Тема 15. Специальныеадминистративно – правовые 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Специальныеадминистративно – правовые



РЕЖИМЫ

 

1. Понятие и виды административно – правовых режимов.

 

Под правовым режимом понимается совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъектов, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Режимы могут быть межотраслевыми (режим законности, режим предпринимательства) и отраслевыми (административно – правовыми, гражданско – правовыми др.).

Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико – организационных средств. Он задается двумя параметрами:

- Особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями, задачами;

- Использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей.

Среди правовых режимов выделяются наиболее общие и производные. К первым относятся режимы отраслей права. Административно – правовой режим – это определенное сочетание административно – правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.

Административно – правовые режимы можно различать по территориальному критерию: общегосударственные (режим секретности), региональные (закрытого административно – территориального образования). ПО времени действия существуют режимы постоянные (законности) и временные (чрезвычайное положение). В ряде случаев различают режимы по объектам, средствам деятельности: заповедников, ядов, валюты и т.д.

Во всех специальных административно – правовых режимах следует различать 2 взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона – это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия. А юридическая сторона – кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и др.

Все специальные режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.

 

2. Правовой режим чрезвычайного положения.

 

Чрезвычайные режимы – это специальные правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов исполнительной власти, устанавливают меры, которые используются для урегулирования ситуации.

Законодательство закрепляет 3 основных разновидности чрезвычайных режимов:

Особое положение,

Чрезвычайное положение

Военное положение.

Из них наибольшее внимание законодатель уделяет режиму чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а также устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.

Основанием для введения чрезвычайного положения является наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

1. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ;

2. беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства.

Чрезвычайное положение на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.

По истечении срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Республики Беларусь с соблюдением требований, установленных настоящим Законом для введения чрезвычайного положения.

Указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения на срок действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений (приостановления) общего характера:

полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий государственных органов, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;

установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со стороны групп лиц и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение;

отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более чем на трехмесячный срок;

ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

приостановление деятельности опасных производств и организаций, определяемых указом Президента Республики Беларусь при введении чрезвычайного положения, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

1. В случае введения чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации в дополнение к чрезвычайным мерам и временным ограничениям общего характера, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие чрезвычайные меры и временные ограничения:

временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений;

введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

привлечение государственного материального, а также государственного материального мобилизационного резервов, мобилизация ресурсов организаций, изменение режима их работы, переориентация организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер общего характера, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

привлечение в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

2. В случае введения чрезвычайного положения при наличии чрезвычайных ситуаций, в дополнение к чрезвычайным мерам и временным ограничениям (приостановление), на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие чрезвычайные меры и временные ограничения (приостановление):

введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и (или) документов, удостоверяющих личность граждан;

ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан;

ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, алкогольной продукции, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие вещества.

Исходя из сложившейся обстановки, в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций - временное изъятие наряду с оружием и боеприпасами, ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств республиканского бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Республики Беларусь может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.

Установленные законодательством Республики Беларусь порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в период действия чрезвычайного положения не подлежат.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.

В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.

Указы Президента Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением (приостановлением) прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением (отменой) чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Прекращение (отмена) чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

 

3. Организация управления в условиях военного положения.

 

В соответсвии со ст. 5 Закона Республики Беларусь “Об обороне” военное положение вводится Президентом Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения на Республику Беларусь. Правовые основы, введение и отмена, меры по обеспечению режима военного положения на территории Республики Беларусь определяются в соответствии с законодательвом Республики Беларусь (ст. 22).

Регулирование режима военного положения определяется характером и степенью угрозы общественной и государственной безопасности, жизни и здоровью граждан во время войны. Военное полпжение вводится вплоть до прекращения состояния войны, вторжения, нападения, блокады. Руководство на территории, объявленной на военном полпжении, может передаваться специальным органам или даже военным властям.

Необходимо четко разграничивать режим чрезвычайного положения, при котором угроза безопасности исходит от внутренних социальных конфликтов, и режима военного полпжения, призванного способствовать преодолению внешней угрозы.

