Реализация естественного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация естественного права.



Естественное право исходит от общества. Реализация естественного права проходит следующие стадии:

1. Закрепление естественных претензий общества в нормах позитивного права - правотворчество.

2. Реализация позитивного права.

 

 

  Правомерное поведение, его виды

 

В результате реализации норм права возникает правомерное поведение, складывается правопорядок. Это поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм.

Вообще все деяния с юридической точки зрения можно оделить на:

· правомерное;

· неправомерное;

· юридически нейтральное.

Признаки правомерного поведения:

1. Деяние (действие или бездействие), но не событие и мысли

2. Это деяние соответствует требованиям норм права (например, исполнение обязанностей, соблюдение запретов). Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Деяние регулируется государством, если деяние не регулируется государством, то их нельзя рассматривать как правомерное или неправомерное – нейтральное (право на благодарность).

3. Считается, что правомерное поведение обязательно должно быть социально полезно. Это не совсем так, ибо правомерное поведение не всегда является социально полезным (развод).

4. Деяние осознано человеком, так как поведение малолетних и психически больных не оценивается с точки зрения правомерности. Таким образом, правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида. При этом мотивы отражают не только направленность, но и характер, степень активности, самостоятельность поведения в ходе реализации. Субъективная сторона свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям.

5. Гарантируется государством.

Само деяние и его последствия образуют внешнюю сторону поведения. Психическое отношение, преследуется цель, осознанность – субъективная сторона.

Правомерное поведение – это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством (Корельский, Перевалов).

Правомерное поведение – это такое правовое поведение, которое отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством (Кулапов).

Классификация правомерного поведения:

1. По значимости:

· общественно-необходимое (Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей, их выполнение обеспечивается угрозой государственного принуждения. Например, требование соблюдать законы)

· общественно-допустимое (государство не заинтересовано в их распространении, однако это действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством. Например, развод, частая смена рабочего места).

· желательное для общества (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т.д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность, а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов самого управомоченного. Многие варианты такого поведения закреплены в диспозитивных нормах.

· социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов. Правомерное поведение в этом случае заключается в воздержании от запрещенных действий.

2. По субъективной стороне:

· социально-активное, высоко сознательное (поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности)

· законопослушное поведение (это ответственное правомерное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерное предписание в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Такое поведение преобладает в структуре правомерного поведения).

· конформистское поведение (так как находится в социальной группе, которая правомерно поступает - быть как все; личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться),

· маргинальное поведение (такое поведение в силу низкой ответственности субъекта хотя и является правомерным, но находится на грани антиобщественного, неправомерного. Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием. В этих случаях субъекты подчиняются закону, но не признаю его.);

· привычное поведение (правомерное поведение в силу многократного повторения превращается в привычку. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое значение его значение, не задумывается над этим).

3. По степени активности субъекта:

· активные действия;

· бездействия

4. По формам реализации права:

· соблюдение запретов;

· исполнение обязанностей;

· правоприменение.

· Использование

5. По отношению к интересам общества:

· общественно полезное;

· общественно вредное;

· общественно нейтральное.

7. по субъектам:

· индивидуальное

· групповое (например, закрепленная правом деятельность трудового коллектива, государственного органа, организации)

 

 

  Применение права: понятие, признаки, стадии

 

В отличие от непосредственных форм реализации права, правоприменение имеет особые черты.

1. Это деятельность властных органов. Ими могут быть государственные органы, должностные лица, наделенные властными полномочиями, негосударственные органы. Гос. органы и должностные лица имеют право предписывать определенное поведение другим участникам правоотношений.

Негосударственные органы могут быть субъектами правоприменения - например, органы местного самоуправления, третейские суды, руководители предприятий; они должны быть наделены государством полномочиями осуществления правоприменительной деятельности, имеют строго определенную компетенцию, в рамках которой их деятельность считается правоприменительной, а если выходит за рамки, то правоприменительной уже не может считаться.

Физические лица не могут быть субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.)

2. Эти органы имеют строго установленные рамки властной деятельности по реализации права, так как они должны обладать строгой компетенцией, в рамках которой из деятельность считается правомерной. (По форме).

