Источники финансового права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники финансового права.



Во всех актах содержатся определённые правила, которые регулируют финансовые, в частности бюджетные и налоговые отношения.

нормативные акты по иерархии:

-Конституция РФ.

-Федеральные Конституционные законы (ФКЗ «О российской счётной плате», «Закон о правительстве»).

- кодексы – бюджетный и налоговый.

- законы субъектов РФ, муниципальных образований.

-Указы президента являются источниками финансового права (но не являются источниками в области налогового права).

Судебный прецедент — правило поведения, сформулиро­ванное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном реше­нии, имеющее общеобязательное значение. Постановления президиума ВАС. Также решения Конституционного Суда являются источником права. Решения Европейского Суда по правам человека. Статья 15 Конституции, где говорится про международные договоры в качестве источника.

Все они регулируют отношения по установлению, налогов и сборов в РФ, а также по-поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогово­го правонарушения.

Источником финансового права являются нормативные право­вые акты органов исполнительной власти. Основное место среди них занимают приказы Министерства финансов РФ.

Источником финансового права являются локальные норматив­ные правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В част­ности, уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, уставы государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, утвержденные компетентными органами, затра­гивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соот­ветственно, финансово-правовые нормы.

Помимо нормативного правового акта в качестве источника фи­нансового права выступает нормативный договор. В данном случае имеются в виду международные до­говоры Российской Федерации с другими странами.

 

 

13.Государство и муниципальные образования как субъекты финансового права.

Субъект права — потенциальный субъект правоотношения, ко­торый непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности. Субъекты финансового права весьма многообразны. Они подразделя­ются на: а) публично-правовые образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. К публично-правовым образованиям отно­сятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования. К коллективным субъектам — орга­ны государственной власти, организации и проч. Индивидуальными субъ­ектами финансового права являются физические лица.

Главный субъект финансового права – государство.!!! Именно государство, а не государственный орган!!!!Государство – это означает либо РФ и субъекты РФ.

Государство – это фикция, оно виртуальный, а не реальный субъект. Оно выступает всегда в лице какого-то одного органа.главным образом в лице законодательного органа власти (Государственная Дума или Законодательное собрание субъекта РФ).

Научный критерий, когда именно государство выступает в финансовых отношениях, а не отдельный его орган: это только в том случае государство как таковое является субъектом финансового права, когда оно и только оно вступает в правоотношения, реализуя свой финансовый суверенитет.

Суверенные права – это особые права, которые принадлежат только одному субъекту – государству. Эти права не принадлежат никому другому, кроме как государству. И в этих случаях мы говорим, что, скажем, «субъектом выступает РФ в лице законодательного органа» в случае утверждения бюджета.

Суверенные права в области финансов:

1. Право утверждать бюджет.

2. Право устанавливать налоги.

3. Право осуществлять эмиссию денежных знаков.

4. Право взимать налоги и сборы.

Взимание налога – это право государства на требование уплаты установленного им налога. Насчёт эмиссии денежных знаков – не уверенны, что субъект именно РФ, так как если что, то ответственность несёт Центральный банк, а не РФ в лице субъекта РФ и т.д.

Помимо государства, может выступать субъектом и муниципальное образование.

Компетенция муниципального образования: утверждение местного бюджета, вводят в действие на своей территории местные налоги, выпускают муниципальные займы, выделяют субсидии, дотации в рамках муниципальных образований (межбюджетные трансферты) и т.д.

Государственный орган уполномочен государством и является коллективным органом.

Пример: правительство РФ разрабатывает проект бюджета. В данном случае при разработке бюджета правительство действует от своего имени, государство его управомочило, уполномочило на это – в его компетенцию включено это.

Государственный финансовый контроль осуществляет Государственная Счётная палата, которая уполномочена государством контролировать денежные средства.

ФНС – орган, который создан и уполномочен государством. Он действует от своего имени.Есть большая разница между государством как субъектом и государственными органами как субъектами финансового права.

 

Коллективные субъекты ФП.

Кроме государственных органов как коллективных субъектов финансового права, есть ещё коллективные субъекты. К ним относятся: Бюджетные учреждения, казённые учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, организация (в частности, банковские и кредитные организации) и прочие субъекты.

