Современное понятие финансах.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное понятие финансах.



Современное понятие финансах.

Финансы - это денежные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные фонды денежных средств - это бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды (бывают социальные (1. пенсионный фонд; 2. фонд социального страхования; 3. фонд обязательного медицинского страхования) и экономические (НИОКР, дорожный, фонд и т. п.)).

Децентрализованные - это фонды предприятий, предпринимателей и населения. Источником образования как централизованных так и децентрализованных денежных фондов является ВНП, который распределяется на фонды возмещения и ВНД.

Финансы отражают не только наличие или отсутствие денежных средств, но и денежные отношения между людьми, предприятиями, государственными органами, странами.

Финансы выступают в роли средства регулирования экономических процессов. Конкретными инструментами финансового регулирования экономики служат: заработная плата, цены, налоги, кредиты, инвестиции, пенсии, стипендии, пособия.

В процессе общественного производства денежные средства в виде наличных и безналичных денег, ценных бумаг непрерывно перемещаются, поэтому денежные средства принимают специфическую форму финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы образуются на стадии материального производства, но реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и получена выручка.

Основные участники финансовых отношений: государство, предприятия, население.

Отношения, возникающие между людьми, предприятиями, государственными органами, связанные с получением, передачей друг другу денежных средств, взаимных платежей и расчетов, называются финансовыми отношениями.

Признаки финансов:

1. Это денежные отношения.

2. Это отношения безэквивалентные (неэквивалентные). Этот признак предполагает, что тут нет никакой отдачи в той мере, в которой он передал деньги. Плательщик ничего за это не получает.

3. Финансовые отношения возникают только на стадии распределения общественного продукта.

4. Финансы в денежных потоках движутся исключительно как денежные ресурсы. Финансы в денежных потоках представляют собой денежные ресурсы.

5. Финансовые отношения главным образом осуществляются в безналичном порядке. Только незначительная часть в наличном порядке – когда физические лица уплачивают налоги. А в остальных случаях мы не видим финансовые отношения.

6. Физическое лицо не самый активный участник финансовых отношений. Он участвует, он субъект, но весьма скромный.

Функции финансов являются всегда производными от сущности, которую они выражают. Сущность финансов прежде всего раскрывается в их функциях:

- Распределительная функция — в ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты (федеральный, субъектов федерации и местные).

- Функция контроля—регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

- Регулирующая функциязаключается в воздействии государства на процесс воспроизводства через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

- Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех субъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальными условиями.

2. Финансовая система РФ.

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

В финансовой системе выделяют следующие звенья:

1) централизованные финансы:

- бюджетные фонды;

- государственные внебюджетные фонды;

- государственный и муниципальный кредиты.

2) децентрализованные финансы:

- финансы организаций;

- финансы домашних хозяйств.

Бюджетные фонды – в их число включают отношения по мобилизации, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и местных.

Государственные внебюджетные фонды – отношения по уплате налогов, страховых взносов, добровольных пожертвований в фонды (пенсионный, ТФОМС, фонд социального страхования).

Государственный кредит – государственные займы, кредиты, полученные РФ от кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций; бюджетные кредиты, полученные РФ и т.д.

Муниципальный кредит тоже самое, только должник Муниципальное образование.

Финансы предприятий и организаций непосредственно связаны с материальным производством, подлежащий распределению в стоимостной форме. Реализуются в денежной форме.

Финансы домашних хозяйств - включаются совокупные доходы и расходы населения с учетом его структуры или экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств.

Не все денежные отношения, существующие в обществе, являются финансовыми. Не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом финансово-правового регулирования.

 

Предмет финансового права.

При отграничении ФП от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета.

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это процесс мобилизации, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Государственный фонд: бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Это процесс собирания и использования денежных средств. Собираются с физических и юридических лиц, используются для тех же субъектов – физических и юридических лиц.

Это отношения по собиранию и использованию денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Остальные фонды не являются предметом финансового права.

Собирание денег путём налогов и через неналоговые доходы (сдача в аренду государственных и муниципальных зданий…). И есть ещё отношения, когда государство собирает деньги путём кредита – выпуск государственных займов или взять кредит у иностранного государства.

Отношения по использованию денежных средств. Главным образом выделением средств государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, которые осуществляют определённые функции и задачи, которые перед ними ставятся.

Предмет финансового права составляют, во-первых, имущественные отношения, а, во-вторых, неимущественные отношения, тесно связанные с имущественными.

По сути, финансовое право регулирует имущественные отношения и связанные с ним неимущественные отношения. Это сближает финансовое право с гражданским.

