Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие политической власти – сущность, происхождение, особенности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Носителями последней являются партии, общественные движения, СМИ. Государственная власть – ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население. К основным формам проявления власти относятся: ü господство, ü руководство, ü управление, ü организация, ü контроль Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Власть общество организовывает, поддерживает его целостность и единство, регулирует общественные отношения. Это – инструмент управления всеми сферами общественной жизни. Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти: 1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой. 2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта.
Источники власти - средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Общепризнанный источник – сила (экономические, социальные, психологические). Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества. Принципы устойчивости политической власти: 1) Легитимность: признание обществом неоспоримого права элиты на власть 2) Результативность: степень выполнения властью тех функций, которые на нее возложены Легальность и легитимность. Классификация по Максу Веберу Власть бывает легитимной или нелегитимной. Легитимность – признание, объяснение, оправдание, относительно к политике. Но! Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство. Макс Вебер предложил выделять 3 типа легитимности. Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Когда власть основана на праве наследования престола. Такая легитимность соответствовала нормам традиционного общества, но эта традиционность, в свою очередь, определяла ограниченность власти монарха. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Этот тип легитимности разработан М. Вебером, который считал, что харизма - это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы своими особыми качествами. Образцы харизмы Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Соломоне, Александре Македонском, Цезаре, Наполеоне. В 20-м веке сформировалась плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы: Мао Цзедун, Гитлер, Ш. де Голль, Сталин, Тито, Черчилль, Рузвельт, Неру и др. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях. Его воплощением является демократическое правовое государство. Вебер сопоставляет легальное господство с частным предпринимательством. Рациональная рыночная система функционирует ради удовлетворения повседневных потребностей интересов. Чтобы функционирование не нарушалось, необходимы твердые гарантии Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение. Наряду с легитимностью важнейшим фактором стабильности в обществе является эффективность власти. Если легитимность мотивируется ценностными моральными представлениями граждан, то эффективность связана с оценкой власти с точки зрения инструментальной – что она дает или может дать людям. Эффективность – это результативность власти, характеризующаяся именно степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданий и требований граждан. Классические и современные интерпретации понятия «государство». КЛАССИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: Аристотель: государство как совокупность свободных граждан, занимающихся политикой. Конфуций: государство как большая семья в которой отношения строятся как в семье - взаимная ответственность, доверие. Гуго Гроций: государство как союз людей для совместной пользы и соблюдения права. Право и законы первичны, а государство необходимо только для соблюдения этих прав. Гоббс: государство - это свирепое, беспощадное чудовище но необходимое для того, чтоб люди не переубивали друг друга. Общество без государства - война всех против всех. Основатель принципа образования государства на договорной основе (развил Джон Локк) - люди сознательно передают часть своих прав для того, чтоб государство обеспечивало их защиту. Впервые появляется идея о том, что государство это не что-то данное богом, а созданное людьми. Маркс: государство - машина для подавления одного класса другим, для сохранения интересов правящего класса. СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ государство рассматривается с разных позиций совершенно по-разному, в современном мире не существует единой концепции государства: Юристы: государство изучается как система права. Антропологи: государство как тип социальной организации, рассмотрение эволюции властных отношений их взаимодействия. Религиозный подход - в зависимости от религиозной традиции. Ислам - нет понятия государства, есть понятие мусульманской общины, человеческой общности, собрания мусульман, управляемого халифом (светская и духовная связь). Христианство - император как "удерживаемый" общества, миссия довести государство до конца времен. Иудейская традиция - государство Израиль как светское порождение сионизма (ортодоксы относятся негативно к светскому Израилю, считая, что истинный Израиль может существовать только после Пришествия). Плюралистический подход (Даль, Трумэн) - государство как равновесие между конкурирующими социальными группами. Корпоративистский подход (Шмидтер) - государство как единое целое в котором существуют раздельные корпорации. Баланса между корпорациями искать не следует. Необходим жесткий каркас государства. Задача государства создать правила для корпораций. Неомарксистский подход (Милинбэнд, Пуланзас) - отказались от жесткого противопоставления классов. Государство для сохранения капиталистических отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.85 (0.011 с.) |