Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное основание административной ответственности. Развитие законодательства об административной ответственности.

Поиск

В период до принятия КоАП РФ нормы КоАП РСФСР не были приведены в соответствие с Конституцией РФ 1993 г., должным образом не определяли полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в данной области. Нормы об административной ответственности, помимо КоАП РСФСР, содержались в многочисленных несистематизированных федеральных законах, а также подзаконных нормативных актах. Субъекты РФ были вправе принимать собственные законы в области административных правонарушений, если они не противоречат федеральным законам, а при отсутствии соответствующих федеральных законов вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 мая 1998 г., исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости[2]. То есть, можно было говорить, что субъекты РФ пользовались правом осуществлять опережающее правовое регулирование в вопросах установления административной ответственности до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения.

КоАП РФ применительно к регулированию вопросов административной ответственности учел положения ст. 71 и определил общие принципы законодательства об административной ответственности, правила ее установления, виды и правила применения административных наказаний, правила определения подсудности и подведомственности, порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая порядок исполнения наказаний.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится также установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.3 ч. 1 ст. 1.3.КоАП РФ).

КоАП РФ в настоящее время является основным законодательным актом в области административной ответственности. Кодекс состоит из 5 разделов, включающих 32 главы, в которых определены задачи и принципы задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, система административных наказаний и правила их назначения, конкретные составы правонарушений, подведомственность дел и правила производства по ним, порядок исполнения административных наказаний.

КоАП РФ является универсальным нормативным основанием административной ответственности, все же законодатель допускает в отдельных случаях регулирование отдельных вопросов в области административной ответственности как иными (помимо КоАП РФ) федеральными законами, пак и подзаконными актами органов исполнительной власти. Так, согласно с положениями ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ иными федеральными законами устанавливаются особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).

Арбитражно-процессуальный кодекс РФ регулирует порядок привлечения к административной ответственности и пересмотра актов о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью), а порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний регулируется помимо КоАП РФ, также нормами ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, федеральными органами исполнительной власти устанавливаются перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 указанной статьи. Подзаконными актами определяется порядок реализации ряда мер процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях[3], порядок исполнения отдельных видов административных наказаний (например, административного ареста (ч. 4 ст. 32.КоАП РФ)).

Региональное законодательство об административных правонарушениях является второй составляющей нормативного основания административной ответственности. К полномочиям субъектов РФ отнесены вопросы: выбора видов наказаний (предупреждения или административного штрафа), размера административного штрафа (в пределах установленных ст. 3.5); выборы органа административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях предусмотренных законами субъектов РФ; образования в соответствии с законами субъектов РФ коллегиальных органов административной юрисдикции; определения полномочий должностных лиц, рассматривать дела об административных правонарушениях; определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по законодательству субъектов РФ об административной ответственности.

Законы субъектов РФ являются важной региональной составляющей современного законодательства об административной ответственности. Они ориентированы на выполнение тех же задач, что и сам КоАП РФ.

Региональные законы об административной ответственности имеют либо форму кодекса, либо отдельного закона об административных правонарушениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.006 с.)