Военным положением обусловлено ограничение ряда прав граждани организаций, связанных с передвижением, проведением митингов, забастовок, использованием транспортных, радиопередающих средств. Одновременно могут быть возложены дополнительные обязанности, ужесточено административное принуждение.

 

4. Режимы защиты государственной границы Республики Беларусь.

 

Государственная граница Республики Беларусь – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь – суши, вод, недр и воздушного пространства.

Режим охраны границы состоит из следующих элементов:

1) режима границы;

2) пограничного режима;

3) режима в пунктах пропуска через границу.

1) Режим Государственной границы включает в себя правила:

содержания Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (далее - товары);

пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств и товаров;

плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, принадлежащих Республике Беларусь, захода иностранных плавсредств в порты Республики Беларусь и пребывания в них;

ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Республики Беларусь хозяйственной и иной деятельности;

разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы.

Режим Государственной границы устанавливается Законом Республики Беларусь «Об обороне», другими актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь с сопредельными государствами.

С учетом взаимных интересов Республики Беларусь и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

2) Пограничный режим - режим пограничной зоны, устанавливаемый в интересах создания необходимых условий для охраны Государственной границы.

Пограничный режим включает правила:

въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;

производства работ в пограничной зоне;

учета и содержания самоходных и несамоходных плавсредств на пристанях, причалах, в портах и иных пунктах базирования, их плавания и нахождения во внутренних водах Республики Беларусь в пределах пограничной зоны и в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

3) Режим в пунктах пропуска включает правила въезда в эти пункты, пребывания, передвижения и выезда из них лиц и транспортных средств.

Режим в пунктах пропуска устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, поддерживается и контролируется подразделениями пограничных войск Республики Беларусь исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

В помещениях пунктов пропуска и местах, где осуществляется пограничный контроль, командирами соединений (частей) пограничных войск Республики Беларусь вводятся дополнительные режимные правила, регламентирующие порядок допуска в них лиц, участвующих в контроле и обслуживании пассажиров и транспортных средств заграничного следования, и исключающие незаконное пересечение Государственной границы.

Пограничные войска Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь и другие воинские формирования Республики Беларусь, осуществляя защиту и охрану Государственной границы, применяют боевое оружие и технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь, предотвращения попыток угона за границу воздушных, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.

Боевое оружие и техника могут применяться также:

против лиц, воздушных и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) Государственную границу в нарушение установленных настоящим Законом правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами;

для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников;

для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите Государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности;

для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных войск Республики Беларусь, Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских формирований Республики Беларусь, принимающих участие в защите Государственной границы, в том числе для оказания помощи плавсредствам, самолетам и вертолетам при отражении вооруженного нападения на них.

Применению оружия и боевой техники должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы.

Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при отражении вооруженного вторжения, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием непреодолимых сил природы.

Порядок применения оружия и боевой техники определяется Президентом Республики Беларусь.

При выполнении обязанностей по защите Государственной границы военнослужащие применяют:

-физическую силу, включая боевые приемы борьбы, а также служебных собак для -предотвращения и пресечения правонарушений, в целях самообороны, преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных обязанностей;

-специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта) для:

-отражения нападения на граждан и военнослужащих;

-отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства пограничных войск Республики Беларусь, Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских формирований Республики Беларусь;

-пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям военнослужащих и иных лиц, выполняющих обязанности или гражданский долг по защите и охране Государственной границы;

-задержания и доставления в служебные помещения пограничных войск Республики Беларусь лиц, совершивших правонарушения или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;

-пресечения массовых беспорядков на Государственной границе и в пунктах пропуска.

Применению специальных средств должно предшествовать предупреждение о намерении применить такие средства, за исключением отражения внезапного нападения на военнослужащих и других граждан, вооруженного сопротивления и освобождения заложников, и предоставление достаточного времени для прекращения правонарушения.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются военнослужащим самостоятельно исходя из складывающейся обстановки и личности правонарушителя.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием непреодолимых сил природы.

Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных войск Республики Беларусь, основания и правила их применения военнослужащими пограничных войск Республики Беларусь, а также военнослужащими Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских формирований Республики Беларусь при защите Государственной границы устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Решающая роль в охране Государственной границы принадлежит Государственному комитету пограничных войск, а также Министерству иностранных дел Республики Беларусь, Министерству обороны Республики Беларусь, Министерству внутренних дел Республики Беларусь, Комитету государственной безопасности Республики Беларусь, Государственному таможенному комитету Республики Беларусь.

 

5. Режим секретности.

 

Государственная тайна (секрет) – это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны.

Государственную тайну Республики Беларусь составляют категории сведений, разглашение или утрата которых могут повлечь за собой тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам (Указ Президента Республики Беларусь 12.04.2004. №186).

Выделяют следующие признаки государственной тайны:

1) важность сведений;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляются указом Президента;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно – правовой режим – режим секретности.

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна. Государственная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам. Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

Секретность – это важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение права граждан на получение информации. Практика показывает, что режим секретности может быть использован для ограничения демократических институтов, усиления власти государственного аппарата.

Главными элементами режима секретности выступают:

1) правила засекречивания;

2) защита государственной тайны;

3) рассекречивание.

Засекречены могут быть сведения в области внешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, военной области, разведывательной, контрразведывательной и оперативно – розыскной деятельности, национальной безопасности Республики Беларусь.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

- чрезвычайных происшествиях;

- состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии;

- фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и т.д.

Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на их носителе: особой важности, совершенно секретно, секретно. Степень секретности должна соответствовать размеру ущерба в случае распространения. При засекречивании, помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономические связи и т.д.

Защита государственной тайны, прежде всего, предполагает создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессиональной занимаются этим делом. Во многих организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они назывались «первыми отделами»). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.

Вторым компонентом защиты государственной тайны являются правила допуска должностных лиц, граждан, организаций. Допуск предприятий, учреждений, организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее защите осуществляется путем получения ими в установленном порядке лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Допуск должностных лиц и граждан Республики Беларусь к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административно – правового статуса. Допуск предполагает принятие на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений; письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий, согласие лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу.

Рассекречивание сведений и их носителей представляет снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и доступа к ней. Рассекречивание может осуществляться по общему правилу и в специальном порядке. По общему правилу – по истечении определенного срока. Досрочно рассекречивание может осуществляться:

- из – за изменения объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений является нецелесообразной;

- если руководители органов установят, что их подчиненные необоснованно засекретили информацию;

- граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации.

 

ТЕМА 16. ОБЕСПЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В

ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

 

1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении.

В целях обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении создан и действует особый государственно – правовой механизм, состоящий из 2 основных элементов: организационно – структурных формирований и организационно – правовых методов. В организационно – структурные формирования включается значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.

Деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно – правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются государственно – властными полномочиями.

Применяемые ими различные организационно – правовые методы, практические приемы, операции обобщенно называются способами обеспечения законности. В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности: контроль, надзор, право жалобы.

 

2.Понятие контроля: цели, принципы, виды.

 

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Контроль является составной частью государственного управления, одной из его функций, методом реализации управленческой компетенции.

Социальное назначение контроля заключается в том, что он является:

-средством для получения информации о происходящих в обществе или его отдельных образованиях процессах;

-средством для определения соответствия общественной деятельности намеченным целям, а поведения граждан – установленным обществом правовым и нравственным нормам;

-средством для выявления причин отклонения от них, разработки мер, противодействующих выявленным отклонениям.

Основные цели контроля состоят в следующем:

-соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства;

-целесообразное и экономное расходование средств;

-поддерживание стабильности государственного устройства;

-повышение эффективности государственного регулирования.

К числу принципов контроля относят законность, объективность, независимость, гласность, сохранение государственной и иной тайны.

Государственный контроль подразделяют на общий и специальный.

Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому – либо вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (например, проверка исполнения конкретного управленческого решения).

В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяют контроль, осуществляемый органами:

Представительной власти,

Исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.542 с.)