Тема 17. Управление народным хозяйством Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Управление народным хозяйством Республики Беларусь



1. Управление строительным комплексом.

 

Строительная индустрия имеет важное значение для успешного решения программ производственного, транспортного, жилищного и коммунального развития. В области строительства ряд важнейших организационно – правовых аспектов отражен в законодательных актах, в числе которых можно назвать:

1. Указ Президента Республики Беларусь 5 октября 1999 г. № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора».

2.Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1993 г. с изм. и доп. от 24.10.2000 г.

3.Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25.10.2001.г. № 1541 «Об утверждении положения о министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь».

Центральным органом управления является Совет Министров Республики Беларусь.

В настоящее время специализированным органом государственного управления в данной сфере является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Область:

1) комитет по строительству;

2) управление строительного комплекса.

Город:

1) управление строительства и архитектуры,

2) отдел по управлению строительным комплексом.

Район:

1) отдел по строительству и архитектуре.

 

В Минстройархитектуры образована

1) коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности и других руководящих работников центрального аппарата министерства. В состав коллегии могут входить руководящие работники местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, ученые и представители государственных, общественных и научных учреждений. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, подчиненных ему организаций.

2) Для рассмотрения предложений об основных направлениях развития науки и техники и внедрения в производство их новейших достижений, а также передового опыта в Министерстве образуются научно - технический совет, возглавляемый Министром, и архитектурно – градостроительный совет.

3) действует Департамент государственного строительного надзора.

 

2.Управление в области охраны окружающей среды.

 

В соответствии с конституцией (ст.46): каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановлением окружающей среды. Причем ст. 55 закрепляет положение, согласно которому охрана природной среды – долг каждого. Следует различать использование и охрану природных ресурсов. При их использовании достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка). Цель охраны – предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обезопасить ее от загрязнения, порчи, истощения или разрушения. Названные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к. рациональное использование природных ресурсов предполагает бережное к ним отношение, недопущение необратимых для них последствий, т.е. их охрану.

К ведению Республики Беларусь относится установление основ государственной политики и программ экологического развития.

Основными законодательными актами данной области являются

1) Об охране окружающей среды Закон Республики Беларусь 26 ноября 1992 г. в редакции закона от 17 июля 2002 г. с изм. и доп. от 29 октября 2004 г.

2) Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г. № 1586 «О некоторых вопросах министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «Об охране окружающей среды», актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об отходах и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

По характеру компетенции органы управления в области охраны окружающей среды делятся на:

1) Органы общей компетенции (президент, Совет Министров);

2) Органы межотраслевой компетенции (Министерство здавоохранения, Министерство статистики и анализа);

3) Органы отраслевой компетенции (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство связи);

4) Органы специальной компетенции (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции а также Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Минприроды осуществляет свою деятельность непосредственно и через

-областные, Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды,

-городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды,

-государственную гидрометеорологическую службу Республики Беларусь,

-иные организации, подчиненные Минприроды.

В Минприроды образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей и руководителя контрольно-ревизионного подразделения Министерства по должности. В ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие руководящие работники Минприроды и подчиненных ему организаций.

Для всестороннего, глубокого обсуждения проблем природопользования и охраны окружающей среды, выработки рекомендаций по их решению в Минприроды создается научно-технический совет из числа его специалистов, ученых, других ведущих специалистов и представителей общественности.

В структуре Минприроды созданы специализированные инспекции, департаменты, которые осуществляют специальные функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции Минприроды.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды предусмотрена ст.ст. 52-88 КоАП Республики Беларусь.

 

3. Управление в области связи.

 

Связь является одной из основных частей хозяйственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов, юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Сеть электрической связи - это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сигналов, отражающих звуки, изображения, письменный текст, знаки или сообщения любого рода, по проводной, оптической, радиосистеме или иных электромагнитных системах.

Сеть почтовой связи - это целостная система предприятий связи и транспорта, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение периодической печати и оказание иных дополнительных услуг.

Тайна корреспонденции, телефонных и других сообщений охраняется законом. Работники предприятий связи обязаны сохранять тайну переписки лиц, пользующихся услугами связи, не нарушать тайну телефонных разговоров, телеграфных и других сообщений, если иное не предусмотрено законом.

Связь делится на связь общего пользования и внутриведомственную.

Систему органов государственного управления составляют

-Совет Министров Республики Беларусь;

-Министерство связи Республики Беларусь;

-Объединения: «Белпочта», «Белтелеком», а также организации, оказывающие услуги по предоставлению мобильной связи физическим лицам и корпорациям.