 

 

Метод финансового права.

В финансовом праве используется императивный метод как основной. Финансовое право – это право публичное. И сама природа этих отношений – конфликтных отношений – не даёт возможности договариваться, ведь интересы сторон настолько различны, что договориться как-то вряд ли получится. Поэтому государство использует властный метод – государство просто понуждает выполнять те требования, которое оно предписывает.

Метод властных предписаний в финансовом праве очень жёсткий. Он даже более жёсткий, чем в административном праве. В условиях товарно-денежных отношений без денег управлять обществом просто невозможно.

По три-четыре раза в год меняются налоговые нормы – чтобы и в бюджете были деньги, и налоги платили, и лазейки и схемы уходов от налогов не оставлять.

В административном праве, как правило, одна сторона даёт властное предписание другой стороне. В финансовом праве не так – обе стороны правоотношений – оба находятся в тисках государства, оно определило, что и как им делать. Над субъектами стоят законы, которым необходимо подчиняться. В административном праве ещё есть свобода усмотрения, а вот в финансовом – считай, нет, всё там очень жёстко прописано.

Формально метод властных предписаний в финансовом праве проявляется в следующем:

1. В финансовом праве способом позитивного обязывания (не как в уголовном праве – там запрещается что-то делать). В финансовом праве не идёт регулирование с помощью запретов как способа, а здесь требует, обязывает действовать (обязан уплатить, обязан возвратить, обязан надлежащим образом использовать…).

2. В финансовом праве ярко проявляется конформизм поведения. То есть субъекты в финансовом правоотношении не имеют свободы усмотрения, они строго следуют предписаниям закона.

Метод диспозитивности – решение вопроса осуществляется при согласовании воли сторон правоотношения. Своего рода согласительная комиссия, причём она принимает решение, только если все три стороны согласны. И ещё несколько маленьких диспозитивных методов. Он проявляется при заключении и прекращении государством финансово-правовых договоров с налогоплательщиком при предоставлении инвестиционного налогового кредита; в ходе предоставления бюджетных кредитов.

 

Принципы финансового права.

Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах ФП.

Принцип гласности (ст. 15).Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности(ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности субъектов Федерации.

Единство финансовой политики и денежной системыСогласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов, равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельностиорганов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ.

Социальная направленность финансовой деятельности

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

 

Система финансового права.

Существует три плоскости мышления при разговоре о системе права: система права как отрасли, система права как науки и системы права как учебной дисциплины.

ФП, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Система российского ФП – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Система финансового права как отрасли права включает в себя подразделение финансового права на подотрасли права и на финансово-правовые институты. Наиболее крупные составляющие российского ФП – части: Общая и Особенная.

В финансовом праве выделяются на сегодняшний день два самых крупных образования, называемые подотраслями – бюджетное право и налоговое право.

Для подотрасли права, как правило, характерно наличие кодифицированного акта (у нас есть НК и БК). Но эти подотрасли не равнозначны.

Бюджетное право более непонятное и кодекс имеет несовершенную юридическую технику, более запутанный и бюджетное право труднее понимается и воспринимается, оно в меньшей степени предсказуемое и принципы бюджетного права легко изменяемы, потому что бюджетное право в самой большей степени политически обусловлено, оно очень зависит от политики. Бюджетное право в меньшей степени изучаемое, его меньше исследует и оно не привлекает такого интереса, как налоговое право.

Налоговое право тоже подотрасль, урегулировано НК, достаточно развитая подотрасль, в нём больше логики, к нему проявляется больший интерес, оно в большей степени стабильно в своих принципах, оно регулирует прежде всего отношения с участием физических лиц, интересы которых должны быть гарантированы.

Обе эти подотрасли финансового права сами имеют определённую структуру, то есть и бюджетное, и налоговое право подразделяется на институты. А в налоговом праве (настолько оно развитое), то там выделяется общая и особенная часть. В бюджетном праве всё сложнее, пытаются сейчас выделять.

В финансовом праве также, помимо этих двух крупных подотраслей, выделяется институт внебюджетных фондов, выделяется институт неналоговых доходов в бюджет, выделяется институт государственных и муниципальных учреждений и предприятий, выделяется институт государственного кредита, выделяется институт финансово-правовых основ банковского дела…

Сейчас наука финансового права страдает от неоднозначности.

Коллективные субъекты ФП.

Кроме государственных органов как коллективных субъектов финансового права, есть ещё коллективные субъекты. К ним относятся: Бюджетные учреждения, казённые учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, организация (в частности, банковские и кредитные организации) и прочие субъекты.

