Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений, вступивших в законную силу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений, вступивших в законную силу



Данная стадия производства (глава 30 КоАП РФ) является факультативной, поскольку ее инициирование зависит от лиц, имеющих право подавать жалобу, и прокурора. Тем не менее, она является важной, т. к. на этой стадии проверяется законность и обоснованность вынесенных процессуальных актов.

Пересмотру могут подлежать как не вступившие, так и вступившие в законную силу постановления.

Не вступившие в законную силу постановления могут быть обжалованы лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ или опротестованы прокурором.

Жалоба (протест) подается в органы или суд, уполномоченные ее (его) рассматривать в соответствии с определенной в ст. 30.1 КоАП РФ подведомственностью (территориальной подсудностью). Постановление вынесенное:

1) судьей обжалуется в вышестоящий суд;

2) коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;

3) должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ. В данном порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам, а уполномоченными органами или должностными лицами (п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Также в п. 11 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет, что положения ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ не могут толковаться как исключающие предусмотренное п. 3 ч. 1 этой статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении них должностными лицами, по делам об административных правонарушениях. Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ могут подать жалобу вышестоящим органам и должностным лицам.

Жалоба (протест) может приноситься через орган или суд, которые вынесли постановление либо непосредственно в вышестоящий орган или суд, уполномоченные эту жалобу рассматривать. Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. В Кодексе не урегулирована ситуация, когда жалоба подана одновременно и лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу, и потерпевшим, а также принесен протест прокурора. Как показывает практика, если жалоба указанных лиц и протест прокурора принесены в суд, то судья объединяет их в одно производство, поскольку он не связан доводами жалоб и протеста, а рассматривает дело в полном объеме. Поэтому решение будет выноситься единое для всех участников.

Общий срок для подачи жалобы — 10 суток со дня получения или вручения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен должностным лицом, судьей, которые уполномочены рассматривать жалобу. Для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об избирательных правах и правах на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установлен специальный, пятидневный срок.

Порядок пересмотра по делу осуществляется по той же схеме, что и рассмотрение дела. Судья, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу решают ряд вопросов при подготовке к рассмотрению жалобы. Рассмотрение жалобы (протеста) осуществляется судьей, должностным лицом единолично. Однако в соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»[30] пересмотр не вступивших в силу актов военных судов осуществляется вышестоящими судами коллегиально в составе 3 судей (ст.ст. 10,15). Поскольку Федеральный конституционный закон имеет большую юридическую силу, чем КоАП, постольку применению подлежат нормы первого.

Порядок рассмотрения жалобы (протеста) состоит из двух групп действий: обеспечительных (п. 1-7 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ) и непосредственно направленных на рассмотрение жалобы (протеста) (п. 8-9 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ). При пересмотре судья, вышестоящее должностное лицо проверяют законность и обоснованность постановления, они не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Это общий срок рассмотрения жалобы. В Кодексе определены также специальные сроки рассмотрения жалобы. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению; на постановление об административном приостановлении деятельности, а также по делам о правонарушениях, выразившихся в нарушении законодательства об избирательных правах и правах на участие в референдуме граждан, — в пятидневный срок.

По результатам рассмотрения жалобы судья, должностное лицо выносят одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, при малозначительности правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств дела;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Требования к решению предъявляются такие же, как и к постановлению по делу. Оно подлежит немедленному оглашению после вынесения. Его копия в течение 3 суток вручается или высылается лицу, в отношении которого вынесено было постановление, потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Пересмотр решений по жалобе на постановление осуществляется в том же порядке и те же сроки, что и пересмотр постановления по делу.

Вступившие в законную силу постановления и решения по жалобе (протесту) пересматриваются в порядке надзора по протестам прокуроров в соответствии со ст. 30.11 КоАП. Правом принесения протеста обладают Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта Российской Федерации, их заместители.

Статья 30.11 КоАП РФ не содержит процессуальные правила, регулирующие пересмотр в порядке надзора. Поэтому разъяснения отдельных вопросов даются в актах Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 32 постановления от 24.03.2005 г. разъяснил, что положения ст. 30.11 КоАП РФ не лишают гражданина права непосредственно обращаться с жалобой на вступившее в законную силу постановление к председателю или заместителю соответствующего вышестоящего суда. В противном случае будет нарушено право этих лиц на судебную защиту, закрепленное в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Вступившие в законную силу постановление, решение по жалобе на постановление могут быть пересмотрены председателями судов субъектов Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, их заместителями, а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами АПК РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 4 апреля 2006 г. № 113-О указал, что до законодательного урегулирования в КоАП РФ пределов и оснований проверки, полномочий судей суда надзорной инстанции, сроков для обжалования (опротестования) вступившего в законную силу судебного акта и порядка рассмотрения жалобы (протеста) в суде надзорной инстанции судам общей юрисдикции при разрешении соответствующих вопросов надлежит руководствоваться положениями главы 36 АПК РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.006 с.)