Тема 5. Административные наказания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Административные наказания



 

§1. Понятие и цели административных наказаний

Административные наказания являются установленными государством мерами административной ответственности, применяемыми к виновным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В КоАП РФ меры административной ответственности впервые названы административными наказаниями. Ранее действовавший КоАП РСФСР именовал данную группу мер административного принуждения «административными взысканиями», что придавало им характер исключительно имущественных санкций.

Административными наказаниями признаются меры административной ответственности, которые установлены ст.ст. 3.2—3.12 КоАП РФ. Иные меры административного принуждения, включая отзыв лицензии, запрещение деятельности, принудительная ликвидация юридических лиц и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными актами и применяемых в административном порядке, не являются административными наказаниями. Порядок их применения регулируется не нормами КоАП РФ, а положениями иных нормативных актов. Целью указанных мер является пресечение противоправного деяния, либо восстановление ранее существовавшего положения вещей.

Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, гражданского, трудового, финансового, налогового и других отраслей права. Их назначение влечет за собой причинение виновному негативных последствий морального, личного, имущественного, организационного характера, а также временно ухудшает его правовое положение.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Т. е. у совершившего правонарушение лица появляется так называемое «состояние наказанности», которое исчезает, если лицо в течение года не совершило другого административного правонарушения.

Целью административного наказания выступает предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). В КоАП РФ не нашла своего закрепления воспитательная цель административных наказаний, тем не менее, это не исключает воспитательную функцию административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.1 КоАП, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

 

§ 2. Система и виды административных наказаний

Перечень административных наказаний является исчерпывающим и предусмотрен только КоАП РФ. Установление нового административного наказания осуществляется путем внесения соответствующих изменений и дополнений в ст. 3.2 Кодекса. Данная статья относит к числу административных наказаний следующие:

1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ, административные наказания классифицируются на основные и дополнительные. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. К их числу относятся предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности. Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В зависимости от способа определения объема санкции административные наказания подразделяются на абсолютно-определенные, относительно определенные и альтернативные. К абсолютно-определенным следует отнести наказания, предусмотренные санкцией статьи в абсолютно-определенном выражении. Например, штраф в размере 100 рублей (ст. 12.12 КоАП РФ). К относительно определенным относятся административные наказания, которые обозначаются законодателем в определенных пределах (в минимальном и максимальном либо максимальном размере или сроке наказания) и предоставляют правоприменителю возможность выбора размера наказания. Например, административный штраф на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей (ст. 5.1 КоАП РФ), лишение права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет (ч. 1 ст. 12.8 КоАП), административный арест до 15 суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП). Альтернативными являются наказания, когда санкция одной статьи содержит указание на возможность применения нескольких административных наказаний. Например, наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев (ст. 9.3 КоАП РФ).

В зависимости от направления и способа карательного воздействия выделяют следующие виды наказаний: 1) морально-правового характера (предупреждение); 2) ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение, дисквалификация); 3) имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения); 4) организационного характера (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административное приостановление деятельности).

В зависимости от субъектов назначения административных наказаний следует выделить: 1) административные наказания, назначаемые судьей (все меры административного наказания); 2) назначаемые несудебными органами и должностными лицами (предупреждение, административный штраф, административное выдворение за пределы Российской Федерации).

Предупреждение представляет собой административное наказание, выраженное в официальном порицании физического или юридического лица и выносимое в письменной форме (ст. 3.4).

Письменная форма предупреждения позволяет разграничивать его с устным замечанием, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение либо в качестве профилактической меры.

Предупреждение имеет воспитательно-предупредительный характер, представляет собой наиболее легкую меру воздействия, вместе с тем, его применение влечет те же последствия, что и применение иных административных наказаний – лицо считается подвергшимся административной ответственности.

Административный штраф является наказанием имущественного характера, выраженным в денежной форме.

Это самая распространенная из мер наказания. Административный штраф может исчисляться в нескольких вариантах.

Размер административного штрафа может: а) выражаться в рублях; б) быть кратным стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; в) быть кратным сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа; г) быть кратным сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Административный штраф исчисляемый в рублях, устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.

Максимальный размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Максимальный размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Данная мера назначается только в судебном порядке. Возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве основного и дополнительного.

Данная мера административного наказания может применяться как к физическому, так и юридическому лицу. Однако возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Возмездное изъятие следует отличать от изъятия вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, явившихся орудием или предметом правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, которое осуществляется уполномоченными на то должностными лицами и в присутствии двух понятых. В этом случае изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела об административном правонарушении и определения их правовой судьбы.

Возмездное изъятие следует также отличать от реквизиции как меры административного принуждения, не являющейся административным наказанием. Основанием применения реквизиции выступает государственная необходимость.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

Конфискация назначается только в судебном порядке. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения, подлежащего в соответствии с федеральным законом возвращению его законному собственнику; а также изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискация может быть назначена в качестве как основной, так и дополнительной меры.

Лишение ранее предоставленного специального права физическому лицу, совершившего административное правонарушение устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. К указанным правам относится право управления транспортным средством, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Данный вид административного наказания значительно ограничивает возможности тех правонарушителей, которые своими противоправными действиями могут нанести вред и ущерб безопасности, здоровью, жизни отдельных граждан. Применение лишения специального права управления влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью: для водителя-профессионала - запрет работать по специальности, а для водителя-любителя - запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой.

Лишение специального права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права рассматривается как административное наказание только при его применении к физическому лицу. Лишение юридического лица лицензии на право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, мерой административного наказания кодексом не признается.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества в специальных учреждениях.

К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Срок административного ареста ограничен 15 сутками, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористических операций он может быть применен на срок до 30 суток. В срок административного ареста включается срок административного задержания.

Нижний предел административного ареста в законе прямо не указан. Вместе с тем, продолжительность административного ареста исчисляется в сутках. Поэтому он не может быть назначен на срок менее одних суток.

Административный арест назначается исключительно в судебном порядке. Данное наказание не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам органов, указанных в ч. 2 ст. 3.9 КоАП, имеющим специальные звания. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

Административный арест устанавливается и применяется только в качестве основного административного наказания, будучи административным наказанием, не считается лишением свободы и не влечет судимости.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства является административным наказанием, заключающимся в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы страны либо в контролируемом самостоятельном выезде данных лиц с территории государства (ст. 3.10 КоАП). Данное наказание устанавливается только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за совершенные ими административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания указанных лиц на территории России. Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного законодательством порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.

Административное выдворение может выступать в качестве, как основного, так и дополнительного наказания.

Административное выдворение за пределы РФ следует отличать от такой принудительной меры административно-восстановительного характера, как депортация. Последняя рассматривается федеральным законодательством, как принудительная высылка иностранных граждан и лиц без гражданства, не исполнивших свою обязанность по выезду из страны и не является мерой административного наказания, применяемой за совершенное правонарушение.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Дисквалификация — это назначаемое судьей административное наказание, заключающееся во временном лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление им в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 3.11).

В российском законодательстве дисквалификация является новым наказанием в системе мер административной ответственности.

Дисквалификация носит относительно-определенный характер, устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только в качестве основного наказания.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, руководствуется тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься предпринимательской деятельностью.

Содержание ограничиваемых прав, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, отличает дисквалификацию от сходного с ним административного наказания в виде лишения специального права.

Административное приостановление деятельности представляет собой временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Особенность данного наказания заключается в том, что его исполнение может быть досрочно прекращено, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного приостановления деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.024 с.)