Тема 11. Административная ответственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Административная ответственность



1. Понятие и признаки административной ответственности.

 

Юридическая ответственность - мера государственного принуждения, основанная на осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него отрицательных последствий (личных и имущественных ограничений). Таким образом, юридическая ответственность - это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Нормы административного права закрепляют применение разнообразных видов юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной.

Административная ответственность одновременно является особым видом юридической ответственности со всеми ее признаками и разновидностью административного принуждения с ее особенностями. Однако административная ответственность обладает и специфическими признаками:

1) основанием для административной ответственности является административное правонарушение;

2)административная ответственность менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, которому применяется, и увольнения с работы;

3)административная ответственность состоит в применении к субъектам административных взысканий и является карательной ответственностью;

4) к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания (суды, судьи, органы исполнительной власти) (раздел 3 КоАП);

5) субъектами административной ответственности являются физические лица. Вопрос о привлечении юридических лиц является дискуссионным;

6) административной ответственности присущ всеобщий характер, поскольку правила (например, дорожного движения, поведения в общественных местах), нарушение которых влечет административную ответственность, являются обязательными для всех граждан;

7)существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществление права на защиту;

8) административная ответственность урегулирована нормами административного права и в своей совокупности составляет нормативную основу административной ответственности.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания

Административная ответственность как правовой институт базируется на основополагающих принципах:

1. Законность;

2. Ответственность за вину - состоит в том, что административное взыскание может быть наложено только налицо, виновное в совершении проступка;

3. Индивидуализация ответственности означает, что применение мер ответственности возможно лишь на основе всестороннего учета личности правонарушителя, форм его вины, степени антиобщественности проступка, семейного и материального положения нарушителя, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств;

4. Неотвратимость ответственности означает, что любое административное правонарушение должно быть раскрыто, лицо его совершившее, привлечено к ответственности, а наложенное взыскание реально исполнено;

5.Целесообразность ответственности означает применение мер с учетом всех обстоятельств дета, личности, имущественного положения виновного, степени общественной опасности совершенного проступка;

6. Гласность проявляется в формах гласного процесса, и на его основе обнаруживают свое значение другие принципы юридической ответственности: законность, целесообразность

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить 3 основания ее применения:

-нормативное, т.е. систему регулирующих норм;

-фактическое, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями;

-процессуальное, т.е. акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы имели место все 3 о снования и именно в такой последовательности.

Роль административной ответственности в борьбе с правонарушителями как реакция государства на них всегда имела и имеет тенденцию к возрастанию. Это связано с тем, что резко возросло число административных проступков. Прежде всего, это происходит за счет установления административной ответственности за действия, которые ранее не считались правонарушениями: жестокое обращение с животными (ст. 103-1 КоАП), невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы (ст. 85-1 КоАП). Другой источник такого увеличения - введение административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавшись преступлениями (повторное управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения). Некоторые административно - правовые взыскания установлены за деяния, которые в прошлом оценивались только как дисциплинарные проступки (распитие спиртных напитков на производстве) или только как гражданско - правовые деликты (нарушение правил пользования жилыми помещениями). За такие деяния теперь могут одновременно применяться дисциплинарные и административные санкции.

 

2. Понятие и признают административного правонарушения.

 

Административное правонарушение (проступок)- посягающее на государственный общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст.9 КоАП).

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью на основе учета конкретных обстоятельств:

1) особенность объекта правонарушения.

2) повторность,

3) систематичность и злостность противоправного посягательства,

4) наличие тяжких последствий,

5) характер вины,

6) личность правонарушителя.

Анализ этого позволяет разграничивать административные правонарушения и преступления и правильно квалифицировать противоправные посягательства.

При наличии всех признаков административного правонарушения может отсутствовать его юридический состав, что исключает законность привлечения к административной ответственности.

Например, нарушение правил дорожною движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, постольку в его действиях; нет состава административного правонарушения, т.к. его субъектами признаются лица, достигшие на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста

Под составом административного правонарушения понимается совокупность закрепленных нормативно- правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.