кол­лективные субъекты — организованные, обособленные, самоуправ­ляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как еди­ное целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

а)органы государственной власти;

б)ЦБ РФ;

в)кредитные организации, наделенные властными полномочиями;

г)организации (предприятия, бюджетные учреждения, международ­ные организации, а также филиалы и представительства последних, созданные на территории РФ)

Органы государственной власти, будучи коллективными субъектами финансового права, выступают в качестве уполномоченных государст­вом органов. Представительные органы государственной власти выступают в ка­честве коллективных субъектов финансового права, осуществляя глав­ным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии. Это Минфин России и непосредственно федеральные госу­дарственные службы, входящие в его состав: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казна­чейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

ЦБ РФ является органом, осуществляющим фи­нансовую деятельность государства. Поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права, когда ЦБ РФ:

а) обслуживает счета бюджетов;

б) осуществляет функции генерального агента по государственным
ценным бумагам РФ;

в) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной
Думы основные направления денежно-кредитной политики (ст. 155
БК РФ);

г) управляет средствами Резервного фонда и средствами Фонда на­ционального благосостояния.

В ряде случаев ЦБ РФ выступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а лишь участник отношений в сфере государственных финансов, когда:

а) в соответствии со ст. 26 Закона «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» перечисляет 50% прибыли в доход
федерального бюджета:

б) уплачивает налоги.

кредитные организации,выступающие в качестве юридиче­ских лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфе­ре государственных финансов.Кредитные организации являются субъектами финансового права и при осуществлении некоторых расчетных операций. Так, они ис­полняют платежные поручения на перечисление государственных и муниципальных доходов в соответствующие бюджеты. Кроме того, они обслуживают счета бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (п. 2 ст. 156 БК РФ).

организации (предприятия, бюджетные учреждения).. Они обладают финансовой правосубъектностью в отношении: а) прав на получение бюджетных средств в порядке бюджетных ассигнова­ний; б) прав на получение бюджетных кредитов; в) обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного пред­приятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения; г) обязанностей по уплате налогов и сборов; д) обязанностей налоговых агентов; е) прав на участие в про­цессе составления проекта бюджета (сметный процесс); ж) обязанно­сти представлять в налоговые органы информацию; з) прав распоря­дителя бюджетных средств.

 

Индивидуальные субъекты ФП.

Индивидуальные субъекты. Это – физические лица. В число физических лиц как субъектов налогового права входят граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства,ИП, главы КФХ .

Физические лица – не самые активные субъекты финансового права (хотя в налоговом праве они достаточно заметны – они могут выступать в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов).

НК говорит так: «Физическое лицо может нести налоговую ответственность с 16 (шестнадцати) лет». Тут есть некоторые несуразицы с трудовым и гражданским правом.

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность ли­ца своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физиче­ского лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности. Но возможно и их несовпаде­ние. В налоговом кодексе есть понятие «налоговый представитель», как то родители, опекуны и попечители, которые и должны платить за него платить.

С 16 лет налоговая дееспособность наступает. В финансовом праве он не определен.

Физические лица в соответствии с действующим законодательст­вом являются плательщиками налога на доходы физических лиц, на­лога на имущество физических лиц, транспортного налога и т.д.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отно­шении права получения из бюджета средств в форме субсидий (ст. 78 БК РФ).

Государство признает ФЗне просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

Физические лица относятся к субъектам налогового права, высту­пая в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ).

 

16. Финансовое правоотношение.

Субъекты финансового права исполняют финансовые обязанно­сти и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финан­совые правоотношения.

Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, оно есть результат действия правовой нормы или «форма ее реализации».

Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущности обуслов­лено государственной волей, интересами государства.

1.финансовое правовоотношение возникает и развива­ется исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В число этих отношений включаются отношения по уплате нало­гов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д.

2.финансовое правоотношение является формой реали­зации публичных интересов, в связи с чем должно рассматриваться как публично-правовое отношение.

3.финансовое право является, в сущности, отношением экономическим.

-4.правоотно­шения является его имущественный характер. В качестве имущест­венных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы), в наличной и безналичной формах

выделяют материальные и процедурные (процессу­альные). К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. Процедурными (процессуальными) являются отношения, которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, кон­троля за их использованием и т.д.

-финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств

-реализуется по принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муни­ципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллек­тивные и прочие субъекты финансового права.

-Одной из сторон финансового правоотношения всегда является: а) государ­ство (Российская Федерация в целом, субъекты Федерации), б) муни­ципальное образование или в) уполномоченный государством орган, управомоченный давать властные предписания.

