Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Административное принуждение вСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 1. Правовое принуждение.
Являясь основным методом воздействия на сознание и волю людей, убеждение не всегда оказывает достаточно эффективное влияние на поведение лиц, совершающих противоправные действия. В связи с этим государство, охраняя неприкосновенность личности, ее права, свободы и законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, вынуждено применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения и общественного воздействия В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействия. Примерами организационного воздействия является увольнение, исключение, лишение специальных прав, ликвидация организаций. По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Внутри страны источником насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд). Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждениям выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. Принуждение осуществляется в связи с неправомерным для общества деянием, как реакция на вредоносное поведение. В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют 4 основных вида государственного принуждения: 1) уголовно - правовое; 2) гражданско – правовое; 3) дисциплинарное; 4)административно – правовое. Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы. Оно персонифицировано, представляет собой внешнее воздействие на субъект с целью заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых нарушений, воспитать виновного и окружающих. Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов. Сами по себе юридические нормы предусматривают лишь возможность принуждения. Реально же властно - принудительные свойства правового регулирования концентрируются в актах применения права. Правовое принуждение применяется государством. Основная задача принудительных актов - защита правопорядка. По способу его охраны следует различать 3 вида принуждения: - пресечение, - восстановление, - наказание (взыскание). В своей основе принуждение как метод государственного управления, как и убеждение, представляет собой сложную систему средств, приемов, способов воздействия на поведение через сознание людей в целях достижения согласия и целеустремленности в обществе.
2. Понятие и признаки административного принуждения.
К основным признакам, характеризующим административное принуждение, можно отнести следующие: 1. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану регулируемых, как правило, нормами административного права общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственно правления. 2. Всем мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер. 3. Основанием для применения административного принуждения является совершение административного правонарушения или наступления особых условий, предусмотренных правовой нормой (эпидемий, стихийных бедствий), при которых меры административного принуждения и используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий. 4. Акты, регламентирующие применение мер административного принуждения, правомерны издавать только определенные органы: -Национальное Собрание Республики Беларусь; -Президент Республики Беларусь; -Совет Министров Республики Беларусь; -местные Советы депутатов (исключая поселковые и сельские Советы), а в исключительных случаях: и исполнительные комитеты. 5. Административное принуждение состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей. 6. Административное принуждение применяется для -прекращения противоправных действий; -наказания нарушителей в административном порядке; -обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость принудительных мер и при отсутствии правонарушений. 7. Применяется лишь уполномоченными на то должностными лицами и органами, круг которых установлен правовыми актами (раздет 3 КоАП); 8. Административно - правовое принуждение всесторонне регулируется административно - правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения 9. Административное принуждение применяется к третьим лицам, к тем, кто не находится в непосредственном подчинении. 10. Административное принуждение осуществляется в рамках административно – процессуальных норм. Если все виды государственного принуждения равнозначны по своему содержанию, соответствующему виду юридической ответственности (уголовное принуждение - уголовной ответственности, дисциплинарное принуждение - дисциплинарной ответственности), то понятия административное принуждение и административная ответственность не равнозначны. Административное принуждение по своему содержанию (целям применения, правовым последствиям) шире административной ответственности. Внешние формы принуждения могут быть самыми различными. Их разнообразие обусловливается характером обеспечиваемых отношений, способами применения принуждения. Немалую роль в решении вопроса о том, какие меры могут быть применены к конкретному субъекту, играет его правовое положение. Так, например, военнослужащие не могут подвергаться административному аресту. Конкретные формы административного принуждения приобретают характер личных, организационных, имущественных ограничений. К личным ограничениям относится, например, административный арест лица, совершившего мелкое хулиганство. К организационным ограничениям относятся такие формы принуждение как закрытие торговых учреждений за нарушение санитарных норм. К имущественным относится принудительное взыскание штрафа.
2. Система мер административного принуждения.