Такими признаками являются:

-Объект,

-Объективная сторона,

-Субъект,

-Субъективная сторона

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев - трудового, семейного, финансового и других отраслей. При этом общим объектом административного правоотношений могут быть не все общественные отношения, а лишь те, которые охраняются правом, административными взысканиями.

В основу классификации административных проступков положен родовой объект - это однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве родового объекта административного проступка выступают государственный и общественный порядок, отношения в сельском хозяйстве, установленный порядок управления. В частности, структура Особенной части раздела 2 КоАП строится с использованием родового объекта в качестве критерия группировки конкретных составов (главы 5-14-а).

Видовой объект - разновидность родового, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода. Он широко используется законодателем для установления специальными актами административной ответственности, например, за нарушение правил дорожного движения, административные таможенные нарушения.

Непосредственный объект административного правонарушения – конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство, охраняемое нормами административного нрава (статьи Особенной части).

Объективная сторона - это система предусмотренных нормой права признаков, характеризующих внешнюю (т.е. выраженную во вне) сторону противоправного посягательства на охраняемые законом общественные отношения,

Объективную сторону противоправного поступка составляют:

1) противоправное поведение лица (действие или бездействие), запрещенное административным законодательством, соответствующими административно - правовыми нормами;

2) общественная опасность этого поведения и его последствия;

3) причинная связь между действием и наступившим результатом.

Для характеристики объективной стороны важное значение имеют не только внешние признаки действия я субъекта, но и обстоятельства, связанные с их совершением.

Деяние- это основа, вокруг которой группируются иные черты объективной стороны место: способ, время, место совершения административного правонарушения

Субъекты административного права, как правило, являются участниками управленческих отношений, наделенные правами и обязанностями и способные вступать в административно – правовые отношения. Обычно, субъекты права и субъекты правоотношения совпадают.

Под субъектом правонарушения обычно понимают лицо (юридическое, физическое), совершившее правонарушение и обладающее при этом указанными в законе признаками.

Среди юристов нет единого мнения о том, кого следует считать субъектами административной ответственности. Одни считают, что таковыми являются исключительно физические лица. Другие относят к ним юридических лиц. До сих пор административная ответственность юридических лиц является некодифицированной.

Можно выделить следующие особенности административной ответственности:

1) КоАП на действия коллективных субъектов не распространяется, а ответственность регулируется другими нормативными актами: указами Президента, постановлениями Правительства;

2) Наличие вины не является обязательным условием привлечения к ответственности. В ряде случаев сам факт противоправною поведения считается достаточным основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий стала непреодолимая сила. Презумпция невиновности не распространяется на организации.

3) К коллективным субъектам применяются такие взыскании как штраф, отзыв лицензии, ликвидация (запрещение деятельности), закрытие;

4) Процессуальным основанием для рассмотрения дела в таких случаях часто является не протокол об административном правонарушении, а материал или акт проверки.

Нельзя рассматривать проблему административной ответственности юридических лиц без учета виновности уполномоченных должностных лиц. В одних случаях ответственность должностных лиц может быть административной и дисциплинарной, т. к. совершение правонарушения должностным лицом является следствием несоблюдения или нарушения своих служебных обязанностей.

Должностными лицами называются служащие, выполняющие организационно - распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественною органа, совершающие при их осуществлении юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущие повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для них правил.

Наиболее многочисленной по количеству и неоднородной по составу является группа индивидуальных субъектов.

Всех субъектов можно подразделить на группы:

Общие - лица, достигшие 16 лет и вменяемые;

Специальные - лица, имеющие признаки, характеризующие их служебные, трудовые обязанности (лицо, ответственное за соблюдение тех или иных правил, должностное лицо);

- лица; обладающие признаками, характеризующими их специальные обязанности (водитель автомашины, военнообязанный, родители и лица их заменяющие, иностранцы или лица без гражданства);

- лица имеющие признаки, касающиеся я физического состояния (лицо, больное венерическим заболеванием, лицо, совершившее поступок в состоянии опьянения);

- лица, обладающие признаками, характеризующими прошлое поведение (поднадзорный, лицо, совершившее административный проступок повторно).