3. Это деятельность по реализации норм права в конкретной жизненной ситуации. Поэтому она является реализацией конкретной нормы, то есть не является произволом власти. В результате правоприменения устанавливаются предписания - индивидуальный акт правоприменения. Это предписание содержит указание на конкретные субъективные права и юридические обязанности точно указанных в нем субъектов права.

4. Этот акт имеет властный характер, то есть реализация этого акта обеспечивается силой государственного принуждения.

Кроме 4-х основных признаков можно выделить дополнительные:

1. Правоприменение - деятельность, проходящая, как правило, в строго установленном законом порядке. Сам процесс правоприменения урегулирован процессуальными нормами, в которых указаны порядок, стадии, сроки.

2. Правоприменение - управленческая деятельность, то есть организующая деятельность по принятию решения.

3. Это творческая деятельность, так как нормы права носят абстрактный характер, а жизненные ситуации разнообразны в своих проявлениях.

4. Это политическая деятельность, так как:

1) осуществляется политическим институтом – государство;

2) касается отношений между различными социальными группами и категориями граждан;

3) в актах правоприменения происходит реализация воли государства в лице правящих социальных групп.

Григорьев и Черкасов выделяют помимо перечисленных такие признаки применения права:

а) применение права осуществляется в рамках конкретных правовых отношений (правоприменительных отношений). Правовое положение участников подобных отношений различно. Определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их в интересах других участников правоотношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.

б) применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием).

в) применение права направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности;

г) применение права завершается вынесением индивидуального решения.

Правоприменение – это особая форма реализации, выражающаяся в деятельности компетентных органов, должностных лиц, которая заключается в вынесении на основании общих указаний нормы права обязательных для исполнения индивидуальных предписаний, устанавливающих права и обязанности субъектов общественных отношений (Парфенов).

Применение права – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов – актов применения права (Григорьев, Черкасов).

В литературе выделяют 2 формы применения права:

· оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности – основной способ организации исполнения положительных велений права.

· Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от нарушений.

Необходимость правоприменения, как формы реализации диктуется следующими обстоятельствами:

1. При возникновении конфликта, спора между субъектами правоотношения и при необходимости его разрешить.

2. При защите прав граждан и осуществлении мер юридической ответственности.

3. При распределении общественных благ, находящихся в собственности государства.

4. При выполнении функций управления внутри государственного аппарата (назначение на должность, увольнение, поощрение, регулирование поведения должностных лиц).

5. Стремлением государственного аппарата сохранить контроль за поведением населения (лицензирование).

6. когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную воинскую службу, назначение пенсии и т.д.)

7. когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Например, только в судебном порядке можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим.

Правоприменение можно классифицировать по различным основаниям:

1. По форме.

1) административное - наложение штрафа,

2) предварительное расследование в форме дознания и следствия,

3) правосудие - в форме уголовного, гражданского, арбитражного процесса.

2. По субъектам правоприменения:

1) представительные органы власти;

2) исполнительно-распорядительные;

3) судейские;

4) Президентом РФ -?).

3. По составу:

1) Коллегиальные (решения Госдумы);

2) Единоличные.

4. По видам применяемых норм:

1) регулятивных и охранительных норм;

2) материальных и процессуальных норм;

3) норм различных отраслей права.

Стадии правоприменения:

1 стадия. Установление правоприменительным органом фактических обстоятельств дела. Эта стадия сводиться к сбору и анализу фактов, которые характеризуют данное деяние. Собираются доказательства - сведения о фактах действительности, полученных и закрепленных в установленном порядке, необходимые для установления истины и правильного разрешения дела. Факты действительности, не подкрепленные доказательствами, не могут быть использованы при разрешении дела. В доказательствах совмещаются фактическое содержание и процессуальная форма. Ст. 50 Конституции РФ - про незаконные доказательства. Работа с доказательствами разбивается на несколько стадий:

1) Сбор доказательств. Иногда здесь строго регулируется порядок, т.е. способы сбора доказательств. В уголовном процессе способы сбора доказательств называются следственными действиями. Сбор доказательств может сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов.