Квалифицирующими признакамифинансового правоотношения, отграничивающими его от любого другого правоотно­шения, являются следующие три признака (в комплексе):

а) возникновение и развитие в сфере финансовой деятельности госу­дарства или муниципальных образований;

б) властный характер, в связи с чем одной из сторон правоотношениявсегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальноеобразование;

в) имущественный характер финансового правоотношения.

Финансовое правоотношение есть обще­ственное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющее­ся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финан­совой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.

Важнейший элемент финансового правоотношения — субъекты.

Субъекты финансового правоотношения — это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обя­занностей и прав.

 

Понятие бюджетного права.

Бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права, имеет особый предмет правового регулирования.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств бюджетов всех уровней.

Если более детально, то Бюджетное право включает в себя следующие группы правовых норм:

1) Нормы, устанавливающие бюджетную систему и её принципы.

2) Нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности.

3) Нормы, устанавливающие бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права.

4) Нормы, регулирующие порядок осуществления бюджетных расходов.

5) Нормы, регулирующие межбюджетные отношения.

6) Нормы, регулирующие бюджетный процесс.

С учётом всего этого, можно дать определение бюджетного права

Бюджетное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих бюджетную систему и её принципы, бюджетную компетенцию, структуру бюджета, порядок осуществления бюджетных расходов и бюджетный процесс, а также регулирующих межбюджетные отношения, устанавливающих порядок осуществления бюджетного контроля и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Специальным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс.

Общими источниками являются Конституция, Закон «О правительстве», законы о бюджетах.

Кроме того, в каждом субъекте РФ существует региональный закон о бюджетном процессе в данном регионе.

Все вышеперечисленные нормативные акты включены в структуру бюджетного законодательства, в которой приоритет отдаётся Бюджетному Кодексу. То есть при коллизии какого-либо акта с положениями Бюджетного Кодекса, руководствоваться следует именно положениями Бюджетного Кодекса.

Кроме того, источниками бюджетного права являются подзаконные акты в виде указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министерства Финансов.

Большая часть бюджетно-правовых норм имеет регулятивный характер, однако присутствуют и охранительные нормы.

То есть, это значит, что в БК предусмотрен ряд составов бюджетных правонарушений и процедура проведения бюджетного контроля и ответственность за эти бюджетные правонарушения.

Расходы бюджета.

Понятие расходов закреплено в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ.

Расходы бюджета многообразны и в первую очередь классифицируются по функциональному признаку. Выделяют расходы на содержание государственного аппарата, расходы на обеспечение безопасности и правоохранительную деятельность, расходы социально-культурного назначения и т.д.

Следует различать два понятия: расход и расходные обязательства.

Расходная часть бюджета любого уровня формируется на основании расходных обязательств, принятых соответствующим общественно-территориальным образованием.

Расходные обязательства – это обязанности государства, региона или муниципалитета предоставить из бюджета средства каким-либо лицам.

Расходные обязательства возникают на основании нормативного акта либо на основании договора.

Имеется в виду: когда мы говорим о расходном обязательстве, мы говорим о каком-то отношении, это обещание заплатить.

НО! Взять на себя обязательство не обязательно уплатил.

Каким образом берёт на себя расходное обязательство государство: принятием закона (скажем, есть армия – обязаны содержать), из договора (заключили договор, нам поставили товар – необходимо оплатить).

Не все расходные обязательства находят своё отражение в бюджете.

Государство, регионы и муниципалитеты ведут реестры расходных обязательств, на основании которых составляются расходные части бюджетов.

Расходное обязательство, предусмотренное (включенное) соответствующей расходной частью бюджета называется «бюджетным обязательством».

По ходу бюджетного года государство осуществляет платежи по бюджетным обязательствам, таким образом производит бюджетные расходы.

То есть имеется в виду, что если государство взяло на себя обязательство – скажем, по договору. Для того, чтобы сторона договора была уверена, что с ним рассчитаются, эта выплата должна быть предусмотрена в бюджете, то есть это не просто расходное обязательство, а должно быть бюджетное обязательства.

Кроме того, даже если предусмотрено на бюджет этого года, то должна быть бюджетная роспись – когда конкретно запланирован платёж (может быть, в этом году, но числа 31 декабря).

Расходы осуществляются в форме бюджетных ассигнований.

Бюджетный Кодекс предусматривает следующие виды бюджетных ассигнований:

1) На оказание государственных услуг. Подразумеваются все выплаты на финансирование всех государственных органов в совокупности.

