Административный надзор милиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административный надзор милиции



Действующим административным законодательством, другими нормативными актами, принятыми органами государственной власти и управления, милиция осуществляет надзор за исполнением гражданами и должностными лицами нормативных актов по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Осуществление этого надзора регулируется нормами административного права и административно – правовыми инспекторами милиции. Ими выполняются надзорные функции практически по всем вопросам, отнесенным к компетенции милиции.

Содержание, формы и методы административного надзора различны, что обусловливается кругом лиц и объектов, на которые он распространяется.

Различают 3 разновидности административного надзора:

1. осуществляемый в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в организационном или ином подчинении милиции за соблюдением ими определенных правил.

2. в отношении определенного круга субъектов или по определенному кругу вопросов, например, надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами правил паспортной системы, правил дорожного движения, разрешительной системы.

3. превентивный надзор за определенным кругом лиц. К их числу относят некоторые категории граждан, освобожденных из мест лишений свободы.

Административный надзор осуществляется от имени государства, ему присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Основной целью надзора являются предупреждение и пресечение правонарушений и других антиобщественных проявлений.

Борьба с нарушителями общественного порядка осуществляется различными способами:

1) привлечением внимания общественности к фактам правонарушений;

2) проведением воспитательных мероприятий с населением;

3) применением к правонарушителям мер воздействия.

Милиция применяет следующие меры административного надзора:

- непосредственное наблюдение за выполнением должностными лицами и гражданами установленных правил;

- периодические проверки выполнения предприятиями, учреждениями и организациями правил, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции милиции;

- выявление нарушений при проверке жалоб и заявлений граждан.

При выявлении нарушений в ходе осуществления административного надзора работник милиции либо представитель общественной организации составляет протокол и направляет его в орган (должностному лицу), уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении. Вместе с тем работники милиции могут применять к нарушителю административное взыскание в виде штрафа на месте (инспектор дорожно – патрульной службы ГАИ) предупреждения.

Таким образом, административный надзор – это систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мет общественного воздействия.

Важное место в деятельности милиции занимает превентивный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст.80 УК РБ). Это форма социального контроля, направленная на предупреждение с их стороны преступлений, оказание необходимого воспитательного воздействия. Особенность такого вида надзора заключается в том, что он осуществляется в отношении определенной законом категории лиц, и порядок его осуществления регламентирован нормами.

 

4.Прокурорский надзор: понятие, сфера действия и формы реагирования.

 

Согласно ст. 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативно – правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Общий надзор осуществляется по двум основным направлениям:

1) надзор за точным соответствием актов и действий органов государственного управления, предприятий, учреждений и их должностных лиц, общественных организаций Конституции, законам, декретам, указам Президента, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь.

2) надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов всеми гражданами.

Надзор осуществляется в отношении, как индивидуальных актов, так и нормативных актов управления.

К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся: протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление.

Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В таком же порядке приносится протест на противоречащие закону акты или действия должностного лица. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Протест подлежит обязательному рассмотрению органом, о результатах сообщается прокурору. Принятие протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения (в течение 10 дней или на очередной сессии коллегиального органа). В случае нерассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением об отмене данного акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта. Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении приносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в 3- дневный срок.

Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства выносит прокурор. Мотивированное постановление может выносится прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочным налагать административные взыскания, в сроки и в порядке, установленные для рассмотрения протокола об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в 10 – дневный срок со дня его поступления. О результатах письменно сообщается прокурору.

Предписание об устранении нарушений закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу, лицу, правомочным устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в 10- дневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.

 

5. Судебный контроль за законностью в государственном управлении.

 

Судебная власть – неотъемлемый элемент правового государства. Субъектами судебного контроля в государственном управлении являются: Конституционный Суд Республики Беларусь, суды общей компетенции, хозяйственные суды.

Контрольные полномочия Конституционного суда Республики Беларусь в государственном управлении и порядок их осуществления определены Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Суды общей юрисдикции не обладают правом отмены или приостановления актов органов государственного управления, не осуществляют наблюдения за деятельностью органов государственного управления. Однако в определенных случаях суд оценивает при рассмотрении конкретных дел правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. В этих случаях суд может и отменить незаконные акты органов или должностных лиц. Так, при рассмотрении уголовных дел о должностных преступлениях суд исследует и проверяет преимущественно правомерность не управленческих актов, а действий подсудимого должностного лица. Однако эти действия неразрывно связаны с актами, ибо они заключаются в подготовке, принятии акта. Установив при рассмотрении конкретного дела, что в работе определенного органа, учреждения, организации имеют место нарушения законности, суд вправе вынести частное определение, которое является формой правового реагирования. Оно выносится в адрес того органа управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя. В частном определении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Контрольные функции суда проявляются и в гражданском производстве (исковое производство). Необходимость в осуществлении здесь судебного контроля за деятельностью управленческих органов возникает вследствие того, что в основании отдельных споров лежат акты органов управления.

Суды осуществляют контроль за администрацией предприятия, учреждения в случаях, когда рассматриваются иски граждан о неправильном их увольнении с работы.

Суды рассматривают жалобы граждан на постановления соответствующих органов и должностных лиц о наложении административного штрафа.

Определение суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Таким образом, содержанием судебного контроля является проверка судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов управления (должностных лиц) требованиям законности.

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.

Хозяйственный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного или иного органа Конституции Республики Беларусь или другим законодательным актам, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с правовыми нормами, имеющими большую юридическую силу, и ставит в установленном порядке вопрос о признании соответствующего акта неконституционным или принимает меры по признанию ненормативного акта недействительным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.013 с.)