2) Оценка доказательств. Собранные доказательства должны быть оценены с точки зрения

· относимости к делу (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела)

· допустимости (должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания, например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности);

· достоверности,

· достаточности для разрешения дела (полнота) – означает необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Требования к первой стадии правоприменения:

1) полнота сбора доказательств;

2) всестороннее глубокое исследование доказательств;

3) выяснение истинных обстоятельств дела;

4) законность при сборе доказательств и правильность их процессуального оформления.

2 стадия. Подбор и анализ правовых норм, подлежащих применению. Правоприменитель осуществляет юридическую квалификацию обстоятельств дела. Это сводиться к оценке обстоятельств дела с точки зрения соответствия их условиям действия правовой нормы, которые изложены в гипотезе данной нормы. Провести юридическую квалификацию - показать, что, исходя из собранных доказательств, в данном деле необходимо применять именно выбранную норму права.

Эта стадия заключается, прежде всего:

1) в отыскании нужной правовой нормы в общей массе правового нормативного материала. При этом полномочный орган определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный случай.

2) в проверке действует ли данная норма в данное время, на данной территории, на каких субъектов распространяется, не противоречит ли законам и Конституции. Здесь необходимо руководствоваться общим положением – «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу.

3) необходимо проверить правильность текста нормы, сверить с официальным изданным нормативным актом;

4) необходимо толкование, то есть уяснение смысла нормы.

3 стадия. Принятие решения по рассмотренному делу. На этой стадии реализуется в поведении правоприменителя диспозиция/санкция нормы права. Это мыслительная деятельность, которая заключается в оценке собранных доказательств и установлении окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий (прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного). Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. Эта стадия заключается в том, что решение доводится до заинтересованных лиц.

Требования к акту применения:

1) законность, обоснованность, справедливость - по содержанию;

2) должно соответствовать установленным в законе требованиям по форме документа: вводная часть (кто, что, где, когда), фабула дела, мотивировочная часть, резолютивная часть.

Выделяется и 4 стадия – контроль за исполнением принятого решения.

 

  Акты применения права и их виды. Соотношение нормативного акта, акта толкования и акта применения

 

Признаки акта применения права:

1. акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

2. акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано.

3. акт применения права имеет определенную, строго установленную законом форму.

4. акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

5. акт применения права направлен на реализацию требований юридических норм, т.к. конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности и меру юридической ответственности, т.е. выполняют функции индивидуального регулирования.

6. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления (Лазарев).

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на регулирование общественных отношений (Григорьев, Черкасов).

Классификация правоприменительных актов может проводиться по различным основаниям.

1. по субъектам, осуществляющим применение права

· акты государственных органов и общественных организаций

· акты Президента

· акты федеральных органов власти и управления

· акты органов власти и управления субъектов РФ

· акты органов правосудия

· акты органов прокуратуры

· акты органов надзора и контроля

· акты органов местного самоуправления

· акты коллегиальные и единоличные

2. по предмету правового регулирования (по отраслям применяемых норм права)

· конституционно-правовые акты

· административно-правовые акты

· уголовно-правовые акты

· акты применения материального и процессуального права

3. по форме правоприменительной деятельности

· исполнительные акты (связаны с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения)

· правоохранительные акты (связаны с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению)

4. по функциональному признаку (по их месту в механизме правового регулирования)

· акты-регламентаторы (определяют субъектов конкретного отношения; указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения)

· правообеспечительные акты (обеспечивают реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правого регулирования)

5. по форме внешнего выражения

· акты-документы – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде. Акты-документы имеют различную структуру, по структуре их можно разделить на акты-документы:

а) включающие 4 составные части - вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты)

б) состоящие из 3 частей – вводной, описательной, резолютивной (следственные и административные протоколы)

в) содержащие 2 части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий)

г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить»).