кол­лективные субъекты — организованные, обособленные, самоуправ­ляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как еди­ное целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

а)органы государственной власти;

б)ЦБ РФ;

в)кредитные организации, наделенные властными полномочиями;

г)организации (предприятия, бюджетные учреждения, международ­ные организации, а также филиалы и представительства последних, созданные на территории РФ)

Органы государственной власти, будучи коллективными субъектами финансового права, выступают в качестве уполномоченных государст­вом органов. Представительные органы государственной власти выступают в ка­честве коллективных субъектов финансового права, осуществляя глав­ным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии. Это Минфин России и непосредственно федеральные госу­дарственные службы, входящие в его состав: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казна­чейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

ЦБ РФ является органом, осуществляющим фи­нансовую деятельность государства. Поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права, когда ЦБ РФ:

а) обслуживает счета бюджетов;

б) осуществляет функции генерального агента по государственным
ценным бумагам РФ;

в) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной
Думы основные направления денежно-кредитной политики (ст. 155
БК РФ);

г) управляет средствами Резервного фонда и средствами Фонда на­ционального благосостояния.

В ряде случаев ЦБ РФ выступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а лишь участник отношений в сфере государственных финансов, когда:

а) в соответствии со ст. 26 Закона «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» перечисляет 50% прибыли в доход
федерального бюджета:

б) уплачивает налоги.

кредитные организации,выступающие в качестве юридиче­ских лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфе­ре государственных финансов.Кредитные организации являются субъектами финансового права и при осуществлении некоторых расчетных операций. Так, они ис­полняют платежные поручения на перечисление государственных и муниципальных доходов в соответствующие бюджеты. Кроме того, они обслуживают счета бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (п. 2 ст. 156 БК РФ).

организации (предприятия, бюджетные учреждения ).. Они обладают финансовой правосубъектностью в отношении: а) прав на получение бюджетных средств в порядке бюджетных ассигнова­ний; б) прав на получение бюджетных кредитов; в) обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного пред­приятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения; г) обязанностей по уплате налогов и сборов; д) обязанностей налоговых агентов; е) прав на участие в про­цессе составления проекта бюджета (сметный процесс); ж) обязанно­сти представлять в налоговые органы информацию; з) прав распоря­дителя бюджетных средств.

 

Индивидуальные субъекты ФП.

Индивидуальные субъекты. Это – физические лица. В число физических лиц как субъектов налогового права входят граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства,ИП, главы КФХ.

Физические лица – не самые активные субъекты финансового права (хотя в налоговом праве они достаточно заметны – они могут выступать в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов).

НК говорит так: «Физическое лицо может нести налоговую ответственность с 16 (шестнадцати) лет». Тут есть некоторые несуразицы с трудовым и гражданским правом.

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность ли­ца своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физиче­ского лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности. Но возможно и их несовпаде­ние. В налоговом кодексе есть понятие «налоговый представитель», как то родители, опекуны и попечители, которые и должны платить за него платить.

С 16 лет налоговая дееспособность наступает. В финансовом праве он не определен.

Физические лица в соответствии с действующим законодательст­вом являются плательщиками налога на доходы физических лиц, на­лога на имущество физических лиц, транспортного налога и т.д.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отно­шении права получения из бюджета средств в форме субсидий (ст. 78 БК РФ).

Государство признает ФЗне просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

Физические лица относятся к субъектам налогового права, высту­пая в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ).

 

16. Финансовое правоотношение.

Субъекты финансового права исполняют финансовые обязанно­сти и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финан­совые правоотношения.

Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, оно есть результат действия правовой нормы или «форма ее реализации».

Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущности обуслов­лено государственной волей, интересами государства.

1.финансовое правовоотношение возникает и развива­ется исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В число этих отношений включаются отношения по уплате нало­гов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д.

2.финансовое правоотношение является формой реали­зации публичных интересов, в связи с чем должно рассматриваться как публично-правовое отношение.

3.финансовое право является, в сущности, отношением экономическим.

-4.правоотно­шения является его имущественный характер. В качестве имущест­венных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы), в наличной и безналичной формах

выделяют материальные и процедурные (процессу­альные). К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. Процедурными (процессуальными) являются отношения, которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, кон­троля за их использованием и т.д.

-финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств

-реализуется по принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муни­ципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллек­тивные и прочие субъекты финансового права.

-Одной из сторон финансового правоотношения всегда является: а) государ­ство (Российская Федерация в целом, субъекты Федерации), б) муни­ципальное образование или в) уполномоченный государством орган, управомоченный давать властные предписания.

Квалифицирующими признаками финансового правоотношения, отграничивающими его от любого другого правоотно­шения, являются следующие три признака (в комплексе):

а) возникновение и развитие в сфере финансовой деятельности госу­дарства или муниципальных образований;

б) властный характер, в связи с чем одной из сторон правоотношениявсегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальноеобразование;

в) имущественный характер финансового правоотношения.

Финансовое правоотношение есть обще­ственное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющее­ся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финан­совой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.

Важнейший элемент финансового правоотношения — субъекты.

Субъекты финансового правоотношения — это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обя­занностей и прав.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.028 с.)