Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Органы исполнительной власти и государственного управления в республике БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и правовой статус органов государственного управления.
Государственный орган – это организационный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции. Орган государственного управления – представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно- распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно – властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально – культурного и административно – политического строительства. Основные признаки органа государства: 1. Является частью аппарата государства; 2. Осуществляет от имени государства его функции и задачи; 3. Обладает государственно – властными полномочиями; 4. Образуется в установленном законом порядке; 5. Осуществляет возложенные на него функции; 6. Несет ответственность перед государством за свою деятельность. Специфические признаки органа государственного управления: 1. Осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление; 2. Представляют собой субъекты исполнительной власти; 3. Осуществляют деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормотворческого, оперативно – исполнительного (юрисдикционного) характера; 4. Деятельность органов направлена на осуществление общего, повседневного руководства объектами хозяйственного, социально – культурного, административно – политического строительства. Правовое положение органов государственного управления находит свое конкретное выражение в их компетенции. В ней закрепляются цели, задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности этих органов, т.е. их административная правоспособность и дееспособность. Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, положениях о конкретных министерствах.
2. Виды и система органов государственного управления в Республике Беларусь.
Занимая свое определенное место в системе других государственных органов Республики Беларусь, взаимодействуя с ними, органы государственного управления, сами в тоже время являются целостной системой. Система органов государственного управления представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции. Основным организационным принципом построения органов государственного управления является сочетание централизации и децентрализации. Принцип централизации вытекает из единства системы государственного управления. Он обусловлен наличием предметов ведения, полномочий, функций. В централизованном порядке определяются звенья этой системы, взаимоотношения между ними. Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за определенными органами, которые они должны осуществлять самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов. Так, в положениях о министерствах закрепляются полномочия, в рамках которых министерства самостоятельны. Но в тоже время, исходя из принципа централизации, акты министерства должны соответствовать законодательству. Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовывать ее единство в многообразии. Система органов государственного управления: - Правительство Республики Беларусь; - Республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству Республики Беларусь: Министерства, Государственные комитеты, Комитеты при Совете Министров Республики Беларусь; Объединения (учреждения); - Местные органы государственного управления: исполкомы; администрации; - Местные органы внутреннего управления – администрация предприятий, учреждений Органы государственного управления можно классифицировать по различным основаниям: 1. В зависимости от правовой основы образования: - органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь (Совет Министров, Комитет Государственного Контроля, органы местного управления); - органы, создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов; Изменения в систему органов государственного управления (исполнительной власти) вносятся указами Президента Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь №516 от 24.09.2001г.). 2. В зависимости от государственного устройства Республики Беларусь как унитарного государства и административно-территориального деления следует различать - республиканские органы государственного управления (исполнительной власти), например Совет Министров Республики Беларусь, - местные органы исполнительной власти - областные, городские, районные органы местного управления, администрацию учреждений, предприятий, организаций. 3. По организационно- правовым формам различают Совет Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров и др. 4. По характеру компетенции: - Органы общей компетенции (Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы, администрации); - Органы отраслевой компетенции (Министерство здравоохранения, Министерство юстиции); - Органы межотраслевой компетенции (Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство по налогам и сборам). 5. По порядку разрешения ведомственных вопросов: - Коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы); - Единоначальные органы. 6.По порядку финансирования: - из республиканского, местного бюджета; - на основе хозяйственной деятельности. Правовой статус органов государственного управления находит свое конкретное выражение в их компетенции, которая закреплена в инструкциях, положениях.
2. Полномочия Президента Республики Беларусь в области государственного управления.