Меры административного принуждения весьма разнообразны и многочисленны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения могут быть подразделены на три группы: -административно-предупредительные меры; -административно-пресекательные меры; -меры административной ответственности. В последнее время выделяются также меры процессуально обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Административно - предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием и других чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Административно-правовые меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения направленных против виновных в совершении административных правонарушений. Могут выступать либо в виде административных ограничений, либо определенных административных действий в отношении той или иной категории организации и лиц. Под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Рассматриваемые меры могут быть классифицированы по разным критериям. Практическое значение имеет классификация мер по целям применения, на основании которой выделяют две группы мер административного предупреждения. К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной или личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности: •введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией (болезни животных); •таможенный досмотр, т.е проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды; •закрытие участка государственной границы, участков дорог или улицы для движения в случае аварии, происшествия проведения массовых мероприятий; •досмотр транспортных средств; •принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли, организаций общественного питания; •принудительное выселение из домов, грозящих обвалами; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий (личного транспорта в особых условиях); •досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов; •пожарный надзор; •регистрация оружия, транспортных средств и др. Характерным для указанных мер административною предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий с целью обеспечения общественной и личной безопасности граждан. В определенных случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Данные меры не имеют характера административной кары. Ко второй группе мер относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, и др. Под мерами пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности. Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния. Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное деяние. Круг субъектов к которым могут применяться данные меры широк. Их моту т применять к лицам не достигшим 16 лет, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом, и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность. Пресечение осуществляется в интересах общества, государства и самого нарушителя для предотвращения действий, могущих усугубить его положение (помещение в медвытрезвитель). В отличие от карательных санкций меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен, то перечень вторых нельзя назвать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказались исполнительная власть и ее представители. Вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, а применить меры, которые диктуются экстренной ситуацией. Административные взыскания налагаются специальными письменными индивидуальными актами, а наказание осуществляется на их основе. Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основании факта нарушения без издания письменных актов, т.к. необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юридическим фактом здесь будет являться само правонарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия (использует оружие, специальные средства). Эти действия также являются правовыми актами исполнительной власти. Однако единого нормативною акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения нет. Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. По мнению Д.Н. Бахраха, исходя из цели и способа воздействия, можно различать общие, специальные и процессуальные меры пресечения. К общим мерам относятся: 1) требование прекратить противоправное действие (милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий); 2) превентивное задержание и доставление; 3) принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; 4) временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанности; 5) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям: 6) запрещение или ограничение ремонтно – строительных работ на улицах, и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению безопасности граждан, строений, дорожного движения и т.п. 7) приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности. К пресекательным мерам финансово-юридического характера можно отнести изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины; отказ в выдаче лицензий на тот или иной вид деятельности, приостановление ее действия либо аннулирование. Сотрудники милиции и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные средства, а также служебных животных для: 1) Отражения нападения на граждан и работников милиции; 2) освобождения заложников; 3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства независимо от их принадлежности или освобождение захваченных объектов; 4) пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению или пресечению правонарушений; 5) задержания или доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушение или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе; 6) пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; 7) обеспечения режима чрезвычайного или военного положения;- 8) осуществления охранно-режимных мероприятий в отселенных зонах радиоактивного загрязнения. Работники милиции имеют право применять и использовать огнестрельное оружие (Закон Республики Беларусь «О милиции» от 26.02.1991г. с последующими изменениями и дополнениями) Процессуальные меры пресечения названы в ст.ст. 239-246 и др. статьях КоАП. Особая цель их применения - обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К таким процессуальным мерам относятся: доставление, привод, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, их задержание, арест имущества При применении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. В юридической литературе выделяются как самостоятельные группы мер административного принуждения административно-правовые восстановительные меры, которые применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба. К ним относят меры материальной ответственности (взыскание ущерба), снос самодельно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, пеня (взыскание за каждый день просрочки установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа), взыскание недоимки (невнесенной в срок в бюджет или в государственный внебюджетный фонд суммы налогов и других обязательных платежей). Восстановительные санкции могут быть реализованы добровольно. Следует отметить, что в науках административного и уголовно-процессуального права в понятие «меры пресечения» вкладывается различный смысл. В уголовно - процессуальном праве к ним не относится даже задержание подозреваемого. В административном праве мало мер, аналогичных уголовно - процессуальным (УПК РБ), а к мерам пресечения отнесены не только процессуальные, но и самостоятельные меры принуждения. К пресекательным мерам относят: - превентивный надзор за осужденными (ст.80 УК РБ), который устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них необходимого воздействия, предупреждения новых преступлений; - принудительное лечение применяется в интересах общества и самого больного, является средством зашиты общественной безопасности, общественного порядка и здоровья нарушителя; -применение огнестрельного оружия -административное задержание (ст.ст.240-242 КоАП РБ). Меры административной ответственности применяются к лицам в случае совершения административного правонарушения и находят свое выражение в наложении на виновных лиц административных взысканий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 2063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.99.80 (0.012 с.) |