По наименованию акты-документы делятся на:

а) указы

б) постановления

в) приказы

г) протоколы

д) приговоры

е) решения

ж) предписания

· акты-действия делятся на:

а) словесные (например, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным)

б) конклюдентные (совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений, явно или наглядно выражающих решение субъекта применения права)

6. по своему юридическому значению

· основные (акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу)

· вспомогательные (акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов)

7. в зависимости от действия во времени

· акты однократного действия (наложение штрафа)

· длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

8. по характеру содержащегося в них решения

· обязывающие

· управомочивающие (поощрительные, удостоверительные)

Соотношение акта применения и нормативно-правового акта:

1. НПА носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Акты толкования права

Особенности актов толкования:

1. не содержат общеобязательных правил поведения (норм права)

2. не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают их.

Акт толкования можно рассматривать как действие и как юридический документ.

Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Акты толкования можно классифицировать по различным основаниям:

1. по внешней форме

· письменные (имеют определенную структуру, в них должны присутствовать реквизиты: кто издал, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие)

· устные

2. по юридической значимости

· акты нормативного толкования (распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер)

· акты казуального толкования (относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц, с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными);

3. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт

· аутентичные акты толкования (если акт принимает и толкует один и тот же субъект)

· легальные акты толкования (если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано законом)

4. в зависимости от отрасли права

· уголовно-правовые

· административно-правовые и т.д.

 

 

  Пробелы в праве аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.

 

В ряде случаев правоприменитель может столкнуться с обстоятельствами, когда в силу важности общественных отношений или по просьбе сторон ему необходимо урегулировать отношения, а нормы права, рассчитанные на данные отношения, отсутствуют. Возникает пробел в праве. В данном случае правоприменитель не только имеет право, но и должен восполнить этот пробел уже в процессе применения. Не допускается в уголовном праве, административном праве.

Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования (т.е. отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений).

Лазарев различает следующие виды пробелов:

1. пробел в позитивном праве (тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента)

2. пробел в нормативно-правовом регулировании (отсутствие норм закона и норм подзаконных актов)

3. пробел в законодательстве (отсутствие закона как акта высшего органа власти)

4. пробел в законе (неполное урегулирование вопроса в данном законе).

Нельзя путать пробелы в законодательстве с так называемым квалифицированным молчанием законодателя, когда он намерено оставляет вопрос открытым, воздерживается от принятия нормы, показывая тем самым нежелание принимать, отнеся решение дела за пределы законодательной сферы.

Состояние пробельности в законах отличается от тех случаев, когда законодатель отдает решение вопросов на усмотрение правоприменителя, когда он рассчитывает, что его законодательная воля будет конкретизирована иными правовыми актами.

Недопустимо смешение пробела с «ошибкой в праве», которая означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.

«Ошибка в праве» имеет место тогда, когда нормотворческий орган:

а) ошибочно считает какие-либо отношения не подлежащими юридическому воздействию;

б) ошибочно полагает возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения;

в) ошибочно передает решение вопроса на усмотрение правоприменителя;

г) издает норму, в которой нет необходимости;

д) решает вопрос не так, как следовало бы решить в установленной норме.

В пунктах а, б, в «ошибка вправе» не отрицает, а предполагает наличие пробелов.

Классификация пробелов в позитивном праве может осуществляться по различным основаниям:

1. по полноте правого регулирования

· полное отсутствие норм

· неполнота действующих норм

2. по наличию воли нормодателя

· воля на урегулирование отношений проявлена («настоящие»)

· воля нормодателя не проявлена («ненастоящие»)

3. по тому, откуда проистекает потребность регулирования

· из самой системы законодательства («имманентные»)

· из внешних источников («трансцендентные»)

4. по времени появления

· первоначальные (законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, допустил недостатки в конструировании правовой нормы)

· последующие (необходимость в правовом регулировании появилась после принятия закона)

5. по субъективной стороне проявления воли нормодателя

· простительные (законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании)

· непростительные (необходимость в правовом регулировании существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель ее не заметил; при издании акта игнорируются правила законодательной техники, вследствие чего потребность в правовом регулировании оказывается охваченной нормами неполно).

6. по возможности преодоления в ходе реализации права

· преодолимые

· непреодолимые

Кроме того, пробелы в праве делятся на:

· действительные (отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования)

· мнимый пробел (определенный вопрос, конкретная сфера общественных отношений не регулируются правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.192 с.)