Пост Президента учрежден в республике Конституцией Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями и соответственно в ней, а также в законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» закреплен правовой статус Президента Республики Беларусь. Он обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти, которые касаются как как области формирования ее организационной системы, так и содержательной части важнейших направлений ее функционирования. Согласно Конституции Президент: -формирует Совет Министров Республики Беларусь, определяет его структуру; -с согласия Палаты Представителей назначает на должность Премьер – министра Республики Беларусь, его заместителей, министров и других членов правительства; -своими указами определяет систему органов исполнительной власти, назначает республиканских органов государственного управления и определяет их статус; -имеет право отменять акты Правительства, местных органов государственного управления и т.д. Вместе с тем с точки зрения требований законности Президент Республики Беларусь не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти. Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются специальные органы государственного управления: Администрация Президента Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь и т.д. Администрация Президента Республики Беларусь – является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь (Положение об Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 23.01.1997г. № 97). Управление делами Президента Республики Беларусь – является республиканским органом государственного управления, подчиненным непосредственно Президенту Республики Беларусь, задачами которого являются финансовое, материально – техническое, социально бытовое, медицинское обеспечение деятельности государственных органов, непосредственно подчиненных Президенту республики Беларусь, и иных государственных органов и организаций, определенных Главой государства и т.д. (Положение, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.02.2000г. №97). Совет руководителей местных органов исполнительной власти при Президенте Республики Беларусь является постоянно действующим консультативным органом при Президенте, обеспечивающим взаимодействие республиканских и местных органов исполнительной власти (Положение о Совете руководителей местных органов исполнительной власти при Президенте Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 12.02.1996г. №63). Комитет государственного контроля Республики Беларусь (КГК) является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. КГК образуется Президентом. Принципы деятельности Комитета Государственного Контроля: 1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим; 2) работают на основе коллегиального обсуждения результатов проверок (ревизий), необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений, вопросов об ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Беларусь; 3) реализуют свои полномочия в пределах своей компетенции в тесном взаимодействии с Советом Министров, исполнительными и распорядительными органами; во взаимодействии с правоохранительными органами, Национальным банком и иными государственными органами; 5) законности; 6) действуют открыто и гласно. Президентский Совет является постоянно действующим консультативным органом при Президенте республики Беларусь, основной задачей которого является разработка предложений по формировании и реализации внутренней и внешней политики государства, совершенствованию механизма осуществления стратегии общенационального развития Республики Беларусь, повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти (Положение о Президентском Совете, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 12.02.1996г. №63).
3. Правовое положение Совета Министров Республики Беларусь и подчиненных ему органов.
Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь чрезвычайно широка. Правительство реализует свои полномочия в следующих сферах: - по обеспечению экономической, бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной политики - в социально-культурной сфере - в области охраны окружающей среды - в области обеспечения законности и правопорядка - в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства - в области внутренней и внешней политики - в области кадровой политики В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь: руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь; организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, получает и заслушивает по этим вопросам их отчеты и информацию, принимает соответствующие решения; содействует местным исполнительным и распорядительным органам в организации управления; регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления, определяет порядок и степень их участия в выполнении государственных, межотраслевых и региональных программ, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, регулирует вопросы выделения им финансовых и материальных средств; передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам и др.; В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Полномочный представитель Президента Республики Беларусь - Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Президент Национальной академии наук Беларуси, министры, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Государственного комитета пограничных войск, Председатель Государственного комитета по авиации, Председатель Государственного таможенного комитета, Председатель Государственного военно-промышленного комитета, Председатель Государственного комитета по науке и технологиям, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, не принято решение об отставке Правительства Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь и принимает постановление Совета Министров Республики Беларусь о сложении полномочий. В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь. Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства Республики Беларусь. Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии последнего по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь - один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Правительства Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства Республики Беларусь. Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются: вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь; основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь (малый Совет Министров) в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Полномочного представителя Президента Республики Беларусь - Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел. Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях). Совет Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение. Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Указом Президента Республики Беларусь. Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер. Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный характер. Для организационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей создается Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, действующий на основе положения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь (Постановление Совета Министров республики Беларусь от 30.11.2001г. № 1729). Аппарат Совета Министров Республики Беларусь оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органам и иным государственным организациям, не наделен властными полномочиями и правом принимать решения, обязательные для указанных органов и организаций и их руководителей. Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений Советом Министров Республики Беларусь могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 2895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.176.167 (0.013 с.) |