2) Ассигнования на социальное обеспечение населения.

3) Ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций. Бюджетные инвестиции – имеется в виду, что кроме финансирования бюджетных организаций, государство может финансировать и других – типа ООО или ОАО, если они занимаются нужной деятельностью.

4) Ассигнования на субсидии производителям товаров, работ или услуг. Государство может осуществлять меры по поддержке какого-либо производства – скажем, сельское хозяйство и прочее, всякие там народные промыслы…

5) Межбюджетные трансферты в нижестоящие бюджеты.

6) Выплаты на обслуживание государственного долга. Два вида – выплаты текущий платежей и если подходит срок выплаты по государственным ценным бумагам.

7) Платежи и членские взносы в различные международные организации.

8) Ассигнования на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации. Законодательство предусматривает возможность предъявить иск к РФ – субсидиарная ответственность по отношению к бюджетным организациям или за действия должностных лиц во время исполнения их своей полномочий.

 

Дефицит бюджета.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над доходами.

Дефицит федерального бюджетаутверждается фед. законом о федеральном бюджете на очередной фин. год и плановый период. Он не может превы­шать размера нефтегазового дефицита федерального бюд­жета, определенного в соответствии со ст. 96.7 БК.

Дефицит бюджета субъекта РФне должен превышать 15% утвержденного законом о бюджете субъекта РФ обще­го объема доходов бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджетане должен превышать 10% утвержденного законом о бюджете общего годового объема доходов местного бюджета (без учета объема безвозмезд­ных поступлений и поступлений налоговых доходов по до­полнительным нормативам отчислений).

Дефициты бюджетов покрываются за счет источников финансирования дефицитов бюджетов. Последние являют­ся одной из самостоятельных частей каждого бюджета как фин. плана наряду с доходами и расходами.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета и дефицитов бюджетов субъектов РФ подразде­ляются на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования дефицитов этих бюджетов однотипны. К их числу относятся:

— средства от размещения гос. ценных бумаг;

— кредиты кредитных организаций;

— бюджетные кредиты;

— кредиты международных фин. организаций;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

— иные источники внутреннего финансирования дефи­цита.

Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ гос. ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерально­го бюджета (ст. 92 БК).

Источниками внешнегофинансирования дефицитов бюджетов являются:

—средства от размещения гос. займов в иностранной валюте;

— кредиты иностранных банков в иностранной валюте;

— иные источники внешнего финансирования.

Что касается источников финансирования дефицита местного бюджета, то они складываются только за счет источников внутреннего финансирования дефицита мест­ного бюджета. Последние однотипны с источниками внут­реннего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за исключением такого источни­ка, как кредиты международных фин. организаций.

Бюджетные кредитыкак источники финансирования дефицитов бюджетов выделяются на условиях, предусмот­ренных ст. 93.2 БК. К их числу относятся следующие:

— бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ, муниципальному образованию, которые не имеют просро­ченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образо­ванием);

— бюджетный кредит предоставляется на условиях воз­мездное™, если иное не предусмотрено БК или соответст­вующим законом о бюджете, и возвратности;

— в том случае, если заемщиком является РФ или субъект РФ, бюджетный кредит не требует обеспечения;

— бюджетам субъектов РФ из федерального бюдже­та и бюджетам муниц. образований из бюджетов субъектов РФ бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до одного года.

Источники финансирования дефицита бюджета субъ­екта РФ и местного бюджета однотипны (ст. 95, 96 БК). Ими являются:

— гос. или, соответственно, муниц. займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества, находящегося в гос. или, соответственно, муниципальной собственности;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ или, соответственно, местного бюд­жета.

23. Правовой режим межбюджетных отношений.

принципы:

— распределение и закрепление по уровням бюджетной системы РФ;

— разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;— равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав МО;— выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и МО;— равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с фед.бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Для реализации принципов используются различные способы разграничения доходов внутри бюджетной системы; в частности, к ним относятся:

1) разграничение конкретных доходов и налогов по уровням бюджетной системы;

2) распределение (квотирование) поступлений от налогов путем закрепления за каждым уровнем бюджетной системы конкретной доли налога в пределах единой ставки или процентных отчислений от налога;

3) установление территориальных надбавок к федеральным налогам.

Доходы, которые передаются из вышестоящего бюджета бюджетной системы в нижестоящий на вышеперечисленных условиях, называются регулирующими доходами. Процесс - «бюджетное регулирование». Бюджетное регулирование внутри бюджетной системы РФ связано и



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.027 с.)