единой концепции государства:

Юристы: государство изучается как система права.

Антропологи: государство как тип социальной организации, рассмотрение эволюции властных отношений их взаимодействия.

Религиозный подход - в зависимости от религиозной традиции.

Ислам - нет понятия государства, есть понятие мусульманской общины, человеческой общности, собрания мусульман, управляемого халифом (светская и духовная связь).

Христианство - император как "удерживаемый" общества, миссия довести государство до конца времен.

Иудейская традиция - государство Израиль как светское порождение сионизма (ортодоксы относятся негативно к светскому Израилю, считая, что истинный Израиль может существовать только после Пришествия).

Плюралистический подход (Даль, Трумэн) - государство как равновесие между конкурирующими социальными группами.

Корпоративистский подход (Шмидтер) - государство как единое целое в котором существуют раздельные корпорации. Баланса между корпорациями искать не следует. Необходим жесткий каркас государства. Задача государства создать правила для корпораций.

Неомарксистский подход (Милинбэнд, Пуланзас) - отказались от жесткого противопоставления классов. Государство для сохранения капиталистических отношений.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.007 с.)