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел несу т ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. И только за отдельные со ставы право нарушений они несут административную ответственность на составы правонарушений (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения).

Субъективная сторона правонарушения характеризует внутреннее психическое отношение виновного к совершенному им противоправному деянию и его последствиям.

К ее признакам относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Данные признаки подразделяются, что и в объективной стороне, на обязательные и факультативные (дополнительные). К обязательным относится вина, к дополнительным - мотивы и цель деяния. Кроме того, учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность.

Вина является условием административной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно (ст. 10 КоАП), если лицо, совершившее его, сознавало действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступления этих последствий.

Формула неосторожности законодательно закреплена в ст. 11 КоАП. Если лицо предвидело наступление вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть, то административное правонарушение признается совершенным по неосторожности.

 

3.Понятие, цели и виды административного взыскания.

 

Административное взыскание является мерой административной ответственности.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

-предупреждение;

-штраф;

-возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

-конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

-лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

-исправительные работы;

-административный арест;

-взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственно объектами административного правонарушения;

-административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства.

Все названные виды взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему. Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями.

Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися (административный арест, исправительные работы).

Административные взыскания могут накладываться в качестве основных (предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест), в качестве основных и дополнительных (лишение специального права, выдворение) и только дополнительных (конфискация, взыскание стоимости товаров).

1. Предупреждение

Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения. Оно применяется к лицам, впервые совершившим малозначительные правонарушения. Предупреждение считается только тогда взысканным, когда оно каким - либо способом зафиксировано (постановление соответствующего органа). Предупреждение влечет за собой те же последствия, что и все другие основные административные взыскания. Оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

2. Штраф

Штраф является наиболее распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Это объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования в качестве средства воздействия на материальные интересы нарушителя.

Нормы административного права предусматривают штрафы в двух формах с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и сточным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция).

1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

2.Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базовых величин.

3. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.

4.Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5.Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от десяти до пятидесяти базовых величин.

6.Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не ниже пяти десятых базовой величины.

7.Положение части шестой настоящей статьи не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность и если административное правонарушение совершено повторно; к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью; если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица. (В редакции Закона Республики Беларусь от 28 июля 2003г. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 87,2/980.)

3. Исправительные работы.

Применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются судом. Срок исправительных работ не может быть меньше 15 дней, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Исполнение осуществляет орган внутренних дел.

1.Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

2.Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью первой настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

3.Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и 2 группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса. (На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, Военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанные во время прохождения сборов, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной службы - и штраф).

4. Административный арест.

Устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Назначается судом. Административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам 1и2 группы.

1.Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

2. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к лицам, указанным в части второй статьи 4. б и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

5 Лишение специального права, предоставленного данному гражданину.

Это взыскание относится к числу основных административных взысканий (лишение специального права управления транспортными средствами и права охоты), Оно применяется на срок от 15 дней до 5лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение права управлять транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

1.Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

2.Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3.Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения либо состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

6. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Конфискуется лишь соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от уголовного наказания. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет по решению суда. В случае конфискации продуктов питания или Других предметов, дальнейшая реализация которых невозможна, орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, имеет право принять решение о возврате конфискованного правонарушителю с взысканием с него стоимости этих предметов.

1.Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2.Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

7. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого имущества. Например, у лиц, имеющих разрешение органов внутренних дел на хранение оружия, но нарушающих правила его хранения, это оружие может быть возмездно изъято в качестве дополнительной меры к штрафу (ст. 174, 176).

8. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения.

Состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях- свободная цена на день выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального Банка Республики Беларусь.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения

1. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

2. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования.

9. Выдворение за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательном, - самостоятельном неконтролируемом выезде выдворяемых из Беларуси.

Депортация

Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.059 с.)