В соответствии со ст. 4 Закона «О связи» от 05.10.94 г. создан Межведомственный координационный совет, в состав которого входят представители различных министерств и комитетов.

В областях действуют предприятия «Облпочта» и «Облтелеком». Им подчинены городские, районные узлы связи, отделения, агентства связи, почтамты, телеграфы, АТС и др. В Республике Беларусь действует Устав связи, который регламентирует порядок обеспечения средствами связи и техническими средствами радиовещания.

Административная ответственность за правонарушения в области связи предусмотрена ст.ст. 135-139-1 КоАП Республики Беларусь.

 

4. Управление в области промышленности.

 

Промышленность – отрасль хозяйства, которая обеспечивает добычу и переработку природных ископаемых, производство продукции, товаров, оказание услуг и является основным способом перераспределения товаров и продукции между населением. Промышленность делится на добывающую и перерабатывающую.

Задачами управления промышленностью являются:

1) регулирование деятельности предприятий и объединений машиностроительной, металлообрабатывающей, радиоэлектронной, приборостроительной, нефтехимической, медицинской промышленности независимо от подчиненности;

2) регулирование предприятий местной промышленности;

3) обеспечение развития рыночных отношений.

Основными направлениями деятельности органов управления промышленностью можно назвать следующие:

1)прогнозирование развития отраслевой промышленности;

2)участие в формировании государственного заказа;

3) принятие мер по укреплению финансового положения государственных предприятий и оказание помощи развитию бизнеса4

4)контроль за деятельностью подчиненных предприятий.

Следует учитывать, что органы управления осуществляют в полном объеме управление только по отношению к государственным предприятиям, учреждениям, организациям. Управление промышленностью осуществляется по межотраслевому принципу.

Центральными органами управления промышленностью являются:

- Совет Министров Республики Беларусь;

- Министерство промышленности Республики Беларусь (Минпром) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Основными задачами Минпрома являются:

1. проведение научно-технической, экономической и социальной политики, направленной на создание условий для эффективной работы подведомственных Минпрому организаций (далее - организации) в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения республики в продукции производственно-технического назначения, товарах народного потребления и услугах;

2. разработка прогнозов производственно-технического и финансово-экономического развития соответствующих отраслей;

3. участие в разработке и реализации программ развития приоритетных отраслей промышленности;

4. развитие совместно с другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления внешнеторговой деятельности путем наращивания экспорта производимых организациями товаров (услуг), привлечения иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Минпром в пределах своей компетенции издает приказы, принимает постановления, иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила), утверждаемые постановлениями и приказами, организует и контролирует их выполнение.

Минпром возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр:

1. руководит деятельностью Минпрома и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, состояние дел в соответствующих отраслях;

2. действует без доверенности от имени Минпрома, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Минпрома, открывает счета в учреждениях банков, заключает договоры;

В Минпроме образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, а также других руководящих работников Минпрома (всего 15 человек). Коллегия рассматривает важнейшие вопросы развития соответствующих отраслей, обсуждает другие актуальные вопросы деятельности Министерства, организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.

В случае возникновения разногласий между Министром и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии также могут информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

Минпром контролирует деятельность Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов

- Министерство экономики осуществляет функции управления государственным имуществом и приватизацией, поддержку предпринимательства, общую координацию проведения государственной инвестиционной политики, обеспечение противодействия монополистической деятельности и развитие конкуренции

В его структуре с правами юридического лица выделены:

1) департамент по предпринимательству,

2) департамент по санации и банкротству,

3) фонд государственного имущества, который является департаментом с правами юридического лица;

В структуру Минэконом входят также:

департамент экономики отраслей топливно-энергетического комплекса, химической, микробиологической, фармацевтической промышленности и балансов топливно-энергетических ресурсов;

департамент экономики промышленности, транспорта и связи.

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром" (концерн "Белгоспищепром") Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн "Белнефтехим") Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн "Беллегпром") Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн "Белместпром") Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн "Белбиофарм") Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн "Беллесбумпром") подчиняются Совету Министров Республики Беларусь.

На местах действуют:

область: комитет экономики;

фонд государственного имущества;

финансовое управление;

управление торговли и услуг;

город: управление экономики;

финансовый отдел;

управление торговли и услуг

район: отдел экономики;

финансовый отдел;

отдел торговли и услуг.

Важнейшее значение в области управления промышленности имеет управление конкретным предприятием.

Нормативно – правовые акты в данной области: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г. № 1584 «Об утверждении положения о министерстве промышленности Республики Беларусь», Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г. № 1575 «Вопросы министерства экономики Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 №516 и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.036 с.)